Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 817 - 818
3 - 16 июня 2019

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

«Совершенно секретно» о раздаче паспортов украинцам
«Deutsche Welle» о необходимости мигрантов
«Материк» о миграционной ситуации в России
«Труд» о русских в Казахстане
«Helsingin Sanomat» о финнах в Петербурге
«Helsingin Sanomat» о миграционном кризисе в Европе
«Delfi» об эмиграции из Латвии
«Азатлык» об эмиграции из Туркменистана
«РБК» и «EurasiaNet» о развитии городов
«Delfi» о литовском селе
«Московский Комсомолец» о политической демографии
«Life», «Вечерняя Москва» и «Известия» об отцовском капитале
«Известия» о мужской контрацепции

«Московский Комсомолец» об абортах в США
«НОЖ» о согласии на секс
«Baijiahao» о межнациональных браках
«Русская служба BBC» о кавказских свадебных традициях
«Новые известия», «Накануне.RU», «РБК» дважды, «Коммерсантъ», «Московский Комсомолец», «Die Welt» и «La Stampa» о бедности и снижении доходов
«Свободная Пресса» и «Московский Комсомолец» о пенсионной реформе
«Известия» о работе Минздрава
«Коммерсантъ» и «Новые известия» о ВИЧ
«The Daily Beast» о российских генах
«Русская служба BBC», «The American Spectator» и «Pew Research Center» о ЛГБТ

… о развитии городов

Крупные города России догонят Москву по уровню экономики через 100 лет

Среднему городу-миллионнику потребуется 100 лет, чтобы догнать Москву по уровню подушевого валового продукта, подсчитали в КБ «Стрелка». Крупным городам нужны инвестиции, их власти должны быть мотивированы на ускорение экономик

Средний российский город-миллионник сможет достичь сегодняшнего показателя Москвы по валовому городскому продукту (ВГП) на душу населения только через 100 лет, показало исследование центра городской экономики КБ «Стрелка» «Экономика городов-миллионников: право на развитие» (есть у РБК).
Валовый городской продукт — это ценность, которая создается на территории города в течение заданного периода (года или квартала). Сумма всех ВГП и всего продукта, произведенного вне городской черты, составляет ВВП страны.
«Если динамика развития российских городов, наблюдавшаяся в 2010–2017 годах, сохранится и дальше, то среднему нестоличному миллионнику потребуется примерно 100 лет, чтобы догнать Москву по уровню подушевого валового продукта», — отмечают авторы исследования.
Всего в России 16 городов, имеющих свыше 1 млн жителей. По уровню ВГП российские региональные города-миллионники можно разделить на две группы:
- продвинутые города со средним темпом прироста ВГП в 2010–2017 годах 1,4%. Это Екатеринбург, Санкт-Петербург, Казань, Уфа, Самара и Краснодар. При ускорении собственной экономики до 5,9% продвинутые города смогут достичь подушевого уровня ВГП Москвы 2017 года через десять лет;
- отстающие города имеют средний темп прироста ВГП с 2010 по 2017 год 0,2%. Это Воронеж, Омск, Челябинск, Новосибирск, Волгоград, Ростов-на-Дону, Пермь, Красноярск и Нижний Новгород. Отстающим миллионникам потребуется в среднем 20 лет при годовом росте 5,4%, чтобы догнать уровень экономики столицы 2017 года.

Вклад в ВВП России
Российские города-миллионники в 2017 году обеспечивали 32,3% ВВП страны. В этом вкладе мегаполисов на Москву приходится 54,4%, еще 15,1% обеспечивает Санкт-Петербург, а 30,5% — нестоличные города-миллионники, следует из расчетов центра городской экономики КБ «Стрелка».
Валовый городской продукт Москвы в расчете на душу населения более чем в два раза превосходит аналогичный показатель нестоличных городов-миллионников (1,3 млн против 0,5 млн руб. в 2017 году в текущих ценах).
Доходы бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга в расчете на одного горожанина, согласно результатам исследования, оказались в разы выше, чем в других российских мегаполисах, — 169 тыс. руб. в Москве и 97 тыс. руб. в Санкт-Петербурге против 23 тыс. руб. в среднем в других городах-миллионниках, по данным на 2017 год.

«Сегодня города-миллионники обеспечивают треть ВВП России, из чего на Москву приходится 54% от общего вклада городов в экономику страны. Для того чтобы увеличить вклад городов-миллионников в ВВП страны, нужно поддерживать рост МСП, особенно в тех городах, где основа развития по-прежнему индустриальные гиганты, а также обеспечить приток инвестиций в наиболее перспективные отрасли и дать возможность в полной мере использовать создаваемую ими стоимость, и таким образом реализовывать свое право на развитие», — говорит генеральный директор КБ «Стрелка» Денис Леонтьев.
«Нужно начать смотреть на города как на платформу для системных комплексных инвестиций. Эти меры позволят ускорить рост городской экономики в наших городах», — добавил он.

Ловушка среднего дохода
Экономический кризис сильнее всего ударил по нестоличным городам-миллионникам. После роста в 2010–2014 годах ВГП крупнейших городов (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) упал в расчете на душу населения значительно сильнее, чем ВВП России в целом, — на 5,1 против 2,8%. В Москве же падение оказалось незначительным (на 1,8%), а Санкт-Петербургу и вовсе удалось сохранить пусть небольшой (2,4%), но рост экономики, указывают аналитики КБ «Стрелка».
Крупные российские города, за исключением Москвы, оказались в «ловушке среднего дохода», констатируют эксперты. Стадия активного роста за счет массового переселения сельских жителей в города и их приобщения к потребительской экономике уже пройдена. Исчерпав первичные ресурсы для роста экономики и достигнув определенного уровня благосостояния, российские города-миллионники пока не смогли выработать подходы для устойчивого роста, отмечают эксперты.

Специализации регионов
У российских миллионников сформировались собственные специализации — отрасли, где работает больше всего людей при высоком уровне производительности относительно других мегаполисов, выяснили аналитики.
Среди городов с высокой долей занятых в торговле — Краснодар и Екатеринбург, в обрабатывающей промышленности — Омск, Уфа и Казань.
Высокой долей занятых и высокой производительностью в строительстве отличается Краснодар, в операциях с недвижимым имуществом — Краснодар, Самара, Казань, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск.
Необходимо сформировать стратегию инвестирования в российские города с учетом их отраслевой специализации, уверены авторы исследования.

Городам нужны инвестиции
Ускорение динамики валового продукта напрямую зависит от темпов наращивания объема инвестиций. Доля инвестиций относительно ВГП в региональных миллионниках упала в среднем с 23,1% в 2010–2014 годах до 17,6% в 2015–2017 годах. В Санкт-Петербурге соотношение инвестиций к ВГП снизилось с 17,6 до 15,5%, говорится в исследовании.
Объем инвестиций на одного москвича в 2017 году составил 162 тыс. руб., в Санкт-Петербурге — 127 тыс. руб., в прочих миллионниках — 94 тыс. руб.
Таким образом, уровень инвестиций в нестоличных городах составляет 58% от московского уровня.
В абсолютных значениях Москва привлекла около 2 трлн руб. в 2017 году, Санкт-Петербург — 0,67 трлн руб., а прочие миллионники — 1,6 трлн руб.

Минимальный необходимый уровень инвестиций для устойчивого городского развития равен 25% ВГП, отмечают эксперты. «Если же ориентироваться на национальные цели по соотношению инвестиций к ВВП в 25%, то уровень инвестиций в нестоличных миллионниках должен составить 26,5–27%, исходя из установившегося соотношения докризисного периода (2010–2014 годы)», — говорится в исследовании.
В Мадриде, Гамбурге и Штутгарте, к примеру, доля инвестиций к ВГП превосходит 20%, а в устойчиво растущих городах Восточной и Центральной Европы (Краков, Братислава, Прага) этот показатель обычно превышает 25%. Сравнение с динамично растущими городами развивающихся стран еще более удручающее, пишут эксперты. Например, в Дели показатель составляет 30%, а в отдельных городах Китая, для которых доступна статистика (Чэнду), и вовсе 57%.
Еще один фактор, который может ускорить рост экономики городов, — создание мотивации для местных властей стимулировать этот рост. Сегодня темпы роста объема муниципальных бюджетов вдвое отстают от темпов роста ВГП. За семь лет российские города-миллионники (кроме Москвы и Санкт-Петербурга) в среднем нарастили свой ВГП почти в два раза в номинальном выражении, но рост объемов городских бюджетов составил всего 49% в номинальном выражении. Объем недофинансирования мегаполисов в России с 2010 по 2017 год составил 510 млрд руб. (в среднем 5,2 млрд руб. в год для каждого города), оценивают в КБ «Стрелка».

Юлия СТАРОСТИНА, Антон ФЕЙНБЕРГ. РБК. 27 мая 2019 года

Россия: переселенцы превратили Краснодар в мегаполис, но он оказался к этому не готов (Eurasianet, США)

В России одним из самых привлекательных для переезда регионов, судя по данным 2017 года, является Краснодарский край. Многие россияне, желающие переехать на юг, выбирают Краснодар, в результате чего за 10 лет население города выросло в два раза. Готов ли новый миллионник к этому вызову и связанному с ним проблемами?

Больше 4 миллионов граждан ежегодно меняют место жительства, 2 миллиона из них перемещаются внутри своего региона, еще 2 миллиона переезжают в другие субъекты. Одним из самых привлекательных для переезда регионов, судя по данным 2017 года (итоги миграции в 2018 году Росстат еще не опубликовал), является Краснодарский край.
Население столицы края — Краснодара — за 10 лет удвоилось. Краснодарстат сообщает об 1 миллионе жителей (на 1 января 2019 года), однако власти заявляли об 1,4 миллиона еще по итогам 2017 года. Видимо, статистический орган учитывает только официально зарегистрированных граждан. Есть мнение, что в реальности население Краснодара приближается к 2 миллионам.
Город оказался не готов к такому росту: развитие инженерных коммуникаций не успевает за объемом вводимого жилья, объекты социальной инфраструктуры не справляются с обслуживанием жителей, дороги не выдерживают растущий поток транспорта.
В аудиторской компании EY («Эрнст энд Янг»), которая разрабатывает стратегию социально-экономического развития Краснодара до 2030 года по заказу администрации города, одной из самых злободневных проблем считают транспортную. Как рассказали корреспонденту Eurasianet.org в EY, в Краснодаре нет широкого выбора альтернативного транспорта, что приводит к росту автомобилизации.
 «Существенную проблему представляет также ежедневный трудовой поток соседствующих населенных пунктов, увеличивающий количество автомобилей на территории города», — отметили в компании. Во всемирном рейтинге Global Traffic Scorecard за 2018 год Краснодар занимал 19 место среди городов планеты с самыми большими пробками и пятое место среди европейских городов после Москвы, Лондона, Парижа и Стамбула.
Есть серьезные проблемы и в жилищной сфере. Краснодарский край по итогам 2018 года оказался на втором месте по объему вводимого жилья после Московской области, опередив Москву и Петербург. Ежегодно в Краснодаре в 2015-2017 годах вводилось больше 2 миллиона кв.м жилья. В 2018 году, по данным мэра Евгения Первышова, построено 3 миллиона кв. м, из которых 1 млн пришелся на «проблемные» дома — бывшие долгострои.
По данным Дениса Серикова, заместителя генерального директора по маркетингу в группе компаний АСК, в Краснодаре на этапе строительства находится 5,4 миллиона кв. м только малоэтажного жилья, из них 32% или 1,7 миллиона кв. м «формируется проблемными и замороженными объектами, сроки сдачи которых либо затягиваются, либо вовсе неизвестны».
«Затоваривание рынка привело к демпингу, который в свою очередь [привел] к появлению долгостроев. Краснодарский край занимает первое место в России по количеству обманутых дольщиков», — утверждает Денис Сериков.
Другая проблема рынка недвижимости — районы, застроенные в 1990-е и 2000-е годы так называемыми «частными застройщиками». Это небольшие компании или индивидуальные предприниматели, которые строили единичные многоквартирные дома на небольших участках.
Иногда на участке, выданном под индивидуальное строительство, вырастала высотка, которую потом узаконивали через суд. В подобных районах дома стоят плотно, узкие дворы заставлены машинами, социальной инфраструктуры (детсадов, школ, поликлиник) нет. Случаются отключения электричества и воды из-за того, что коммуникации не были предназначены для такого количества домов. Во время сильных дождей улицы затапливает из-за отсутствия ливневой канализации.
«Районы, построенные частными застройщиками, продолжают оставаться неблагоустроенными как в плане транспортно-коммунальной, так и социальной инфраструктуры, — сообщил Eurasianet.org генеральный директор краснодарской консалтинговой компании Macon Илья Володько. — Глобально ситуацию в них изменить невозможно, поскольку нужные решения не были заложены на этапах строительства и проектирования».
Кроме того, по данным администрации города, с 2012 по 2018 год в Краснодаре годовое потребление электроэнергии увеличилось на 48%, тепловой энергии — на 45%, воды — на 24%. Начиная с 2017 года, Краснодар потребляет 4 тераватта электроэнергии в год.
По информации EY, в Краснодаре фактическая мощность электросетей ниже нормативной, и наблюдается высокий износ сетей. Объем фактического водоснабжения в 1,6 раза ниже нормативного значения, 48% уличной водопроводной сети нуждается в замене, ливневыми канализациями обеспечено около 60% улиц города, более 50% сетей хозяйственно-бытовой канализации требуют замены.
Также одной из наиболее острых проблем города является дефицит школ и дошкольных учреждений, говорят в EY: количество вводимых в эксплуатацию учреждений не поспевает за ростом населения. По данным компании, дефицит мест в детских садах составляет около 40%, нехватка мощностей поликлиник — порядка 30%.
Из-за ограниченности бюджетных средств городская власть не сможет решить инфраструктурные проблемы даже в долгосрочной перспективе, считает Илья Володько. «Это значит, что проблемы в инженерной, транспортной и социальной инфраструктуре будут сохраняться, и проблема останется таковой на десятилетия», — говорит он.
«Внутренние переселенцы в Краснодар создают огромные проблемы, — считает Сергей Саблин, политолог, руководитель экспедиционного центра «Белый дракон». — Город был не готов к такому запросу на новое жилье, социальную инфраструктуру и новые инженерные коммуникации. Более того, как любой старый город, Краснодар оказался не готов к всплеску транспортной активности и росту автопарка».
По его мнению, нет быстрых способов решения этих проблем. Выходом мог бы стать перенос административного и делового центра на окраины города, но это потребует огромных финансовых вложений и нового взгляда на перспективное развитие Краснодара.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Алина МУСИНА.  EurasiaNet, США. 31 мая 2019 года
ИноСМИ.RU. 3 июня 2019 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.