|
Население и общество №5 (116) 2025
Информационный бюллетень
Института демографии
имени А.Г. Вишневского НИУ ВШЭ
Сезонные изменения брачности за последние 150 лет
на примере Алтайского края
 |
|
Мария Викторовна Винник
|
|
(Институт демографии им. А.Г. Вишневского НИУ ВШЭ)
|
Изучение сезонности является хорошей отправной точкой
для понимания демографических трендов и их закономерностей. Эволюция
сезонности брачности за последние 150 лет показывает социально-экономические
и культурные изменения в обществе. Особый интерес представляют факторы,
которые оказывали влияние на матримониальное поведение в прошлом
и настоящем. Для анализа сезонных колебаний брачности в конце XIX
века использовались данные метрических книг[1],
современных тенденций – данные Росстата.
Из всех демографических событий брак (и развод) кажется
единственным, который зависит от желания и воли человека, который
можно зарегистрировать в любой месяц года. В исторических населениях
это не всегда было так, потому что в странах с христианской культурой
действовали религиозные предписания, вводящие существенные ограничения.
Во время религиозных постов свадьбы были запрещены, и эти запреты
строго соблюдались, что во многом формировало сезонность брачности
в традиционном обществе.
В качестве примера рассмотрим население Барнаула во
второй половине XIX века. На рис. 1 приведены индексы сезонности[2]
первых браков для некоторых сословий. Мы можем видеть, что зимний
пик брачности был характерен для мещан, крестьян и военного сословия.
Пики и провалы практически синхронны, что говорит о том, что при
заключении браков все сословия придерживались религиозных запретов
без исключения.

Рисунок 1. Индекс сезонности первых браков в
некоторых сословиях на примере Покровского прихода г. Барнаула,
1877-1897 годы, среднее значение за период
Источник: рассчитано автором по БД «Население Барнаула[3]»
Помимо религиозных запретов на сезонность браков существенное
влияние оказывал естественный цикл сельскохозяйственных работ. Сезонность
первых и повторных браков почти совпадает (рис. 2). Пик сезонности
первых браков в январе и повторных браков в октябре объясняется
отсутствием постов, а также отсутствием или завершением сельскохозяйственных
работ в этот период.

Рисунок 2. Индексы сезонности первых и повторных
браков в Покровском приходе,
1877-1897 годы, среднее за период
Источник: рассчитано автором по БД «Население Барнаула»
Анализ текущей сезонности браков показывает, что сезонные
колебания еще велики, но сегодня картина иная. Если мы сравним сезонность
брачности в прошлом и настоящем (рис. 3.), то увидим сильный провал
в мае. Былые пики осенью и особенно в январе уступили место летним
месяцам.

Рисунок 3. Индексы сезонности браков в РФ
и в Алтайском крае, 2006-2024 годы, среднее за период
Источник: рассчитано автором по данным ЕМИСС (https://fedstat.ru/indicator/33553)
Май – самый непопулярный месяц для заключения брака
в течение всех последних доступных лет (табл. 1). Однако в текущем,
2025 году, произошел всплеск, и причина - в уникальной и красивой
дате 25.05.2025[4].
Таблица 1. Индексы сезонности браков в РФ и
в Алтайском крае, помесячные данные за 2006-2024 годы, все браки

Источник: рассчитано автором по данным ЕМИСС (https://fedstat.ru/indicator/33553)
Можно выделить несколько факторов, которые оказывают
влияние на современную сезонность брачности:
- Религиозный фактор (Великий пост).
- Предрассудки (выбор «красивых» дат, нежелание жениться в мае
и в високосные годы)
- Внешние обстоятельства (мобилизация, коронавирус)
- Климатический фактор
- Экономический фактор
- Количество рабочих дней в месяце, режим работы ЗАГСов.
Оказывает ли влияние на современную брачность
религиозный фактор?
Мы обратили внимание, что в апреле наблюдается превышение
индекса сезонности брачности за некоторые годы. Мы предполагаем,
что на этот факт может влиять религиозный пост, во время которого
православному населению не рекомендовано заключать браки. Великий
пост имеет подвижные даты, и за изучаемый период его окончание приходилось
на разные даты апреля. Если пост заканчивался в начале апреля, мы
можем наблюдать рост индекса сезонности в апреле. И соответственно,
если дата завершения поста приходилась на середину или конец апреля,
то индекс сезонности был существенно ниже. Стоит отметить, что в
первые выходные после завершения Великого поста отмечается «Красная
горка», считается, что это праздник весны и любви, поэтому если
заключить брак на Красную горку, семейный союз будет прочным и крепким.
Так, согласно народному поверью – «те, кто на Красную горку женятся,
никогда не разженятся».
Возрождение церковной регистрации и обряда венчания
приводит к тому, что в декабре также заключается меньше браков[5],
поскольку с 28.11 по 06.01 православные отмечают Рождественский
пост.
Предрассудки
Выбор «красивых дат»
Пары спешат заключать браки в даты, приуроченные к праздникам,
к примеру в День Святого Валентина (14 февраля), День семьи, любви
и верности (8 июля) или красивые зеркальные даты. Например, в табл.
1 можно увидеть превышение индекса сезонности брачности в августе
в 2008 и 2018 годов по сравнению с остальными годами. Красивые даты,
такие как 08.08.2008/ 20.08.2008/ 08.08.2018/ 18.08.2018 и др. являются
притягательными для молодоженов, к тому же цифра 8 символизирует
знак бесконечности и символ вечной любви. Привлекли большое число
пар и это отразилось на статистике также зеркальные даты 02.02.2020
и 20.02.2020.
Избегание браков в мае и високосные годы
Мы можем наблюдать «майский» провал в сезонности брачности
по всей России, который связан с тем, что люди по-прежнему следуют
поверью «жениться в мае – всю жизнь маяться»[6].
Как и в стране в целом, жители Алтайского края также
избегают заключения брака в високосные годы. Индекс сезонности высок
в декабре 2007, 2011, 2015, 2019, 2023 годов, в месяцах, предшествующем
високосному году. Вероятно пары, планирующие жениться в следующем
году, понимают, что год будет високосным, и пытаются успеть заключить
брак в текущий невисокосный год.
Внешние факторы
Мобилизация
Еще одним фактором, сыгравшим роль в формировании сезонности
брачности в новейшей истории России является объявление мобилизации
в сентябре 2022 года. Мобилизованные, которые проживали в незарегистрированных
отношениях, стали массово заключать браки, чтобы в случае ранения
или гибели, супруга и дети могли претендовать на выплаты. Эффект
мобилизации прослеживается до ноября 2022 года.
Пандемия COVID-19
Из-за коронавирусных ограничений в апреле 2020 года
в этом и последующем месяцах браков заключали сильно меньше, чем
ранее. В марте Минюст предложил перенести весенние даты регистрации
брака на более поздний срок, начиная с 01.06.2020[7].
В связи с этим уже к лету интенсивность браков вернулась к обычным
значениям. Более того, осенью 2020 года и в межсезонье 2021 года
уровень брачности не отличался от соседних лет. В условиях ограничений
на передвижения и контакты людей государственная регистрация производилась
в присутствии лишь лиц, вступающих в брак, без участия приглашенных.
Интересно, что пандемия побудила региональные власти в других странах
разрешить регистрировать браки виртуально без личного присутствия[8].
Вероятно, в России вскоре также появится возможность получения этой
услуги в дистанционной форме.
Климатический и экономический фактор
Традиционно лето является периодом отпусков, когда можно
пригласить на свадьбу родственников и друзей из разных регионов,
а молодожены могут отправиться в свадебное путешествие. Поэтому
неудивительно, что сезонность брачности тесно связана с солнечным
календарем, сезоном отпусков и с каникулами в учебном году. Летом
стоит теплая солнечная погода с продолжительным световым днем, молодожёны
могут не заботиться о дополнительной одежде и головных уборах, а
праздник можно устроить на открытой площадке до поздней ночи. Лето
также предлагает большое число зеленых локаций для свадебной фотосессии.
В это время можно частично сэкономить на фруктах и овощах со своего
огорода, разнообразить стол за счет большого изобилия сезонных продуктов,
запланировать выезд на природу или дачу с шашлыками и разными активностями.
Количество рабочих дней
На количество заключаемых браков может влиять число
рабочих дней в месяце. Ввиду государственных праздников, на январь,
май и февраль приходится наименьшее число рабочих дней в году, что
снижает потенциальное число регистраций. Пропускная способность
ЗАГСов в эти месяцы ограничена, поскольку в праздничные дни работает
небольшое число учреждений. На режим работ ЗАГСов повлияла также
и пандемия COVID-19 – в случае реализации дистанционных регистраций,
работоспособность ЗАГСов (если они вообще будут нужны) будет более
стабильной.
На рис. 4 показана сезонная динамика брачности. Красные
и розовые цвета обозначают больше браков, чем можно было бы ожидать
при равномерном распределении по году (с учетом количества дней
в месяце), а синий и голубые – меньше.

Рисунок 4. Сравнение сезонности брачности в
Алтайском крае, 1877-2024 годы
Источник: расчеты автора по БД «Население Барнаула» и
ЕМИСС
Видно, что с конца XIX века сезонность брачности существенно
изменилась. Зимние предпочтения для заключения брака сменились на
летние и осенние. Раньше менее популярными месяцами для заключения
брака были март и декабрь, а сейчас это - май и январь. Разработка
месячных данных о заключениях брака в годы, за которые данные в
открытом доступе отсутствуют (с 1898 по 2005) позволит конкретизировать
периоды, когда эти изменения стали проявляться особенно заметно.
Итак, религиозный фактор и цикл сельскохозяйственных
работ перестали играть главенствующую роль при выборе даты заключения
брака. Однако интересно проследить трансформацию обоих факторов.
В современном мире традиция и религия уступают место предрассудкам,
а отсутствие столь выраженной сезонности в современной экономике
освобождает ранее недоступное лето для праздника. Форс-мажорные
события могут временно повлиять на сезонность брачности, но кажется,
что тренды уже устоялись и потому влияние внешних факторов непродолжительно
[1] Хотя метрические книги
содержат записи о венчаниях, в данной работе они приравниваются
к бракам (можно говорить о церковном или религиозном браке), потому
что гражданская регистрация событий появилась только после Октябрьской
революции 1917 года. До этого времени венчание имело полную юридическую
силу.
[2] Индексы сезонности рассчитываются
как отношение помесячных коэффициентов к среднегодовому коэффициенту.
Сезонность показывает отклонение среднемесячного значения от среднегодового.
Значения индекса брака выше 1 указывают на превышение средних значений
в этом месяце и наоборот, если ниже 1 – число браков ниже среднего.
[3] БД «Население Барнаула
1877-1897 гг.» - закрытая база данных метрических книг Покровского
прихода г. Барнаула, созданная автором в целях изучения социальной
дифференциации демографических процессов.
[4] В Москве около 1,5 тыс.
заявлений на регистрацию брака подано в "самую востребованную дату"
// ИНТЕРФАКС, 25 мая 2025 г. URL: https://www.interfax-russia.ru/moscow/main/v-moskve-okolo-1-5-tys-zayavleniy-na-registraciyu-braka-podano-v-samuyu-vostrebovannuyu-datu-25-maya-2025g
(дата просмотра - 10.10.2025)
[5] Щербакова Е.М. Первые демографические
итоги 2024 года в России (часть I) // Демоскоп Weekly. 2025. № 1067-1068.
URL: https://demoscope.ru/weekly/2025/01067/barom01.php
(дата просмотра 10.10.2025)
[6] Другие пословицы и поговорки
про свадьбу в мае: «Рад был жениться, да май не велит», «Добрые
люди в мае не женятся». Можно выделить две версии нежелательности
женитьбы в мае на Руси. Во-первых, в мае начинались сельскохозяйственные
посевные работы и, как и летом, каждый день требовал усердного труда
на поле. Во-вторых, на конец апреля-начало мая приходился праздник
повиновения предков "Вешние Деды" (или Радуница) - обряд поминовения
и почитания умерших. Также на май может приходиться Троицкая родительская
суббота –
день всеобщего поминовения усопших.
Любопытно, что подобные поговорки и поминальные традиции есть и
в других европейских странах, например, во Франции, Италии и Греции
считается, что «ослы женятся в мае» или «в мае пустышки женятся».
Эти преставления также имеют глубокие корни. Древнеримский поэт
Овидий утверждал, что «в мае выходят замуж только зловредные и распутные».
Древнегреческий философ Плутарх также писал, что «римляне в мае
не женятся, но ожидают июня». Многие люди считают, что самое благоприятное
время для вступления в брак - июнь, месяц, названный в честь богини
Юноны - древнеримской богини брака и деторождения. Кроме того, в
Древнем Риме существовали праздники Лемурии, которые приходились
на 9, 11 и 13 мая. Считалось, что души умерших поднимаются в эти
дни из загробного мира и могут принести неприятности живущим. Хозяин
дома должен был совершить особый обряд, чтобы изгнать их. Естественно,
это было не время для радостных и благоприятных событий, таких как
свадьба. Еще один древнеримский языческий праздник роз в память
об умерших – Росалия (Rosalia) – также приходился на май-июнь.
[7] Министерство юстиции Российской
Федерации. Минюст России приступил к работе по переводу государственных
услуг по регистрации актов гражданского состояния в дистанционную
форму URL: https://minjust.gov.ru/ru/events/44464/
[8] Короткова Л.В., Шабыкова
К.А., Чекулаев С.С. Процесс заключение брака в условиях пандемии
Covid-19 // E-Scio. 2021. №1 (52).
|