Сегодня в Японии острейшая проблема – развал традиционной семьи, а значит – сокращение населения
Об авторе: Николай Петрович Тебин – журналист-международник, корреспондент газеты «Социалистическая индустрия», отделения ТАСС в Токио (1971–1976, 1980–1984), старший научный сотрудник Центра исследований Японии ИДВ РАН (1985–2018).
В последнее время в российских СМИ отмечается всплеск интереса к гендерным проблемам и взаимоотношениям между полами в семье и обществе. В декабре информационным поводом стал публикуемый ежегодно Всемирным экономическим форумом (ВЭФ) Индекс глобального гендерного неравенства (ИГГН, Global Gender Gap Index). В нем дается оценка рейтинга 153 стран по 14 показателям в четырех категориях: 1 – участие и возможности в экономической сфере; 2 – участие и возможности в политических структурах; 3 – уровень образования; 4 – здоровье и продолжительность жизни. Россия заняла в нем общее 81-е место, на шесть ниже, чем в прошлом году (подробнее см. в «НГ» от 17.12.19).
В документе ВЭФ констатируется ухудшение положения женщин в России по общему индексу за счет низкого их представительства в политической и экономической категориях. Это, отмечается в документе, вызывает удивление, «поскольку Россия занимает высокие позиции в категориях «образование» и «здравоохранение». Японские журналисты отмечают подобный же парадокс в своей стране, констатируя, что, «несмотря на все усилия руководства для ликвидации гендерного неравенства, страна все еще занимает низкое 101-е место в общем рейтинге ИГГН, опустившись на одно место, при высоких показателях в двух первых категориях». В связи с этим, надеюсь, читателям будут интересны некоторые детали перестройки японского общества из довоенной крайней маскулинности к умеренному феминизму после краха власти милитаристов и перехода японского общества от милитаристского абсолютизма к демократическому парламентаризму.
Продолжатели и улучшатели
Слово «гендер» я встречал со студенческих лет, но для меня оно было синонимом слова «пол». Только в мае 1971 года на симпозиуме в Токио о положении японских женщин, организованном активистками феминистского движения из США и женской секцией одной из конфедераций японских профсоюзов, я понял, что «пол» и «гендер» далеко не синонимы. На симпозиум я был приглашен как корреспондент газеты «Социалистическая индустрия». Ведущий, открывая заседание, посоветовал в ходе обсуждения учитывать мнение специалистов о дихотомии мужчина/женщина, предоставив слово двум социологам.
Излагая кратко, они советовали исходить из того, что разделение по полу у человека установлено природой и не меняется многие тысячелетия.
Гендерные же различия в отличие от половых обусловлены распределением функций и ролей мужчин и женщин в семье, в социальной и политической структуре общества, в экономике, культуре, образовании и многом другом. Это прежде всего ментальные понятия. Существуют женский и мужской менталитеты. В отличие от главных половых признаков – а с ними и функций, неизменных, визуальных и явных – гендерные функции у человека в голове, и их корни неизвестны, но с давних времен они воспитываются с младенческих лет.
С развитием общества расширяются сферы применения талантов и способностей человека, а с этим в какой-то мере стираются и гендерные различия между мужчинами и женщинами. Так, мужчины превосходят женщин физически по силе, росту и ряду других показателей. Но это превосходство в быту постепенно с развитием общества нивелируется. Сотню землекопов заменит один бульдозер, и неважно, кто им управляет – мужчина или женщина. Гендерные различия теряют значение, но половые сохраняются. Главное – рожают детей только женщины, и с этим приходится считаться, по всей видимости, непредсказуемо долго. Поэтому природа наградила женщин врожденным материнским инстинктом.
Из докладов на этом симпозиуме я понял и согласился еще с одним, на мой взгляд, самым важным заложенным природой различием в тандеме двух полов. Женщины – это продолжатели рода человеческого, а мужчины – улучшатели. Именно в тандеме, в паре они продвигаются к единой цели – сохранению человечества. В сообщениях японских ученых этому было уделено большое внимание.
Матушка-природа – или Бог, кому как нравится – сформировали эти различия как механизм выживания рода человеческого, да и всего класса млекопитающих, в том числе и вида «человек разумный». Первый из докладчиков наглядно на схемах пояснил разницу между продолжателями и улучшателями. Попробую и я на словах.
Допустим, что каждому человеку, мужчине или женщине, в норме в сутки в среднем требуется два литра воды, как минимум для выживания некоторым достаточно и одного литра. На изолированном острове живет 100 женщин и 100 мужчин, а поступление воды по какой-то причине сократилось до одного литра на душу. Еще раз допустим, что установлен способ честного деления по литру воды на каждого жителя. У мужчин разброс потребностей больше, чем у женщин, а многим мужчинам для выживания нужно два литра воды и более, получать же они будут один литр. Поэтому они начнут вымирать от жажды. Поскольку у женщин разброс нормы небольшой, то большинство из них выживет и при снижении рациона. Среди мужчин выживет намного меньше, только те, кому достаточно одного литра воды. Но их потомство «улучшится», будет более приспособлено к сокращению водного рациона.
Насколько я помню, японские ученые подсчитали на примерах млекопитающих, что если по каким-то трагическим причинам в популяции выживает 17 особей мужского пола на 100 единиц женского, то этого достаточно для восстановления популяции. Заложенные природой различия по полу, определяющие функцию женщин как продолжателей, а мужчин как улучшателей рода человеческого, разбросом потребностей и качеств распространяются не только на физические, но и на многие другие способности, в том числе, например, в сфере творчества.
Так, в шахматах существуют категории – от третьей до гроссмейстера. Паритет между мужчинами и женщинами в каждой из них сохраняется на низших категориях. Гроссмейстеров мирового уровня сейчас около 1600 человек, из них женщин всего 35. Большинство женщин-шахматисток остаются ближе к середине рейтинга. И в музыке, и в живописи гениев мужчин больше.
Жалоб на отсутствие музыкального слуха от женщин я не слышал, в этом признаются только мужчины, видимо, и в этом разброс по полу большой. Но часто спасает семья. Еврейская мудрость гласит, что у умной жены и глупый муж будет казаться умным.
Основной посыл выступивших на симпозиуме ученых заключался в том, что в демократическом обществе важно законодательно обеспечивать равенство возможностей женщин при устройстве на работу и на конкурентной основе с мужчинами продвигаться по карьерной лестнице.
Уже доказано, что пол закладывается генетически. Возможно, что «невидимые» гендерные функции также имеют генетические корни и это проявляется в материнском инстинкте.
У традиций глубокие корни
После сообщений ученых на симпозиуме поочередно выступали американки и японки, но дискуссии не было, поскольку японок мало волновали проблемы вне семьи, а американки говорили о гораздо более высоких ступенях. В послевоенной Конституции Японии закреплено полное равенство женщин и мужчин, но в общественном сознании японцев и в начале 1970-х годов продолжали сказываться пережитки довоенного прошлого, сохранялось «мужское засилье».
Национальные традиции японцев на протяжении многих веков складывались на основе синтоистских и буддийских канонов. А эти верования – прежде всего буддизм и как религия, и как философское учение – отводили мужчине в обществе более высокий статус, чем женщине. При этом роль женщины ограничивалась домашними обязанностями, она жила как бы внутри дома, а мужчина действовал вне его.
Эта традиция подпитывалась и во многом насаждалась довоенной элитой страны, поскольку ее политика строилась с опорой на военную силу. Милитаризация всех сфер общества наращивалась, но этот курс привел к краху режима. Руководство Японии было вынуждено принять условия капитуляции Японии, составленные на Потсдамской конференции союзных наций летом 1945 года.
В отличие от Германии, которая безоговорочно капитулировала как государство, Японии предлагалась капитуляция армии при сохранении прерогатив императора как «суверенного правителя», что во многом позволило избежать проявлений недовольства в армии. Сохранялись правительственные органы и учреждения местных органов власти. Император 15 августа заявил по радио о капитуляции Японии, а подписание Акта о капитуляции состоялось 2 сентября. Но даже управления Военного и Военно-морского министерств были упразднены только 30 ноября 1945 года в результате демобилизации армии.
Япония начала строить демократическое государство под американским контролем, но во многом самостоятельно, с учетом национальных особенностей. Элита Японии считала, что в переломный момент истории нации необходимо сохранение императора «как символа государства и единства народа». Это было включено в послевоенную Конституцию, вступившую в силу в мае 1947 года. На ее демократической основе до вступления в силу Сан-Францисского мирного договора в апреле 1952 года в стране произошли коренные преобразования. Была проделана перестройка всего государственного устройства, надо сказать, с полного согласия национальных властей, да и населения страны.
К осени 1955 года стабилизировалась и довольно турбулентная политическая обстановка. Власть многие годы стала удерживать буржуазная Либерально-демократическая партия (ЛДП). Кредо партии – либерализм, ограниченный государственными демократическими рамками. Сначала государственные рамки были весьма жесткими. Под контролем правительства был весь финансовый сектор. Только два государственных банка были допущены для внешних операций. Внешние инвестиции в японские компании были ограничены до 7%. Антимонопольное законодательство ограничивало формирование монополизма в отраслях запретом на слияние и создание картелей. Были и другие меры контроля государства, но со временем они снимались.
В программных документах либерал-демократы отмежевались от насаждавшейся до войны милитаристской идеологии, декларировали себя партией, служащей интересам всего народа.
Был взят экономический курс на обеспечение роста ВВП любой ценой, но при проведении «сильной политики социального обеспечения». Приоритет в бюджете отдавался расходам в социальной сфере, на медицину, образование, различные прогрессивные социальные проекты, в том числе затрагивающие положение женщин.
Однако многое из традиционных взглядов на роль женщин в обществе сохранялось еще долгое время. Но японки, участвовавшие в симпозиуме, не видели в этом ущемления своих конституционных прав. Все критические заявления американок японками воспринимались спокойно, поскольку их устраивало положение хозяйки дома, когда муж регулярно приносит и отдает им зарплату, а они выдают мужу ежедневно (реже еженедельно) деньги на карманные расходы. Им непонятно стремление, скажем, к должностям в банках, куда больше японскую женщину волнует, как обеспечить образование и социальную защиту детей.
Подобные настроения формировались социальной политикой правящей ЛДП, которая рассматривалась как важная неразрывная часть экономической политики, обеспечивающая стабильный рост ВВП. Мужу гарантировался на 25–30 лет «пожизненный контракт», по которому он работал на компанию или фирму, а жена обеспечивала надежный дом. Этот тандем был фундаментом социальной стабильности в Японии и роста экономики страны в 1960-е годы.
Каноны сдают позиции
Постепенный отход от канонов патриархальной семьи начался с принятием Конституции и Основного закона об образовании (1947), провозгласивших ряд демократических принципов реформирования всей структуры образования. В том числе введения совместного обучения, всеобщности, бесплатности, светского характера образования, равенства возможностей. Взгляды японок на свое положение в обществе постепенно менялись со школьных лет.
В 1950 году из окончивших школу юношей 48% продолжили обучение, из девушек – только 37%. К 1990 году доля девушек возросла до 96%, а юношей – до 93%. Но несмотря на то что девушки показывают лучшие результаты при окончании школы, в дальнейшем продвижении они уступают юношам при всей демократичности экзаменационных процедур. На практике – чем выше рейтинг учебных заведений, тем больше увеличивается разрыв в соотношении абитуриентов по полу. Идет конкурентная борьба на всех уровнях. В Японии она достаточно прозрачная и честная, поскольку вузы стремятся завоевывать и удерживать свой престиж за счет набора перспективных абитуриентов, а последние понимают, что все зависит от их личных показателей.
И тем не менее растет число девушек, ставящих жизненной целью успех в карьерном росте, а не только удачный брак.
И это понятно. Человеку независимо от пола присуще стремление к самовыражению. Растет и естественное стремление женщин искать реализации своих талантов и способностей не только в семье, но и в других сферах общества, желание быть в нем наравне с мужчинами. Причем в первую очередь быть независимой финансово. А с этим растет и роль женщин в трудовых ресурсах.
Все это стимулировало подписание Японией в 1985 году Конвенции ООН о ликвидации дискриминации женщин в трудоустройстве и принятие закона о равенстве мужчин и женщин в праве на труд (Equal Employment Opportunity Law).
Все это естественные процессы, которые имеют свои плюсы и минусы. Главный минус в том, что с 1970-х годов ускорилось снижение роли уже и нуклеарных семей в жизни общества.
Нуклеарная семья состоит либо из родителей (родителя) и детей, либо только из супругов. Причем на первый план выдвигаются отношения между супругами (представителями одного поколения), а не отношения между родителями и детьми (представителями разных поколений).
Как парадокс японские журналисты в 1980-х годах в репортажах рассказывали о неединичных случаях «браков без секса» – когда браки заключались только для повышения социального статуса, так как работодатели отдавали предпочтение лицам с зарегистрированным браком.
Сейчас, видимо, и это в прошлом, поскольку в стране зарегистрировано 17 миллионов квартиросъемщиков-одиночек – мужчин и женщин. До рекордных показателей сократилось число браков и увеличилось число разводов за прошедший год. Добиться роста весьма низкого коэффициента рождаемости не удается уже три года подряд.
В то же время административными мерами добиться паритета 50:50 женщин и мужчин или хотя бы его снижения даже в политической категории ИГГН в Японии не удается.
В мае 2018 года был принят закон, призывающий (но не обязывающий) политические партии уравнять число кандидатов мужчин и женщин на выборах в парламент. Возможно, поэтому на прошедших в июле выборах в верхнюю палату парламента от всех партий была рекордно высокая, хотя далеко не равная, доля кандидатов-женщин в 28,1%. К сожалению, как писала в мае 2018 года газета Asahi Shimbun, только 15% кандидатов от правящей ЛДП были женщины. Среди законодателей нижней палаты парламента страны женщины составляют 10,11%, средний показатель в мире – около 25,2%. В категории политических полномочий ИГГН Япония занимает 144-е место. После принятия закона о содействии увеличению числа женщин-политиков некоторые видные члены руководства ЛДП откровенно заявляли, что соглашаются с его положениями, «но это не значит, что нужно выбирать безответственных кандидатов только потому, что они женщины». В категории экономики ИГГН гендерный разрыв в Японии несколько сократился, но страна по-прежнему значительно отстает от других стран, находясь на 115-м месте. Особенно заметно отставание на высшем уровне делового мира, где женщины составляют лишь 5,3% членов советов директоров японских фирм.
Объективно гендерные различия между полами в Японии сохраняются. Руководство страны стремится сократить его хотя бы для более полного использования потенциала женского труда в экономике, но не забывает при этом, что женский пол ответствен за продолжение рода человека разумного. Трудно сказать, когда эмбрион с зачатия будет сразу развиваться в пробирке. Поэтому, по мнению большинства специалистов, выступающих в японских СМИ, одной из самых острых и трудноразрешимых проблем становится развал традиционной семьи и связанное с этим естественное сокращение населения.
За полвека после симпозиума, о котором говорилось выше, в Японии сделано много для решения проблем дихотомии мужчина/женщина, но они остаются. Паритет 50:50 в разных сферах и на разных уровнях невозможен, видимо, потому, что действуют законы природы, по которым человечество разделено на мужчин и женщин. Нужно искать пути к формированию гармонии в дихотомии мужчина/женщина. Здесь слово за учеными, но выступлений компетентных ученых в наших СМИ мне не встречалось. Да и в Японии сейчас появляются только намеки типа упомянутого выше заявления депутата парламента о том, что кандидатов следует выдвигать не потому, что они женщины, а сообразно конкретным делам и способностям.
Николай ТЕБИН. Независимая газета, 24 февраля 2020 года