Зарплатная пропасть: разница в доходах учителей
в Москве и регионах достигла 400%
Разница в доходах педагогов, живущих в столице и в регионах,
достигла невиданных размеров: за тот же самый труд учителям в других
областях платят вчетверо меньше, чем их столичным коллегам. Вот
такими стали итоги очередного учебного года. Довольствуйтесь четвертью
Такие сведения обнародовали в открытых отчетах Минпросвещения и
Росстат. Согласно свежим данным двух ведомств, в Москве школьный
учитель работает в среднем на 1,3 ставки и получает за свой труд
111 700 рублей в месяц. А в близлежащей Костромской области для
того, чтобы заработать 36 200 рублей в месяц (что ниже даже медианной
зарплаты), учитель должен работать на 1,65 ставки.
За одну ставку "чистыми" он получает лишь "минималку"
- порядка 19 200 рублей. Таким образом, ценность ставки педагога
в Костроме примерно вчетверо ниже, чем у его коллеги в столице.
Редакция "НИ" попросила администрацию Костромской области
прокомментировать сложившуюся ситуацию в школьном образовании, однако
официальный ответ пока не получен.
Если же сравнивать данные с Ивановской областью, не беря в расчет
доплату в 5000 рублей за классное руководство, то здесь учителя
общеобразовательных школ за свою непосредственную работу получают
и того меньше - 33,9 тысячи рублей в месяц.
В Брянской области школьный учитель, работающий на 1,3 ставки, может
заработать 36 200 рублей в месяц, а его коллега в Тамбове при той
же нагрузке - 35 600 рублей. Учитель в Волгоградской области, работающий
на 1,5 ставки, может рассчитывать на 37 200 рублей. Их коллеги из
Владимирской и Самарской областей, "везущие" на себе нагрузку
1,6 и 1,75 ставки, заработают 42 300 и 45 300 рублей соответственно.
Таким образом, в большинстве регионов Центральной России
при работе на одну ставку школьный учитель с высшим образованием
получает лишь 20-25 тысяч рублей "чистыми". И только в
том случае, если педагог соглашается увеличивать нагрузку до полутора
ставок, он может "подтянуть" доход до 35-38 тысяч рублей
- той суммы, что получает продавец без базового образования в продуктовом
магазине.
Как следует из данных Минпросвещения, такую нищенскую зарплату,
нередко не дотягивающую до уровня средней по региону, получают высококлассные
педагоги. Согласно ведомственной статистике, свыше 60% школьных
учителей имеют первую или высшую квалификационную категорию и обладают
более чем десятилетним стажем работы. Те же, кто приходит в школы
сразу после студенческой скамьи, получают и того меньше.
Стоит ли удивляться, что профессия учителя становится у молодежи
все менее и менее престижной. "Омолодить" учителя
"Новые Известия" пообщались с педагогами и выяснили, с
какими проблемами они сталкиваются в работе, и что они хотели бы
изменить.
"Мой педагогический стаж - более 50 лет. Всю жизнь я работала
в школе с повышенной нагрузкой, как минимум на 1,5 ставки. Естественно,
не от хорошей жизни. Не зря у нас бытует поговорка: "На одну
ставку есть нечего, на две - некогда". Несмотря на такую нагрузку,
выходя на заслуженный отдых, получила мизерную пенсию. В этом году
мне исполняется 80 лет, а я до сих пор продолжаю работать, потому
что прожить на учительскую пенсию невозможно", - говорит учитель
истории и обществознания из Ярославской области Ольга Семенова.
По словам педагога, молодежь в таких условиях в школе не задерживается.
Средний возраст коллектива в ее учебном заведении - около 50 лет.
"Кто будет работать, когда наше поколение уйдет, я не знаю.
Чтобы "омолодить" учителей, надо, конечно, поднимать зарплаты
и уменьшать бюрократическую нагрузку на педагога. Возможно, в таких
условиях молодежь пойдет в школы", - полагает учитель. "Других условий для вас нет"
В начале года в Минпросвещения отчитались, что после педагогических
вузов в школы идут 79% выпускников. Однако каждый второй из них
увольняется, не проработав и пяти лет.
Молодежь не устраивает высокая нагрузка при грошовой зарплате, а
также многочисленные бюрократические требования. В итоге педагогов
не хватает в 80% регионов страны.
Там, где ситуация не выглядит катастрофической, кадровые "дыры"
закрываются зачастую не притоком молодых специалистов, а увеличением
нагрузки на имеющийся персонал. А это в итоге приводит к эмоциональному
выгоранию и возникновению у педагогов проблем со здоровьем.
По данным Центра экономики непрерывного образования Института прикладных
экономических исследований РАНХиГС, педагогический состав в стране
стремительно стареет: в прошлом учебном году моложе 30 лет были
лишь 14,6% сотрудников, 31,5% - от 30 до 45 лет, 41,3% - от 45 до
59 лет.
О том, почему молодежь не задерживается в школах, "НИ"
рассказала педагог из Костромы Елена Коваленко.
"У меня высшее педагогическое образование, но после окончания
вуза по специальности я поработать не успела: так получилось, что
вышла замуж и попала "из декрета в декрет". Когда младший
ребенок подрос, я решила, что пора выйти на работу. Обратилась на
биржу труда, мне дали направление в школу. Но когда я туда пришла,
то директор предложила только "минималку". Когда я ее
спросила, как можно прожить на 1 МРОТ матери с двумя детьми, та
жестко ответила, что других условий нет, и эта работа считается
"подходящей"", - вспоминает костромичка.
По ее словам, общение с потенциальным работодателем оставило у нее
неприятный осадок.
"Директор школы меня предупредила, что если я от предложенных
мне кабальных условий откажусь, то и пособие по безработице мне
не дадут. Работа в школе за "минималку" для молодой мамы,
несмотря на наличие двух маленьких детей на иждивении, у нас, оказывается,
считается "приемлемой". Я решила, что для человека с высшим
образованием это издевательство. Загонять себя в "рабство"
за такие копейки я не захотела. В итоге окончила курсы и стала мастером
ногтевого сервиса. Оформила самозанятость. Работаю на себя и ни
о чем не жалею. В школу на "минималку" идти не собираюсь",
- рассказала Елена Коваленко.
Эксперты убеждены, что избавить страну от кадрового голода в образовании
невозможно без повышения стоимости учительской ставки. По данным
на конец 2023 года, она составляла в среднем 312 рублей в час, в
то время как зарплата рабочего среднего уровня квалификации достигала
314 рублей.
"Это свидетельствует о квалификационном провале и несоразмерности
оплаты труда в образовательной сфере. Инвестиции в образование педагога
таким образом обесцениваются", - приводит Forbes мнение главного
научного сотрудника Центра финансово-экономических решений в образовании
НИУ ВШЭ Ирины Абанкиной.