Есть ли связь между концентрацией населения и производительностью
труда
В России вклад большинства агломераций в ВВП меньше, чем в численность
населения, а концентрация жителей напрямую не связана с ростом производительности
труда. Об этом говорили в Казани на Международном форуме "РЕБУС
2024. Агломерации: Опыт. Возможности. Вызовы". Устойчивое балансирование без единства
Название форума расшифровывается в самом деле как ребус и означает
"Реновация, Единство, Баланс, Устойчивость, Строительство".
Единство присутствовало не всём, начиная с самого понятия агломерации.
В проекте федерального закона "О городских агломерациях",
подготовленном Минэкономразвития России еще в 2019 г., это понятие
определялось как "территория городского округа, либо городского
округа с внутригородским делением, либо города федерального значения,
объединенная с территориями иных муниципальных образований устойчивыми
социальными, экономическими и хозяйственными связями". Тем
не менее за прошедшие годы проект законом так и не стал и, скорее
всего, в ближайшее время не станет. "Инициатива была предпринята
в рамках актуализации стратегии пространственного развития России,
- рассказал "Эксперту" заместитель директора Департамента
планирования территориального развития Министерства экономического
развития РФ Андрей Никифоров. - Однако различных моделей агломераций
так много, что на федеральном уровне нет смысла жестко регулировать
их развитие и что-то навязывать регионам. Где-то более сильны межмуниципальные
взаимодействия, где-то более востребована традиционная модель, когда
агломерационными процессами управляет субъект. Мы решили приостановить
принятие законопроекта и посмотреть, какая из моделей будет более
успешной".
В ходе сессии "Введение агломерации в законодательное поле"
ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного
правоведения при правительстве РФ Николай Кичигин отметил, что федеральное
регулирование агломерационного развития осуществляется сегодня за
счет подзаконных актов. Например, понятие "городская агломерация"
встречается в Указе президента РФ от 21.07.2020 № 474 "О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года",
в Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов
осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших
городских агломерациях до 2030 г., в плане реализации Стратегии
пространственного развития страны до того же рубежного года, в приказе
Минтранса РФ от 30.12.2021 № 482 "Об утверждении методических
рекомендаций по оптимизации систем транспортного обслуживания городских
агломераций...". Между тем на региональном уровне законы о
развитии агломераций приняты в Астраханской, Белгородской, Кемеровской
и Ростовской областях. Больше народа, меньше дохода
В каждом из региональных законов даны свои определения агломераций
и даже отдельные их типы. Например, в законе Астраханской области
выделяются не только городские, но и сельские агломерации. "Таких
агломераций попросту не бывает, - считает Андрей Никифоров. - Вообще,
без агломерационных эффектов не бывает никаких агломераций. А эти
эффекты требуют в первую очередь промышленной кластеризации. Например,
отрасль туризма - не агломерационная, здесь нечего кластеризовать.
Добыча полезных ископаемых - то же самое, поэтому по экономическим
показателям Кемеровская агломерация отстает от остальных. Да, там
развита металлургия, но и она, по сути, не требует кластеризации.
И наоборот, автомобилестроение - кластеризуемая отрасль. Именно
поэтому в Республике Татарстан сложилась Камская агломерация".
Что касается Кузбасса, то, действительно, среднегодовые темпы роста
валового городского продукта с 2013 по 2021 гг. в Новокузнецкой
и Кемеровской агломерациях снизились на 4,5% и 5,3% соответственно,
что в разы больше, чем у ближайшей отстающей - Самарско-Тольяттинской
агломерации (минус 1,9%). Расчеты привел в своем выступлении на
форуме заместитель директора направления "Муниципальное экономическое
развитие" Фонда "Институт экономики города" Роман
Попов. Вклад Новокузнецкой и Кемеровской агломераций в ВВП составляет
всего 0,5%, тогда как вклад в численность населения страны - 0,8%
и 1%.
В 25 крупнейших агломерациях страны с количеством жителей свыше
1 млн человек ситуация, скорее, обратная. Там отмечается превышение
вклада в ВВП над вкладом в численность населения. Вклад в ВВП этих
агломераций составил 52,8%, в численность населения - 41,3%, то
есть превышение - 11,5%. Но тут лидерство принадлежит федеральным
центрам. По Московской агломерации значения двух этих показателей
составляют 22,8% и 12,8% соответственно, по Санкт-Петербургской
- 7,5% и 4,6%. То есть в обоих случаях экономический вклад превышает
демографический почти вдвое. И напротив, во всех остальных агломерациях
это превышение, если оно вообще имеет место, составляет всего от
0,1% до 0,3%. Цифры означают, что экономика в большинстве российских
регионов характеризуется относительно низким уровнем производительности
труда. В конечном итоге это приводит и к снижению их привлекательности
для удержания нынешних жителей и привлечения новых. Как бы то ни
было, замыкающие топ-25 Новокузнецкая и Кемеровская агломерации
сегодня относятся к убывающим. Мастерство планирования мастер-планов
"Повышение производительности труда в агломерациях - одна из
важнейших задач, - уверен Андрей Никифоров, - и для ее решения нужны
прежде всего новые кадры. Поэтому сейчас так важны, например, новые
кампусы мирового уровня. Высококвалифицированные кадры - это всегда
улучшение производительности труда. Но создание агломераций не панацея,
потому что концентрация населения не обязательно связана с ростом
этой производительности. А вот агломерационных эффектов без агломераций
точно не бывает". Такие эффекты связаны прежде всего с кластеризацией
различных отраслей экономики, снижением транспортных издержек отдельных
муниципальных образований, выгодой от совместной эксплуатации инженерных
сетей.
Дело как будто за малым - эффективно спланировать развитие агломераций.
На форуме в Казани сразу несколько сессий было посвящено их мастер-планированию.
Но его официальный статус по-прежнему не определен, а предложенные
в связи с этим изменения в законодательство еще предстоит обсуждать.
Они вызывают неоднозначную оценку экспертов.
"Мастер-план - рамочный, верхнеуровневый документ, в котором
определяются ключевые моменты развития территории, а дальше на базе
мастер-плана можно вносить изменения в генплан, правила землепользования
и застройки (ПЗЗ), стратегию социально-экономического развития,
проекты комплексного развития территорий, - рассказал "Эксперту"
директор ГБУ "Институт пространственного планирования Республики
Татарстан" Олег Григорьев. - Но если, как предложено, мы сразу
должны сделать генплан с функциональным зонированием на всю территорию,
особенно такого размера, как Московская или Казанская агломерации,
и ПЗЗ - тоже на всю территорию, а еще навинтим сюда всю экономику
и социалку, то что за монстр у нас получится? Да и пока мы его согласуем
и утвердим, он уже устареет".