Rambler's Top100

№ 133 - 134
3 - 16 ноября 2003

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Структура и динамика трудовых ценностей российского населения

Трудовые ценности молодежи

«Кавказ» подо мною. Краткие заметки по формированию и практическому использованию «образа врага» в отношении «лиц кавказской национальности»

Трудовые ценности молодежи

Т.В. Хлопова, Ж.Г. Озерникова
(полностью опубликовано в журнале "Народонаселение", 2002, №4, с. 66-73)

Проблема трансформации трудовых ценностей занимает особое место в переходной экономике России. Переход к рыночным отношениям разрушил старую систему мотивации, а новая, "рыночная" система находится пока в стадии формирования. Медленные, противоречивые институциональные изменения формируют среду, неблагоприятную для развития позитивной базовой мотивации, системы трудовых ценностей. Углубление социального расслоения общества, низкий уровень оплаты труда превращают труд по найму в средство выживания. Происходит углубление девальвации трудовых ценностей.

Проблеме исследования трудовых ценностей населения в период экономических реформ было посвящено социологическое обследование, проведенное в 2000-2001 годах в Иркутской области по квотной репрезентативной выборке методом структурированного интервью. В качестве объекта исследования были выбраны работающие по найму в различных отраслях хозяйства и студенты профессиональных учебных заведений.

Наибольший интерес представляет изучение особенностей трудовых ценностей молодежи - как работающей, так и учащейся. Развитие экономики страны во многом зависит от того, кто приходит на смену старшему поколению. При этом формирование и развитие трудового потенциала отрасли, отдельного предприятия находится в прямой зависимости не только от образовательного, профессионального, интеллектуального уровня молодых специалистов, но и в значительной степени от их мотивации в сфере труда, профессиональной подготовки и повышения квалификации, от доминирующих в данной сфере ценностных ориентации и установок.

Результаты исследований свидетельствуют, что для работающей молодежи до 25 лет наиболее значимыми являются материальные и статусные трудовые ценности. В то же время, по сравнению с другими возрастными группами, для молодых работников ценность успеха и высокого положения в обществе наиболее значима. Ориентация на работу (в условиях полной материальной обеспеченности) снижается с возрастом, что вполне закономерно (таблица 1). Для молодых работников до 25 лет характерны, с одной стороны, высокая доля предпочитающих работать даже при условии отсутствия материальной необходимости, а с другой стороны, достаточно высокая доля (по сравнению со средней возрастной группой) тех, кто предпочел бы не работать или "скорее, не работать". Таким образом, группа работающей молодежи по ценностным ориентациям в сфере труда неоднородна.

Таблица 1. Распределение ответов работников на вопрос: "Если бы у Вас была материальная возможность не работать, то что бы Вы предпочли?" в зависимости от возраста респондентов, % от числа опрошенных

Вариант ответа

Возраст, лет

до 25

26—29

30—39

40—49

50—59

Свыше 60

Работать

33,3

35,6

30,4

36,5

18,1

22,2

Пожалуй, работать

38,2

39,6

38

32,6

37,5

22,2

Скорее, не работать

19,6

7,9

11,4

11,3

18,1

33,3

Не работать

8,8

8,9

15,8

15,2

13,9

22,2

Затрудняюсь ответить

0

6,9

1,3

3,5

9,3

0

Среди трудовых ценностей на первом месте для занятого населения в целом, как и прежде, остается хороший заработок (64,8%), а на втором - гарантия стабильной занятости (36,8%), на третьем - интересная, творческая работа (34,9%). Таким образом, за годы реформ в сознании работников значительно возрос мотив гарантий стабильности занятости, "работы на стабильном, имеющем перспективы предприятии". Это, несомненно, результат десятилетнего кризиса, падения производства, роста безработицы Молодые работники имеют выраженные особенности структуры трудовых ценностей, по сравнению с работниками других возрастных групп (таблица 2).

Таблица 2. Распределение ответов на вопрос: "Если бы Вы могли выбирать, то какой работе отдали бы предпочтение?" в зависимости от возраста респондентов, % от числа опрошенных

Вариант ответа

Возраст, лет

до 25

26—29

30—39

40—49

50—59

Свыше 60

Интересная, творческая работа

32,4

37,6

36,1

32,2

41,7

33,3

Работа, дающая возможность повышения квалификации

20,6

19,8

20,9

7

12,5

11,1

Работа, приносящая пользу людям

23,5

27,7

24,1

24,8

23,6

50

Работа, не вызывающая физического утомления, с хорошими условиями труда

19,6

15,8

19

17

16,7

11,1

Работа, где есть возможность сделать карьеру

33,3

34,7

17,1

15,7

16,7

0

Высокооплачиваемая работа

64,7

66,3

67,1

64,3

69,4

33,3

Работа на стабильном, имеющем перспективы предприятии

43,1

39,6

36,7

40

25

5,6

Работа, обеспечивающая социальные льготы

10,8

21,8

17,1

20,9

5,6

0

Работа, дающая возможность улучшить жилищные условия

24,5

22,8

25,9

17,8

8,3

11,1

Работа, где сложились хорошие отношения в коллективе

30,4

31,7

29,7

22,6

11,1

11,1

Работа, где руководство хорошо относится к персоналу

25,5

25,7

16,5

20,4

20,8

16,7

Работа на предприятии, которое близко от дома

12,7

9,9

19,6

16,1

13,9

5,6

Как видим, материальные ценности для старших возрастных групп имеют большее значение, чем для молодежи. Таким образом, распространенный стереотип о "молодежной меркантильности" является явным преувеличением. Важной особенностью структуры трудовых ориентации молодых респондентов является стремление к стабильности ("работа на стабильном, имеющем перспективы предприятии"), карьерный и профессиональный рост. Это связано с объективными причинами: безработица является преимущественно молодежной проблемой, поэтому факторы повышения конкурентоспособности и гарантии занятости имеют для молодых первостепенное значение.

Для большинства учащейся молодежи, независимо от ранга учебного заведения, характерна социально-статусная мотивация в сфере труда (таблица 3). Работа воспринимается выпускниками как средство добиться успеха в жизни, занять определенное положение в обществе. При этом важно не столько содержание работы, сколько то, какое место благодаря ей может иметь человек в социальной структуре общества.

Таблица 3. Типы мотивации учащейся молодежи в сфере труда, % от числа опрошенных

Типы мотивации

Студенты

Лицеисты

Социально-статусная мотивация

54,6

40,9

Установка на профессионально-личностную самореализацию

33,3

23,9

Материальная мотивация

10,2

25

Коммуникативная мотивация

1

2,3

В случае мотивации профессионально-личностной самореализации будущая работа представляется молодыми людьми как средство развить свои способности в определенной сфере профессиональной деятельности, талант, реализовать себя, получить признание в обществе. Такой тип мотивации отмечается у трети студентов вузов и почти четверти учащихся профессионального лицея.

В представлении определенной части респондентов работа - простая экономическая необходимость, не более чем источник средств к существованию (материальный тип мотивации). При этом среди выпускников профессионального лицея такая установка встречается в 2,5 раза чаще, чем среди выпускников вузов (25,0% и 10,2% соответственно). Менее 3% опрошенных воспринимают работу в первую очередь как средство общения, как возможность ощутить причастность к определенной группе, получить признание и уважение окружающих. Таким образом, в сознании молодых людей, стоящих на пороге трудовой жизни, работа воспринимается как инструмент реализации в первую очередь социальных запросов. При этом, по сравнению с уже работающими по найму, у выпускников вузов в 3,5 раза, а у лицеистов в 1,5 раза реже труду адресуются лишь потребности выживания.

Среди наиболее важных и желаемых характеристик будущей работы подавляющее большинство респондентов всех учебных заведений (более 80%) отметили высокую заработную плату. Для будущих специалистов актуальны также возможность карьерного роста (29,9%) и соответствие будущей работы их склонностям, способностям и умениям (20,6%). В среде будущих рабочих наиболее важной (вслед за высокой оплатой труда) считается возможность достижения высокого уровня мастерства (30,7%); для четверти учащихся предпочтительна возможность продвижения по службе.

Эти выводы подтверждаются анализом факторов неудовлетворенности выпускников потенциальной работой. Помимо низкого уровня заработной платы респонденты всех учебных заведений единодушно отметили также: неинтересную работу, причем здесь выпускников вузов в 1,5 раза больше, чем учащихся профессионального лицея (40,2% и 28,4% соответственно); недоброжелательную атмосферу в коллективе (от 20% до 30% респондентов в зависимости от ранга учебного заведения). Кроме того, выпускников лицея беспокоит отсутствие возможностей для повышения уровня профессионализма, в то время как будущих специалистов не устраивает отсутствие перспектив должностного роста.

Значительно разделяются мнения студентов вуза и учащихся профессионального лицея по поводу значимости методов поощрения за выполняемую работу (таблица 4).

Таблица 4. Значимость методов поощрения на работу

Метод поощрения

Ранг значимости

Будущие специалисты

Будущие рабочие

Признание заслуг со стороны руководства

2

-

Повышение заработной платы

3

1

Повышение в должности

1

4

Возможность обучения и повышения квалификации

4

2

Помощь в приобретении жилья

5

3

Возможность льготного лечения

-

5

Если студенты вузов в значительной степени заинтересованы в должностном продвижении, в признании своих заслуг со стороны руководства (42,1% и 41,1% опрошенных соответственно), то выпускники профессионального лицея в большей степени ориентированы на материальные методы поощрения (44,3% опрошенных). Четверть опрошенных хотели бы рассчитывать на помощь в приобретении жилья и обучении детей. При этом учащихся профессионального лицея уже сейчас волнует возможность льготного лечения и помощь в укреплении здоровья: 18,5% опрошенных лицеистов отметили этот метод поощрения за работу как один из наиболее значимых.

Хорошая профессиональная подготовка, высокий уровень квалификации дают человеку реальный шанс преуспеть в жизни. Однако все возрастающий темп морального старения знаний и их приложений делают объективно необходимым непрерывное образование. Для поддержания своего рейтинга на рынке труда необходимо постоянно обновлять профессиональные знания и совершенствовать навыки. Не случайно абсолютное большинство опрошенных (92%), независимо от ранга учебного заведения, считают необходимым повышать уровень своей квалификации в течение всей жизни. Кроме того, более трети обучающихся ребят, как в вузе, так и в профессиональном лицее, в качестве значимого для них метода поощрения за работу указали возможность обучения и повышения квалификации (32,7% и 37,5% соответственно).

При этом для развития трудового потенциала, как предприятия, так и отдельного работника, большое значение имеют не только систематическая переподготовка и повышение квалификации на предприятии. Важно умение самостоятельно приобретать знания, уметь работать с информацией, анализировать ее, видеть и решать возникающие проблемы. Уже сегодня 62,6% студентов вузов и 55,7% лицеистов занимаются самообразованием.

Таким образом, сегодня молодые люди, как работающие, так и те, кто только завтра вступит в трудовую жизнь, демонстрируют ярко выраженную профессионально-личностную и социально-статусную мотивацию. Кроме того, для работающей молодежи характерна значительная ориентация на мотивы стабильности и защищенности.

Изучение ценностных ориентации, предпочтений и приоритетов молодежи в сфере труда позволяет понять направленность и содержание трудовой активности молодого поколения и в конечном счете определить степень его включения в общество, признание молодыми людьми общественно значимых трудовых ценностей.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most