Rambler's Top100

№ 71 - 72
17 - 30 июня 2002

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Что мы знаем о лисе?..
Перепись населения или лапша на уши?

Как восстановить историю своей семьи, не зная ни имени, ни фамилии?

Куда повернешь – туда и вышло

Какие тайны мы им не выдадим?

В глубь интима

(Продолжение следует)

Что мы знаем о лисе?.. Ничего. И то не все

Борис Заходер

ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ ИЛИ ЛАПША НА УШИ?

Куда повернешь - туда и вышло

Корреспондент "Парламентской газеты" Артем Малыхин, знает, что:

"переписной лист… в соответствии с Законом не содержит вопроса о фамилии, имени, отчестве опрашиваемого, однако в нем есть графа, куда должен вноситься порядковый номер лица, поименованного в списке жильцов данного помещения (списки эти будут иметь переписчики)".

"Парламентская газета", 5 июня 2002 года.

Демоскоп размышляет:

Федеральный закон "О Всероссийской переписи населения" был принят Государственной думой 27 декабря 2001, одобрен Советом Федерации 16 января 2002 года и подписан Президентом России в конце января. Если переписной лист не должен был содержать вопроса о фамилии, имени, отчестве "в соответствии с Законом", то уж кто-кто, а председатель Госкомстата РФ должен был бы знать об этом в начале апреля. Что же он нам тогда рассказывал сказки про американцев?

Беспредельно доверяя корреспонденту "Парламентской газеты", Демоскоп решил, тем не менее, заглянуть в Закон (что, кстати сказать, может сделать каждый наш читатель, если он кликнет здесь).

Увы, никакого указания на то, что переписной лист не должен содержать имени, отчества и фамилии опрашиваемого, Демоскопу обнаружить в Законе не удалось.

Правда, в перечне данных, которые могут содержать запрашиваемые при переписи сведения (ст. 6 Закона), фамилия, имя и отчество действительно не значатся. Возможно, это упущение законодателя, а возможно - просто отражение того очевидного факта, что перепись населения изначально понимается как поименный опрос: перечислены вопросы, которые задаются каждому конкретному человеку, фамилия, имя и отчество которого известны. Ведь сама процедура переписи предполагает, что подавляющее число жителей своего участка переписчик знает по фамилии заранее, они, как справедливо отметил корреспондент "Парламентской газеты", поименованы в списке жильцов данного помещения, которые имеются у переписчика.

Более того, предполагается, что к началу переписи 9 октября переписчики должны не только иметь предварительные поименные списки опрашиваемых, но и знать многих из них лично. Как разъясняла в своем интервью "Общей газете" 17 января 2002 начальник Управления переписи населения и демографической статистики Госкомстата России Ирина ЗБАРСКАЯ, "четвертого октября будет объявлена "готовность 0", начнутся предварительные обходы. Переписчики познакомятся со своим населением, еще раз проинформируют людей о предстоящем опросе". (Вот, кстати, момент, когда рядом с переписчиком может оказаться милиционер, - а не тогда, когда он придет с переписным листом).

Так что ни о какой действительной анонимности переписи речи быть не может. Именно поэтому Закон гарантирует не анонимность, а конфиденциальность переписи. Само положение Закона о том, что "сведения о населении, содержащиеся в переписных листах, являются конфиденциальной информацией, не подлежат разглашению (распространению) и используются в целях формирования соответствующих федеральных информационных ресурсов" (ст. 8), предполагает, что людям, работающим с индивидуальными переписными листами, содержащаяся в них информация известна, но ее запрещается разглашать. Отказ от анонимности снижает конфиденциальность: гораздо сложнее спросить с недобросовестного переписчика за разглашение того, чего он якобы не знает.

Если читатель не поленится заглянуть в публикуемое в этом номере "Демоскопа Weekly" интервью французского демографа Алена Блюма, он поймет, что анонимность переписи нельзя обеспечить одним росчерком пера, это требует серьезной технической подготовки, изменения самой процедуры сбора переписных листов, в противном случае получается не анонимность, а, извините, просто обман. Зато историю семей по материалам переписи теперь уже не восстановишь, это точно.

Но что же это за тайны, о сохранении которых так пекутся и законодатели, и правительственные чиновники, и журналисты?
- Что такого конфиденциального я вам должен сообщить? - в лоб спросил корреспондент "Известий" главного начальника переписи Ирину Александровну ЗБАРСКУЮ. И получил ответ.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most