120 лет со дня рождения Вадима Вячеславовича
Покшишевского

14.08.2005 - 9.08.1984
14 августа исполнилось 120 лет со дня рождения Вадима Вячеславовича
Покшишевского, одного из виднейших российских и советских экономико-географов
и основоположников советской географии населения, крупного этнографа,
доктора географических наук. Его многочисленные оригинальные исследования
в области экономической и социальной географии СССР и зарубежных
стран широко известны как в нашей стране, так и за рубежом.
Отмечая 100-летие со дня рождения В.В. Покшишевскго,
Демоскоп
опубликовал очерк о жизни и научной деятельности Вадима Вячеславовича,
подготовленный О.Р. Назаревским для книги об истории и современном
развитии отечественной экономической и социальной географии и ее
наиболее видных представителях. Также были приведены сведения о
том, что жизнь и творческая биография Вадима Вячеславовича, к сожалению,
были не столь благополучными, как можно подумать, читая его официальное
жизнеописание. Немного позже на страницах Демоскопа были
опубликованы воспоминания о Вадиме Вячеславовиче, написанные
хорошо его знавшим Георгием Михайловичем Лаппо, крупным ученым,
классиком российской и советской географической науки и ее популяризатора,
а также шутливое стихотворение, посвященное В.В. Покшишевскому другим
известным географом В.П. Максаковским.
Помимо этого, пять лет назад в Демоскопе была
приведена статья Г.М. Лаппо «В.В. Покшишевский - один из основателей
советской географии населения», опубликованной в журнале «География»
в 2006 году.
 |
Отрадно, что в марте 2025 года в Санкт-Петербурге
состоялась презентация книги В.В. Покшишевского «Промышленная
география Петербурга», посвященная развитию территориальной
структуры Санкт-Петербурга за два века - от основания города
до предвоенного времени - под воздействием промышленной революции.
Книга издана при поддержке Русского географического общества
и Российского исторического общества (фонд «История Отечества»)
к 80-летию Великой Победы.
|
Ниже приводим материал беседы с научным редактором данной книги,
который был
опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 47 (7869)
от 18.03.2025.
Город и его география.
Труд учёного Вадима Покшишевского опередил своё время
 |
Вадим Покшишевский, фото середины 1930-х гг. В это время
он работал в Ленгипрогоре и объездил полстраны, изучая планировку
городов./Из фонда ЦГАЛИ СПб.
|
Эта книга могла увидеть свет в 1941 году. Она была защищена
в качестве диссертации, Ученый совет заявил о желательности ее публикации.
Но обстоятельства сложились иначе: автор записался добровольцем
в Красную армию, а его рукопись многие десятки лет считалась утраченной.
Опубликовать ее удалось только теперь, весной нынешнего года. Научным
редактором стал наш собеседник Кирилл Страхов - президент фонда
развития городского самоуправления «1870». Книга «Промышленная география
Петербурга» (12+) издана к 80-летию Великой Победы.
— Кирилл Александрович, чем же сегодня, спустя восемь
десятков лет, столь важна и интересна эта книга?
— Вадим Вячеславович Покшишевский по праву считается классиком советской
экономической географии, и его диссертация оказалась прорывной для
своего времени, она опередила последующие исследования географов
и урбанистов, в том числе зарубежных. Более того, в ней зафиксированы
и описаны многие явления и процессы, составляющие мейнстрим современной
науки. Рассмотрены формирование транспортного каркаса города, промышленных
кластеров, контактных зон, логистических цепочек. По существу, Покшишевский
стал первооткрывателем этих феноменов.
Москвич по рождению, он с 1931 года жил в Ленинграде, сотрудничал
с Центральным бюро краеведения, работал в проектных институтах.
В 1940 году перешел в НИИ коммунального хозяйства, где работал над
вопросами развития водного и трамвайного сообщения, а также районной
планировки Ленинграда.
Весной 1941 года он закончил исследование промышленной географии
нашего города, и институт представил работу в Педагогический институт
имени Герцена в качестве диссертации на соискание ученой степени
кандидата географических наук. Защита была назначена на 30 июня
1941 года.
— И она состоялась?
— Да, несмотря на начало войны, только защиту передвинули на 26
июня. Вскоре после нее автор диссертации подал заявление о вступлении
в ряды Красной армии. Летом и осенью он проходил, как сам писал,
«очень суровую курсантскую школу», стал военным топографом. На фронте
оказался в начале 1942 года. Участвовал в Любанской операции, под
Погостьем был контужен, получил сильное обморожение, был эвакуирован
в госпиталь в Сибирь.
Летом 1942 года Покшишевский был демобилизован по ранению и зачислен
в Институт географии Академии наук, находившийся в эвакуации в Алма-Ате.
Затем был вновь мобилизован, отправлен в Ташкент, но уже осенью
1943 года по настойчивым просьбам академии отозван в Москву, куда
вернулся институт. Вся дальнейшая жизнь ученого была связана со
столицей…
После войны он возвращался к ленинградской теме, но сосредоточился
на новых направлениях науки: стал основоположником советских демографии,
этногеографии, геоурбанистики. В 1984 году ученого не стало. Коллеги
помнили о его «ленинградской диссертации», однако никаких следов
ее не было.
Когда несколько лет назад мы приступили к поискам рукописи, в тех
учреждениях, где она должна была бы храниться — в Российской национальной
и Российской государственной библиотеках, Педагогическом университете
имени Герцена, — ее не оказалось. Возможно, причиной была неразбериха
первых дней войны, кроме того, Покшишевский затрагивал стратегические
вопросы размещения промышленности, использовал много карт, а это
налагало гриф «ДСП»… К счастью, экземпляр диссертации удалось найти
в личном фонде крупного ленинградского географа Олега Константинова
в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга.
— Почему именно там?
— Все просто: Олег Аркадьевич был одним из официальных
оппонентов Покшишевского на его защите. Кстати, диссертация получила
превосходные оценки оппонентов, хотя те и попеняли автору, что заниматься
географией дореволюционного Петербурга ему явно интереснее, чем
советской индустриализацией.
Работа была абсолютно новаторской: до Покшишевского
география как наука занималась преимущественно крупными объектами
— материками, странами, регионами. Города рассматривались в этом
контексте как точки в системе расселения. Покшишевский первым показал,
что городское пространство тоже имеет свою географию, у него есть
собственная логика развития. И город можно изучать точно так же,
как материк или страну. По существу, он заложил основы геоурбанистики
— современной науки, изучающей географию города.
Развитие территориальной структуры города Покшишевский
предложил рассматривать сквозь призму размещения промышленности.
Он собрал и обработал огромный объем информации — статистической,
картографической, справочной, адресной — более чем за двести лет,
с момента основания города до индустриализации 1930-х годов.
— Какие же выводы он сделал?
— Он очень четко показал, что Петербург, основанный
как западный форпост России, первоначально имел транспортные связи
преимущественно с иностранным приграничьем и в несколько меньшей
степени — с собственной страной. Недаром экономика Петербурга во
многом зависела от импорта: даже уголь из-за границы и доставляли
в него быстрее, чем из регионов страны.
Как отмечал Покшишевский, по мере развития связей Петербурга
с внутренними регионами менялись функции берегов Невы. Левый все
больше работал на внутренний рынок, и, собственно говоря, именно
с этим обстоятельством ученый связывал перенос центра города на
Адмиралтейскую сторону.
Еще один вывод, сделанный ученым, касался определяющей
роли транспорта в развитии Петербурга. Казалось бы, почему в первую
очередь жильем застраивались прибрежные участки — самые болотистые,
подверженные постоянным наводнениям? Покшишевский показывает, что
причина в транспортной логистике: доставка больших объемов строительных
материалов была возможна только речным путем, и этот фактор оказался
решающим.
С приоритетом речной доставки сырья и топлива в первой
половине XIX века связано и формирование прибрежных промышленных
кластеров: в Чекушах, на Выборгской стороне, на севере Петроградской
стороны, вдоль Шлиссельбургского тракта. По тем же причинам новый
промышленный район, также приближенный к воде, возник вдоль рукотворного
Обводного канала.
Когда с середины XIX века начала развиваться новая транспортная
инфраструктура — железные дороги и морской порт, — петербургская
промышленность, как отмечает Покшишевский, устремилась на юг, за
Обводный канал, где новые транспортные пути стыковались со старыми…
Одно из очень интересных наблюдений ученого: по существу,
советская индустрия практически полностью сложилась на основе дореволюционной.
Абсолютное большинство предприятий, известных нам как флагманы ленинградской
промышленности, были либо непосредственно национализированы после
1917 года, либо обустроены на дореволюционной инфраструктуре.
Также в книге хорошо показано, что город отнюдь не всегда
развивался в соответствии с генеральным планом. Экономика зачастую
меняла запроектированные модели. На примере ряда магистралей — Чугунной
улицы, Палевского проспекта (ныне пр. Елизарова), улицы Розенштейна
— он показывает, как уличная сеть «пробивалась» вопреки генплану,
в связи с обслуживанием расположенных рядом предприятий.
Любопытно, что многие прогнозы, высказанные ученым,
оправдались. Он предполагал дальнейшее развитие промышленных территорий
города не только в южном, но в и северном направлении. И, действительно,
в 1960-х годах был разработан детальный план промзоны, которая сегодня
известна под именем «Парнас». А индустриальные зоны на окраинах
Приморского района возникли в последние десятилетия, и процесс продолжается…
Трудно переоценить издание фундаментального труда Покшишевского
сегодня, когда Петербург возвращается к стратегии промышленного
развития.
|