Rambler's Top100

№ 31 - 32
27 августа - 9 сентября 2001

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Смертность от внешних причин. Часть II

Структура смертности от внешних причин

Самоубийства

Убийства

Утопления

Автотранспортные несчастные случаи

Алкогольные отравления

Темы предыдущих номеров

Над темой номера работал Дмитрий БОГОЯВЛЕНСКИЙ

См. также Архив Темы номеров

 

Автотранспортные несчастные случаи

Автотранспортные происшествия - сравнительно "молодая" причина смерти. По данным 22 промышленных стран, ее уровень рос после 1910, и только после 1970 показатели стали уменьшаться. Эта причина остается ведущей среди внешних причин смерти в развитых странах.


Рисунок 8. Смертность от автомототранспортных несчастных случаев.
Россия, 1965- 1999

Стандартизованные коэффициенты на 1 миллион мужчин (левая шкала) или женщин (правая шкала)

Имеющиеся (с 1965 года) сведения по России также отражают значительный и устойчивый рост смертности от автотранспортных происшествий. Он прерывался только в годы "борьбы за трезвость", но сокращение числа смертей было меньшим, чем от других причин. Впрочем, в последнее десятилетие явной тенденции к росту смертности от автотранспортных происшествий нет.

В отличие от стран Запада, в России автомобили, по абсолютному числу смертей от них, уступают первенство самоубийствам и делят 2-3 место с алкогольными отравлениями.
Автотранспортные несчастные случаи, согласно классификации, разделяются на возникшие в результате наезда на пешехода и на остальные. И динамика, и половая структура этих двух групп автотранспортной смертности различна. При наездах на пешеходов из каждых четырех погибших - 3 мужчины, а среди смертей в авариях на одну погибшую женщину приходится 4-5 погибших мужчин, что вполне объясняется тем, что машины в России водят преимущественно мужчины. Впрочем, как уже упоминалось, в последние годы доля женщин среди погибших в авариях заметно выросла.

Рисунок 9. Смертность от двух групп автомототранспортных несчастных случаев

Стандартизованные коэффициенты на 1 миллион мужчин (левая шкала) или женщин (правая шкала)

Показатели смертности и от аварий, и от наездов на пешеходов росли до середины 1980-х годов. А в 1990-х рост, независимо от всех колебаний, продолжается только для смертности от наездов на пешеходов. Что же касается смертности от аварий, то у мужчин ее показатели явно снижаются, у женщин ситуация не столь очевидна, но явного роста не наблюдается. В результате доля пешеходов среди всех погибших в автотранспортных происшествиях росла весь период, особенно быстро - в 1987-1991 годах.

В среднем, за последние пять лет ежегодно погибало около 11 тысяч человек в авариях и свыше 18 тысяч при наезде на пешеходов. Кроме того, ущерб от автотранспортных несчастных случаев увеличивается еще и оттого, что на одного погибшего в них приходится, в среднем, не менее 6 раненых.

Рисунок 10 . Смертность от автомототранспортных несчастных случаев. Россия и некоторые развитые страны

Стандартизованные коэффициенты, на 1000 мужчин или женщин

При международных сопоставлениях российская смертность от автотранспортного травматизма выделяется не так сильно, как некоторые другие виды смертности от внешних причин. Но все же она значительно повысилась в последнее десятилетие. С конца 1980-х показатели этой смертности у мужчин России выше, чем в США, а у женщин почти равны. При этом в США заметна тенденция снижения этого вида смертности, чего нельзя сказать о России. Сейчас она, несмотря на значительно меньшую насыщенность автомобилями, находится в группе мировых лидеров по транспортному травматизму и смертности от него.

 

Вернуться назад
Версия для печати
Вернуться в начало
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most