Какие потребности теснее всего связаны с численностью
городов в Арктике
Из всех составляющих "городской среды" наличие в населенных
пунктах магазинов, школ и больниц наиболее тесно связано с численностью
населения в российской Арктике, показывают авторы свежего исследования
консалтинговой компании Urbanica. Работа может быть полезна для
целей территориального планирования - и укладывается в контекст
планов российских властей по приоритетному освоению макрорегиона
с упором на обеспечение комфортной жизни в его муниципалитетах.
Доклад "Исследование сжимающихся городов" посвящен детальному
анализу связей численности населения муниципалитетов Арктической
зоны РФ с их экономическими показателями в поисках маркеров, оказывающих
наибольшее влияние на "муниципальную демографию". Расчеты
обеспеченности городскими функциями авторы проводили по семи группам
- транспорт, образование, медицина, культура, спорт, торговля и
услуги. Данные о них консолидировались по сервисам "2ГИС",
"Яндекс Карты", "Ostrovok.ru", "Авито"
и др. в Архангельской, Мурманской областях, Красноярском крае и
ЯНАО (дающих достаточно объемную выборку).
Проблема депопуляции северных территорий РФ в целом известна с 1990-х
годов и обусловлена прежней моделью индустриализации арктических
территорий. Построенные в эпоху централизованной экономики города
и поселки, зачастую ориентированные на добычу или обработку ресурсов,
после распада СССР оказались неэффективны. В результате исследуемые
регионы, по расчетам авторов на данных переписей 1989 и 2021 годов,
потеряли 34% населения. При этом в ЯНАО, "как регионе продолжающегося
освоения и ускоренного развития, в большинстве городов численность
населения выросла. В Красноярском крае есть точка роста в виде агломерации",
отмечают исследователи.
Фокус исследования был перенесен на детали, которые находятся в
ведении местных властей, и их потенциальную результативность в сохранении
и привлечении людей на северные территории.
Для каждого города определялось число компаний и учреждений, реализующих
ту или иную функцию, при этом "федеральное" влияние (расположение
органов власти, представительств корпораций) в оценку не входило
- хотя и учитывалось в трактовке результатов. За каждую функцию
выставлялось максимум 2 балла, если в городе было несколько ее исполнителей,
1 при 1-2 и ноль при их отсутствии (наличие сетевых гостиниц повышало
балл до трех). Железнодорожные и автобусные маршруты оценивались
лишь по наличию (1 балл).
Важно, что в работе изучалась не причинно-следственная, а лишь статистическая
связь численности муниципалитетов и их функциональной обеспеченности.
Как выяснилось, "при равномерном росте численности населения
функциональная обеспеченность растет неравномерно - сначала она
с большими темпами нарастает, но по мере насыщения города функциями
скорость роста суммы баллов замедляется", констатируют авторы,
при этом коэффициент такой корреляции составляет от 0,91 в Архангельской
и 0,96 в Мурманской до 0,99 в Красноярском крае и ЯНАО (без учета
региональных столиц; чем ближе значение к 1, тем теснее связаны
исследуемые статистические данные).
Сильнее всего демография населенных пунктов оказалась связана с
торговлей (диапазон 0,91-0,98), медициной (0,83-0,9) и образованием
(0,82-0,89).
Востребованность же остальных колеблется от региона к региону, при
этом транспортная связанность и культура теснее коррелируют с численностью
населения муниципалитетов в "богатых" регионах (0,94 и
0,93 в ЯНАО против 0,46-0,63 и 0,8-0,89 в остальных).
Также заметно в докладе предсказуемое влияние на городскую среду
вхождения муниципалитетов в состав агломераций и присутствия в них
крупного бизнеса. "Во всех регионах населенные пункты, расположенные
в агломерациях или имеющие крупные предприятия, набрали большее
число баллов в сравнении с остальными. Малые ЗАТО, наоборот, отличаются
меньшей развитостью функций, чем населенные пункты с аналогичной
численностью населения", - констатируют авторы.
Для контекста отметим: политика территориального развития широко
обсуждалась в РФ в 2010-х годах в связи с социальными проблемами
моногородов, градообразующие предприятия которых пострадали от мирового
финансового кризиса. Тогда в курировавшем тему Минрегионе прямо
признавали - многие северные города имело бы смысл "закрыть",
однако дороговизна переселения и необходимость соблюдать нормативно
закрепленные требования бюджетной обеспеченности (школами, детскими
садами, почтовой связью и т. д.) тех, кто уезжать не хочет, делали
такое решение невыполнимым. Власти тогда сосредоточились на поиске
мер стимулирования экономической активности в проблемных городах
- в том числе за счет создания Фонда развития моногородов в ВЭБе
(он последовательно вкладывался в проектную и методическую поддержку
диверсификации их экономик). Новым этапом активности властей стала
кампания по развитию в муниципалитетах городской среды за счет формирования
мастер-планов развития городов - и выявленные в исследовании Urbanica
связи могут оказаться полезными для выбора приоритетов при их создании
и оценки первоочередных рисков, которые несет малым населенным пунктам
продолжение депопуляции.