Rambler's Top100

№ 103 - 104
3 - 16 марта 2003

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Демография сталинской эпохи

Время большой лжи

Рождаемость: великий перелом

Смертность: никакого перелома

Демографические катастрофы как норма жизни

Демографическое разорение

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

 

Петр Белов. Песочные часы. Pyotr Belov. The sandglass (1988) Демография сталинской эпохи

Над темой номера работал
Анатолий ВИШНЕВСКИЙ

Демографическое разорение

Фальсификация демографических данных - не такое простое дело. Можно назвать любые показатели рождаемости или смертности и заставить в них поверить, но рано или поздно они подлежат объективной проверке, потому что, в конечном счете, от них зависит численность населения, а значит число работников и едоков, солдат и избирателей, школьников и пенсионеров. Ни страна, ни ее города и районы не могут жить, не зная числа своих жителей.

В сталинском СССР это было возможно. Численность населения страны превратилась в тщательно охраняемую государственную тайну, потому что опубликование одного единственного числа сразу сделало бы очевидной многолетнюю ложь власти и лично Сталина.

До того, как над численностью населения опустилась завеса тайны, она была неоднократно фальсифицирована. В январе 1934 года на XVII съезде ВКП(б) Сталин назвал липовую цифру населения СССР - 168 миллионов человек, и, отталкиваясь от нее, советские эксперты ожидали, что перепись населения 1937 года зафиксирует в стране 170-172 миллиона человек. На деле же было учтено всего 162 миллиона26. Не удивительно, что перепись 1937 года была объявлена вредительской, и в 1939 году была проведена новая перепись, причем было сделано все, чтобы на этот раз результаты переписи подтвердили лживые заявления руководства страны. Перепись проводилась в январе 1939 года, а в марте, еще до получения ее окончательных итогов, выступая на XVIII съезде ВКП(б), Сталин заявил, что в стране живет 170 миллионов человек. Естественно, что опубликованные впоследствии результаты не могли быть меньше этой декларированной непогрешимым вождем цифры.

Последующие исторические события - включение в 1939 году в состав СССР стран Балтии, Западной Украины и Западной Белоруссии, а затем и война отодвинули вопрос о демографических итогах советских тридцатых годов на второй план, а после войны Сталин, видимо, учитывая не совсем удачный опыт своих предвоенных фальсификаций, решил вообще прекратить публикацию данных о населении СССР.

Даже в середине 1950-х годов многочисленные зарубежные исследователи все еще тщетно пытались хотя бы приблизительно оценить число жителей одной из самых больших стран мира. Французский демограф А. Сови приводил тогда сводку таких оценок - от 213 до 220 миллионов человек на середину 1955 года. Когда же, три года спустя после смерти Сталина, впервые была опубликована официальная цифра, она оказалась существенно ниже всех имевшихся оценок: 200,2 миллиона человек в апреле 1956 года27. Это означает, что даже западные эксперты, пытавшиеся учесть реальные демографические потери СССР в 30-е - 40-е годы XX века, были введены в заблуждение советской пропагандой и преуменьшили эти потери на 10-20 миллионов человек.

Оценка демографических потерь СССР отечественными специалистами, получившими доступ к архивным материалам, стала возможна намного позднее. Согласно этим оценкам, число избыточных смертей в 1927 - 1940 годах составило 7 миллионов, в 1941-1945 - 26-27 миллионов28. Но были еще прямые потери от голода 1946-1947 годов (примерно, 1 миллион человек), а также жертвы послевоенного ГУЛАГа. Так что общие прямые потери сталинского СССР составляют не менее 35 миллионов человек, а, скорее всего, они - выше. А кроме того следует учесть и значительное сокращение пополнения населения за счет детей, не родившихся у преждевременно погибших. А это резко увеличивает общую величину демографических потерь.

О том, насколько большими могут быть эти потери, можно судить на примере России.

Рождаемость в России в середине 1920-х годов была исключительно высокой, поэтому, несмотря на быстрое снижение ее уровня уже в предвоенный период, он долгое время оставался достаточно высоким, чтобы, в условиях пусть медленно, но снижавшейся смертности, поддерживать значительные темпы роста населения. Однако эти тепы резко падали в годы демографических катастроф (рис. 6).

Рисунок 6. Темпы роста населения России - фактические и возможные при отсутствии демографических катастроф

Если представить себе, что двух главных демографических катастроф сталинского периода - голода начала 30-х годов и Второй мировой войны, а также других подъемов смертности, снижавших темпы роста населения России в предвоенные и послевоенные годы, не было, то, начиная с 1926 года, численность населения России за счет баланса рождаемости и смертности росла бы так, как показано на рис. 7.

Рисунок 7. Рост населения России - фактический и при отсутствии демографических катастроф

В 1926 году, когда Сталин только входил в силу, население России составляло 93 миллиона человек. До 1941 года страна не знала крупных войн, и ее население могло бы вырасти, примерно, до 121 миллиона человек. На самом же деле в 1941 году оно было на 9 миллионов меньше - всего 112 миллионов. Только в 1935 году была восстановлена численность 1930 года - после демографического провала времен коллективизации и раскулачивания. Затем последовал новый страшный провал - военный. Предвоенная численность населения России была восстановлена только в 1956 году - через 11 лет после окончания войны и через три года после смерти Сталина.

Таким образом, 15 лет - больше половины срока пребывания Сталина у власти - Россия жила в условиях демографических потерь, не восполненных даже по сравнению с уже достигнутым уровнем, иными словами, будучи в демографическом отношении отброшенной назад.

К моменту смерти Сталина население России составляло 107 миллионов человек. Если бы избыточных потерь в годы его царствования не было, россиян в 1953 году могло быть на 40 с лишним миллионов больше. Конечно, если бы войны не удалось избежать, большие потери были неизбежны при любом руководстве страной. Однако представить себе большее демографическое разорение России - и СССР в целом, нежели то, каким оно обязано "сталинской эпохе", очень трудно.


26 - Андреев Е., Дарский Л., Харькова Т. Население Советского Союза, с. 25.
27 - A. Sauvy. La population de l'Union Soviétique. Situation, croissance et problèmes actuels. Population, 1956, n0 3, p. 464.
28 - Андреев Е., Дарский Л., Харькова Т. Население Советского Союза, с. 60, 77.

Версия для печати Версия для печати

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most