Rambler's Top100

№ 105 - 106
17 - 30 марта 2003

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Этничность и самосознание российских евреев

Эмиграционные установки российских евреев

Динамика численности и расселения белорусских евреев в XX веке

США прогнозируют свои потери в Ираке

Этничность и самосознание российских евреев

Цви Гительман, Валерий Червяков, Владимир Шапиро1
Полностью статья "Национальное самосознание российских евреев" (статья первая) опубликована в журнале "Диаспоры", 2000, № 4, с.53-86)

Заканчивающееся десятилетие ознаменовалось радикальными переменами в жизни российского еврейства, наиболее крупной еврейской популяции Восточной Европы. Согласно переписи 1989 года, еврейское население России было самым крупным среди республик СССР и насчитывало 551 тысячу человек, или 39,2% всего советского еврейства.

Почти все российские евреи - ашкеназы. Доля неашкеназийских групп (горских, грузинских, среднеазиатских евреев и крымчаков) составляла во всем еврейском населении России всего лишь 2,58%. Подавляющее большинство российских евреев - горожане. В сельской местности, согласно переписи 1989 года, проживало лишь 1,74% их общего числа.

90-е годы характеризовались не только масштабной эмиграцией в Израиль, США, Германию и некоторые другие страны, но и пробуждением национального самосознания евреев. Шло возрождение и строительство полнокровной еврейской жизни и еврейской общины со всеми ее институциями - традиционными и новыми, отвечающими вызову времени. И в столице, и в провинции создавались и приобретали опыт функционирования многочисленные и разнообразные национальные ассоциации, организации, учреждения - общественно-политические, культурно-просветительские, образовательные, религиозные, благотворительные, женские, молодежные, ветеранские и др. В орбиту их деятельности в той или иной форме вовлекалась все более значительная часть еврейского населения.

В этот же период сложились разносторонние прочные связи российского еврейства с Израилем, еврейской диаспорой, международными еврейскими организациями. Российская община продолжает быстро интегрироваться в мировое еврейство, которое, в свою очередь, стало одним из значимых факторов формирования ее современного облика. Главным инструментом этого многопланового и нередко противоречивого влияния стали представительства израильских, американских и некоторых других светских и религиозных еврейских организаций зарубежья.

Все эти три массовых феномена характеризуют разные стороны одного и того же процесса - поиска еврейской идентичности, в значительной мере утраченной несколькими поколениями. Однако в 90-е годы в среде российского еврейства параллельно и достаточно интенсивно шел процесс противоположной направленности, начавшийся много лет назад - ассимиляция и аккультурация под мощным воздействием окружающих народов и, как результат, эрозия еврейской этничности и идентичности.

С целью изучения названных процессов Еврейским научным центром (Москва) был осуществлен крупный междисциплинарный этносоциологический проект: "Национальное самосознание российских евреев" (авторы - Цви Гительман, Валерий Червяков и Владимир Шапиро). Первое исследование в рамках проекта, проведенное в 1992-93 годах, затронуло многие аспекты национальной жизни российских евреев. Главные из них:

1) пути, формы и способы самоопределения евреев как этнической общности;
2) типология и структура их национального самосознания, соотношение в нем компонентов еврейской и русской идентичности;
3) источники и агенты формирования еврейского самосознания, проблема этнической социализации и преемственности поколений;
4) роль иудаизма, традиций, всего еврейского культурного наследия, исторической памяти, событий новейшей истории в мироощущении и повседневной жизни современных евреев;
5) включенность в еврейское организованное движение, участие в строительстве еврейской общины, ее институций;
6) этническая толерантность и этническая избирательность евреев в межличностном общении;
7) смешанные браки, их влияние на еврейскую идентичность;
8) проблема антисемитизма и ее восприятия евреями; их взаимоотношения с нееврейским окружением;
9) отношение к Израилю, мировой еврейской диаспоре;
10) эмиграционный потенциал еврейской популяции, причины выезда, масштабы и направления будущих миграционных потоков.

Исследование впервые дало эмпирически обоснованные представления о национальном самосознании евреев России, мотивах и формах их поведения в тех или иных сферах национальной жизни. Эти результаты были дифференцированы по различным социальным, профессиональными и демографическим группам. Основным методом явилось формализованное интервью продолжительностью от одного до полутора часов. В качестве специально отобранных и обученных интервьюеров привлекались исключительно евреи, реже - лица частично еврейского происхождения.

При всей своей многоплановости, исследование 1992-1993 годов зафиксировало лишь статичную картину еврейского самосознания и еврейской жизни. Чтобы оценить динамику и осмыслить происходящие изменения в бывшем советском еврействе и вокруг него, в конце 1997 - начале 1998 года Еврейский научный центр провел повторное исследование по аналогичной методике2 в тех же трех городах России (Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге), в каждом из которых был сохранен прежний объем выборки. Полностью были сохранены также критерии и процедуры формирования выборочной совокупности, методы отбора и обучения интервьюеров, что обеспечило высокую степень надежности и достоверности при сопоставлении результатов второго и первого замеров.

В трех российских городах, включенных в выборку, проживало в общей сложности 288,1 тысячи евреев, что составляло 53,2% от всего городского еврейского населения России, зафиксированного последней переписью. По городам это число распределялось так: Москва - 174,8 тысячи человек; Санкт-Петербург (Ленинград) - 102,4; Екатеринбург- 10,9 тысячи человек.

Здесь уместно отметить, что во время переписи 1989 года национальность человека фиксировалась только на основе его устного заявления. Как правило, такое заявление делалось лишь теми, кто в паспорте имел запись "еврей". Это, в свою очередь, означало с высокой вероятностью, что оба его родителя - евреи. Подавляющее большинство родившихся от смешанных браков считались, в соответствии с паспортной записью, неевреями. Поэтому можно предположить, что за пределами переписной численности евреев осталась достаточно многочисленная группа людей, имевших частично еврейское происхождение.

Общий объем выборки составил 1300 человек и распределился по городам следующим образом: в Москве - 500, Санкт-Петербурге - 500, Екатеринбурге - 300. В выборку включались лица 16 лет и старше без верхнего ограничения возраста. Распределения выборочной совокупности 1992-1993 годов по полу и возрасту в каждом из российских городов максимально близки к их распределениям в генеральной совокупности, за которую принято еврейское население этих городов (в возрасте 16 лет и старше), зафиксированное переписью 1989 года. В исследовании 1997-1998 годов, для обеспечения максимальной сопоставимости результатов и в силу отсутствия текущей статистики, мы сохранили ориентацию на данные той же переписи. Поэтому распределения по полу и возрасту в обеих выборках практически совпадают.

Выборка формировалась методом "снежного кома", который из-за отсутствия списков еврейского населения городов является единственно возможным при такого рода исследованиях. Первоначально в городе подбиралась группа из нескольких десятков евреев, принадлежавших к различным половозрастным и социально-профессиональным слоям. Сами эти люди не опрашивались, но каждый из них предлагал для включения в выборку несколько своих родственников, друзей и знакомых, которых он числил евреями, предварительно заручившись их согласием дать интервью. Последние, в свою очередь, также предлагали родственников и знакомых для участия в опросе, получив их предварительное согласие. Опрос членов одной семьи не допускался. Таким образом формировался каждый очередной слой "снежного кома".

Таблица 1. Распределение городского еврейского населения 16 лет и старше по возрасту (%)

Возраст

Перепись 1989 года

Микроперепись 1994 года Россия в целом

Выборка исследования в трех городах

Россия в целом

Три отобранных города в целом

1992-1993 годы

1997-1998 годы

Мужчины

16-19 лет

3

3

2,9

2,9

2,6

20-29 лет

9,9

9,3

7,9

9,3

9,2

30-39 лет

14,7

13,1

11,8

14

13,4

40-49 лет

16,6

16,7

17,7

16,2

16,7

50-59 лет

21,7

22,2

20,6

22,3

22,5

60 и старше

34,1

35,7

39,1

35,3

35,6

Женщины

16-19 лет

2,6

2,5

2,6

2,6

2,5

20-29 лет

7,9

7,3

6,5

7

7,1

30-39 лет

11,9

10,5

9,5

10,9

10,5

40-49 лет

13,6

13,5

14,6

13,2

13,2

50-59 лет

18,1

17,7

17,3

18,7

18

60 и старше

45,9

48,5

49,5

47,6

48,7

Рекомендующие сообщали пол, возраст, род занятий, профессию и должность потенциальных респондентов. Тем самым обеспечивался предварительный контроль параметров выборки в соответствии с параметрами генеральной совокупности - еврейского населения города 16 лет и старше.

Как видно из таблицы 1, суммарное половозрастное распределение населения трех городов, составляющего более половины еврейской популяции России, очень близко к распределению всего городского еврейства страны по полу и возрасту. Поэтому есть основания с большой вероятностью считать выборку репрезентативной (по названным параметрам) по отношению к генеральной совокупности - еврейскому городскому населению страны в целом.

Что касается этнической принадлежности респондентов, то в выборке 1992-1993 годов у 86,2% из них, как они утверждали, и мать, и отец были евреями. На три четверти или наполовину евреями были 12,2%; остальные 1,5% имели более отдаленные еврейские корни. В выборке 1997-1998 годов эти показатели составили, соответственно, 80,3%, 17,5 и 2,2%.

Перейдем теперь непосредственно к анализу результатов опроса.

Вопрос о том, что такое быть евреем, являлся ключевым в исследовании. При всей своей очевидной простоте он оказался далеко не столь тривиальным, как могло бы показаться. Даже многостраничный бланк интервью, так и озаглавленный "Что значит: "Быть евреем"?", не всегда позволял составить однозначное представление о взгляде респондента на эту проблему. И это не говоря о многообразии подходов разных людей, с разным уровнем культуры, жизненным опытом, психологическими особенностями, происхождением.

Нашими респондентами выступали люди, которых достаточно близкие к ним окружающие (друзья, коллеги, родственники и т.п.) воспринимали как евреев и которые либо сами были евреями записаны, либо, при отсутствии такой записи, относили себя к евреям. В результате среди опрошенных оказалось 83,7% "паспортных" еврея, тогда как у остальных в паспортах была вписана другая национальность (в подавляющем большинстве - русская), а у незначительной доли самых молодых респондентов вообще отсутствовала соответствующая запись. Доля официально зарегистрированных евреев выше среди представителей старших возрастных групп и достигает 96,1% среди тех, кому за семьдесят. Среди 30-39-летних доля тех, у кого в паспортах фигурирует другая национальность, приближается к четверти, а среди не достигших 30 лет их уже 42% (рисунок 1).

Рисунок 1. Запись в паспорте в графе "национальность" в зависимости от возраста

Таким образом, от поколения к поколению "паспортных" евреев становится все меньше, и принадлежность к ним превращается из паспортного клейма в факт самосознания. При этом официальная регистрация национальности не встречает большого одобрения в еврейской среде. Только 43% респондентов заявили, что в паспортах нового образца они запишутся евреями (при условии добровольности выбора). Больше оказалось тех, кто предпочтет обойти молчанием свою этническую принадлежность, либо оставив графу пустой (13,6%), либо вписав "гражданин России" (39,1%). Впрочем, среди чистокровных евреев доля тех, кто желал бы и в новый российский паспорт вписать свою этническую принадлежность, оказалась выше - 49%. Особенно велика доля таких людей в самой старшей возрастной группе (70 лет и старше). Об этом заявил каждый второй пожилой респондент. Среди молодых (до 30 лет) менее 40% готовы сохранить такую запись в паспорте нового образца, тогда как каждый пятый оставил бы графу "национальность" незаполненной.

Подавляющее большинство (90,9% опрошенных) сами заявили, что относят себя к евреям; 1,6% респондентов, несмотря на свои еврейские корни, назвались русскими, а остальные либо не смогли причислить себя к какой-либо определенной национальности, либо предпочли обозначить ее в нетрадиционной терминологии: "еврейка-русская", "гражданин мира", "ассимилированная (русская) еврейка - 50:50", "латышка и еврейка одновременно", "русский еврейского происхождения" и, наконец, "интернационалист".

О том, что родители, семейное воспитание хотя и играют важную роль в формировании национальной идентичности, но не являются определяющим фактором, говорит любопытный факт. Более 60% респондентов, у которых оба родителя не относили себя к евреям, тем не менее сами считают себя евреями. Таким образом, зарождается, хотя еще незначительная, группа "новых евреев", чья национальная самоидентификация не является унаследованной.

Четыре пятых опрошенных - чистокровные евреи. При этом исследование показало, что в России происходит довольно стремительное "вымывание" этнически чистых евреев. За последние пять лет доля респондентов, оба родителя у которых - чистокровные евреи, снизилась на 6 пунктов (с 86,2 до 80,3%).

Данное обстоятельство объясняется двумя основными причинами. Во-первых, год от года растет удельный вес межнациональных браков, когда евреи связывают себя супружескими узами с неевреями. Это хорошо видно из покогортного анализа. Среди чистокровных евреев в возрастной группе 30-39 лет вдвое больше состоящих в браке с людьми, не имеющими никаких еврейских корней, чем среди старшей возрастной группы, разменявшей седьмой десяток (рисунок 2).

Рисунок 2. Этничность супруга/супруги у чистокровных евреев в зависимости от возраста

По графику четко видно, что поколению евреев, получивших дореволюционное воспитание и подвергшихся наименее заметному влиянию ассимиляционных процессов, пришло на смену поколение послереволюционное, сильнее ощутившее на себе ассимиляцию, а затем настал черед поколения послевоенного периода, когда ассимиляция усилилась еще больше. В застойные годы этот процесс продолжился, и есть основания полагать, что ситуация не изменилась и поныне.

Вторая причина видится в тенденции к экспоненциальному росту числа смешанных браков у нечистокровных евреев. Исследование показывает, что чистокровные евреи, составившие 80% выборки 1997 года, значительно менее склонны к выбору супруга (супруги) нееврейского или частично еврейского происхождения. Как видно из следующей диаграммы (рисунок 3), среди чистокровных российских евреев браки с такими же, как они, людьми 100-процентно еврейского происхождения заключаются в два с лишним раза чаще, чем среди нечистокровных евреев. Таким образом, людей, причисляемых к евреям, но не являющихся в полном смысле таковыми, становится год от года все больше.

Рисунок 3. Этничность супруга/супруги у чистокровных евреев (1) и респондентов частично еврейского происхождения (2)

Естественно, что этнические корни респондентов интересны не с генетической точки зрения, а как основа различий в национальном самосознании разных групп евреев. Результаты исследования свидетельствуют о том, что социализация и приобщение к еврейской традиции и культуре в чисто еврейских и в смешанных семьях протекают неодинаково. При этом расхождения имеют двоякие корни. С одной стороны, они обусловлены этнокультурными моментами (национальные мотивы в смешанных семьях зачастую заретушированы и смещены в повседневном общении на задний план). С другой стороны, в них преломляются чисто исторические изменения. Когда мы говорим о респондентах, имеющих частично еврейское происхождение, мы имеем дело с более молодой генерацией, воспитывавшейся в новых исторических условиях, поскольку средней возраст этой группы на 15 лет ниже, чем группы чистокровных евреев (43 года против 58).

Двойственная этничность ведет к большей раздвоенности национального самосознания. Среди респондентов, имеющих частично еврейское происхождение, чаще встречаются люди, которые не могут с полной уверенностью отнести себя к евреям; они выбирают ответ "не отношу себя к какой-либо определенной национальности" или вписывают ответы типа: "гражданин мира", "русский еврей", "еврей и русский одновременно". В целом же, если среди чистокровных евреев 94% однозначно относят себя к евреям, то среди нечистокровных таких лишь три четверти.

К нечистокровным евреям в среднем значительно позже приходит осознание своей национальной принадлежности. Половина опрошенных чистокровных евреев заявили, что стали ощущать себя евреями, не достигнув девяти лет. Среди нечистокровных евреев столь раннее пробуждение национального самосознания наблюдалось лишь у одного из четырех. Каждый пятый полукровка стал сознавать себя евреем только по достижении совершеннолетия, в то время как среди чистокровных евреев такое позднее обретение национального "я" отмечено лишь в одном случае из десяти.

У нечистокровных евреев менее эмоциональное отношение к своей национальности. Так, отвечая на вопрос "На протяжении жизни Вы чаще гордились или стеснялись того, что Вы - еврей(ка)?", более трети из них заявили, что в их жизни не было ни того, ни другого, тогда как среди чистокровных евреев такой ответ дали немногим более четверти опрошенных. Очевидно, это объясняется тем, что приобщение к еврейству, к еврейской культуре и традициям у чистокровных евреев чаще осуществлялось благодаря непосредственному влиянию родителей, тогда как на нечистокровных большее воздействие оказывали вторичные социализирующие факторы - супруг или супруга, сослуживцы и т.п. (см. таблицу 1)

Таблица 1. Ответы чистокровных евреев и людей, имеющих частично еврейское происхождение, на вопрос "Кто оказал наиболее существенное влияние на формирование Вашего национального самосознания?" (%)

 

Чистокровные евреи

Имеют частично еврейское происхождение

Бабушка, дедушка

25,6

27,3

Мать

49,4

32,3

Отец

41,7

25,8

Супруг(а)

4,9

8,1

Дочь, сын

4

3,8

Другие родственники

13

11,2

Друзья, подруги, соученики, сослуживцы

19,8

30,4

Другие люди

12

16,9

Затруднились ответить

9,6

6,2

Кроме того, именно семейные традиции - национальная кухня, праздничные ритуалы и прочее, сильнее воздействовали на становление этнического самосознания чистокровных евреев, тогда как у нечистокровных более значимую роль играли литературные источники.
Иными словами, чистокровные евреи чаще приобщаются к своим корням посредством чувственного восприятия, а нечистокровные - когнитивно. Антисемитизм, являвшийся самым мощным фактором национальной самоидентификации для всех евреев старше 50 лет, более серьезное влияние оказывал на чистокровных евреев, тогда как для нечистокровных он отодвигался на второй план, уступая первенство литературным источникам (см. таблицу 2).

Таблица 2. Ответы чистокровных евреев и людей, имеющих частично еврейское происхождение, на вопрос "Что оказало наиболее существенное влияние на формирование Вашего национального самосознания?" (%)

 

Чистокровные евреи

Имеют частично еврейское происхождение

Антисемитизм

56,3

48,5

Книги, литература

47,1

51,2

Музыка, песни, спектакли

39,1

35,8

Встреча праздников, знаменательных дат

29,8

18,8

Национальная кухня

26,3

16,5

Семейный архив, письма, фотографии, документы

24,5

26,9

Приобщение к религиозным обрядам, ритуалам

8,6

5,4

Другое

9,1

10,8

Затруднились ответить

4,2

3,5

У чистокровных евреев оказалась более выраженной гордость за свой народ - видимо, как осознание способности евреев противостоять юдофобии и как защитная психологическая реакция. Отвечая на вопрос "Что значит "быть евреем"?", чистокровные евреи чаще отвечали: "испытывать гордость за свой народ" (13,2% из них назвали это главным против 7,3% нечистокровных), тогда как последние чаще, чем чистокровные евреи, давали ответ: "чувствовать свое отличие от людей других национальностей" (8,1% против 2,2%).

В целом у большинства наших респондентов (52,5%) первое осознание себя евреем было связано с негативными эмоциональными переживаниями, хотя исторически ситуация менялась достаточно ощутимо. В группе самых пожилых (старше 70 лет) почти 40% вспоминают события, связанные с зарождением еврейского самосознания, с теплыми чувствами. Уже в следующем поколении, 60-69-летних, доля переживших это как радостное событие снизилась практически вдвое, тогда как у двух третей опрошенных данного возраста воспоминания ассоциируются с бестактностью или оскорблениями со стороны окружающих. С незначительными колебаниями так продолжалось на протяжении всех лет советской власти. Лишь молодежь, не достигшая тридцатилетия, вновь стала чаще осознавать свое еврейство в позитивном эмоциональном контексте (34%), нежели в негативном (32%). Видимо, именно влиянием антисемитизма объясняется то, что обстоятельства, впервые порождающие у чистокровных евреев чувство общности со своим народом, чаще оказывались неблагоприятными (55% против 44% у нечистокровных).

Однако если у старшей возрастной группы позитивные эмоции были обусловлены благоприятной атмосферой семейного воспитания, то для молодежи семья все реже оказывается сколько-нибудь значимым фактором формирования еврейского самосознания. Лишь 12,5% пожилых респондентов заявили, что в семье, где они воспитывались, еврейская атмосфера, еврейский национальный дух практически не присутствовали, в то время как в молодежной группе такой ответ дали 36% опрошенных. И наоборот, почти половина пожилых евреев сказали, что национальный дух в семье, где они росли, ощущался в значительной степени, тогда как среди молодежи только 13,4% выбрали такой ответ (рисунок 4).

Рисунок 4. Распределение ответов на вопрос "В какой степени в семье, где Вы росли, присутствовали еврейская атмосфера и национальный дух?", по возрасту

Воплощением этого "еврейского духа" были прежде всего традиционные праздники, которые отмечались во многих семьях до прихода советской власти, а потом оказались вытесненными из жизни последующих поколений. Так, 47% опрошенных в возрасте 70 лет и старше помнят, что в детстве в их семьях всегда отмечался Рош-ха-Шана3. Среди тех, кому не исполнилось тридцати, всего 6,5% смогли сказать то же самое о семьях, где они росли. Более половины пожилых евреев помнят, что в детстве в их семьях было принято говорить на идише. В младшей возрастной когорте в семь раз меньше была доля тех, кто рос в таких семьях. Зато чтение художественных и научных книг на еврейские темы в родительской семье было одинаково принято и у самых старших возрастных групп, и у самой младшей: 57-58% опрошенных отметили это как своего рода семейную традицию.

Наши респонденты в целом ощущают себя "совместным продуктом" еврейской и русской культуры, что порождает своего рода дуализм национального самосознания (рисунок 5).

Рисунок 5. Распределение ответов на вопрос "Как бы Вы могли определить в целом свое национальное самосознание?"

Сопоставление с данными первого опроса свидетельствует о том, что двойственность самосознания проявляется все сильнее. В 1992-1993 годах 55,1% респондентов рассматривали свое самосознание одновременно как еврейское и русское, а в 1997-1998 годах - уже 60,5%. Однако среди молодых людей (где больше всего полукровок) оказалась самой значительной доля тех, кто считает свое национальное самосознание преимущественно еврейским (почти каждый третий).

Осознание двойственности своего положения, обусловленного принадлежностью к евреям по крови, но вместе с тем оторванностью от национальных культурных корней и сильным тяготением к русской культуре, привело к тому, что наши респонденты чаще всего определяли себя как "русские евреи" (41,3%) или даже просто "россияне" (21,6%), тогда как однозначно евреями назвали себя лишь 18,4%. Самоидентификацию "русский еврей" и "еврей" чаще были склонны использовать этнически чистокровные респонденты (44,4 и 21,4% соответственно), тогда как к термину "россиянин" чаще всего прибегали люди частично еврейского происхождения (31,9%). Кроме того, почти четверть представителей последней группы предпочли назваться "космополитами" или "гражданами мира", что среди чистокровных евреев отмечалось вдвое реже (см. таблицу 3).

Таблица 3. Самоидентификация чистокровных евреев и людей, имеющих частично еврейское происхождение (%)

Ответ

Чистокровные евреи

Имеют частично еврейское происхождение

Иудей

1,2

0,8

Еврей

21,4

6,2

Русский еврей

44,4

28,8

Россиянин

19,1

39,1

Русский

0

2,7

Израильтянин

0,1

0,8

Космополит

4

9,2

Гражданин мира

7,9

15

Другое

1,4

3,1

Затруднились ответить

0,5

1,5

Национальная самоидентификация, размышления о своей этнической принадлежности у каждого человека связаны со своим комплексом стереотипов, основанных на жизненном опыте (позитивном или негативном), книжных знаниях, эмоциональных ассоциациях. Кровная, генетическая связь с еврейством, вполне естественно, играет ключевую роль в процессе самоидентификации, однако в результате распространения межэтнических браков этот, казалось бы, бесспорный критерий перестает быть доминирующим для молодежи. Для тех, кому нет тридцати (и среди кого больше всего полукровок) неосязаемое, нематериальное "ощущать себя частью еврейского народа" становится более важным, чем биологическая принадлежность, т.е. идеальные аспекты самоидентификации начинают доминировать над материальными (рисунок 6).

Рисунок 6. Суждения о том, что значит "быть евреем", в зависимости от возраста

При этом внутреннее самоощущение общности с народом играет, особенно для молодежи, более важную роль, нежели "навязанная идентификация", восприятие окружающими в качестве "лица еврейской национальности". Наконец, нужно отметить, что молодые люди большее значение придают "ритуальным" элементам национальной идентификации, очевидно, подразумевая, что человек, ощущающий себя евреем, должен и вести себя как еврей, следуя традициям и предписаниям, сохраненным в недрах народной памяти. И значительно менее важно, воспринимают ли тебя представители других народов в качестве еврея или нет. Возможно, столь заметная ориентация на традиции в самосознании молодежи обусловлена еще и тем, что именно эта возрастная группа придает особое значение религии. Таким образом, покогортный анализ свидетельствует о том, что "ощущение себя евреем" все в большей степени питается внутренними ресурсами хранимых в народе традиций, нежели внешними факторами, связанными с противопоставлением другим. Консолидация становится более важной, нежели отчуждение.

В целом картина национального самосознания достаточно ясно представлена ответами на вопрос "Что, на Ваш взгляд, является обязательным, чтобы считать человека истинным евреем?" (рисунок 7).

Рисунок 7. Распределение ответов на вопрос "Что, на Ваш взгляд, является обязательным, чтобы считать человека истинным евреем?"


1 - Гительман Цви, профессор факультета политических наук Мичиганского университета (США); Червяков Валерий Владимирович, кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН (Москва); Шапиро Владимир Давидович, доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института социологии РАН.
2 - Исследование было осуществлено при поддержке Российского еврейского конгресса, Frankel Center for Judaic Studies (University of Michigan), American Jewish Joint Distribution Committee, Charles and Lynn Schusterman Foundation, Memorial Foundation for Jewish Culture, National Council for Soviet and East European Research, and Jewish Community Development Foundation.
3 - Рош-ха-Шана - Новый год, празднуется первого-второго числа седьмого месяца тишрей по еврейскому календарю. - Прим. Ред.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most