Власти изменят правила предоставления российского гражданства
Власти намерены разрешить иностранцам при приеме в гражданство РФ не отказываться от их первого гражданства, следует из материалов правительства. Эта мера повысит привлекательность российского паспорта, считают эксперты
Власти планируют разрешить иностранцам, желающим стать гражданами России, не отказываться от иного гражданства, следует из материалов правительства, размещенных вместе с проектом федерального бюджета на 2020–2022 годы. Проект бюджета был внесен правительством в Госдуму 30 сентября.
«В перспективе реализация мер миграционной политики позволит <...> исключить обязательное требование отказа от иного гражданства для иностранных граждан, принимающих гражданство Российской Федерации», — отмечается в прогнозе, подготовленном Минэкономразвития и одобренном правительством.
Инициатива обсуждалась на заседании экспертного совета при управлении президента по обеспечению конституционных прав граждан 24 сентября в администрации президента, рассказал источник РБК, знакомый с ходом заседания. Одним из основных направлений политики в сфере миграции является обеспечение простоты и прозрачности условий приобретения гражданства России, следует из утвержденной в прошлом году президентом концепции миграционной политики на 2019–2025 годы.
РБК направил запрос в Минэкономразвития.
Когда требуется отказ от первого гражданства
Для получения российского паспорта иностранцы должны подать заявление об отказе от имеющегося у них гражданства в уполномоченные органы другого государства. Отказ не требуется, если это предусмотрено международным договором России или если это невозможно в силу не зависящих от человека причин. Кроме того, отказ необязателен при получении гражданства РФ в упрощенном порядке, который предусмотрен, например, для тех граждан иностранных государств, не проживающих в России, у которых хотя бы один родитель имеет российское гражданство и живет в России.
За январь—август 2019 года более 221 тыс. человек получили российское гражданство, что на 22% больше, чем за аналогичный период 2018 года (173 тыс. человек), следует из данных МВД. Сколько из них получили гражданство по общей процедуре, не раскрывается.
Разумная мера
«Человек не раб своего государства», — говорит директор Института демографии ВШЭ Анатолий Вишневский. Он считает планы правительства разумной мерой, которая упрощает жизнь людям. Возможность иметь несколько паспортов разных стран соответствует мировой практике, добавил Вишневский.
Сейчас обязательный отказ — это формальная норма законодательства, и проверить, вышел ли человек из гражданства иного государства или нет, практически невозможно, отметила заведующая лабораторией экономики народонаселения экономического факультета МГУ Ольга Чудиновских. «В условиях глобализации, расширения контактов, поездок очень трудно заставлять людей выбирать что-то одно. Это мировой тренд — более лояльное отношение к наличию гражданства другого государства», — сказала РБК Чудиновских.
Ликвидация обязательного требования отказа от другого гражданства будет способствовать росту привлекательности российского паспорта, полагает она. «Чем меньше жестких обременений, тем лучше миграционный контекст, тем спокойнее люди себя чувствуют», — полагает Чудиновских.
Надежда на миграционный прирост
Минэкономразвития отмечает, что повышение миграционной привлекательности России поможет перекрыть естественную убыль населения. Уже в 2020 году миграционный прирост составит 441 тыс. человек — на 49% больше, чем в 2019 году, а к 2024 году превысит 500 тыс. человек, прогнозирует министерство.
За январь—июль 2019 года естественная убыль населения составила 209,7 тыс. человек, а миграционный прирост составил лишь 154 тыс. человек, следует из данных Росстата. Во втором квартале года численность рабочей силы в России сократилась в годовом выражении на 1 млн — до 74,9 млн человек.
Миграционный приток «с акцентом на высококачественный человеческий капитал» позволит привлечь наиболее востребованные категории иностранных граждан в соответствии с потребностями в том числе рынка труда, указывает Минэкономразвития в прогнозе. В частности, власти планируют либерализовать требования к иностранным работникам с целью привлечения высококвалифицированных специалистов.
Юлия СТАРОСТИНА, Иван ТКАЧЁВ. РБК. 1 октября 2019 года
Гражданство России: это кто мы есть, а не как легко к нам приехать
Вопрос о гражданстве — это вопрос государственной важности. Вопрос о том, кто мы такие. О том, кто через десять лет будет жить рядом с каждым из нас. Его нельзя отдать на откуп бюрократам. Нужен референдум.
СМИ сообщают о намерении правительства продолжить упрощение процедуры получения гражданства нашей страны. Главное новшество — планы разрешить иностранцам, желающим стать гражданами России, не отказываться от иного гражданства. Причём этих «гражданств» может быть несколько.
Снятие обязательного требования отказа от другого гражданства, полагают некоторые эксперты, будет способствовать «росту привлекательности российского паспорта». Вот так просто: привлекательной, оказывается, должна быть не сама Россия, а её паспорт, и эта привлекательность должна быть не содержательной, а формальной: просто сюда легче перебраться на «законных» основаниях и получить все права — не так, например, как в Западную Европу.
Я всецело поддерживаю расширение возможностей получения гражданства России, упрощение соответствующих процедур. Всегда буду с сердечной болью переживать, что у властей нашей страны не хватило ума пойти на такие решения на двадцать лет раньше, в конце 1990-х. В результате мы в последние десятилетия недосчитались в России многих миллионов образованных, квалифицированных, заинтересованных граждан — наших соотечественников по бывшему СССР. А сколько мытарств пришлось испытать тем, кто всё-таки переехал на историческую Родину! И никто ведь за это не ответил!
Тем не менее лучше поздно, чем никогда. Но есть одно условие. Если со страной, из которой к нам переезжает претендент на гражданство, у России нет договора о двойном гражданстве, гражданство России должно стать для него единственным. Да и договоры эти множить не нужно — лучше их число сокращать. Кто-то говорит, что «мировой тренд иной»… Но «мировой тренд» — это движение к «Вавилону великому», прописанному в Апокалипсисе. Разве нам — по этому пути?
Кто-то скажет, что у нас плохо с собственной рождаемостью, что население страны только за счёт притока мигрантов и прирастает… Молодым семьям больше помогать надо и политику в стране вести так, чтобы женщины хотели рожать, были уверены в счастливом будущем своих детей!
Гражданство — это твой союз с твоей страной, той страной, где ты решил жить и которой хочешь и готов служить, где ты решил умереть, в которой будут жить твои дети и внуки. Это должен быть искренний союз: без походов «налево» и «многоженства» — у нас в России оно не принято.
С другой стороны, не надо мне навязывать в сограждане абы кого: я своим именем гражданина России дорожу!
Одним словом, упростить возможность получения гражданства России для тех, кто искренне хочет стать гражданином России, — да. Превратить российское гражданство просто в пропуск на заработки и за социальными благами — нет. Наш культурно-исторический стержень и так предельно расшатан; расшатывать его ещё сильнее чревато!
Вопрос о гражданстве — это вопрос государственной важности. Вопрос о том, кто мы такие. О том, кто через десять лет будет жить рядом с каждым из нас. Его нельзя отдать на откуп бюрократам. Нужен референдум.