Траты россиян на обычные сигареты за год выросли
на 19%
Потребители переходят на этот товар на фоне заметного
подорожания жидкостей для вейпов
Российские торговые сети и табачные магазины за шесть месяцев 2024
г. заработали на продаже сигарет 659 млрд руб. Это следует из отчета
Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ; оператор системы
маркировки "Честный знак"), с которым ознакомились "Ведомости".
Показатель на 19% больше аналогичного периода прошлого года и на
39% - позапрошлого, когда россияне потратили на сигареты 555 млрд
и 474 млрд руб. соответственно. Более ранних данных в ЦРПТ не предоставили.
Растущую динамику аналитики зафиксировали и в натуральном выражении.
В упаковках показатель за январь - июнь 2024 г. вырос на 10% год
к году. Абсолютных значений в ЦРПТ не раскрыли. В топ-3 самых продаваемых
брендов сигарет, по данным исследовательской компании NielsenIQ
(учитывает данные более 180 сетей по всей России и традиционных
торговых точек в населенных пунктах от 200 человек) за январь -
май 2024 г., вошли Winston, Camel, LD от японской компании Japan
Tobacco International (JTI). Данных за полугодие пока нет. Доля
Winston на российском рынке за пять месяцев в сравнении с тем же
периодом 2023 г. увеличилась до 15,3% с 13,5%, Camel нарастил ее
с 9,2 до 10%, доля LD немного снизилась - с 8,4 до 8,2%.
Впрочем, в Ассоциации компаний розничной торговли роста спроса в
физическом выражении на обыкновенные сигареты не наблюдают, а увеличение
продаж в деньгах объясняют повышением акцизов и, как следствие,
ростом цен на продукцию.
Существенный рост выручки торговых сетей от продажи сигарет, по
мнению заместителя гендиректора ЦРПТ Реваза Юсупова, говорит о том,
что больше розничных точек "начали работать в легальном поле".
За последний год нелегальный рынок табака сократился с 13,3 до 11,3%,
указывает он со ссылкой на оценку Национального научного центра
компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной
продукции.
На легализацию табачного рынка в последние годы указывает
также основатель консалтингового табачного агентства Fedotov Group
Евгений Федотов. Согласно данным Федеральной налоговой службы, объемы
выпуска сигарет и уплаченных с них акцизов в I квартале 2024 г.
практически не изменились по сравнению с тем же периодом прошлого
года, отмечает Федотов. За первые три месяца, по его словам, в стране
было выпущено 45,6 млн сигарет (-0,9% к тому же периоду прошлого
года).
Динамика продаж, которую фиксирует ЦРПТ, по его словам, может быть
связана с переходом потребителей с электронных систем доставки никотина
(электронных сигарет) на обычные. С 1 января 2024 г. акциз на жидкости
для электронных сигарет вырос на 110% - с 21 до 42 руб. за 1 мл,
напоминает эксперт.
Доля акциза в минимальной розничной цене одноразовых
электронных сигарет составляет 27,6% (мин. розничная цена 152 руб.
за 1 мл), картриджей с никотиновой жидкостью - 33% (мин. розничная
цена 126 руб. за 1 мл), флаконов с никотиновой жидкостью - 59% (мин.
розничная цена 71 руб. за 1 мл), уточнил директор Института развития
предпринимательства и экономики Артур Гафаров.
За счет повышения акцизов на жидкости средняя цена на одноразовые
электронные сигареты (вейпы) в 2024 г. по сравнению с 2023 г. выросла
на 18% до 1300 руб. за штуку, сообщил "Ведомостям" председатель
организации по защите прав потребителей "Общественная потребительская
инициатива" Олег Павлов. Отдельные бренды, по его словам, могли
подорожать еще сильнее. В итоге продажи этой продукции в натуральном
выражении снизились на 31%, сообщил Павлов, не уточнив абсолютной
цифры.
Как развивалась система маркировки табака
Маркировка табачной продукции в системе "Честный знак"
началась с 2019 г. К таким товарам относятся сигареты, сигары, сигариллы,
кретек (сигареты из смеси табака, гвоздики и других ароматизаторов),
табак для кальяна, табак курительный, трубочный, жевательный и нюхательный.
Для никотинсодержащей продукции (жидкости для электронных систем
доставки никотина, бестабачные смеси для кальяна и нагреваемый табак)
маркировка стала обязательной с марта 2022 г.
Последние годы государство пытается бороться с потреблением табака,
напоминает Павлов. Ценовая доступность никотинсодержащей продукции
- негативный фактор, поэтому необходимо последовательно увеличивать
цены на такие товары, считает он.
С 2009 г. число курящих россиян снизилось с почти 40% взрослого
населения до 19% с учетом вейпов, сообщала 24 июля на форуме "Здоровое
общество" вице-премьер РФ Татьяна Голикова.
В то же время на обычные сигареты акциз в этом году вырос всего
на 8% (2813 руб. за 1000 шт. плюс 16% расчетной стоимости, но не
менее 3820 руб.), добавляет Федотов. В итоге их минимальная розничная
цена, по данным "Общественной потребительской инициативы",
увеличилась лишь на 8,4% и составила в среднем 129 руб. за пачку.
Для сравнения: в прошлом году самая дешевая пачка сигарет стоила
119 руб., в 2022 г. - 112 руб.
В пресс-службах JTI и ITMS (бывшая British American Tobacco в РФ)
от комментариев отказались.
Анастасия КОВАЛЕВА. Ведомости, 1 августа 2024
года