Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 1057 - 1058
10 декабря - 24 января 2024

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

"РБК" о мерах поддержки рождаемости и смежных вопросах
"Лента.ру" о национальных проектах в области демографии
"Коммерсантъ", "Российская газета" и "РБК" о предложении запретить принимать в школы детей мигрантов без тестирования на знание русского языка
"ТАСС" о новациях миграционной политики
"РБК" о зарплатах международных мигрантов в России
"Коммерсантъ" и "Эксперт" о масштабах трудовой миграции в мире и ее эффектах
"Известия" и "РБК" о возможных последствиях заявлений Трампа в области миграционной политики
"РБК" о новациях на рынке труда в России
"News.ru" о размере достойной пенсии

"Если быть точным" о статистике насилия и убийств
"Если быть точным" о неопознанных умерших
"ТАСС" и "Коммерсантъ" о репродуктивном здоровье
"РБК" о процедуре включения лекарств в перечень жизненно важных
"Российская газета" о риске появления новых инфекционных заболеваний
"Независимая газета" о росте тревожности у российской молодежи
"Российская газета" о мерах, обеспечивающих снижение потребления алкоголя
"Коммерсантъ" о снижении уголовно-правового давления на врачей
"Эксперт" о росте площади непригодных земель
"Если быть точным" об исчезновении государственной статистики из открытого доступа

о предложении запретить принимать в школы детей мигрантов без тестирования на знание русского языка

К тестированию детей мигрантов нашлись замечания

Госдума обсудит запрет принимать в школу учеников, не знающих русский язык
Комитет Госдумы по просвещению в понедельник рекомендовал принять в первом чтении межфракционный законопроект о запрете приема в школы детей мигрантов без тестирования на знание русского языка. В тот же день комиссия правительства по законопроектной деятельности поддержала эту инициативу, но высказала к ней ряд замечаний. В частности, в Белом доме полагают, что в нынешней редакции проект "не в полной мере" согласуется с законом "Об образовании" и должен быть приведен в соответствие с международными договорами.
Напомним, поправки к закону "Об образовании" внесла в Думу 25 ноября группа депутатов во главе со спикером Вячеславом Володиным, вице-спикером Ириной Яровой и лидерами всех фракций. При этом еще 20 ноября инициативу жестко раскритиковал первый зампред комитета Думы по делам СНГ Константин Затулин ("Единая Россия"), указав на ее противоречие закону "Об образовании", по которому право учиться в школе имеет каждый ребенок, в том числе и иностранец. Ирина Яровая тогда настаивала, что поправки отвечают интересам самих детей мигрантов, у которых из-за незнания языка в школе "возникает конфликт", и уверяла, что законопроект поддержали профильное министерство и регионы.
Однако правкомиссия, по сути, согласилась с некоторыми аргументами господина Затулина.
В проекте отзыва, одобренном 9 декабря, говорится, что проект "не в полной мере согласуется" с ч. 2 ст. 78 закона "Об образовании", согласно которой иностранцы и лица без гражданства обладают равными с россиянами правами на общедоступное бесплатное образование.
Кроме того, по мнению Белого дома, эти новации необходимо привести в соответствие с международными договорами РФ, в частности с соглашением СНГ о сотрудничестве в области образования, в котором указано, что гражданин одной страны-участницы договора, живущий на территории другой страны, имеет равные с ее гражданами права на образование.
Также в кабмине предложили определить правовой статус детей, которые не могут посещать школу из-за выявленного тестами незнания русского языка.
Наконец, в отзыве отмечается, что реализация инициативы может повлечь дополнительные бюджетные расходы, а источники их финансирования не указаны.
Между тем думский комитет по просвещению 9 декабря уже рекомендовал принять проект в первом чтении, попросив совет палаты поставить его в повестку 10 декабря и установить срок подачи поправок до 12 декабря. Первый зампред комитета Яна Лантратова ("Справедливая Россия - За правду") заверила "Ъ", что все поступившие предложения будут рассмотрены перед вторым чтением. А соавтор проекта Ярослав Нилов (ЛДПР) отметил, что устранение замечаний ко второму чтению - это "нормальный законотворческий процесс". По его мнению, главное сейчас - запретить учиться в школах тем, кто не знает русский язык и мешает другим детям "полноценно осваивать программу". "А мы в ЛДПР еще и считаем, что такие образовательные услуги должны предоставляться только за деньги. Мы не должны за счет своих налогов оплачивать получение образования иностранными гражданами",- добавил депутат.
Константин Затулин сказал "Ъ", что помнит случаи, когда Дума игнорировала мнение правительства по резонансным проектам, но было это в далекие 1990-е годы. "Я думаю, инициаторы законопроекта хотят принять его в первом чтении и продолжить консультации, а уже поступившие официальные замечания учесть во втором чтении. Но, принимая во внимание их серьезность, возникает вопрос, а надо ли было торопиться с первым чтением",- отметил единоросс. По его мнению, позиция правкомиссии обусловлена тем, что "любому, кто мало-мальски знаком с нашими обязательствами, в том числе международными, должно быть ясно, что инициатива входит с ними в противоречие". "Я считаю принципиально неправильным, когда мы, обнаружив незнание русского языка, вместо того чтобы приложить старания и научить ребенка, решаем не пускать его в школу. Школа - это не только образование, но и воспитание. Значит, мы отказываемся влиять на этого ребенка, теряем контроль над этой частью населения, сразу признаем свое поражение", - резюмировал господин Затулин.

Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА. Коммерсантъ, 9 декабря 2024 года

"Невозможно качественно передавать им знания": детей мигрантов без знания русского языка запретят принимать в школы

Госдума запрещает принимать детей мигрантов в школы без знания русского языка
Госдума приняла в первом чтении законопроект о запрете зачислять в российские школы детей мигрантов, которые не знают русского языка. Депутаты уточнили, что тестирование будет проходить бесплатно, и дали разъяснения по подготовке детей приезжих к учебе. Закон в случае принятия вступит в силу с апреля следующего года. Однако ко второму чтению дату вступления могут изменить на январь.
Авторами инициативы выступили председатель Госдумы Вячеслав Володин, вице-спикер Госдумы Ирина Яровая, лидеры думских фракций и руководители ключевых комитетов.
"Выборочный контроль показал: 41 процентов детей мигрантов, которые приходят в школы, либо не знают, либо плохо знают русский язык. А ведь одного такого ребенка достаточно, чтобы обучение всего класса было парализовано", - подчеркнул спикер ГД на пленарном заседании.
Тестирование на уровень владения русским языком, согласно инициативе, будет обязательным для детей иностранных граждан и лиц без гражданства при их поступлении в общеобразовательные организации. Пояснительная записка гласит, что это необходимо "в целях обеспечения успешного освоения иностранными гражданами образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования на государственном языке Российской Федерации".
Уточняется, что при провале теста зачисление запрещено. Порядок проведения тестирования установит профильное министерство, а методическим обеспечением займется Рособрнадзор. Он же установит критерии для оценки знаний. "Принятие законопроекта обеспечит реализацию государственных гарантий на качество образования", - уверены инициаторы.
41 процент детей мигрантов, которые приходят в школы, либо не знают, либо плохо знают русский язык
В Госдуме считают правильным проводить предварительные тестирования, а потом уже зачислять в школу детей мигрантов, пояснил Вячеслав Володин. По его словам, о принятии закона на тему обучения детей мигрантов Госдуму просят избиратели, и депутаты не могут игнорировать такой запрос, ведь нынешняя ситуация вызывает "напряжение в школах".
Спикер привел данные МВД и Минпросвещения, согласно которым в прошлом учебном году в российских школах обучались свыше 200 тысяч детей мигрантов (всего же учеников было 18 миллионов). У детей приезжих, как сообщают учителя, "зачастую возникают трудности с освоением образовательной программы, сложности в общении со сверстниками и педагогами", передал председатель ГД. Он также отметил, что низкий уровень знания русского языка или его отсутствие у детей мигрантов вызывает стресс у самого ребенка, создает проблемы для одноклассников.
"Педагоги не могут качественно передавать им знания", - констатировал Володин.
Как уточнила его соавтор Ирина Яровая (ЕР), тестирование будет проводиться на бесплатной основе. А кто займется подготовкой детей к школе, чтобы они освоили русский язык для усвоения федеральных образовательных программ?
"Это функция, которая должна решаться семьей и уполномоченными органами власти, которые отвечают за адаптацию и интеграцию иностранных граждан", - уточнила вице-спикер ГД. Между тем министр просвещения РФ Сергей Кравцов ранее заявлял, что для детей мигрантов планируется создать центры по изучению русского языка.
"На уровне региона будут приниматься решения, как будут создаваться такие курсы по изучению русского языка, - разъяснила Яровая. - Они могут быть организованы при школах, в отдельном центре - это будут именно полномочия регионов". Закон, подчеркнула она, не создает новых обязательств для школ. По ее словам, на цели адаптации и интеграции в РФ приезжих из бюджета выделяются 2,73 млрд бюджетных средств, и в ГД ставят вопрос об эффективности их использования.
Докладчик по проекту добавила, что после прохождения подготовки не принятый в школу ребенок сможет вновь попробовать пройти проверку. А что будет, если мигрант просто решит не отдавать ребенка в школу, не станет его готовить к ней - и "дети будут предоставлены себе и улице"? Отвечая на этот вопрос, Ирина Яровая отметила, что трудовым мигрантам совершенно необязательно привозить с собой в Россию детей, если они не намерены решать вышеозначенные вопросы. Депутаты спрашивали, конечно, и об уже поступивших в школы детях приезжих. Вице-спикер пояснила, что закон обратной силы иметь не будет.
Отметим, что законопроектом вводится и еще одна проверка - статуса ребенка в РФ. Уточняется, что лица, незаконно находящиеся на территории страны, не могут быть приняты в школу.
Правительство РФ ранее поддержало концепцию законопроекта, высказав некоторые технические замечания. В частности, как указывается в официальном отзыве, необходимо определить правовое положение в РФ несовершеннолетних иностранных граждан, которые не смогут посещать образовательные учреждения в связи с выявлением по итогам тестирования незнания ими русского языка.
Комментарии
Владимир Кошелев, депутат Госдумы от ЛДПР:

"Дети мигрантов далеко не всегда знают русский язык, и это приводит к проблемам с успеваемостью и в общении с одноклассниками. Сейчас школам приходится самостоятельно решать этот вопрос. Для таких учеников организуют дополнительные занятия, учителя вынуждены оставаться после уроков, чтобы объяснить им материал.
Законопроект позволит гарантировать качество образования и гармонизирует права и обязанности всех участников образовательного процесса. Классам не придется равняться на самых слабых учеников и понижать общую успеваемость, а педагоги перестанут тратить силы и время на нескольких учеников в ущерб всем остальным. Главное же в том, что знание русского языка станет для мигрантов "пропуском" в жизнь. Его изучение поможет им лучше понять культуру и историю страны, в которую они приехали, и усвоить правила поведения в ней".
Сергей Алтухов, депутат ГД от ЕР:
"Смысл данной инициативы отнюдь не в ущемлении прав граждан сопредельных государств, а в том, чтобы у всех была возможность получения качественного образования. И это в целом нормальная практика. Например, в отношении высшего образования такие тесты есть практически во всех европейских странах.
Что касается дошкольного и общего среднего образования, проверка знаний ребенка облегчит и его интеграцию в языковой среде. А для педагогов, работающих в полиэтнических классах, это тоже существенно облегчит преподавание и воспитательную работу.
Конечно, важно расширять систему языковых и культурных клубов, где у детей была бы возможность практиковать языковые навыки на разном уровне, потому что внутри таких семей, как правило, не говорят на русском. А без постоянной практики сложно рассчитывать на языковой прогресс.
Кроме того, данный языковой фильтр для получения образования должен снизить диаспоральную и межэтническую напряженность внутри образовательных учреждений, повысить качество получения образования".

Татьяна ЗАМАХИНА. Российская газета, 10 декабря 2024 года

Госдума запретила брать в школы детей мигрантов без знания русского

За закон, запрещающий принимать в школы детей мигрантов, проваливших тестирование по русскому языку, депутаты проголосовали почти единогласно. Само тестирование становится обязательным
Госдума сразу во втором и третьем чтениях приняла закон о запрете зачислять в школы детей мигрантов, которые не владеют русским языком. За закон проголосовали 409 депутатов, один проголосовал против.
Тестирование по русскому языку перед зачислением в учебное заведение теперь будет обязательным, его будут проводить бесплатно. Порядок проведения экзамена предстоит определить Министерству просвещения.
"С начала года Государственной думой принято по инициативе депутатов 14 федеральных законов, направленных на совершенствование миграционной политики и борьбу с нелегальной миграцией", - прокомментировал принятие закона спикер Госдумы Вячеслав Володин.
В первом чтении эта инициатива была единогласно одобрена накануне. Ее авторы не указали точное количество детей мигрантов, обучающихся в российских школах. По состоянию на 2021 год их численность оценивали в 140 тыс.
Ужесточение миграционного законодательства последовало после теракта в подмосковном "Крокус Сити Холле". Вооруженные люди ворвались в здание, открыли огонь по посетителям и подожгли помещения. Погибли более 140 человек, еще свыше 500 пострадали. Силовики задержали 20 человек, в том числе четырех подозреваемых исполнителей теракта. Ими оказались граждане Таджикистана.
Первый заместитель председателя комитета по делам СНГ Константин Затулин предложил внести в законопроект поправку и предусмотреть возможность для детей без знания языка выучить его на бесплатной основе на базе государственных или муниципальных образовательных учреждений. Он настоял на том, чтобы его поправка рассматривалась отдельно от других перед принятием законопроекта во втором чтении.
Представляя поправку Затулин напомнил, что много лет занимается проблемой знания русского языка иностранными гражданами. Есть разные решения - конфронтационные и неконфротационные, указал депутат. Его поправка, объяснял он, позволит ввести дополнительную подготовку, чтобы дети, которые не знают русского языка, могли быть допущены к школе. "Школа не только место для образования, но и для воспитания. Если мы не согласны пускать их в шоклы, мы предоставляем их улице", - предупредил коллег Затулин.
По его словам, это его предложение уже вызвало шквал критики в социальных сетях. "Мне уже написали, что пора наконец завалить Затулина", - рассказал он.
Председатель Госдумы Вячеслав Володин инициативу Затулина раскритиковали. "Константин Федорович предлагает тем, кто собирается приехать в страну не готовиться к этому, не учить русский язык в своей стране, а перенести решение этого вопроса к нам", - оценил предложение Володин. "Не надо под разными предлогами, особенно псевдогуманизма, брать и начинать придумывать отговорки, как отклонить этот законопроет. Его ждут наши граждане", - заявил председатель Госдумы. По его утверждению, вся мировая практика построена на том, что поступающие в школы должны заранее выучить язык.
В итоге депутаты проголосовали против принятия поправки Затулина.
Перед рассмотрением законопроекта в третьем чтении депутаты продолжили критиковать Затулина. По оценке депутата "Справедливой России - За правду" Олега Нилова, подобные предложения делают "лоббисты бесконтрольной, неограниченной, нетрудовой миграции", для которых "уроки Сирии ничего не значат". "Справимся без мигрантов", - заключил Олег Нилов.
Представитель ЛДПР Борис Чернышов говорил о том, что если дети в России готовятся к поступлению в школу, то точно так же должны готовиться и дети иностранцев.
Вице-спикер Ирина Яровая уверяла, что сегодня принимается "очень важное, позитивное и конструктивное решение". По ее словам, незнание учениками языка приводит к конфликтам в школе, а это - источник межнациональной роли.
Председатель комитета по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нина Останина поинтересовалась, где проживают избиратели Затулина, если они не поддерживают законопроект. Все остальные депутаты, уверила она, получили на него положительные отзывы от избирателей. По ее словам, отсутствие такого закона ставит в уязвимое положение всех - педагогов и детей, как знающих, так и не знающих русский язык. Тезис Затулина о том, что не сдавшие тест школьники окажутся на улице Останина посчитала несостоятельным. Она отметила, что никто не знает, сколько уже детей иностранных граждан не вовлечены в учебу: "Они уже есть на улице, потому что они уже никак нигде не учтены". К тому же, отметила она, Россия уже создает возможности для изучения детьми русского языка за рубежом, строя школы в Таджикистане и Киргизии.

Георгий ТАДТАЕВ, Юлия ОВЧИННИКОВА, Полина ХИМШИАШВИЛИ. РБК, 11 декабря 2024 года

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887