Rambler's Top100

№ 97 - 98
20 января - 2 февраля 2003

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Этноязыковый состав населения Белоруссии

Сколько в России чиновников?

Россия на мировом рынке образовательных услуг

Сколько в России чиновников?

В. Гимпельсон
(Полностью статья "Численность и состав российской бюрократии" опубликована в журнале "Вопросы экономики" №11, 2002, с. 91-107)

Мнение о том, что постсоветская бюрократия очень многочисленна и раздута сверх необходимости, разделяется не только широкой публикой, но и рядом журналистов и исследователей. Обычно используются два аргумента в пользу такого утверждения: приводятся ссылки на статистические данные, согласно которым занятых в сфере управления в конце 1990-х годов в России было почти вдвое больше, чем до начала реформ; численность российской бюрократии в конце 1990-х годов сравнивается с численностью советской. В середине 1980-х годов общая численность занятых в аппарате управления в СССР колебалась в пределах от 2 миллионов до 2,4 миллиона человек1. Однако надо учитывать процедуры подсчета соответствующих статистических показателей, изменение правил отнесения тех или иных лиц к категории работников сферы государственного управления, появление у органов государственного управления новых функций.

Во-первых, любые перекрестные или временные статистические сравнения предполагают, что используемые показатели сопоставимы. Определение точной численности работников сферы государственного управления в советское время - непростая задача, поскольку соответствующие функции были "размыты" между разными ведомствами и организациями. К тому же многие функции государственного управления выполнялись освобожденными работниками партийного и профсоюзного аппаратов, которые могли формально не включаться в численность органов государственного управления.

Во-вторых, публикуемые данные о численности занятых в органах управления в России в 1990-е годы также нуждаются в пояснениях. Если это цифры, получаемые в рамках составления баланса труда (форма П-4 или 1-Т), то, как уже отмечалось, они включают не только собственно управленцев, большинство из которых занимают государственные или муниципальные должности, но и многочисленную армию работников, их обслуживающих. Понятно, что, согласно такой классификации, численность собственно тех, кто выполняет функции государственного управления, преувеличена.

В-третьих, внутри самой бюрократии произошли глубокие структурные изменения, затрагивающие функциональные основы ее деятельности и способствующие увеличению ее численности. Ушли в прошлое функции централизованного планирования и прямого управления экономикой, но повысилась роль ведомств, являющихся регуляторами рынка. Назовем лишь многочисленный персонал федерального казначейства и его региональных отделений, органов по вопросам занятости в составе Министерства труда и социального развития, агентства по банкротствам, Минимущества с его территориальными подразделениями, регуляторов финансовых рынков (ФКЦБ), антимонопольных служб (МАП) и т.п. Особое место здесь занимают налоговая администрация и органы таможенного контроля. У многих из этих ведомств основная численность работников сосредоточена именно на региональном и местном уровнях.

В-четвертых, происходят децентрализация и расширение функций местных органов управления. Это объективно вызывает рост численности занятых в данной сфере на региональном и местном уровнях.

Наконец, в-пятых, создание и функционирование демократической политической системы предполагают значительную занятость в органах, ее обеспечивающих. Приведем в качестве примера развитие судебной системы (суды общей юрисдикции и арбитражные суды, служба судебных приставов), осуществление регулярных и демократических избирательных процедур (функционирование избирательных комиссий), контроль за бюджетными расходами на федеральном и региональном уровнях (счетная палата) и т.п.

Последние три обстоятельства объясняют наличие определенных объективных предпосылок к росту численности занятых в сфере государственного управления и местном самоуправлении при переходе к рыночной экономике и более демократическому устройству общества. Все это, однако, не исключает и внутренне запрограммированную в любой бюрократии тенденцию к неуклонной экспансии вне связи с объективным расширением ее функций.

Специальное статистическое обследование государственных и муниципальных органов было начато только в 1994 году, поэтому мы не располагаем сопоставимыми данными за более ранний период. Но, судя по косвенным данным, относящимся к органам управления и включающим одновременно органы милиции, полная численность занятых здесь сократилась в 1992 году по сравнению с 1991 годом. Это стало закономерным следствием распада СССР и быстрого демонтажа советских государственных институтов (министерств и ведомств). Однако уже в 1993 году она вновь начала быстро расти в результате создания новых и расширения действующих министерств и федеральных служб.

В 1995 году численность занятых в органах управления возросла примерно на 6% (самый значительный годовой прирост за весь период статистического наблюдения). В целом в 1994-2000 годах численность занятых в органах исполнительной власти увеличилась на 15,1%, а общий прирост (по всем ветвям власти) составил 15,8%.

По регионам прирост занятости в сфере государственного управления распределялся неравномерно, а межрегиональная вариация увеличивалась. На начало 2000 года плотность госслужащих в расчете на 1000 человек постоянного населения варьировала от 4 (в Ингушетии) до 58 человек (в Эвенкийском автономном округе) при средней по стране 8 человек2. Соответствующие региональные показатели позитивно реагировали на смягчение бюджетных ограничений. Доля занятых в сфере государственного и местного управления в общей занятости в регионе росла, в частности, вследствие "смягчения" бюджетных ограничений посредством увеличения подушевых трансфертов в региональные бюджеты из федерального бюджета3. Наоборот, ужесточение бюджетных ограничений тормозило этот рост и даже вызывало сокращение занятости в сфере государственного управления.

Теперь сосредоточимся только на работниках органов исполнительной власти, то есть на тех, кого обычно и зовут "бюрократами". Почти 90% всех государственных и муниципальных служащих заняты именно в учреждениях исполнительной власти. За 6 лет (1994-1999 годы) их численность возросла с 894 тысяч до 1029,5 тысячи человек то есть на 15% (см. таблицу 1). На начало 2001 года в расчете на 1000 человек населения приходилось 7 человек, занятых в органах исполнительной власти всех уровней.

Оценивая общий масштаб занятости в этой сфере, необходимо иметь в виду, что в любой бюрократической организации трудятся не только собственно "бюрократы". Поэтому их реальная численность (с точки зрения выполнения собственно чиновничьих функций) оказывается меньше. На начало 2001 года персонал по охране и обслуживанию зданий составлял свыше 120 тысяч человек, или 10% от всего списочного состава работников государственных и муниципальных органов4. Всего же разница между численностью всех работников, занятых в системе исполнительной власти, и численностью тех, кто занимает государственные и муниципальные должности, являясь государственными (или муниципальными) служащими, составляет свыше 300 тысяч человек, или почти 1/3 всех занятых в данной сфере. Эта цифра включает весь персонал, работающий в органах государственной власти, но не обладающий статусом государственных служащих (секретари, водители, работники, обслуживающие здания и оборудование, и т.п.).

Таблица 1. Численность работников, занятых в органах государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации
(на начало года, тысяч человек)

годы

Всего в органах госвласти и управления

Законода-тельной

Исполни-тельной

Из них в

Судебной власти и прокуратуры

Других государ-ственных органах

феде-ральных

Субъектов РФ и местного с/у

Всего работников

1994

1004,3

7,1

894,4

379,9

514,5

102,7

0,1

1995

1061,8

8,8

945,1

416,2

529

107,3

0,6

1996

1093

10,5

971,3

433

538,3

110,1

1,2

1997

1108,9

11,1

984,4

442,5

542

111,5

1,8

1998

1102,8

11

983,9

409,9

574

105,6

2,3

1999

1133,7

14,5

1006,5

412,8

593,7

110,1

2,6

2000

1163,3

15,5

1029,5

404,7

624,8

115,2

3,1

2001

1140,6

19,1

983,7

377,1

606,6

134,3

3,5

На федеральном уровне

1994

39,3

3,1

33,8

33,8

-

2,2

0,1

1995

39,8

3,5

33,8

33,8

-

2,2

0,2

1996

37,9

3,7

31,2

31,2

-

2,5

0,6

1997

37,5

3,9

30,4

30,4

-

2,5

0,7

1998

35,9

3

28,9

28,9

-

3

0,9

1999

38,7

3,9

30,9

30,9

-

3

1

2000

38,8

4,2

30,3

30,3

-

3,2

1,2

2001

37,2

3,8

28,8

28,8

-

3,3

1,3

На региональном уровне

1994

965

4

860,6

346,1

514,5

100,4

0,02

1995

1022,1

5,3

911,3

382,4

529

105,1

0,03

1996

1055,1

6,8

940,1

401,8

538,3

107,6

0,6

1997

1071,4

7,2

954

412,1

542

109

1,1

1998

1066,9

7,9

955

381

574

102,6

1,4

1999

1095

10,6

976

381,9

594

107,1

1,6

2000

1024,5

11,3

999,2

374,4

624,8

112

1,9

2001

1103,4

15,3

954,9

348,3

606,6

131

2,2

Численность чиновников в центральном аппарате федеральных ведомств ("федеральные чиновники на федеральном уровне") за рассматриваемый период снизилась на 10% и составила менее 30 тысяч человек. Их доля сократилась с 3,8 до 2,9%, доля федеральных чиновников в регионах также уменьшилась после некоторого "всплеска" в 1995-1997 годах (см. таблицу 2).

Таблица 2. Структура численность работников органов исполнительной власти на федеральном, региональном и местном уровнях, 1994-2001 годы
(на начало года, %)

годы

Всего

Федеральные (всего)

Федеральные (центр)

Федеральные (в субъектах РФ)

Субъекты РФ и местное с/у

1994

100

42,48

3,78

38,7

57,52

1995

100

44,04

3,58

40,46

55,97

1996

100

44,58

3,21

41,37

55,42

1997

100

44,95

3,09

41,86

55,06

1998

100

41,66

2,94

38,72

58,34

1999

100

41,05

3,07

37,98

59,02

2000

100

39,31

2,94

36,37

60,69

2001

100

38,33

2,93

35,41

61,67

Подавляющая часть чиновников трудится в регионах. В 1994-2000 годах тенденции изменения численности чиновников в центре и на местах были противоположны. Суммарная численность чиновников в регионах постоянно увеличивалась. Но если численность федеральных чиновников в регионах возросла на 8%, то численность работников исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления повысилась более чем на 20% (с 515 тысяч до 625 тысяч человек)! Именно за счет региональных и местных чиновников и растет общая численность этой группы.

Попытаемся сравнить численность государственных служащих с другими промышленно развитыми странами. Расхождения в определении самого понятия государственной службы существенно затрудняют межстрановые сопоставления. Однако благодаря специальному обследованию, проведенному Всемирным банком5, ситуация в этой области несколько прояснилась (см. таблицу 3).

Из данных таблицы 3 следует, что во многих странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) доля занятых в сфере государственного управления заметно выше, чем в России6. В богатых странах ОЭСР эти показатели еще выше. Среди последних наименее "бюрократизированы" относительно бедная Греция (4,3%) и Япония (4,0).

Таблица 3. Занятость в сфере государственного управления, 1995 год (в %)

Страны

От всех занятых

От всего населения

Россия*

1,8

0,8

Болгария

2,8

1,2

Венгрия

5,9

2,7

Польша

1,3

0,6

Словакия

5,5

2,2

Средняя по ОЭСР

10

4,3

Австрия

14,1

5,9

Германия

6,3

3

Швеция

16,8

9,4

Великобритания

8,8

3,5

США

7,8

4,4

Япония

4

1,9

Греция

4,3

1,5

Франция

12,4

4,9

* Данные по России приведены за 2000 год - общая численность запятых в органах государственной власти и управления.

Источник: Schiavo-Campo S., de Tommaso G., Mukherjee A. An International Statistical Survey of Government Employment and Wages. World Bank Policy Research Working Paper No 1806, August 1997. r

Итак, межстрановые сравнения не свидетельствуют о том, что доля занятых в государственном управлении в России в конце 1990-х годов была велика. Скорее, наоборот!


1 - Труд в СССР. М.: ЦСУ СССР, 1988, с. 30
2 - СБ №4 (78), с. 8.
3 - Gimpclson V., Treisman D. Fiscal Games and Public Employment: A Theory with Evidence from Russia. - World Politics, 2002, January, vol. 54, No 2.
СБ №4 (78),с. 8.
4 - Schiavo-Campo S., de Tommaso G., Mukherjee A. Government Employment and Pay. A Global and Regional Perspective. World Bank Policy Research Working Paper No 1771, May 1997; 5 - Schiavo-Campo S., de Tommaso G., Mukherjee A. An International Statistical Survey of Government Employment and Wages. World Bank Policy Research Working Paper No 1806, August 1997.
6 - Правда, в ряде стран Центральной и Восточной Европы показатели близки к российским. Например, в Болгарии они чуть выше, а в Польше - еще ниже, чем в России. Отсюда следует, что российская ситуация не исключительна для переходных обществ.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most