Rambler's Top100

№ 121 - 122
11 - 24 августа 2003

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Иммиграция в современном мире: новая проблема нового столетия

Основные этапы и методы регулирования трудовой миграции в западноевропейских странах

Трудовая миграция в Россию

Трудовая миграция в Россию из государств центральной Азии

Миграционная политика в "иммиграционных странах": Канада, Австралия, Новая Зеландия

Миграционная политика в "иммиграционных странах": Канада, Австралия, Новая Зеландия

Мирон Боргулев
(Опубликовано на сайте "Государство и антропоток", выпуск II "Миграция": http://antropotok.archipelag.ru/text/a036.htm)

В данном тексте мы попытаемся рассмотреть отдельно иммиграционную политику тех стран, чья экономика традиционно ориентирована на приём большого количества новых жителей: Канады, Австралии и Новой Зеландии. Эти страны, несмотря на то, что расположены на разных концах земли, имеют немало общего: из некогда практически безлюдных земель за счёт большой миграции из Европы и других континентов они превратились в страны с достаточно высоким уровнем жизни. Поскольку иммиграция происходила в период колониальной зависимости от Великобритании, официальным языком этих стран является английский. Эти страны продолжают привлекать иммигрантов и по сей день - более того, прием квалифицированных иммигрантов является важной частью их внешней политики.

Нередко эти три страны называют иммиграционными. Они и сейчас проводят активную политику привлечения квалифицированных иммигрантов из разных стран мира. И теперь иммигранты составляют значительную часть населения. Сходна и история иммиграционной политики в этих государствах: сначала они принимали новых поселенцев в основном из Европы, однако после середины XX в. двери открылись и для иммигрантов из развивающихся стран, в основном азиатского региона. Во всех этих странах достаточно проста процедура получения вида на жительство для инвесторов и квалифицированных специалистов, при этом список требуемых профессий очень велик. Сразу по приезду в страну иммигранты получают статус постоянного жителя, дающий те же права пользования социальными благами, что имеют граждане. Отличается простотой и процедура получения гражданства, которое предоставляется спустя два-три года постоянного проживания на территории государства. Правительства не препятствуют получению постоянными жителями статуса граждан, скорее наоборот, пропагандируют переход постоянных жителей в граждане, считая, что натурализация будет полезной для национальной экономики.

Перейдём теперь к рассмотрению политики каждой из иммиграционных стран - Канады, Австралии и Новой Зеландии - по отдельности.

Канада

Канада среди упомянутых трёх стран имеет наиболее долгую историю независимости и, как следствие, наиболее долгую историю вопроса об иммиграции. Так, первый закон об иммиграции был издан в 1869 г. Тогда в Канаду приглашали в основном фермеров, домработниц и лиц наёмного труда из Западной Европы и США. В связи с наплывом большого количества китайцев на строительство Трансканадской железной дороги в 1895 г. был принят специальный закон, ограничивающий иммиграцию из Китая. Значительными были волны иммиграции на рубеже веков, а также сразу после второй мировой войны. Тогда в страну приезжали в основном представители Западной Европы и США. В 1962 г. ограничения на въезд неевропейцев были отменены, а в 1967 г. была разработана объективная система оценки квалификации и знания языка иммигранта по профессии. С тех пор поток иммигрантов стал ещё более активен, однако в нём все в большей мере преобладают представители стран Третьего мира: если в 50-е годы европейцы составляли 80% иммигрантов, то в 2000 - только 17%. Всё это привело к тому, что в настоящий момент иммигранты в первом поколении составляют 16% населения страны.

Существует несколько путей иммиграции в Канаду. Я остановлюсь только на тех из них, которые являются компонентом сознательной государственной политики, и оставлю в стороне имеющую иную природу иммиграцию по семейным и гуманитарным обстоятельствам.

Одним из самых популярных способов иммиграции в Канаду является так называемая независимая иммиграция. Иммигрировать таким образом имеют возможность квалифицированные представители определённых профессий, способные изъясняться на английском или французском языках. Список таких профессий достаточно велик и число вакантных мест остается большим: канадское законодательство позволяет принимать более 200 тысяч иммигрантов ежегодно. Требования для прибывающего таким путем иммигранта весьма серьезны. Пройдя тесты по специальности, языку, а также уровню образования, потенциальный иммигрант должен набрать не менее 70 баллов из ста.

Существует также программа бизнес-иммиграции для предпринимателей, успешно показавших себя на родине и способных внести значительный вклад в канадскую экономику. Данная программа распространяется либо на потенциальных инвесторов, способных вложить в канадскую экономику более 400 тысяч канадских долларов, либо на предпринимателей, обязанных в течение двух лет после приезда открыть или приобрести бизнес, а также трудоустроить как минимум одного канадского гражданина или постоянного жителя, кроме себя и своей семьи. В отличие от иммигрантов по профессии, предпринимателям достаточно набрать 25 баллов.

Поначалу иммигрант получает статус постоянного жителя. Постоянные жители пользуются всеми социальными благами граждан Канады, однако не пользуются избирательным правом, не имеют канадского паспорта и могут в случае совершения преступления быть лишены статуса постоянного жителя. Они также обязаны в течение 183 дней в году фактически находиться на территории Канады.

Через три года иммигрант имеет право подавать документы на гражданство. Причём согласно законодательству за последние четыре года иммигрант три года должен фактически находиться на территории Канады. Гражданство предоставляется по результатам экзамена по английскому или французскому языку, а также специального теста на знание Канады. Данный тест определяет не только знание основ конституции, истории и государственного устройства страны, но и наличие у человека представления о текущей политической ситуации в стране и регионе его проживания - о депутатов от своего избирательного округа, мэре города, их партийной принадлежности, о партии власти и официальной оппозиции.

В силу того, что в Канаде имеет значительное влияние франкоязычное меньшинство, сосредоточенное в основном в провинции Квебек, а большинство иммигрантов не владеет французским языком (73% иммигрантов владеет только английским, 12% - английским и французским и лишь 4% - только французским), Квебек имеет собственный закон об иммиграции, в том числе и собственный список приглашаемых профессий. Другие провинции не обладают такой автономией. В основном это право заключается в том, что представители Квебека проводят отдельный отбор эмигрантов, имеют отдельные представительства за рубежом, хотя принципы отбора в провинции те же, что и в стране в целом.

Австралия

В Австралии основные принципы иммиграции родственны аналогичным принципам в Канаде, однако, имеются и отличия. Так, Австралия не принимает профессиональных иммигрантов старше 45 лет. При рассмотрении заявлений на иммиграцию в Австралии также учитываются личные качества человека: его профессиональная репутация и отсутствие проблем с законом.
При приеме заявок на гражданство учитывается владение английским языком, а также знание прав и обязанностей граждан Австралии, что не распространяется на пожилых людей. Новоиспечённый гражданин Австралии обязан посетить церемонию посвящения в граждане, где произнести клятву верности народу Австралии. Посещение церемонии является обязательной частью процесса получения гражданства.

В Австралии нет автономных национальных районов, однако, существует специальная программа привлечения мигрантов, как профессионалов, так и предпринимателей в глубинные районы. Под глубинными районами здесь понимаются территории почти всех штатов, за исключением крупных и средних городов в густонаселённых штатах.

Мультикультурализм официально объявлен основой внутренней политики Австралии, за каждым иммигрантом признается право развития своей культуры на территории Австралии, и выдвигается обязанность признавать это право за другими гражданами Австралии и иммигрантами.

Новая Зеландия

Иммиграционное законодательство Новой Зеландии в основном соответствует австралийскому. Между этими странами достаточно много общего: граждане и постоянные жители Новой Зеландии имеют право на свободный въезд и проживание в Австралии и наоборот, причём новые поселенцы пользуются теми же социальными благами, что и граждане соответствующих стран.
Однако в Новой Зеландии, в отличие от Австралии, существует специальная программа, облегчающая иммиграцию из стран Океании. В результате сейчас полинезийцы немаорийского происхождения и меланезийцы составляют 5% населения Новой Зеландии. Страна принимает как специалистов "в областях перспективных для национальной экономики", так и бизнесменов. Бизнесмен-инвестор имеет право на иммиграцию, если способен инвестировать в национальную экономику более 1 миллиона новозеландских долларов. Страна не принимает в качестве постоянных поселенцев инвесторов старше 85 лет. Возраст вообще является одним из важнейших критериев отбора иммигрантов. Для бизнес-иммиграции необходимо иметь в стране бизнес, успешно работающий не менее двух последних лет.

Гражданство в Новой Зеландии предоставляется лицам, имеющим статус постоянного жителя и в течение трёх лет проживших в стране. Как и в Австралии, от претендующих на гражданство лиц требуется знание английского языка, а также прав и обязанностей гражданина. Процесс получения гражданства в обеих странах сопровождается особой церемонией и произнесением клятвы верности.

В Новой Зеландии значительным влиянием пользуется маорийское население и государство консультируется с его представителями в вопросах иммиграционной политики. Возможно, именно целями сохранения маорийской и вообще полинезийской культуры в стране, объясняется привлечение мигрантов из стран Океании. Здесь, правда, стоит оговориться, что специально привлекаются мигранты в основном из бывших английских колоний: Самоа, Фиджи, Питкэрна… Их адаптация в новозеландском обществе облегчается также и тем, что они, как правило, ещё на родине владеют английским языком, а язык маори, второй официальный язык Новой Зеландии, родственен полинезийским языкам.

Хотя многие годы во всех трёх странах существовали неодинаковые режимы иммиграции для представителей разных стран - последние делились на предпочтительные (как правило, Великобритания и Северная Европа), приемлемые (Южная и Восточная Европа) и неприемлемые (Азия и Африка), - сейчас такого разделения официально не существует: страны готовы принимать иммигрантов разных стран и культур. В Австралии мультикультурализм, как я уже писал, объявлен государственной политикой (существует даже специальное министерство иммиграции и мультикультурализма), в Канаде и Новой Зеландии официально это не объявлено, хотя этнические сообщества иммигрантов успешно развиваются в обеих странах. В канадской провинции Квебек, пользующейся иммиграционной автономией, в целях сохранения особой культурной идентичности, предпочтение отдаётся франкоязычным иммигрантам, что накладывает свой отпечаток и на культурную жизнь провинции.

Наблюдается также своеобразная кооперация между странами британского Содружества. Все три эти государства входят в него, во всех трёх главой государства является английская королева. Сознание единства "британского мира" и чувство уважения к королеве во всех этих странах стараются воспитать и в претендующих на гражданство мигрантах: в Канаде претендент на гражданство должен знать королеву-главу государства, а также имя действующего генерал-губернатора; в Новой Зеландии во время церемонии принятия гражданства произносится клятва на верность Её величеству Елизавете Второй, королеве Новой Зеландии, и её наследникам. Только в Австралии, в отличие от остальных рассматриваемых стран, английская королева в тексте клятвы не упоминается.

Сотрудничество налажено в первую очередь между Австралией и Новой Зеландией, об этом уже было упомянуто. Однако и с другими странами Содружества они очень сильно скооперированы: гражданам Великобритании и некоторых других стран не требуются визы для посещения этих государств, однако разрешение на работу и проживание им всё же нужно получить.

Канада и Новая Зеландия известны также своим лояльным отношением к двойному гражданству. В этих странах двойное гражданство практически ничем не ограниченно: мигранты имеют право сохранять своё старое гражданство, коренные жители - приобретать новое. При этом возможность двойного гражданства рекламируется как одно из преимуществ жизни в этих странах. В Австралии существует возможность сохранения старого гражданства для иммигрантов, однако коренные австралийцы могут быть лишены гражданства за приём гражданства иного государства. Впрочем, эта система является поводом для многочисленных дебатов в Австралии: она представляется некоторым политическим силам дискриминационной по отношению к коренным австралийцам и общественное мнение раскалывается между полным приятием и полным неприятием двойного гражданcтва.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most