… о влиянии
возраста выхода на пенсии на экономику
Почему на пенсию лучше выходить молодым
Повышение пенсионного возраста часто приводит к худшим
результатам для экономики, чем его снижение
Повышение пенсионного возраста, которое правительства многих стран
рассматривают как способ решения проблем на рынке труда, в новых
экономических реалиях приносит пользу, не сопоставимую с затрачиваемыми
на такие реформы усилиями просто потому, что предпенсионеров неохотно
принимают на работу да и эффективность труда в ряде профессий с
возрастом снижается. К такому выводу пришли авторы доклада ОЭСР,
с которым ознакомился "Эксперт". Игра в добавленное время
Заставлять людей работать на несколько лет больше в расчете, что
это сократит дефицит кадров на рынке труда и сэкономит средства
в государственных пенсионных фондах, - игра, которая не стоит свеч.
Согласно вычислениям, опубликованным в специальном докладе Организации
экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), повышение возраста
выхода на пенсию добавляет в экономику лишь минимальную прибавку
коэффициента трудового участия (КТУ). Расчеты, проведенные подразделением
аналитики макроэкономики ОЭСР (OECD Macroeconomic Analysis Division),
показывают, что эта прибавка в лучшем случае достигает всего три
месяца при добавлении к пенсионному возрасту одного года.
В докладе "Есть ли смысл поднимать пенсионный возраст"
продвигается интуитивно неочевидная гипотеза, что более эффективным
решением проблем рынка труда в развитых странах было бы не повышение
пенсионного возраста, а, напротив, его снижение.
По такому пути пошли в разное время Саудовская Аравия (где пенсионный
возраст самый низкий в мире), Турция, Индонезия, Люксембург. Обращает
внимание, что в некоторых странах фактический возраст выхода на
пенсию превышает официальный: люди там стремятся работать "до
последней капли крови", даже получив право на заслуженный отдых.
В других же странах, наоборот, люди имеют возможность перестать
работать еще до достижения официального пенсионного возраста.
Согласно данным ОЭСР, в странах, где человек имеет возможность
"кастомизировать" (то есть размещать по своему усмотрению)
свои пенсионные отчисления, у него больше возможности раньше выйти
на пенсию. Так, многие частные фонды увеличивают процентную ставку
для участников, перешагнувших официальный возрастной водораздел,
- это поощряет граждан воздерживаться от раскупорки своего накопительного
счета.
Опыт такого рода имеется в Австрии, Германии, Дании, Норвегии, Нидерландах,
Финляндии, Италии, Испании, которые в ОЭСР приводят как пример для
подражания (при этом признавая, что такая возможность зависит от
возраста вступления граждан в экономическую активность, уровня развития
технологий, размера пенсионных отчислений и прочих факторов).
В Китае и Чили государство полностью сняло с себя ответственность
за содержание пенсионеров, делегировав полномочия в первом случае
местным властям, во втором - самим гражданам. Наконец, по данным
Международной организации труда (МОТ), в Ираке, Пакистане, Туркменистане
и еще около десятка стран понятие пенсионного обеспечения (государственного
или частного) отсутствует как таковое. Пенсионеры в отказе
Повышая пенсионный возраст, правительства убивают одним выстрелом
двух зайцев: увеличивают емкость рынка труда и снижают нагрузку
на государственные пенсионные фонды, объяснил "Эксперту"
профессор кафедры труда и социальной политики РАНХиГС Александр
Щербаков: "Однако несопоставимо низкий уровень трудового участия
предпенсионеров в экономике вызван причинами как субъективного,
так и объективного характера. К первым относится то, что работодатели
всё равно еще неохотно берут на работу пожилых людей, - хотя это
предубеждение постепенно растворяется в силу реалий рынка труда.
Куда большую роль играют объективные демографические факторы. Среди
людей около 65 лет и старше по разным причинам нарастает нетрудоспособность:
многие и хотели бы работать, но не могут. Именно в силу этих причин
формальное увеличение количества работающих граждан не отражается
линейно на числе людей, что-то вносящих в экономику".
Понятно, что 47-летний житель Саудовской Аравии или 52-летний турок
может вести активную экономическую жизнь еще два десятилетия, в
то время как достигший 67-летия израильтянин или норвежец подобного
"запаса высоты" не имеет.
Снижение пенсионного возраста только тогда приносит
позитивный эффект для экономики, когда одновременно вводятся ограничительные
меры для доступа к пенсионным накоплениям, подчеркивает Александр
Щербаков: "Да, относительно молодой пенсионер наверняка не
собирается жить на одну пенсию, он в состоянии сам зарабатывать
еще много лет и тем самым вносить свой вклад в национальный продукт.
Но и отказываться от пенсии ему тоже смысла нет. Поэтому правительства
многих стран тем или иным способом пытаются демотивировать пенсионеров
получать пенсию. Где-то это достигается через увеличение привлекательности
пенсионных накоплений, а где-то - ограничительными мерами: например,
- как до недавнего времени в России, - заморозкой индексации пенсий
для работающих пенсионеров".
В России, которая в ОЭСР не входит, работающих пенсионеров более
8 млн. Правительство РФ долгое время (с 2016 г.) не поощряло подобное
совмещение, отказывая в индексации пенсий этой категории граждан.
Только в минувшем июле президент Владимир Путин подписал закон о
возобновлении индексаций с 2025 г.
Другой рекомендацией ОЭСР является снижение разрыва в возрасте выхода
на пенсию между мужчинами и женщинами - так называемое повышение
гомогенности пенсионной политики. Шаги в этом направлении предприняты
в Бельгии, Португалии и Швейцарии, где в начале 2000-х гг. пенсионный
возраст для женщин был повышен, в то время как для мужчин он остался
неизменным. В Италии в 2012 г. был снижен пенсионный возраст отдельно
для мужчин. Особняком стоят Аргентина, Эстония, Люксембург, Финляндия
и Франция: там пенсионный возраст у женщин наступает позднее, чем
у мужчин.