Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 1045 - 1046
1 октября - 14 октября 2024

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

"News.ru", "E1.ru", "Новые известия", "РБК" и "Фонтанка.ру" о запрете "идеологии чайлдфри"
"РБК" и "Коммерсантъ" о репродуктивных планах россиян
"Если быть точным" о низкой рождаемости
"Коммерсантъ" о гормональном анализе на фертильность
"РБК" о возможности увеличения размера пособия по уходу за ребенком до полутора лет
"Новые Известия" о сворачивании семейной ипотеки
"РБК" о переписи населения-2030
"Коммерсантъ" о миграции в России глазами МВД
"РБК" об ограничениях для нелегальных мигрантов
"Российская газета" о содействии иностранным гражданам в переезде в Россию
"Коммерсантъ" и "Известия" о регулировании числа детей мигрантов в школьных классах
"Если быть точным" о преступности в России
"РБК" о сложностях российских эмигрантов

"Коммерсантъ" о дефиците кадров
"Коммерсантъ" о новых штаммах коронавируса
"Коммерсантъ" и "Новые известия" о резистентности микробов к антибиотикам
"Российская газета" об отказе от профилактических прививок
"Новые известия" о старении человеческого организма
"Новые известия" о проблеме раннего полового созревания у девочек
"Коммерсантъ" о передаче обезличенных персональных данных для обучения моделей на основе искусственного интеллекта
"Новые известия" о выявлении склонности к диабету у детей
"Новые известия" о проблеме одиночества
"ТАСС" о системе здравоохранения Семашко
"Коммерсантъ" о преимуществах и недостатках удаленной работы
"Коммерсантъ" о сжимающихся городах в российской Арктике

о регулировании числа детей мигрантов в школьных классах

Мигрантов приводят к общему знаменателю

Удастся ли регулировать в классах количество детей, плохо владеющих русским
Школам советуют сократить количество учеников-мигрантов в классах. Такие методические рекомендации разослало Минпросвещения. Речь идет о детях иностранцев, плохо владеющих русским языком. Министерство предлагает ограничить число таких учащихся до 10%, то есть в среднем в классе не должно быть более трех детей мигрантов.
Смогут ли школы обеспечить такое соотношение? И с какими сложностями сталкиваются преподаватели? Председатель Ассоциации родительских комитетов и сообществ Ольга Леткова отмечает, что зачастую такие дети не могут социализироваться в коллективе: "Они, как правило, плохо владеют русским языком. При этом они часто ведут себя агрессивно по отношению к другим обучающимся, сбиваются в группы, то есть они мало социализированы на самом деле. И часто бывают конфликты между российскими детьми и детьми мигрантов, это помимо того, что если они не знают русского языка, то и учить их довольно сложно.
Наличие детей, которые не знают русского языка, оно приравнивается к тому, что это дети с особенностями развития, и им нужно, естественно, больше времени, больше внимания. Поэтому рекомендовано, чтобы их было не больше трех. Конечно, выполнить эти указания не всегда возможно. Если мигранты живут в большом количестве на территории, которая обслуживается конкретной школой, то образовательная организация не имеет права их не принять.
Если про столицу говорить: в центральных районах их меньше, а в южных таких детей подавляющее большинство. Существует практика в некоторых районах, когда мигранты, допустим, выбирают какую-то одну школу и все ведут туда детей, чтобы их там было как можно больше. Видимо, они считают, что им там легче будет заниматься, и вот какая-то школа в основном обучает именно таких детей".
Минпросвещения обосновывает свои рекомендации тем, что если в классе больше трех детей, слабо владеющих русским языком, учителям не хватает времени на объяснение материала. Более того, такое соотношение учеников негативно сказывается на образовательных результатах.
Заслуженный учитель России, директор школы №109 Евгений Ямбург говорит, что соответствовать рекомендациям может быть довольно сложно: "У меня в школе учатся представители 22 национальностей, кого только нет. Жить надо всем вместе, и чем больше они общаются друг с другом, тем легче взаимодействие. Но тут есть огромная проблема: если они не понимают содержания урока, неважно, по какой дисциплине, то начинают сколачиваться в группы, ну и как бы мстить.
Есть вторая половина дня, то есть это дополнительное образование. В это время у нас есть возможность проводить бесплатные занятия с этими ребятами. Бывает то густо, то пусто, то ни одного такого ученика нет, то их, простите, в классе 12-15. Поэтому я не думаю, что здесь формальное число "три" является священным".
При распределении детей иностранцев по классам в рамках одной параллели следует "стремиться к их максимально равному количеству", подчеркивает Минпросвещения. Аналогичные меры ведомство предлагает ввести не только в школах, но и в детских садах.

Дарья ФОМЕНКО. Коммерсантъ, 18 сентября 2024 года

Не больше трех: Минпросвещения рекомендовало ограничить число детей иностранцев в классах

В ведомстве считают, что это повысит эффективность образования
Минпросвещения рекомендовало принимать в класс не более трех детей иностранных граждан, плохо владеющих русским языком. Об этом говорится в разосланных ведомством в регионы документах. В Госдуме также получили ответ министерства. В нем ведомство отметило, что большое число таких учеников негативно отражается на образовательном процессе. В учебных заведениях подтвердили, что уже используют эти рекомендации.
Изменения для детей иностранцев в школах
Российским школам и организациям дошкольного образования предлагают ограничить число иностранных граждан в группах и классах. Это следует из "Методических рекомендаций по определению подходов к установлению соотношения численности совместно обучающихся иностранных граждан и граждан РФ...". С документом, который Минпросвещения разослало регионам, ознакомились "Известия".
"При слабом владении русским языком, особенно в сочетании с выраженными иными особыми образовательными потребностями, эффективное обучение очевидно не проще, чем обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья, таким образом, необходимо стремиться к тому, чтобы в классе (группе) не было более трех детей, плохо владеющих русским языком", - говорится в рекомендациях Минпросвещения.
При этом в документе отмечается, что эту цифру следует рассматривать исключительно как целевой ориентир, а не как реализацию запретительных мер на обучение таких детей.
"Соответствующая норма может быть рассмотрена как ориентировочная и соотнесена с общим распространением психического нездоровья и овладением предметными знаниями в школе", - отмечается в рекомендациях. В целом, при распределении детей иностранных граждан по группам (классам) в рамках одной параллели необходимо стремиться к их максимально равному количеству, говорится в документе.
Минпросвещения отметило, что в результате ранее проведенного исследования в образовательных организациях в 17 регионах, стало понятно, что при наличии в классе (группе) более трех детей, которые слабо владеют русским языком, педагоги фиксируют недостаточность временных и прочих ресурсов, что сказывается на достижении образовательных результатов.
О том, что такие документы направлены в регионы, ведомство также сообщило первому зампреду комитета Госдумы по просвещению Яне Лантратовой ("Справедливая Россия - За правду"). Ранее депутаты фракции направили запрос в министерство с просьбой ввести ограничения для детей иностранных граждан, не владеющих русским языком, до 10% от численности класса. В своем ответе депутатам ведомство согласилось с предложениями парламентариев.
- Министерство просвещения поддержало наши предложения. Введение указанных мер будет способствовать облегчению интеграции мигрантов в социум России. Позволит усвоить им основные этико-культурные особенности нашей страны, а также предотвратит возникновение агрессивных этнических группировок среди учащихся, - пояснила "Известиям" Яна Лантратова.
По ее словам, когда число детей иностранных граждан в классе более 10% или даже превалирует над числом россиян, то эти учащиеся стремятся общаться в рамках своей этнической группы, что сказывается как на процессе образования, так и на социальной обстановке в классе.
"Известия" направили запрос в Минпросвещения с просьбой прокомментировать причины разработки рекомендаций.
Рекомендации по адаптации детей иностранцев в школах
Получение рекомендаций министерства "Известиям" подтвердили в Красноярском крае и Орловской области.
- У нас чуть ли не в каждой группе есть ребята, которые являются гражданами другой страны. Однажды поступил даже мальчик из Германии. Если таких детей в группе большое количество, то работать с ними становится уже непросто, - сообщила "Известиям" старший воспитатель муниципального красноярского бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 4" Юлия Шахова.
"Известия" также направили запросы в региональные министерства образования с просьбой прокомментировать направленные рекомендации.
Вопрос регулирования численности таких детей очень непростой, ведь отказать в образовании таким детям нельзя, сказала "Известиям" заслуженный учитель России Любовь Павлюченкова.
- Но, в то же время, когда таких детей в классе много, то учителю очень сложно справляться с классом, особенно тяжело становится, если дети вообще не понимают по-русски, - пояснила она.
По ее словам, проблема заключается в том, что такие дети начинают кучковаться и распространять свои обычаи. Чтобы они влились в коллектив зачастую им необходимы индивидуальные занятия, поэтому, конечно, какие-то ограничения по их численности, нужны.
Президент образовательной корпорации "Синергия" Вадим Лобов считает, что прежде чем попасть в обычный класс ребенок-иностранец должен проходить интенсив по изучению русского языка. Иначе он не может усвоить материал ни по одному из предметов, ответить на вопрос учителя, сдать экзамен. Его адаптация - это сложный процесс для всей школы: администрации, учителей и, главное, других учащихся, пояснил эксперт.
- Поэтому не удивительно, что родители стремятся забрать ребенка из такого класса, что, в свою очередь, еще больше увеличивает долю иностранцев среди детей этой конкретной школы, - отметил он.
Поэтому ограничение на присутствие не более трех детей без знания русского языка в одном классе позволит ученикам соблюдать график усвоения материала и сэкономит силы учителя. Но в перспективе от практики приема в школу детей без знания русского языка нужно уходить совсем, полагает эксперт.

Наталья БАШЛЫКОВА. Известия, 18 сентября 2024 года

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887