Rambler's Top100

№ 117 - 118
16 - 29 июня 2003

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Что мы знаем о лисе?..

Что мы знаем о лисе?.. Ничего. И то не все

Борис Заходер

Почему у нас такой неопытный Наркомздрав

Заместитель министра здравоохранения РФ Ольга Шарапова знает, что:

"эффективным способом борьбы с абортами является увеличение социальной помощи семьям, за счет чего в России уже удалось добиться существенного сокращения числа абортов". Она заявила об этом на проходившем в Москве втором российском форуме "Дети и лекарства", сообщив одновременно, что Минздрав России направил в правительство законопроект, принятие которого значительно сократит перечень социальных показаний для проведения абортов.

Mednovosti.ru: http://mednovosti.ru/news/2003/06/11/abortion/

Демоскоп знает больше.

Нам кажется, что хотя сокращение перечня социальных показаний для проведения аборта безусловно означает очень большое увеличение социальной помощи семьям, пока Минздрав ограничивается половинчатыми мерами. Насколько можно судить по имеющейся информации, в законопроекте Минздрава речь идет только об абортах на поздних сроках беременности, после 12 недель. А до 12 недель, значит, можно? Какая близорукость!

Этот просчет Минздрава, видимо, связан с тем, что он слишком увлекся улучшением нашего здоровья и снижением нашей смертности и добился в этом удивительных результатов. Если, скажем, по продолжительности жизни мужчин в 1900 году мы отставали от Швеции на 20,3 года, от США на 15,9, от Японии на 13,5, а от Франции - на 12,7 года, то в 2000 году наше отставание от Японии составило каких-то 18,7 года, от Швеции -18,4, от Франции - 16,5, а от США - вообще 15,2 года, меньше, чем при царском режиме!

Конечно, добиваясь этих успехов, Минздрав не мог отвлекаться на борьбу с абортами, производство и распространение противозачаточных средств и другую подобную дребедень. Да и его ли это дело? Ему гораздо больше пристало решать крупные политические, социальные, наконец, моральные вопросы, заботиться, главным образом, о духовном здоровье нации, тем более что его - в отличие от средней продолжительности жизни - нельзя измерить.

Надо ли удивляться, что когда Минздрав смог, наконец, уделить внимание и проблеме аборта, то он проявил некоторую неопытность, и его первый блин в этой области оказался не совсем удачным. Надо срочно исправлять положение. Демоскоп считал бы полезным немедленно отозвать робкий, половинчатый законопроект Минздрава и заменить его полноценным документом, кладущим конец этой злосчастной проблеме. И это не так сложно сделать, потому что в архиве Демоскопа нашелся уже готовый документ, отвечающий всем требованиям нынешнего момента. Вот этот прекрасно сформулированный, взвешенный документ, который, кстати, поможет решить и многие другие волнующие общество проблемы.

"Только в условиях социализма, где отсутствует эксплуатация человека человеком и где женщина является полноправным членом общества, а прогрессирующее повышение материального благосостояния трудящихся является законом общественного развития, можно серьезно поставить борьбу с абортами, в том числе и путем запретительных законов. …Необходимое материальное обеспечение женщин и их детей, государственная помощь многосемейным, максимальное развитие сети родильных домов, детских яслей, детских садов, законодательное установление минимума сумм, подлежащих уплате отцом ребенка на его содержание при раздельном жительстве супругов, с одной стороны, и запрещение абортов - с другой, вместе с усилением наказания за злостный неплатеж присужденных судом средств на содержание детей и внесением некоторых изменений в законодательство о разводах в целях борьбы с легкомысленным отношением к семье и семейным обязанностям - таковы пути, на которые нужно встать для разрешения этого большого, затрагивающего все население вопроса… Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляют:
…1. В связи с установленной вредностью абортов запретить производство таковых как в больницах и специальных лечебных заведениях, так и на дому у врачей и на частных квартирах беременных. Производство абортов допустить исключительно в тех случаях, когда продолжение беременности представляет угрозу жизни или грозит тяжелым ущербом здоровья беременной женщине, а равно при наличии передающихся по наследству тяжелых заболеваний родителей, и только в обстановке больниц и родильных домов.

Постановление ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 г.
"О запрещении абортов, увеличении материальной помощи женщинам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах".


Демоскоп, правда, не уверен, что этот зрелое постановление готовили медики. Скорее всего, нет, потому что тогда в стране и без них было достаточно государственно мыслящих людей, не то что сейчас! Но медики и тогда правильно поняли требование момента, и Народный комиссар здравоохранения Н.А. Семашко даже напечатал в газете "Медицинский работник" от 16 июля 1937 г. искреннюю статью под названием "Какой замечательный закон! (К отмене абортов в СССР)".

Впрочем, какое-то недопонимание важности и замечательности нового закона было и у тогдашних медиков. Не случайно ведь уже в 1938 году главный статистик страны, которому надлежало учитывать, как народ прореагировал на заботу о нем властей, жаловался в несколько адресов, в том числе, конечно, и Прокурору СССР, что "НКЗдрав СССР и его местные органы не ведут надлежащей борьбы с абортами, как в части активного выявления лиц, производящих аборты, так и в части широкой разъяснительной работы о вреде аборта". Хочется думать, что если предлагаемый Демоскопом старый новый закон будет принят, Минздрав и его местные органы будут более активны в упомянутых частях. В конце концов, у нас ведь и сейчас есть Генеральный прокурор.

Единственное, что настораживает, так это одно наблюдение, промелькнувшее в журнале Социалистическая законность №8 за все тот же избыточно гуманный 1937 год: "Аборт, после того как он был запрещен, когда производство его стало незаконным, превратился в дорого оплачиваемое преступление".

"Дорого оплачиваемое" - это многих может заинтересовать даже и в системе Минздрава России.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most