Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 1083 - 1084
19 августа - 1 сентября 2025

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Профессия - исследователь 

120 лет со дня рождения Вадима Вячеславовича Покшишевского


14.08.2005 - 9.08.1984

14 августа исполнилось 120 лет со дня рождения Вадима Вячеславовича Покшишевского, одного из виднейших российских и советских экономико-географов и основоположников советской географии населения, крупного этнографа, доктора географических наук. Его многочисленные оригинальные исследования в области экономической и социальной географии СССР и зарубежных стран широко известны как в нашей стране, так и за рубежом.

Отмечая 100-летие со дня рождения В.В. Покшишевскго, Демоскоп опубликовал очерк о жизни и научной деятельности Вадима Вячеславовича, подготовленный О.Р. Назаревским для книги об истории и современном развитии отечественной экономической и социальной географии и ее наиболее видных представителях. Также были приведены сведения о том, что жизнь и творческая биография Вадима Вячеславовича, к сожалению, были не столь благополучными, как можно подумать, читая его официальное жизнеописание. Немного позже на страницах Демоскопа были опубликованы воспоминания о Вадиме Вячеславовиче, написанные хорошо его знавшим Георгием Михайловичем Лаппо, крупным ученым, классиком российской и советской географической науки и ее популяризатора, а также шутливое стихотворение, посвященное В.В. Покшишевскому другим известным географом В.П. Максаковским.

Помимо этого, пять лет назад в Демоскопе была приведена статья Г.М. Лаппо «В.В. Покшишевский - один из основателей советской географии населения», опубликованной в журнале «География» в 2006 году.

Отрадно, что в марте 2025 года в Санкт-Петербурге состоялась презентация книги В.В. Покшишевского «Промышленная география Петербурга», посвященная развитию территориальной структуры Санкт-Петербурга за два века - от основания города до предвоенного времени - под воздействием промышленной революции. Книга издана при поддержке Русского географического общества и Российского исторического общества (фонд «История Отечества») к 80-летию Великой Победы.

Ниже приводим материал беседы с научным редактором данной книги, который был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 47 (7869) от 18.03.2025.

Город и его география.
Труд учёного Вадима Покшишевского опередил своё время

Вадим Покшишевский, фото середины 1930-х гг. В это время он работал в Ленгипрогоре и объездил полстраны, изучая планировку городов./Из фонда ЦГАЛИ СПб.

Эта книга могла увидеть свет в 1941 году. Она была защищена в качестве диссертации, Ученый совет заявил о желательности ее публикации. Но обстоятельства сложились иначе: автор записался добровольцем в Красную армию, а его рукопись многие десятки лет считалась утраченной. Опубликовать ее удалось только теперь, весной нынешнего года. Научным редактором стал наш собеседник Кирилл Страхов - президент фонда развития городского самоуправления «1870». Книга «Промышленная география Петербурга» (12+) издана к 80-летию Великой Победы.

— Кирилл Александрович, чем же сегодня, спустя восемь десятков лет, столь важна и интересна эта книга?

— Вадим Вячеславович Покшишевский по праву считается классиком советской экономической географии, и его диссертация оказалась прорывной для своего времени, она опередила последующие исследования географов и урбанистов, в том числе зарубежных. Более того, в ней зафиксированы и описаны многие явления и процессы, составляющие мейнстрим современной науки. Рассмотрены формирование транспортного каркаса города, промышленных кластеров, контактных зон, логистических цепочек. По существу, Покшишевский стал первооткрывателем этих феноменов.

Москвич по рождению, он с 1931 года жил в Ленинграде, сотрудничал с Центральным бюро краеведения, работал в проектных институтах. В 1940 году перешел в НИИ коммунального хозяйства, где работал над вопросами развития водного и трамвайного сообщения, а также районной планировки Ленинграда.

Весной 1941 года он закончил исследование промышленной географии нашего города, и институт представил работу в Педагогический институт имени Герцена в качестве диссертации на соискание ученой степени кандидата географических наук. Защита была назначена на 30 июня 1941 года.

— И она состоялась?

— Да, несмотря на начало войны, только защиту передвинули на 26 июня. Вскоре после нее автор диссертации подал заявление о вступлении в ряды Красной армии. Летом и осенью он проходил, как сам писал, «очень суровую курсантскую школу», стал военным топографом. На фронте оказался в начале 1942 года. Участвовал в Любанской операции, под Погостьем был контужен, получил сильное обморожение, был эвакуирован в госпиталь в Сибирь.

Летом 1942 года Покшишевский был демобилизован по ранению и зачислен в Институт географии Академии наук, находившийся в эвакуации в Алма-Ате. Затем был вновь мобилизован, отправлен в Ташкент, но уже осенью 1943 года по настойчивым просьбам академии отозван в Москву, куда вернулся институт. Вся дальнейшая жизнь ученого была связана со столицей…

После войны он возвращался к ленинградской теме, но сосредоточился на новых направлениях науки: стал основоположником советских демографии, этногеографии, геоурбанистики. В 1984 году ученого не стало. Коллеги помнили о его «ленинградской диссертации», однако никаких следов ее не было.

Когда несколько лет назад мы приступили к поискам рукописи, в тех учреждениях, где она должна была бы храниться — в Российской национальной и Российской государственной библиотеках, Педагогическом университете имени Герцена, — ее не оказалось. Возможно, причиной была неразбериха первых дней войны, кроме того, Покшишевский затрагивал стратегические вопросы размещения промышленности, использовал много карт, а это налагало гриф «ДСП»… К счастью, экземпляр диссертации удалось найти в личном фонде крупного ленинградского географа Олега Константинова в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга.

— Почему именно там?

— Все просто: Олег Аркадьевич был одним из официальных оппонентов Покшишевского на его защите. Кстати, диссертация получила превосходные оценки оппонентов, хотя те и попеняли автору, что заниматься географией дореволюционного Петербурга ему явно интереснее, чем советской индустриализацией.

Работа была абсолютно новаторской: до Покшишевского география как наука занималась преимущественно крупными объектами — материками, странами, регионами. Города рассматривались в этом контексте как точки в системе расселения. Покшишевский первым показал, что городское пространство тоже имеет свою географию, у него есть собственная логика развития. И город можно изучать точно так же, как материк или страну. По существу, он заложил основы геоурбанистики — современной науки, изучающей географию города.

Развитие территориальной структуры города Покшишевский предложил рассматривать сквозь призму размещения промышленности. Он собрал и обработал огромный объем информации — статистической, картографической, справочной, адресной — более чем за двести лет, с момента основания города до индустриализации 1930-х годов.

— Какие же выводы он сделал?

— Он очень четко показал, что Петербург, основанный как западный форпост России, первоначально имел транспортные связи преимущественно с иностранным приграничьем и в несколько меньшей степени — с собственной страной. Недаром экономика Петербурга во многом зависела от импорта: даже уголь из-за границы и доставляли в него быстрее, чем из регионов страны.

Как отмечал Покшишевский, по мере развития связей Петербурга с внутренними регионами менялись функции берегов Невы. Левый все больше работал на внутренний рынок, и, собственно говоря, именно с этим обстоятельством ученый связывал перенос центра города на Адмиралтейскую сторону.

Еще один вывод, сделанный ученым, касался определяющей роли транспорта в развитии Петербурга. Казалось бы, почему в первую очередь жильем застраивались прибрежные участки — самые болотистые, подверженные постоянным наводнениям? Покшишевский показывает, что причина в транспортной логистике: доставка больших объемов строительных материалов была возможна только речным путем, и этот фактор оказался решающим.

С приоритетом речной доставки сырья и топлива в первой половине XIX века связано и формирование прибрежных промышленных кластеров: в Чекушах, на Выборгской стороне, на севере Петроградской стороны, вдоль Шлиссельбургского тракта. По тем же причинам новый промышленный район, также приближенный к воде, возник вдоль рукотворного Обводного канала.

Когда с середины XIX века начала развиваться новая транспортная инфраструктура — железные дороги и морской порт, — петербургская промышленность, как отмечает Покшишевский, устремилась на юг, за Обводный канал, где новые транспортные пути стыковались со старыми…

Одно из очень интересных наблюдений ученого: по существу, советская индустрия практически полностью сложилась на основе дореволюционной. Абсолютное большинство предприятий, известных нам как флагманы ленинградской промышленности, были либо непосредственно национализированы после 1917 года, либо обустроены на дореволюционной инфраструктуре.

Также в книге хорошо показано, что город отнюдь не всегда развивался в соответствии с генеральным планом. Экономика зачастую меняла запроектированные модели. На примере ряда магистралей — Чугунной улицы, Палевского проспекта (ныне пр. Елизарова), улицы Розенштейна — он показывает, как уличная сеть «пробивалась» вопреки генплану, в связи с обслуживанием расположенных рядом предприятий.

Любопытно, что многие прогнозы, высказанные ученым, оправдались. Он предполагал дальнейшее развитие промышленных территорий города не только в южном, но в и северном направлении. И, действительно, в 1960-х годах был разработан детальный план промзоны, которая сегодня известна под именем «Парнас». А индустриальные зоны на окраинах Приморского района возникли в последние десятилетия, и процесс продолжается… Трудно переоценить издание фундаментального труда Покшишевского сегодня, когда Петербург возвращается к стратегии промышленного развития.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887