… о регулировании
числа детей мигрантов в школьных классах
Мигрантов приводят к общему знаменателю
Удастся ли регулировать в классах количество детей,
плохо владеющих русским
Школам советуют сократить количество учеников-мигрантов в классах.
Такие методические рекомендации разослало Минпросвещения. Речь идет
о детях иностранцев, плохо владеющих русским языком. Министерство
предлагает ограничить число таких учащихся до 10%, то есть в среднем
в классе не должно быть более трех детей мигрантов.
Смогут ли школы обеспечить такое соотношение? И с какими сложностями
сталкиваются преподаватели? Председатель Ассоциации родительских
комитетов и сообществ Ольга Леткова отмечает, что зачастую такие
дети не могут социализироваться в коллективе: "Они, как правило,
плохо владеют русским языком. При этом они часто ведут себя агрессивно
по отношению к другим обучающимся, сбиваются в группы, то есть они
мало социализированы на самом деле. И часто бывают конфликты между
российскими детьми и детьми мигрантов, это помимо того, что если
они не знают русского языка, то и учить их довольно сложно.
Наличие детей, которые не знают русского языка, оно приравнивается
к тому, что это дети с особенностями развития, и им нужно, естественно,
больше времени, больше внимания. Поэтому рекомендовано, чтобы их
было не больше трех. Конечно, выполнить эти указания не всегда возможно.
Если мигранты живут в большом количестве на территории, которая
обслуживается конкретной школой, то образовательная организация
не имеет права их не принять.
Если про столицу говорить: в центральных районах их меньше, а в
южных таких детей подавляющее большинство. Существует практика в
некоторых районах, когда мигранты, допустим, выбирают какую-то одну
школу и все ведут туда детей, чтобы их там было как можно больше.
Видимо, они считают, что им там легче будет заниматься, и вот какая-то
школа в основном обучает именно таких детей".
Минпросвещения обосновывает свои рекомендации тем, что если в классе
больше трех детей, слабо владеющих русским языком, учителям не хватает
времени на объяснение материала. Более того, такое соотношение учеников
негативно сказывается на образовательных результатах.
Заслуженный учитель России, директор школы №109 Евгений Ямбург говорит,
что соответствовать рекомендациям может быть довольно сложно: "У
меня в школе учатся представители 22 национальностей, кого только
нет. Жить надо всем вместе, и чем больше они общаются друг с другом,
тем легче взаимодействие. Но тут есть огромная проблема: если они
не понимают содержания урока, неважно, по какой дисциплине, то начинают
сколачиваться в группы, ну и как бы мстить.
Есть вторая половина дня, то есть это дополнительное образование.
В это время у нас есть возможность проводить бесплатные занятия
с этими ребятами. Бывает то густо, то пусто, то ни одного такого
ученика нет, то их, простите, в классе 12-15. Поэтому я не думаю,
что здесь формальное число "три" является священным".
При распределении детей иностранцев по классам в рамках одной параллели
следует "стремиться к их максимально равному количеству",
подчеркивает Минпросвещения. Аналогичные меры ведомство предлагает
ввести не только в школах, но и в детских садах.
Дарья ФОМЕНКО. Коммерсантъ, 18 сентября 2024
года
Не больше трех: Минпросвещения рекомендовало ограничить
число детей иностранцев в классах
В ведомстве считают, что это повысит эффективность
образования
Минпросвещения рекомендовало принимать в класс не более трех детей
иностранных граждан, плохо владеющих русским языком. Об этом говорится
в разосланных ведомством в регионы документах. В Госдуме также получили
ответ министерства. В нем ведомство отметило, что большое число
таких учеников негативно отражается на образовательном процессе.
В учебных заведениях подтвердили, что уже используют эти рекомендации.
Изменения для детей иностранцев в школах
Российским школам и организациям дошкольного образования предлагают
ограничить число иностранных граждан в группах и классах. Это следует
из "Методических рекомендаций по определению подходов к установлению
соотношения численности совместно обучающихся иностранных граждан
и граждан РФ...". С документом, который Минпросвещения разослало
регионам, ознакомились "Известия".
"При слабом владении русским языком, особенно в сочетании с
выраженными иными особыми образовательными потребностями, эффективное
обучение очевидно не проще, чем обучение ребенка с ограниченными
возможностями здоровья, таким образом, необходимо стремиться к тому,
чтобы в классе (группе) не было более трех детей, плохо владеющих
русским языком", - говорится в рекомендациях Минпросвещения.
При этом в документе отмечается, что эту цифру следует рассматривать
исключительно как целевой ориентир, а не как реализацию запретительных
мер на обучение таких детей.
"Соответствующая норма может быть рассмотрена как ориентировочная
и соотнесена с общим распространением психического нездоровья и
овладением предметными знаниями в школе", - отмечается в рекомендациях.
В целом, при распределении детей иностранных граждан по группам
(классам) в рамках одной параллели необходимо стремиться к их максимально
равному количеству, говорится в документе.
Минпросвещения отметило, что в результате ранее проведенного исследования
в образовательных организациях в 17 регионах, стало понятно, что
при наличии в классе (группе) более трех детей, которые слабо владеют
русским языком, педагоги фиксируют недостаточность временных и прочих
ресурсов, что сказывается на достижении образовательных результатов.
О том, что такие документы направлены в регионы, ведомство также
сообщило первому зампреду комитета Госдумы по просвещению Яне Лантратовой
("Справедливая Россия - За правду"). Ранее депутаты фракции
направили запрос в министерство с просьбой ввести ограничения для
детей иностранных граждан, не владеющих русским языком, до 10% от
численности класса. В своем ответе депутатам ведомство согласилось
с предложениями парламентариев.
- Министерство просвещения поддержало наши предложения. Введение
указанных мер будет способствовать облегчению интеграции мигрантов
в социум России. Позволит усвоить им основные этико-культурные особенности
нашей страны, а также предотвратит возникновение агрессивных этнических
группировок среди учащихся, - пояснила "Известиям" Яна
Лантратова.
По ее словам, когда число детей иностранных граждан в классе более
10% или даже превалирует над числом россиян, то эти учащиеся стремятся
общаться в рамках своей этнической группы, что сказывается как на
процессе образования, так и на социальной обстановке в классе.
"Известия" направили запрос в Минпросвещения с просьбой
прокомментировать причины разработки рекомендаций.
Рекомендации по адаптации детей иностранцев в школах
Получение рекомендаций министерства "Известиям" подтвердили
в Красноярском крае и Орловской области.
- У нас чуть ли не в каждой группе есть ребята, которые являются
гражданами другой страны. Однажды поступил даже мальчик из Германии.
Если таких детей в группе большое количество, то работать с ними
становится уже непросто, - сообщила "Известиям" старший
воспитатель муниципального красноярского бюджетного дошкольного
образовательного учреждения "Детский сад № 4" Юлия Шахова.
"Известия" также направили запросы в региональные министерства
образования с просьбой прокомментировать направленные рекомендации.
Вопрос регулирования численности таких детей очень непростой, ведь
отказать в образовании таким детям нельзя, сказала "Известиям"
заслуженный учитель России Любовь Павлюченкова.
- Но, в то же время, когда таких детей в классе много, то учителю
очень сложно справляться с классом, особенно тяжело становится,
если дети вообще не понимают по-русски, - пояснила она.
По ее словам, проблема заключается в том, что такие дети начинают
кучковаться и распространять свои обычаи. Чтобы они влились в коллектив
зачастую им необходимы индивидуальные занятия, поэтому, конечно,
какие-то ограничения по их численности, нужны.
Президент образовательной корпорации "Синергия" Вадим
Лобов считает, что прежде чем попасть в обычный класс ребенок-иностранец
должен проходить интенсив по изучению русского языка. Иначе он не
может усвоить материал ни по одному из предметов, ответить на вопрос
учителя, сдать экзамен. Его адаптация - это сложный процесс для
всей школы: администрации, учителей и, главное, других учащихся,
пояснил эксперт.
- Поэтому не удивительно, что родители стремятся забрать ребенка
из такого класса, что, в свою очередь, еще больше увеличивает долю
иностранцев среди детей этой конкретной школы, - отметил он.
Поэтому ограничение на присутствие не более трех детей без знания
русского языка в одном классе позволит ученикам соблюдать график
усвоения материала и сэкономит силы учителя. Но в перспективе от
практики приема в школу детей без знания русского языка нужно уходить
совсем, полагает эксперт.
Наталья БАШЛЫКОВА. Известия, 18 сентября 2024
года