Абитуриентам из Центральной Азии не хватает информации
о российских вузах
Российские вузы недостаточно представлены в медиапространстве стран
Центральной Азии. К такому выводу пришел Российский совет по международным
делам (РСМД), опросив почти 14 тыс. студентов из Казахстана, Киргизии,
Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Как оказалось, абитуриенты
из этих стран получают информацию об учебе в России посредством
"сарафанного радио", а не из местных СМИ и соцсетей. Минобрнауки
подчеркивает, что российским вузам важно наращивать присутствие
в этом регионе, поскольку в последние годы у них появились серьезные
конкуренты.
РСМД подготовил девятый ежегодный доклад о перспективах отечественных
университетов на международном образовательном рынке (документ есть
у "Ъ"). "Приняв во внимание ту значимую роль, которая
отведена укреплению сотрудничества России со странами Центральной
Азии", авторы сосредоточились на пяти государствах - Казахстане,
Туркменистане, Узбекистане, Таджикистане и Киргизии. РСМД при поддержке
Минобрнауки опросил 13908 студентов из этих стран. Оказалось, что
для большинства из них Россия изначально была приоритетом - 63%
хотели учиться только здесь. Однако 19% респондентов рассматривали
для подстраховки и другие страны. Основным фактором, повлиявшим
на выбор, стала возможность успешного трудоустройства как в России,
так и в своей стране (56%). При этом для 55% респондентов важно
признание российских дипломов в их стране (подробнее о других факторах
см. таблицу).
Также авторы исследования спросили, откуда студенты-иностранцы
получили информацию о своем вузе. "На этапе первичного узнавания
около 60% опрошенных узнали о российском университете не из медийного
пространства, а посредством сарафанного радио, что позволяет выдвинуть
гипотезу о недостаточности присутствия российских университетов
во внешних медиа центральноазиатских стран", - заключили в
РСМД (другие варианты ответов перечислены в таблице).
По итогам опроса РСМД подготовил ряд рекомендаций. Так,
необходимо сделать "как можно более доступными" все возможные
каналы коммуникации иностранных студентов с сотрудниками российских
вузов, "включая электронную почту, социальные сети, мессенджеры,
телефон". Также важно развивать аккаунты учебного заведения
в соцсетях. Сайт вуза должен содержать информацию, которую студенты
из Центральной Азии назвали самой важной: сведения об образовательных
программах, о стоимости образования и проживания, наличии мест в
общежитии и возможностях трудоустройства. Наконец, РСМД рекомендует
российским вузам "расширять присутствие во внешних медиа стран
Центральной Азии" - это образовательные порталы, рейтинговые
сайты, местные СМИ, соцсети и так далее.
Минобрнауки предоставило "Ъ" данные приемной кампании
2023 года (статистика этого года пока не готова). Тогда в России
обучалось 183930 студентов из Центральной Азии.
Ведомство отметило, что население стран этого региона быстро растет,
а их экономики расширяются, так что "этот образовательный рынок
привлекателен для университетов из разных стран мира, включая Турцию,
Великобританию и США, и российским вузам важно оставаться на нем
конкурентоспособными". В Минобрнауки уверены, что "с выпускниками
российских вузов, владеющими русским языком и понимающими нашу культуру,
впоследствии будет проще иметь дело в других областях сотрудничества
- экономике, политике и социально-гуманитарной сфере".
Заведующий лабораторией "Развитие университетов" НИУ ВШЭ
Нияз Габдрахманов указывает, что с 2018 года количество иностранных
студентов в России выросло почти на 50%. Однако прирост из стран
СНГ оказался сравнительно небольшим - лишь около 15%. "Мы наблюдаем
существенное изменение пропорций: если раньше большинство иностранных
студентов приезжали из стран СНГ, то теперь их доля составляет примерно
половину", - отмечает эксперт. Для повышения привлекательности
российского образования за рубежом критически важно работать над
информированностью потенциальных абитуриентов, считает господин
Габдрахманов: "Важно, чтобы они знали о возможности получить
качественное высшее образование в России. Которое к тому же может
быть весьма доступным по стоимости, а порой и вовсе бесплатным благодаря
квотам. Это мощный стимул".
"Условия проживания, безопасность и медицинское обслуживание
- первое, о чем спрашивают иностранные абитуриенты, когда проявляют
интерес к программе", - рассказывает проректор РУДН по стратегическим
коммуникациям Елена Апасова. По ее словам, для некоторых студентов
из Центральной Азии учеба в России "своего рода семейная традиция":
"Мы для них очень близкая страна, и они прямо говорят, что
для них Россия - это возможности и перспективы". Среди важных
инструментов привлечения иностранных студентов госпожа Апасова назвала
внутренние олимпиады вузов. В РУДН такая олимпиада проводится с
2016 года - и за это время 180 человек из стран Центральной Азии
получили возможность поступить на бюджет.
Замдиректора центра развития образования РАНХиГС Айрат Сатдыков
добавляет, что у российских вузов в странах Центральной Азии есть
преимущество в виде общего прошлого, совместных культурных артефактов
и распространенности русского языка. Но эта ситуация "не вечная",
предупреждает он: "Китай зачастую предлагает более выгодные
условия обучения в своих университетах". Господин Сатдыков
уверен, что привлечение иностранных студентов полезно и для самих
вузов: "Вступление в конкурентную борьбу с зарубежными университетами
может быть одним из механизмов повышения качества образования и
развития конкурентоспособности".
Полина ЯЧМЕННИКОВА. Коммерсантъ, 5 ноября 2024
года