Rambler's Top100

№ 73 - 74
29 июля - 11 августа 2002

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Население Украины в 1989-2001 годах

Демографическая ситуация в Приднестровье в 1990-2000 годах

Население Китая на рубеже XXI века

Китайское население на пути в XXI век: анализ ситуации и контрмеры

Трудности, ожидающие население Китая в XXI веке: взгляд на рождаемость, а также на численность и старение населения

Проблемы корректировки политики рождаемости в Китае

Законодательные амнистии для незаконных иммигрантов: опыт западных стран

Население Китая на рубеже XXI века

Проблемы корректировки политики рождаемости в Китае

Чэнь Юхуа

(Чэнь Юхуа. Чжунго шэнъюй чжэнцэ тяочжэн яньцзю // Жэнькоу яньцзю. - Пекин, 1999. - №6. - С.21-27. - Кит. яз. Опубликовано в РЖ "Китаеведение" №1 2001. Реферирование: Я. М. Бергер)

Автор, кандидат наук, сотрудник комитета по планированию семьи провинции Цзянсу, отмечает, что при введении в Китае политики "одна семья - один ребенок" говорилось, что она рассчитана на одно поколение. Сегодня возникает необходимость оценить эффективность этой политики и целесообразность ее корректировки.

В настоящее время в действительности по-прежнему придерживаются "политики одного ребенка" небольшое число провинций, "политики полутора детей" - большинство провинций, "политики двух детей" - отдельные провинции и "политики многих детей" - меньшинство провинций. При введении этой политики в течение какого-то времени она была четко ориентирована. Политика планирования семьи (ППС) способствовала значительному сокращению числа рождений и размеров семьи. С вступлением в брачный и детородный возраст населения, родившегося после принятия курса на планирование семьи, особенно единственных детей в семье, число и пропорция тех, кому разрешено иметь двух детей, значительно возрастают. Так, в Шанхае, если не изменится нынешняя политика, правом иметь двух детей будут обладать абсолютное большинство супругов. Поэтому политика требует пересмотра.

Введение курса на то, чтобы женщины рожали "позже, реже и меньше", в 70-х годах в общем соответствовало китайской реальности, было легко принято населением и дало хорошие результаты. Однако в начале 80-х годов политика "одна семья - один ребенок" уже не отвечала действительности, с трудом воспринималась народом. Поэтому начиная с 1984 года пришлось "открывать небольшие лазейки", чтобы уменьшить сопротивление курсу. Судя по практическим результатам, все большее число людей принимают нынешнюю ППС, следовательно, ее еще можно в основном продолжать. Это, однако, не означает, что на этом пути нет трудностей. Фактически существенное сопротивление оказывается в деревне. И по этой причине также политика требует изменений.

С 1984 года ряд провинций стал вносить в ППС некоторые поправки, чтобы, с одной стороны, строго ограничить чрезмерно быстрый рост населения, а с другой - учесть интересы народа и его способность воспринимать политику. Нынешняя ППС сделала большой шаг вперед по сравнению с курсом "одна семья - один ребенок", но это не означает, что в ней нет нерациональных моментов. Последние проявляются, во-первых, в неполном учете разницы условий города и деревни; во-вторых, в слишком больших различиях в правах китайского населения и национальных меньшинств; в-третьих, в том, что недостаточно всесторонне продуманы обстоятельства, связанные с рождением второго ребенка; в-четвертых, в чрезмерной усложненности некоторых положений, что мешает разобраться в них низовым органам. Все это должно получить разрешение в будущей ППС.

С началом в 70-х годах работы по планированию семьи произошли довольно крупные изменения во взглядах людей на рождаемость. Они проявились главным образом в очевидном уменьшении желания иметь много детей. Вместе с тем люди еще не полностью согласны с требованиями проводимой ныне ППС. "Родить по меньшей мере двух детей - мальчика и девочку" - таково минимальное стремление подавляющего большинства супружеских пар в настоящем и будущем.

Вместе с тем результаты исследований намерений в области деторождения оставляют сомнения. Пропаганда и реализация ППС способствуют формированию некоторых установок. В нынешних условиях людям трудно представить, что государство может позволить им самим свободно определять, сколько детей они хотели бы иметь, поэтому, отвечая на этот вопрос, они в большей или меньшей степени подпадают под влияние действующего официального курса.

Репродуктивные установки населения складываются в течение длительно времени, и полностью изменить их за короткий исторический срок невозможно. Курс на рождение одного ребенка, провозглашенный в начале 80-х годов, имел целью ограничить численность населения к 2000 году в пределах 1,2 млрд. человек. По разным причинам этого достичь не удалось, и предельное число стало формулироваться как "примерно 1,2 млрд. человек". Сегодня оно определяется в 1,3 млрд. человек.

Плановый коэффициент суммарной рождаемости неизбежно отличается от фактического. В настоящее время первый составляет примерно 1,6, а второй - около 2,0. Это означает, что численность населения Китая будет еще в течение длительного времени возрастать, и предельные ее значения, определенные Центром по изучению положения страны Академии наук Китая в 1,6-1,7 млрд. человек, будут неизбежно преодолены довольно быстро.

Некоторые исследователи считают, что разница между плановой и фактической рождаемостью столь велика из-за слишком жесткой политики в отношении планирования семьи, и если разрешить супружеской паре иметь двух детей, то эта разница значительно сократится или вообще исчезнет. Вряд ли это так. В Гуандуне ППС изначально была довольно либеральной, сельским женщинам повсеместно разрешалось рожать по меньшей мере двух детей, и тем не менее в гуандунской деревне довольно часто нарушался установленный порядок, и разница между плановой и фактической рождаемостью была довольно велика.

При корректировке ППС необходимо проявлять осторожность. В прошлом этот курс часто менялся, что вело к волнообразным колебаниям рождаемости в 80-х годах. Платой за снижение рождаемости в Китае является старение населения и утрата равновесия между полами новорожденных. Если эта плата оказывается слишком высокой и неприемлемой социально-экономически и психологически, то изменение становится неизбежным.

При такой корректировке необходимо принимать во внимание следующие обстоятельства. Во-первых, рождаемость в Китае в настоящее время действительно низка, однако достигнуто это главным образом благодаря планированию семьи, при отсутствии базы модернизации, поэтому положение отличается неравновесием и нестабильностью. Во-вторых, при столь огромной базисной величине и инерции роста населения, даже если суммарный коэффициент рождаемости в расчете на одну женщину сохранится на сегодняшнем низком уровне, рост народонаселения в Китае может быть остановлен только через несколько десятилетий. В-третьих, даже если нынешняя ППС останется неизменной, плановая рождаемость все равно будет повышаться, особенно в городах. Все эти три фактора предопределяют, что у Китая нет иного выбора, кроме как осуществлять довольно жесткий контроль роста населения.

Корректировка курса не должна делать его более жестким. В целом в этом нет необходимости, хотя в отдельных случаях большая строгость целесообразна, чтобы ППС во всей стране была единообразной.

Либерализация курса предполагает два возможных варианта. Первый - разрешить иметь двух детей тем супружеским парам, где один из супругов был единственным ребенком; второй - дать такое разрешение всем.

Первый вариант может быть осуществлен в городе и деревне по-разному. Что касается последней, то здесь этот курс фактически проводится в жизнь. Вплоть до 2010 года плановый коэффициент суммарной рождаемости в деревне будет составлять 1,6, а фактический - 2,1. В городе же положение иное. С начала 70-х годов, когда стал проводиться довольно жесткий курс в отношении планирования семьи, коэффициент суммарной рождаемости в расчете на одну женщину быстро сократился почти до планового уровня, и подавляющее большинство детей были в семьях единственными. Именно эти дети сегодня уже вступили или вступают в брачный и детородный возраст. Поэтому изменение курса не может привести к существенному повышению фактической рождаемости. До 2010 года плановый коэффициент суммарной рождаемости в городе будет составлять 1,8, а фактический - 1,85, в то время как по стране в целом первый - 1,8, а второй - 2,0. Таким образом - это предпочтительный вариант курса.

Второй вариант также по-разному затрагивает город и деревню. В городе до 2010 года он лишь незначительно повысит (на 0,2) плановую рождаемость по сравнению с первым вариантом. В деревне же плановая рождаемость увеличится с 1,6 примерно до 2,0. По стране в целом плановая рождаемость составит 2,0, а фактическая - 2,3. Такой вариант явно неприемлем.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most