Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 1053 - 1054
26 ноября - 9 декабря 2024

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

"РБК", "Независимая газета" и "ТАСС" о проекте стратегии демографической и семейной политики
"РБК" об ужесточении миграционной политики
"Российская газета" и "Независимая газета" о борьбе с нелегальной миграцией и росте ксенофобии
"РБК" об увеличении сроков зачисления детей мигрантов в школу
"Коммерсантъ" о поправках в Семейный кодекс
"Независимая газета" о производительности труда в строительной области и потребности в мигрантах
"РБК" и "Независимая газета" о кадровом дефиците
"РБК" о российской модели рынка труда
"Коммерсантъ" об удаленной занятости
"Эксперт" о влиянии возраста выхода на пенсии на экономику
"ТАСС", "Российская газета", "Коммерсантъ" о лечении онкозаболеваний
"ТАСС" и "Коммерсантъ" о борьбе с сахарным диабетом
"Коммерсантъ" о достаточности лекарств для лечения пневмонии

"Российская газета" о развитии системы здравоохранения
"Российская газета" о модернизации сельских ФАП
"Коммерсантъ" о медицинских чат-ботах
"Новые известия" о влиянии климата на здоровье человека
"Если быть точным" о демографическом и экономическом развитии России в XX веке
"Коммерсантъ" о предварительных результатах исследования репродуктивного здоровья
"Российская газета" о причинах популярности родов в Москве
"Известия" о выплатах студенческим семьям
"Москвич Mag" о брачном рынке
"Если быть точным" о росте числе бездомных
"ТАСС" об опасности газовых плит для здоровья
"Эксперт" о влиянии городских агломераций на экономику

о влиянии городских агломераций на экономику

Как "РЕБУС" решает задачи агломераций

Есть ли связь между концентрацией населения и производительностью труда
В России вклад большинства агломераций в ВВП меньше, чем в численность населения, а концентрация жителей напрямую не связана с ростом производительности труда. Об этом говорили в Казани на Международном форуме "РЕБУС 2024. Агломерации: Опыт. Возможности. Вызовы".
Устойчивое балансирование без единства
Название форума расшифровывается в самом деле как ребус и означает "Реновация, Единство, Баланс, Устойчивость, Строительство". Единство присутствовало не всём, начиная с самого понятия агломерации. В проекте федерального закона "О городских агломерациях", подготовленном Минэкономразвития России еще в 2019 г., это понятие определялось как "территория городского округа, либо городского округа с внутригородским делением, либо города федерального значения, объединенная с территориями иных муниципальных образований устойчивыми социальными, экономическими и хозяйственными связями". Тем не менее за прошедшие годы проект законом так и не стал и, скорее всего, в ближайшее время не станет. "Инициатива была предпринята в рамках актуализации стратегии пространственного развития России, - рассказал "Эксперту" заместитель директора Департамента планирования территориального развития Министерства экономического развития РФ Андрей Никифоров. - Однако различных моделей агломераций так много, что на федеральном уровне нет смысла жестко регулировать их развитие и что-то навязывать регионам. Где-то более сильны межмуниципальные взаимодействия, где-то более востребована традиционная модель, когда агломерационными процессами управляет субъект. Мы решили приостановить принятие законопроекта и посмотреть, какая из моделей будет более успешной".
В ходе сессии "Введение агломерации в законодательное поле" ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ Николай Кичигин отметил, что федеральное регулирование агломерационного развития осуществляется сегодня за счет подзаконных актов. Например, понятие "городская агломерация" встречается в Указе президента РФ от 21.07.2020 № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", в Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 г., в плане реализации Стратегии пространственного развития страны до того же рубежного года, в приказе Минтранса РФ от 30.12.2021 № 482 "Об утверждении методических рекомендаций по оптимизации систем транспортного обслуживания городских агломераций...". Между тем на региональном уровне законы о развитии агломераций приняты в Астраханской, Белгородской, Кемеровской и Ростовской областях.
Больше народа, меньше дохода
В каждом из региональных законов даны свои определения агломераций и даже отдельные их типы. Например, в законе Астраханской области выделяются не только городские, но и сельские агломерации. "Таких агломераций попросту не бывает, - считает Андрей Никифоров. - Вообще, без агломерационных эффектов не бывает никаких агломераций. А эти эффекты требуют в первую очередь промышленной кластеризации. Например, отрасль туризма - не агломерационная, здесь нечего кластеризовать. Добыча полезных ископаемых - то же самое, поэтому по экономическим показателям Кемеровская агломерация отстает от остальных. Да, там развита металлургия, но и она, по сути, не требует кластеризации. И наоборот, автомобилестроение - кластеризуемая отрасль. Именно поэтому в Республике Татарстан сложилась Камская агломерация".
Что касается Кузбасса, то, действительно, среднегодовые темпы роста валового городского продукта с 2013 по 2021 гг. в Новокузнецкой и Кемеровской агломерациях снизились на 4,5% и 5,3% соответственно, что в разы больше, чем у ближайшей отстающей - Самарско-Тольяттинской агломерации (минус 1,9%). Расчеты привел в своем выступлении на форуме заместитель директора направления "Муниципальное экономическое развитие" Фонда "Институт экономики города" Роман Попов. Вклад Новокузнецкой и Кемеровской агломераций в ВВП составляет всего 0,5%, тогда как вклад в численность населения страны - 0,8% и 1%.
В 25 крупнейших агломерациях страны с количеством жителей свыше 1 млн человек ситуация, скорее, обратная. Там отмечается превышение вклада в ВВП над вкладом в численность населения. Вклад в ВВП этих агломераций составил 52,8%, в численность населения - 41,3%, то есть превышение - 11,5%. Но тут лидерство принадлежит федеральным центрам. По Московской агломерации значения двух этих показателей составляют 22,8% и 12,8% соответственно, по Санкт-Петербургской - 7,5% и 4,6%. То есть в обоих случаях экономический вклад превышает демографический почти вдвое. И напротив, во всех остальных агломерациях это превышение, если оно вообще имеет место, составляет всего от 0,1% до 0,3%. Цифры означают, что экономика в большинстве российских регионов характеризуется относительно низким уровнем производительности труда. В конечном итоге это приводит и к снижению их привлекательности для удержания нынешних жителей и привлечения новых. Как бы то ни было, замыкающие топ-25 Новокузнецкая и Кемеровская агломерации сегодня относятся к убывающим.
Мастерство планирования мастер-планов
"Повышение производительности труда в агломерациях - одна из важнейших задач, - уверен Андрей Никифоров, - и для ее решения нужны прежде всего новые кадры. Поэтому сейчас так важны, например, новые кампусы мирового уровня. Высококвалифицированные кадры - это всегда улучшение производительности труда. Но создание агломераций не панацея, потому что концентрация населения не обязательно связана с ростом этой производительности. А вот агломерационных эффектов без агломераций точно не бывает". Такие эффекты связаны прежде всего с кластеризацией различных отраслей экономики, снижением транспортных издержек отдельных муниципальных образований, выгодой от совместной эксплуатации инженерных сетей.
Дело как будто за малым - эффективно спланировать развитие агломераций. На форуме в Казани сразу несколько сессий было посвящено их мастер-планированию. Но его официальный статус по-прежнему не определен, а предложенные в связи с этим изменения в законодательство еще предстоит обсуждать. Они вызывают неоднозначную оценку экспертов.
"Мастер-план - рамочный, верхнеуровневый документ, в котором определяются ключевые моменты развития территории, а дальше на базе мастер-плана можно вносить изменения в генплан, правила землепользования и застройки (ПЗЗ), стратегию социально-экономического развития, проекты комплексного развития территорий, - рассказал "Эксперту" директор ГБУ "Институт пространственного планирования Республики Татарстан" Олег Григорьев. - Но если, как предложено, мы сразу должны сделать генплан с функциональным зонированием на всю территорию, особенно такого размера, как Московская или Казанская агломерации, и ПЗЗ - тоже на всю территорию, а еще навинтим сюда всю экономику и социалку, то что за монстр у нас получится? Да и пока мы его согласуем и утвердим, он уже устареет".

Павел РЫБКИН. Эксперт, 19 ноября 2024 года

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887