Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 913 - 914
21 сентября - 4 октября 2021

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

"La Croix" и "Независимая газета" о статистике смертности от COVID-19
"Новая газета" о нежелании вакцинироваться от коронавируса
"Dagens Nyheter" о коллективном иммунитете против коронавируса
"Der Spiegel" о демифологизации последствий вакцинации
"Известия" о проблемах Дальнего Востока
"Коммерсантъ" о новой концепции демографического развития Дальнего Востока
"РБК" и "Meduza" о новых городах Сибири

"Blueprint" об Иннополисе
"РБК" о долларовых миллионерах в российских регионах
"The Times" о необходимости трудоустройства мигрантам в Дании
"Новая газета" о новой волне мигрантофобии в России
"Коммерсантъ" о закупках лекарств от ВИЧ
"Meduza" о бача-пош и положении женщин в Афганистане
"Videnskab" о санитарии

о новых городах Сибири

Сергей Шойгу - о новых городах в Сибири. Полная версия

Исполнительная дирекция Русского географического общества передала письменные ответы Сергея Шойгу на вопросы РБК о программе развития агломераций в Сибири
Почему вы связываете развитие Сибири со строительством новых городов? Целесообразно ли это в условиях оттока населения?
- Хочу сразу уточнить. На встрече с представителями научной общественности Сибирского отделения РАН я дословно сказал о назревшей необходимости строительства в Сибири трех-пяти научно-промышленных центров с населением от 300 тыс. до 1 млн человек. Именно научно-промышленных и экономических центров. Они как раз должны будут стать новыми полюсами притяжения как для населения всей России, так и для наших многочисленных соотечественников в странах СНГ и дальнем зарубежье.
Такие центры дадут мощный импульс развитию Сибирского региона и в конечном счете - устойчивому развитию российской экономики.
Речь идет не просто о строительстве в тайге новых населенных пунктов, а именно о развитии сибирских макрорегионов и всей страны.
В последнее десятилетие по поручению президента активно осваивается Северный Ледовитый океан - я сейчас говорю прежде всего о развитии Северного морского пути и инфраструктуры на северном побережье России, включая мощную систему безопасности.
В прошлом году президент утвердил Стратегию развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года. Этот документ определил основные задачи и цели органов власти. Многое касается и обеспечения национальной безопасности Арктики, чем Минобороны последовательно занимается уже не первый год.
Вспомните пророческую мысль Михаила Ломоносова: "Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном. И достигнет до главных поселений европейских в Азии и в Америке". Я убежден, что Ломоносов неслучайно Сибирь и Северный Ледовитый океан написал через союз "и". Их следует развивать вместе, а не раздельно. И потому фокусирование на развитии Сибирского региона сегодня своевременно и обоснованно.
Такой подход позволяет решить одну из ключевых стратегических задач, поставленных президентом, - об уменьшении диспропорций в развитии западной и восточной части страны.
Осенью прошлого года правительство утвердило Национальную программу развития Дальнего Востока. Без включения в решение этой стратегической задачи программы развития Сибирского региона сделать это будет гораздо сложнее.
Зато эффект, который даст ускорение экономического развития Сибирского региона, безусловно, окажет сильное положительное влияние на выполнение уже реализуемых программ развития Дальнего Востока, Севера и всей нашей большой страны.
Просчитан ли экономический эффект развития агломераций?
- Начнем с того, что Сибирь - это географический центр самого крупного континента - Евразии. Через этот регион проходят ключевые транспортные пути страны: от Транссиба до транссибирских авиамаршрутов. Сибирь является ключевым связующим регионом между Арктикой, Дальним Востоком, Центральной Азией и европейской частью России.
Сегодня Сибирь является центром добычи нефти и газа. Здесь основные залежи природных ископаемых, драгоценных и редкоземельных металлов.
Экономический потенциал центральной части Сибири, где имеется оптимальное сочетание недр, водных, лесных ресурсов, энергетики, значительный научный и промышленный, транспортный потенциал, остается нераскрытым.
При этом на Сибирь приходится более 40% лесных территорий России, уникальные горные территории, прежде всего Саяно-Алтайская и Байкальская горные области, бассейны крупных рек и озер. На территории Сибири расположены бассейны четырех из пяти крупнейших рек России - Енисея, Оби, Лены и Амура, а также 35 больших озер, семь из которых входят в число крупнейших в России. Среди них - озеро Байкал, Телецкое озеро в Горном Алтае, Пясино, Хантайское и Таймыр в Красноярском крае, Чаны в Новосибирской области, Убсу-Нур в Туве. Экологически чистые природные территории дают возможность развития важнейших секторов экономики будущего - сельского хозяйства с экологически чистой продукцией, туризма, включая спортивный, экологический и культурно-познавательный.
Регионы Сибири богаты не только запасами стратегически важных полезных ископаемых, но и солнечной энергией. Например, Иркутск и остров Ольхон на Байкале, Республика Алтай входят в число наиболее солнечных регионов России. Это создает возможности для развития возобновляемой энергетики, экологически чистых производств, не производящих выбросы парниковых газов.
Сибирь до сего времени выполняла в основном функцию восточной кладовой страны: здесь добывались нефть и газ, выплавлялся алюминий и находится большое число предприятий ОПК. Регион чувствовал себя в прежней модели геоэкономики уверенно.
Но центр мировой экономической активности переместился с Запада в Азиатско-Тихоокеанский регион, с центром в Китае. А с ним Сибирь граничит на юге, в Алтайском крае.
Уже сам по себе факт такого расположения является важным фактором экономического роста региона.
В чем, на ваш взгляд, причина сравнительно низких темпов экономического роста и уровня жизни в Сибири при наличии природных ресурсов?
- Вы подошли к сути. Экспорт природных ресурсов в Азиатско-Тихоокеанский регион и прежде всего в Китай уже идет. Но это дает недостаточный эффект для экономического развития региона. Экспорт полезных ископаемых не требует большого населения, квалифицированных кадров инженерного профиля, а также школ, университетов, где они готовятся. И крупных современных благоустроенных агломераций тоже.
Все это привело к тому, что начиная с 1990-х годов в Сибирском регионе наблюдается отток населения в европейскую часть страны.
Причина этого - в преобладании, как я уже сказал, в экономике Сибири добычи ресурсов и производства продукции нижних переделов, которые преимущественно организованы вахтовым способом.
То есть добываем металл, отливаем чушки и гоним на экспорт.
Задумайтесь, почему мы должны из Сибири почти 90% меди отправлять за рубеж? Почему мы не можем делать из этого электродвигатели, которые приходят к нам потом из-за рубежа. Почему мы 60% алюминия, который производят наши красноярский алюминиевый, саянский алюминиевый, ангарский алюминиевый, теперь уже и богучанский, отправляем в чушках на экспорт? Расширение производств алюминийсодержащей продукции более высокого передела - металлоконструкций, автомобильных деталей, проволоки и много чего еще позволит увеличить экспортные доходы в разы. Я вам приведу и такой пример: биржевая стоимость тонны алюминия в чушках сегодня около $2,5 тыс., а стоимость самолета из этой же тонны - миллионы долларов.
Регулярно слышим из новостей: "Ах, негодяи, кругляк отправляют на экспорт". А куда? Ну куда его еще отправлять? Покажите комбинаты в Сибири, которые его возьмут в переработку. Их начали строить в советское время, чтобы делать ДВП, ДСП, фанеру, картон, клееный брус, палеты, паркетную доску, строительные конструкции… Но сейчас их практически нет. Даже выпуск на экспорт обычной фанеры по стоимости кубометра более чем в 6 раз превосходит стоимость того же объема необработанной древесины.
У нас беспилотники на аккумуляторах появляются, машины ездят на аккумуляторах. А они из чего делаются? Кобальт, никель, литий. Все это в достатке имеется в Сибири. Почему аккумуляторы, то есть продукцию высоких переделов, там же не производить?
Разве мы утратили способности к сложным разработкам для организации в Сибири выпуска такой продукции?
Уверяю вас, нет. В ходе своей недавней поездки в Сибирь, встреч с руководителями субъектов Федерации, крупных предприятий, учеными еще раз в этом лично убедился. Сибиряки готовы развивать свой регион. Все что им требуется - государственная поддержка.
Новые города должны появляться синхронно с созданием в Сибири новых научно-промышленных центров. И бояться этого не нужно. Если бы этого боялись в прошлом, то не было бы ни Набережных Челнов с КамАЗом, ни Тольятти с "Жигулями", ни Дивногорска, Братска, Волжского, Зеленограда, Магнитогорска, Ангарска… Перечислять можно долго. Это те самые научно-промышленные центры, о которых мы сейчас говорим. Решение это явно перезрело. Посмотрите, космодром Восточный. Скоро уже пилотируемые полеты пойдут, а город Циолковский, по сути, еще не начат.
В Российской империи с доминированием в экономике тогда до 95% сельского хозяйства и, соответственно, крестьянского труда к 1916 году насчитывалось 666 городов.
А в результате советской индустриализации, создания с нуля новых промышленных районов, развития центральной промышленной зоны, освоения Севера, Сибири и Дальнего Востока к 1991 году в СССР было уже около 2200 городов разных категорий… Из них только с 1956 года до начала перестройки появилось более 600 городов. А потом, вы знаете, как отрезало…
Как решать проблемы экологии при строительстве городов вблизи промышленных предприятий, например угольных разрезов или нефтегазовых месторождений?
- Добывать и вести первичную обработку сырья, конечно, можно и вахтовым методом. А организация глубокой переработки требует современных экологичных технологий, подготовки кадров, научных исследований. Следовательно, должны появиться не только современные предприятия, но и новые вузы, научно-исследовательские организации. Вот тогда мы получим устойчивое развитие Сибири, которое создаст фундамент для развития ее экономики как минимум на 20 лет вперед.
Сегодня речь идет о создании в Центральной и Восточной Сибири промышленных и экономических центров, которые будут профилированы в зависимости от имеющихся в этих районах энергетических, транспортных и ресурсных мощностей с одновременным благоустройством существующих населенных пунктов и строительством новых агломераций для проживания там людей.
Экспорт и движение населения сейчас ограничены перегруженной или даже отсутствующей транспортной инфраструктурой. Какие варианты расшивки узких мест вы видите?
- Транспорт и логистика как для людей, так и для товарных потоков - крайне важный вопрос для Сибири. Для людей, с учетом региональной специфики, огромное значение имеет развитие локальной, региональной и малой авиации. Пассажирское авиасообщение нужно довести до такого уровня, чтобы для жителя Кодинска или Богучан, например, было обычным делом слетать по делам в Красноярск и обратно - и все в течение дня.
Необходимо развитие железнодорожного транспортного коридора. Сибирь издавна была частью Великого шелкового пути. Здесь уже проходит Транссибирская магистраль, которую нужно модернизировать, перевести полностью на электротягу или на сжиженный природный газ, как альтернативу электрификации БАМа, построить необходимые вторые и третьи главные пути, мосты, тоннели.
Это сложный, но крайне важный проект. Нам нужно построить современный "Кедровый тракт" - безопасный и эффективный маршрут между Европой и Китаем. Необходимость такого транспортного коридора, причем прежде всего безопасного, уже очень четко обозначилась, стоит только вспомнить последние события с блокировкой Суэцкого канала, нападения пиратов, а также текущую ситуацию в Афганистане. Это важно и для международных транспортных потоков. А для России "Кедровый тракт" имеет огромное значение еще и как возможность интеграции в глобальные производственные цепочки между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом.
Как будут координироваться развитие транспортных сетей и строительство новых научно-производственных центров? Где могут появиться связанные с ними города?
- На всей протяженности транспортных коридоров как в Сибири, так и в других регионах нужно создать производственно-логистические центры, в которых должны быть обеспечены условия для развития перерабатывающих производств.
Такие центры будут осуществлять глубокую переработку промышленного или сельскохозяйственного сырья, будут поставлять продукцию и внутри страны, и на экспорт.
Производственно-логистические центры или кластеры с непосредственным доступом к транспортной артерии - "Кедровому тракту" - создадут практически безбарьерную среду для перемещения материалов и компонентов между участниками производственных цепочек, примерно как полуфабрикаты свободно перемещаются между цехами на производстве. Это будет очень серьезный стимул для развития промышленности в виде доступа к внутреннему и внешним рынкам сбыта.
Все это будет скоррелировано с ресурсными возможностями, которые огромны в Сибирском регионе, и спектр их очень широк.
Например, между Братском и Красноярском может быть создан промышленный центр с привлекательной экономикой и долгосрочным потенциалом роста "Медь и электротехника". Там есть все возможности не только для добычи, но и глубокой переработки меди и различных редкоземельных металлов для последующего производства отечественной продукции с высокой добавленной стоимостью.
В этом же районе может быть создан кластер, полностью сфокусированный на производстве продукции высоких переделов по переработке алюминия, - "Алюминиевая долина".
В Южной Сибири есть все возможности по созданию масштабной и высокодоходной добычи с более высоким переделом коксующегося угля.
В районе Канска имеется потенциал по созданию углехимического производства востребованных пластиков из неликвидного сырья.
Вокруг Лесосибирска имеется достаточный потенциал для создания кластера "Лес и строительные материалы" с высокой долей продукции верхних переделов и привлекательной экономикой. И это только верхушка айсберга.
Важно учитывать, что в мире все больше обращают внимание на то, какие источники энергии используются при переработке, насколько они экологически чисты. У Сибири в этом уже сейчас есть неоспоримое преимущество, ведь регион - кладезь "чистой" энергетики, здесь сосредоточено примерно 70% потенциала российской гидроэнергетики, который используется лишь на 10-20%. И этим конкурентным преимуществом нужно правильно распорядиться.
При этом благодаря имеющемуся профициту электроэнергии в Восточной Сибири при создании новых экономических центров будут необходимы инвестиции только в передачу энергии, а не в генерацию.
Хотя и потенциал развития новой энергетики в Сибири впечатляющий.
Будущей основой там должна стать водородная энергетика. Сейчас это развивающееся, перспективное направление, которое придет на смену нынешним технологиям. В Сибири могут быть созданы с нуля производства водорода, в том числе и для последующего экспорта.
В частности, палладий, которого в Сибирском регионе достаточно, благодаря своим свойствам и способности абсорбировать водород имеет широкие перспективы использования в водородной энергетике - в производстве материалов для хранения и транспортировки водорода, электродных материалов, катализаторов, топливных элементов и датчиков.
Во сколько оценивается развитие сибирских агломераций? Где может быть источник финансирования программы? В бюджете? В фонде национального благосостояния?
- На совещании у президента, где обсуждались важные макроэкономические проекты, не вспомню точно кто сказал: "Денег же нет". На что Владимир Владимирович ответил: "Их никогда не будет, если не начать что-то делать - никогда денег и не будет".
Вообще необходимыми условиями запуска успешных экономических проектов является достаточное наличие следующих факторов: природных ресурсов, энергии, технологий, людей и финансовых ресурсов. В Сибири сегодня в достатке ресурсов и энергии. Для начала достаточно людей. Так что требуется создать новые производства с новыми технологиями и определить финансовые источники для запуска процессов. Эти процессы позволят создать "новые стоимости" и дадут новые объемы и источники средств.
Мы говорим об экономике и долгосрочной программе инвестиций, а не о разовой трате средств. Вопрос именно в запуске программы развития и роста.
Советского Союза с Госпланом и Госснабом давно нет. Мы живем в других реалиях и хорошо это осознаем. Поэтому, безусловно, основным локомотивом капитальных инвестиций в реализацию макроэкономических проектов в Сибири наряду с государственными средствами должен являться частный капитал.
Задача государства и региональных властей - создать условия: обеспечить стабильный оптимальный налоговый режим, грамотное территориальное планирование, возведение базовой инфраструктуры, транспортной доступности…
Дополнительно можно стимулировать перенос и регистрацию в качестве налогоплательщиков штаб-квартир работающих в Сибири крупнейших российских компаний.
Методы, способы и инструменты для этого имеются в большом количестве и могут быть использованы в ходе проработки этой задачи.
Яркий пример - Транссиб длиною в азиатской части более 7,5 тыс. км, который был построен фактически за девять лет без современных бульдозеров и экскаваторов, с привлечением концессионного капитала. Разве мы не сможем этого сделать? То же самое и с месторождениями, которые также можно вовлечь в хозяйственный оборот.
Ведь это и производство здесь, и налоги здесь, и работа для наших людей тоже здесь. А мы вместо этого все больше продаем и вывозим сырье за рубеж. И не только чушки, а бывает, и просто руду.
Важно понимать, что на эти инвестированные в капитал средства регион получит не "рыбу", а "удочки", которые будут формировать значительные доходы для обновления существующей инфраструктуры и увеличения привлекательности условий проживания во всех сибирских городах.
Кто будет строить новые города и производства? Планируется ли привлечение в регионы Сибири большого количества мигрантов?
- Мы ведь говорим о долгосрочной программе развития Сибирского региона, на десятилетия, которая должна не только положить конец оттоку, но, самое главное, создать привлекательные условия для притока в Сибирь населения.
Создание экономических научно-производственных центров потребует инвестиций не только в экономику, но и, прежде всего, в создание привлекательных условий проживания и работы там людей. С учетом имеющейся уже транспортной инфраструктуры и ее наращивания в научно-промышленные центры будут интегрированы и сегодняшние сибирские города, которые получат дополнительные инвестиции на свое развитие.
Какой-то приток трудовых ресурсов на реализацию строительных проектов из наших бывших советских республик, наверное, должен быть. Но важно другое.
Смотрите, у нас сегодня европейская часть России, особенно Московский регион, избыточна с точки зрения наличия трудовых ресурсов, а за Уралом - наоборот. Все это приводит к дефициту и очень высокой стоимости жилья в Московском регионе, повышенной нагрузке на транспорт, социальную инфраструктуру, здравоохранение.
Почему люди из Сибири уезжают ближе к Москве? Потому что вокруг столицы более привлекательные условия жизни, широкие возможности качественного образования и гарантий трудоустройства с достаточным уровнем заработной платы.
Но в российской истории есть много примеров эффективного решения проблемы пространственного развития. Достаточно вспомнить о столыпинских реформах. Переселявшиеся в Сибирь крестьяне освобождались от части налогов, получали ссуды на обустройство, почти бесплатный проезд по железной дороге и даже, читал, им полагалась одна тягловая лошадь и корова. Люди освобождались от службы и рекрутирования ради освоения просторов Сибири. Почитайте, посмотрите отчет о тех программах 1914 года "Азиатская Россия".
В советские годы Сибирь принимала у себя сотни тысяч молодых людей, приезжавших на энтузиазме со всей страны на грандиозные стройки.
Многие оставались здесь работать, приехав с западных областей, Белоруссии, Украины, Закавказья, Поволжья, Средней Азии вместе с эвакуированными в годы Великой Отечественной войны предприятиями. Можно вспомнить и Фармана Салманова, молодого ученого из Баку, доказавшего сначала теоретически существование, а затем и открывшего колоссальные запасы углеводородов, нефти и газа в Сибири, которыми мы пользуемся и сегодня.
Далее для реализации мегапроектов того времени началась эпоха "комсомольских строек". В этот период были построены Красноярский алюминиевый завод, Саяно-Шушенская, Красноярская и Братская гидроэлектростанции, начато строительство шести заводов энергетического машиностроения под Минусинском, Красноярский экскаваторный и т.д.
Средний возраст населения в Саяногорске, где и я трудился на строительстве алюминиевого завода, составлял 29 лет и очень многие после завершения строительства остались там жить.
Можно продумать систему подъемных, льготных кредитов для приезжающих, предоставление по "сибирской" ипотеке благоустроенного жилья или земельных участков для строительства собственного дома. Увеличить размер материнского капитала и еще многое другое.
Эти и другие меры создадут так называемый эффект агломераций, когда вслед за приездом и концентрацией на какой-то территории новых людей, то есть потребителей, за ними приходит бизнес для оказания различных услуг: от туризма и торговли до образования, что вследствие повышения комфорта жизни приводит к еще большему притоку людей и дальнейшему расширению компаний сферы услуг. Все это хорошо проявилось в Москве и других крупнейших городах России.
Условия для людей, живущих в Сибири, должны стать совсем иными. Ведь почему возникла идея строительства новых городов, новых агломераций? Потому что современным городам нужно правильное зонирование. Вместо грязных промзон и бесконечных пробок должны быть грамотно спланированные пространства - и для работы, и для отдыха, и при этом обеспечивающие мобильность.
Когда вы начали разработку предложений по развитию Сибири, обсуждали ли эти планы с Владимиром Путиным? В какой перспективе считаете возможной их реализацию?
- По поручению президента в рамках Русского географического общества мы этим занимаемся более десяти лет с участием лучших ученых и практиков, а также ведущих экспертов Центра стратегических разработок.
Мне нравится изучать документы по истории, географическим изменениям и экономике регионов России. Во время рабочих поездок всегда вижу красоту, природные особенности регионов и живущих там людей. А Сибирь - моя Родина, моя душа всегда там. Недавно на встрече Владимира Путина с лидерами "Единой России" президент поручил правительству подготовить предложения по реализации этой программы. Работа идет очень активно и, думаю, осенью будет завершена. После согласования в правительстве она будет представлена президенту. Очень надеюсь, что новый состав фракции "Единой России" в Госдуме сделает ее продвижение одним из ключевых приоритетов.

РБК, 6 сентября 2021 года

Сергей Шойгу хочет построить новые города в Сибири и перенести туда столицу

Мы спросили у экономгеографа, можно ли это хоть как-то реализовать (спойлер: нет, нет и нет)

Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.

В августе министр обороны и лидер списка "Единой России" на выборах в Госдуму Сергей Шойгу предложил построить в Сибири "три, а лучше пять крупных научно-промышленных, экономических центров, проще говоря - городов с населением 300-500 тысяч, лучше - до миллиона человек". Еще Шойгу считает, что столицу России нужно перенести в Сибирь. Его идею о городах быстро поддержали правительственные чиновники и администрация президента: в конце августа на Восточном экономическом форуме было подписано соглашение о строительстве нового города Спутник под Владивостоком. Нашлись и критики: полпред президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев заявил, что вначале нужно привести в порядок уже имеющиеся города. Спецкор "Медузы" Андрей Перцев поговорил с экономгеографом, преподавателем МГУ, старшим преподавателем Высшей школы экономики Русланом Доховым о том, можно ли сейчас построить несколько крупных городов вдали от европейской части России и поможет ли перенос столицы в Сибирь развитию этой огромной территории.
- Говоря о необходимости строительства новых городов в Сибири, Шойгу ссылается в том числе на неосуществившиеся планы советского времени. Что именно он имеет в виду?
- Что именно ему рассказали из советских градостроительных концепций, я точно не скажу, но базово в Советском Союзе существовала концепция единой системы расселения. Она предполагала, что все города СССР должны развиваться как связанная система расселения. Советские градостроители, советские географы считали, что в этой системе действуют единые процессы и, что самое главное, ею можно управлять. Считалось, что размещение производительных сил приводит к тому, что перемещается население.
Сейчас консенсус все-таки такой: в постиндустриальной экономике, в которой в общем и целом уже живет Россия в том числе, первично размещение населения. Потому что большая часть экономики сейчас либо производится людьми без особенных средств производства вроде заводских домен или станков, либо связана с обслуживанием населением друг друга. В индустриальной экономике, когда у вас значительная часть валового продукта производится в индустриальной сфере, в добывающей и обрабатывающей промышленности, это не так. С 1970-х годов, когда были эти последние размышления о единой системе расселения и о том, что ею можно управлять, предпосылки уже изменились.
- Каким образом в Советском Союзе происходило управление этой системой расселения и создание новых центров регионов освоения?
- Существовало такое магическое, я бы сказал, мистифицированное понятие территориального производственного комплекса. Предполагалось, что можно создать такое территориальное сочетание отраслей, которые будут давать множество мультипликативных эффектов. Это были дополняющие друг друга отрасли, которые "сидят" на каком-нибудь естественном преимуществе - например, на дешевой энергии.
Собственно, так происходило размещение предприятий в Восточной Сибири. На сибирских реках строились большие каскады гидроэлектростанций, на них сажались энергоемкие отрасли, они производили некий продукт, который тогда был экономически эффективен. Таким образом у нас появилось производство алюминия в Иркутской области, например. Месторождения от этого региона очень далеки, но выгода от дармовой энергии - грандиозная. Туда приезжают какие-то люди, эти люди начинают работать на заводе, все замечательно. Читаем поэму Евгения Евтушенко "Братская ГЭС".
- Так что в этом плохого?
- Сложность заключается в том, что с тех пор промышленность изменилась. Нынешняя система производства того же алюминия уже не требует такого количества занятых на предприятии. Сегодня сама идея того, что мы можем построить большой город, который будет связан с какой-то градообразующей отраслью промышленности, выглядит странно.
Кроме того, в советской экономике не было конкуренции. Государство строило заводы, которые не конкурировали между собой. Сегодня развитие крупных предприятий в России связано скорее с корпоративной динамикой, чем с отраслевой. В современной экономической географии мы трактуем районный эффект так: несколько находящихся рядом отраслей между собой связаны скорее через корпоративные сети, а не через географию - как расположение рядом на территории. Советские мантры сегодня уже не работают.
Вторая большая история, связанная с советской системой расселения и освоения территорий, - прирост населения в СССР. Прирост шел в среднеазиатских республиках, южной части РСФСР и Закавказье либо в сельской местности. Власти нужно было это население чем-то занимать и где-то расселять. Сегодня население России сокращается, а население Сибири и Дальнего Востока - сокращается драматически. Этот тренд нельзя изменить. В Дальневосточном округе за постсоветское время количество населения сократилось примерно на 22%, в Сибирском округе - на 10%. Все программы, попытки удержать население в этих не очень благоприятных для жизни местах проваливаются. Тот же "Дальневосточный гектар" - большая часть сертификатов была скуплена местными людьми, особенно в обеспеченных инфраструктурой местах.
- Можно ли переломить этот демографический тренд?
- В принципе, скорее нельзя. Сейчас население Дальнего Востока и Сибири избыточно. Это связано с массивными советскими перемещениями населения. Сдвиг производительных сил на восток разбалансировал естественную систему расселения, которая веками складывалась в границах еще Российской империи. Народ жил больше в основной полосе расселения - Центральной и Южной России, Украине. Эта полоса заканчивалась примерно к Алтаю, дальше расселение приобретало островной характер. Люди жили там, где либо были неплохие климатические условия, либо располагались какие-то ресурсы, либо в немногочисленных портах. Вся остальная территория была редко заселена. Ее можно заселить, если закачать туда безумные деньги, применить какие-то форсированные методы перемещения населения. Но в нормальной капиталистической экономике это невозможно, а самое главное - не нужно.
- То есть относительно небольшое население Сибири и Дальнего Востока - это нормально?
- Мы часто сравниваем себя с Канадой. 80% населения Канады живет в узкой приграничной полосе с Соединенными Штатами. Все, дальше ничего нет. Условно, это Сибирь, которая не знала большевизма, не знала сдвига производительных сил, а знала естественное освоение.
- Но слухи как минимум об одном новом городе - Электрограде - уже идут.
- Волшебная история. Все соседние города теряют население, вокруг крайне неблагоприятная экономическая обстановка, кроме, быть может, Красноярска. Но давайте даже об этом забудем. Важно, что создание любого нового большого населенного пункта, даже на сто тысяч человек - это гигантское возмущение в системе расселения. Нельзя просто взять и построить сотни миллионов квадратных метров недвижимости и притащить туда неизвестно каким образом сотни тысяч человек.
Допустим, что это случилось. Система расселения устроена так, что в ней есть крупные, средние и мелкие города, между ними должен соблюдаться баланс. Например, у системы расселения Центральной России слишком большая "голова" - Москва. Поэтому эта система вся разболтана, там не хватает городов средней людности, а вокруг Москвы возникает демографическая пустыня. В девяностые и нулевые опережающее развитие московского рынка труда и услуг привело к тому, что все соседние области стали безумно депрессивными. Их население, особенно молодая, подвижная его часть, со страшной силой мигрирует в Москву, даже если не может позволить себе там постоянное проживание, то возникает явление тотального отходничества.
Вернемся к сибирским городам. Предположим, что мы делаем крупный город в той же Минусинской котловине. Для людей, которые могли бы туда приехать, нужны какие-то аргументы. Мы слышим о новом качестве городской среды: "В Сибири и на Дальнем Востоке города ужасные, построены в советское время, городской среды там нет, застроены хрущевками, пятиэтажками, а тут мы сразу сделаем круто". Может, и правда сделают, но это приведет к формированию гигантской демографической пустыни вокруг. Перетащить туда население из Европейской России - на что, видимо, и расчет - не получится.
Во-первых, есть демографический закон - при возникновении миграционной возможности вероятнее миграция из близлежащих регионов и близлежащих населенных пунктов, чем из отдаленных. Вам нужно предложить существенно больший доход, чтобы притащить людей через большое расстояние. Во-вторых, будет идти конкуренция за небольшую подвижную часть российского населения. В России подвижность населения очень низкая, люди мало мигрируют по сравнению с Соединенными Штатами, Канадой и даже с Бразилией.
- Я так понимаю, люди движутся в основном в Москву и Петербург?
- Можно говорить о четырех вариантах. В их числе Москва и Петербург. Третий вариант - это какой-то локальный центр, например, если вы живете на европейском севере, это, скорее всего, будет Ярославль, который воспринимается как заместитель Питера. В Питере конкуренция высокая, все сложно, все дорого, а в Ярославле вроде как хорошо и при этом не так дорого, как в Петербурге или в Москве. В Черноземье это может быть Белгород. Четвертое миграционное решение - это переезд на юг, его обычно принимают люди средних лет, которые поработали где-нибудь в Западной Сибири или на Урале, заработали каких-то денег или служили в силовых органах и вышли на пенсию пораньше.
Потребуется дать что-то, что будет конкурировать с этими миграционными решениями, и это крайне сложно сделать. Предположим, что в новом городе создадут территорию опережающего развития, обнулят налоги, но даже это не позволит сделать здесь конкурентную среду. Эта территория опережающего развития должна на чем-то основываться.
Нам говорят: "Здесь будут инновационные отрасли, приедут айтишники, все будет отлично". Такой город у нас, в принципе, есть - он называется Иннополис, неподалеку от Казани. Это грандиозный проект властей Татарстана по строительству нового города, в нем живут несколько тысяч человек. Это действительно довольно любопытные несколько кварталов, это университет, не очень большой, но относительно динамичный, несколько сильных лабораторий, которые поддерживаются крупными российскими компаниями, в том числе "Яндексом". Но еще раз - это несколько тысяч человек, притом что Иннополис расположен не черт знает где. Это, по сути, пригород Казани, там вы можете пользоваться всеми услугами развитого города.
У Валерия Лимаренко, губернатора Сахалина, есть флагманский проект по строительству нового города рядом с Южно-Сахалинском. Там уже идет проектирование, есть какая-никакая экономическая стратегия, демографический план, градостроительные планы тоже готовятся. Но это опять же не те масштабы: речь идет о тысячах человек, потолок - несколько десятков тысяч человек. Это город-порт для торговли с азиатскими странами. Действительно, новая городская среда может привлечь какое-то население из Южно-Сахалинска, из условной Находки или Владивостока. Это более рациональная история.
Но если бы тот же Иннополис построили в 200 километрах от Казани, это не заработало бы вообще никак. Людям продают переезд в Казань, вернее в ее благоустроенный пригород, и, условно, работу мечты, например, в лаборатории, которая занимается роботизированными поездками. Супер. Но таких людей будет мало. Новые города в Сибири не решат проблему ее обезлюдения, просто какая-то часть населения может переместиться из уже существующих городов.
- То есть пострадают, например, Новосибирск или Красноярск?
- Новосибирск, Красноярск, Барнаул, может быть, отчасти Томск - вот доноры, откуда можно кого-то притащить. Но еще раз - это не какие-то новые люди, приезжающие в Сибирь. Будут ослабевать существующие центры.
Можно еще пофантазировать: в советское время существовала программа расселения неперспективных сельских населенных пунктов. Сейчас есть проблемы с северными поселками городского типа и сельскими населенными пунктами. В советской экономике они были хоть как-то эффективны, а сейчас там брошенное население, которое периодически пишет письма то Макрону, то Меркель, то Санта-Клаусу: заберите нас отсюда. С этой проблемой действительно надо что-то делать.
- Например, предложить переехать в новый город с рабочими местами?
- Да, вот вам город! Но и тут возникает много проблем. Первая проблема - все, кто могли и хотели оттуда уехать, уже уехали. Часть таких поселков пытались расселить: Мировой банк субсидировал раздачу жилищных сертификатов жителям. В подавляющем большинстве случаев люди брали сертификаты, продавали их в региональном центре, на вырученные деньги возвращались в свои поселки и могли там дальше жить в течение нескольких лет, постепенно алкоголизируясь, поскольку предприятие было закрыто.
Предположим, что все это затевается ради того, чтобы загрузить какие-то строительные мощности, и все это большая афера, связанная со строительным лобби. Положим, что государство профинансирует полностью эту стройку, но почему в таком случае государству не профинансировать использование этих же строительных мощностей на окраинах существующих городов: Томска, Барнаула, Новосибирска, Абакана, - и переселить туда людей? То есть явно логика не в этом.
Даже если мы соберем несколько десятков тысяч человек из этих разных забытых богом и российскими властями поселков и соберем их в одном месте, надо понимать, что это будет такого масштаба социальная катастрофа, какой мир не знал. То есть это будет Пруитт-Айгоу, легендарный комплекс многоэтажного социального жилья в Сент-Луисе, который пришлось взрывать через некоторое время, потому что там начался тотальный ад.
- Есть еще какие-то проблемы, связанные с возможным строительством новых городов?
- Их будущее. В начале XX века самой передовой отраслью была текстильная промышленность, она генерировала гигантские барыши. В Ивановской области есть города, например Шуя и Вичуга, которые невероятно обогатились с конца XIX века до примерно Октябрьской революции. Если сейчас туда приехать, вы придете в восторг от шикарной краснокирпичной заводской архитектуры - не только заводской, но и больничной, городков рабочих. Но сейчас это депрессивные территории. Любая инновационная отрасль через 30 лет теряет актуальность, перестает генерировать суперприбыли. Если ваш город связан только с этой отраслью, вы по-любому проиграете. Встает огромная проблема транзита от одной моноспециализации к другой. В Америке тоже есть такие города, типичный пример - Детройт, но на самом деле таких примеров несколько десятков.
- Что делать с такими населенными пунктами?
- Тут нужны другие механизмы управления системой расселения, в России нам их категорически недостает - это управляемое сжатие. Населенные пункты на Севере, на Дальнем Востоке, в Восточной Сибири теряют население, но кто-то остается, и для них нужно перенастраивать городские системы. Недавно я услышал замечательное выражение: паллиативное городское планирование. Таким городам нужна паллиативная помощь. Надо постепенно уменьшать те районы, которые поддерживаются инфраструктурно, переселять остатки людей в центральные части города.
Да, на это надо потратить какое-то количество денег, но это окупится тем, что вы не будете поддерживать гигантскую, ненужную и, самое главное, устаревшую, энергонеэффективную в том числе, городскую инфраструктуру. В городском бюджете останется больше средств, которые можно инвестировать в то, чтобы в оставшейся части города все сохранялось в приличном состоянии, чтобы поликлиника была нормальной, чтобы была одна-две хорошие школы.
- А что могли бы сделать власти, если говорить конкретно о Сибири?
- В Сибири было несколько потрясающих историй. В первую очередь это Томск и его скопление сильных университетов. Они котируются на международном рынке, пусть прежде всего и среди азиатских стран. Это город, который производит кучу образованного народа, - его университеты успешно встроились в российские корпоративные сети найма и миграции. В нулевые годы в Томске нарождалась вполне себе инновационная среда, возникали небольшие технологические стартапчики. Но в нулевые сфера стартапов не была так сильно зарегулирована. Поддержите вот это, у вас есть странный расположенный просто в небытии инновационный центр!
Сама по себе изолированность в Сибири не исключает таких вещей, но надо поддерживать естественные пути. Не пытайтесь преодолеть силу тяготения, надо под нее подстраиваться. Идея управления пространством - это бред. Единственное, что мы можем делать, - это подстраиваться под существующие процессы, активизировать те из них, которые для нас благоприятны. Для нас благоприятно производство технологически подкованных ребят в Томске, так давайте сделаем так, чтобы среда в этом городе благоприятствовала тому, чтобы они остались.
У нас есть город Якутск, который растет сказочными темпами за счет продолжающейся урбанизации населения в Якутии. Вокруг Якутска формируется своя собственная субурбия. Для этого не нужно государственное финансирование, не нужно поддерживать крупные строительные компании. Нужно всего лишь дать доступ к земле и строительные материалы. Но Якутск висит на северном завозе горюче-смазочных материалов, это неестественно для города в несколько сотен тысяч человек. Развитие города сдерживается тем, что уже много лет не могут построить мост через Лену. Поддержите те города, которые и так аккумулируют население.
- Может быть, еще какие-то шаги?
- Поддержать существующие естественные процессы перераспределения населения в системе расселения. Это метрополизация - перемещение населения в крупные города и их окрестности. Чиновники сейчас любят слово "агломерация", но то, что они под ним понимают, и то, что в географии называется агломерацией, - это два разных объекта. Агломерирование населенных пунктов происходит естественным образом. А то, что делают сейчас чиновники, - это попытка просто обвести красным карандашом на карте несколько крупных городов и сказать: теперь это агломерация. Из-за того, что вы обвели красным карандашом Пермь, Екатеринбург и Челябинск, они не срослись в единую агломерацию.
- Об агломерации власти тоже говорят - между Владивостоком и Артемом хотят построить трехсоттысячный город-спутник. В перспективе на Дальнем Востоке может появиться город-миллионник.
- Это сколько-то адекватное представление хотя бы о реальной географии: от Владивостока до Артема расстояние небольшое. Однако между Владивостоком и Артемом довольно сложная местность - сопки, скальные грунты, застраивать ее тяжеловато. Плюс она частично уже освоена советскими санаториями и частной застройкой. Вторая странность заключается в том, что в конце нулевых - начале десятых годов во Владивостоке проводился саммит АТЭС, были построены феерические мосты. Они ведут на остров Русский, к югу от Владивостока. Идея, по всей видимости, была в том, что базовый вектор развития Владивостока будет туда, на юг - на островах более удобный рельеф, они теперь транспортно связаны. Что будет с этим проектом?
И самое главное: Владивосток теряет население на протяжении всего постсоветского периода, за последние три года этот тренд только усилился. Кто эти люди, которым вы собираетесь продать квадратные метры недвижимости между Артемом и Владивостоком? Непонятно.
В принципе непонятно, в чем магический смысл цифры миллион человек? В советское время считалось, что миллионник получает метро и побольше денег. Сейчас такой бюджетной политики нет. Но некоторые города в России очень стараются удержать численность миллион человек, хотя население оттуда уезжает. Поэтому они занимаются веселым упражнением: перед каждой переписью прирезают себе соседние муниципалитеты.
-То есть, по вашему мнению, и этот проект не очень осмысленный?
- Можно помогать процессам, которые идут в ходе самоорганизации расселения. Главное из того, что можно делать, - это повышать локальную транспортную связанность населенных пунктов, которые находятся рядом друг с другом. Например, есть тот же Владивосток и есть Артем, застройка территории между ними будет происходить естественным образом, если будет приток населения - но его нет, эти люди ниоткуда не приедут. Но вы можете связать Артем и Владивосток скоростной электричкой, которая создала бы в городах единый рынок труда: человек смог бы в течение 50-90 минут попадать из своего дома в Артеме на рабочее место во Владивостоке. И тогда это даст некоторый эффект, запустит какой-то агломерационный процесс.
- Я не раз слышал, что люди в Сибири и на Дальнем Востоке выполняют и такую роль - стражей границ. Их должно быть много, чтобы территорию не заняли соседи.
- "Держат площадь" - это построение распространено во многих властных кабинетах. На Дальнем Востоке, например на Камчатке, люди тоже так считают. Но теоретически у нас же есть официальная установка, что Китай - наш главный стратегический партнер. Мы от него удерживаем территорию? Эта идеология осажденной крепости мешает развитию Дальнего Востока. Единственное, что может спасти Дальний Восток экономически, - это трансграничное сотрудничество.
Провинция Хэйлунцзян, граничащая с российскими территориями, теряет население. Ее население и жители других северных провинций переезжают в Южный, Центральный Китай, где жизнь попроще, зарплаты повыше, где теплый период подольше. Северные китайские провинции теряют население. Кто будет оказывать грандиозное давление на Дальний Восток? Посмотрите по статистике, черт возьми, где эти десятки тысяч китайцев, переезжающих в дальневосточные субъекты Федерации? Нет этой миграции, просто нет, физически.
- Сергей Шойгу говорил о строительстве новых городов и о переносе столицы в Сибирь. Может, в этом дело - перенесут столицу и смысл в новых городах появится?
- Перенести столицу в России в принципе можно. Вопрос - зачем? Обычно говорят о двух целях - скрепление страны, если она разваливается на части. Такой вариант был, например, в Нигерии: северная часть страны мусульманская, южная - христианская. Столицу решили разместить посередине, но она не стала крупнейшим городом страны, хотя там идет активная урбанизация и люди мигрируют. Вторая цель - дать импульсы к освоению внутренних районов. Классический пример - это, конечно, Бразилиа. Это крупный город, но он и близко не стоит с Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу.
Допустим даже, что чиновники переедут, что будут делать члены их семей в чиновничьем моногороде? Где будут учиться дети федеральных чиновников, которые, как мы понимаем, составляют не последнюю страту абитуриентов элитных российских университетов. Вы МГИМО тоже туда перенесете?
В России мы много лет наблюдаем за перенесением судебной власти в Петербург, туда переехал только один из судов, а судебный квартал до сих пор не построили. Сопротивление этой административной машины настолько велико, что побороть его не получается, хотя [судьям] предлагается уехать в Петербург, не в Сибирь. Госдуму хотели перенести сначала за МКАД, а потом во Мневники, то есть речь о Москве и области. Но она до сих пор стоит у Кремля.

Беседовал Андрей ПЕРЦЕВ. Meduza, 6 сентября 2021

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.