Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 797 - 798
1 - 27 января 2019

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

«Независимая газета» и «Forbes» о смене главы Росстата
«Русская служба BBC» и «Коммерсантъ» о национальных проектах
«Московский Комсомолец» об отставке главы ГУВМ МВД
«IQ», «Коммерсантъ» и «REGNUM» о соцподдержке рождаемости
«Российская газета» о беременности и родах
«Yle» и «Eesti Ekspress» о бездетности и отсутствии секса
«Вэньхуэй бао», «Liberation» и «Dagens Nyheter» о долголетии и (не)здоровом образе жизни
«Гуаньча» и «The New Yorker» о наркозависимости
«Forbes» о продажах алкоголя
«Новые Известия» о смерти одиноких пожилых
«Вести.ua» о смертности в Украине
«Москвич Mag» и «Новые Известия» о демографическом положении Москвы

«IQ» о неравенстве
«Русская служба BBC» о рейтинге городов
«Helsingin Sanomat» о возрождении норвежских окраин
«Kauppalehti» о туалетах в России
«Комсомольская правда» о детях мигрантов
«The American Conservative» о миграционном кризисе в Америке
«Die Welt» и «The Diplomat» о миграции в странах СНГ
«REGNUM» о нелегальной работе в Киргизии
«Вести.ua» о роботизации
«Forbes» о гендерных ролях
«Вести.ua», «Страна.ua» и «Главред» о законе против насилия
«Suddeutsche Zeitung» и «EurasiaNet» о сексуальном воспитании

… о бездетности и отсутствии секса

Мнение финской журналистки: я — бездетная 30-летняя женщина, и для эстонцев я - чудачка (Yle, Финляндия)

В Финляндии рождаемость снижается вот уже восемь лет подряд, а в Эстонии недавно резко начала расти, пишет финская журналистка. Она сравнивает отношение к позднему материнству в этих двух странах. Кого-то возмущают попытки государства и общества повлиять на рождаемость, а кто-то воспринимает отсутствие детей как эгоизм.

Эстонии удалось побудить своих граждан к активному рождению детей, пишет журналистка Силья Масса (Silja Massa), живущая в Таллине.
В Хельсинки я сливаюсь с толпой: я — 30-летняя женщина, у меня есть высшее образование и нет детей.
Большинство моих друзей похожи на меня. Мы — вечные студенты, обожаем заниматься карьерой, продлеваем свою молодость. У нас еще полно всяких других дел, но мы — по крайней мере, пока что — не матери.
В свете финской статистики мы вполне нормальны. Жительница Хельсинки с высшим образованием рожает первенца примерно в 34 года.
Однако в Эстонии мою хельсинкскую компанию считают чем-то необычным. В Эстонии женщины рожают первого ребенка в возрасте 26 — 28 лет. В 2010-е годы среднестатистический возраст финских женщин, рожающих первого ребенка, составлял 28 — 29 лет.
В Финляндии рождаемость снижается вот уже восемь лет подряд. Рождаемость в Эстонии недавно резко начала расти.
Этот подъем можно объяснить в первую очередь новым трендом: в эстонских семьях все чаще стало рождаться по три ребенка, сообщило издание «Хельсингин Саномат» (Helsingin Sanomat) в декабре 2018 года.
Тренд на рождение третьего ребенка начался два года назад, когда государство решило значительно повысить выплачиваемое пособие на рождение третьего ребенка. Сейчас семья с тремя детьми получает от государства 510 евро в месяц. В Финляндии эти выплаты составляют 333,51 евро.
Кроме выплаты пособия эстонские семьи получают полуторагодовой отпуск по уходу за ребенком, во время которого они будут получать полную зарплату.
Однако государственная политика по развитию семьи — не единственная причина беби-бума в Эстонии.
За этим также стоит подъем в экономике и сложившиеся традиции. Традиционных гендерных ролей придерживаются в Эстонии сильнее, чем в Финляндии. Поэтому рождение детей все еще часто считают естественной частью жизни женщины.
«Отсутствие детей поймут лишь в том случае, если для этого есть медицинские основания. В остальном отсутствие детей воспринимается как эгоизм», — сообщила моя бездетная 30-летняя подруга. «Если ты, к примеру, скажешь, что обеспокоена чрезмерным ростом населения и поэтому думаешь не рожать ребенка, то над тобой только посмеются и скажут, что ты еще, конечно, одумаешься».
Некоторые политики, журналисты и другие публичные персоны и в Финляндии произносят знакомые тревожные речи о том, что Финляндии грозит вымирание. Например, председатель радикальной Консервативной народной партии Эстонии говорит, что женщины, которые приносят свой фертильный возраст в жертву карьере, не понимают ни мир, ни свое будущее. «Порой я чувствую себя изменником Родины из-за того, что я не размножаюсь», — сказала моя подруга.
По какой-то причине эстонцы не осуждают речи политиков так же сильно, как финны. В Финляндии после призыва к повышению рождаемости начался настоящий скандал. В Эстонии подобные комментарии политиков критикуют только на отдельных страницах «Фейсбука» или в закрытых феминистских группах.
Конечно, позиции меняются и продолжают меняться. Моей бездетной подруге не приходится платить налог на бездетность, как ее родителям, жителям советской Эстонии, которые в 1980-х приняли решение отложить рождение ребенка на период после 25 лет.
В советское время женщины работали наряду с мужчинами, а также они должны были выполнять роль матерей, рожениц и кормилиц.
Миф советского времени недавно прекратил существовать, что проявляется, к примеру, в том, что сейчас эстонские отцы принимают участие в рождении ребенка активнее, чем раньше, и родители могут пользоваться декретом продолжительностью в полтора года так, как захотят.
Однако дома с ребенком по-прежнему практически всегда остается мать.
Разрыв в зарплатах мужчин и женщин Эстонии — крупнейший в Европейском союзе. Почасовая зарплата эстонских мужчин превышает зарплату эстонок больше чем на 25%. Поскольку женщины делают перерыв в работе на несколько лет, мужчины обгоняют их в карьерном росте.
Моя знакомая эстонка, которая является матерью двух детей, говорит, что эстонские работодатели относятся к женщинам, уходящим в декрет, исключительно положительно. Она считает, что государственные позиции отразились на взглядах работодателей. «Семейная политика — один из тех немногих аспектов, в которых власти слушают граждан страны. Хорошо, что материнство ценится», — говорит она.
Пример Эстонии показывает, что политическая поддержка действительно может повлиять на желание семьи завести ребенка. Однако поддержка не должна становиться методом давления.
То, что злит меня и мою бездетную подругу в разговорах о рождаемости в Финляндии, обсуждается в Эстонии гораздо активнее. Личное насильно пытаются сделать общественным, а вопрос создания семьи становится вопросом народного хозяйства.
Моя бездетная эстонская подруга хорошо сформулировала свое раздражение: о личной жизни людей и их решениях не стоит говорить так, словно они являются собственностью государства или общества.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Силья МАССА (Silja MASSA). Yle, Финляндия. 18 декабря 2018 года
ИноСМИ.RU. 7 января 2018 года

Eesti Ekspress (Эстония): непорочная жизнь защищает меня. В Эстонии молодежь все меньше занимается сексом

В Эстонии у все большего количества молодых людей в возрасте от 20 до 30 лет в течение последнего года не было сексуального партнера. Такая же тенденция прослеживается в других странах. Почему это происходит, разбирается обозреватель «Ээсти экспресс».

34-летняя Хелена живет в Мустамяэ, работает с восьми вечера до восьми утра. У нее нет семьи. Нет детей. Нет любимого. Она ни разу не целовалась, не говоря уже о сексе. Хелена изучала теологию и работает охранником.
Когда ей было пятнадцать, она по объявлению в газете нашла «друга по эротической переписке». Мужчина был старшее ее на семь-восемь лет. Однажды он пригласил ее в кино и, когда после сеанса довез до дома, то попытался поцеловать. Хелена вырвалась, а кавалер сильно разозлился. После этого случая девочка дала себе обещание хранить невинность до свадьбы. Обещание она сдержала, но и замуж не вышла.
«Теперь я для этого слишком старая и толстая, — говорит она. — Думаю, у меня эмоциональная анорексия. Я все время одна и близких отношений у меня нет».
По статистике, таких как Хелена в Эстонии около 3% от общего числа населения. Цифры показывает, что молодые занимаются сексом все меньше. По данным Института развития здоровья, доля женщин, у которых за последние 12 месяцев не было секса, увеличилась вдвое. Если в 2005 году таких женщин в возрасте 25-29 лет было 4,2%, то через десять лет уже 8,9%.
Что касается сильного пола, то в 2015 году за последний год не было секса у трети мужчин в возрасте 19-24 лет. В 2005 году таких мужчин в этой возрастной категории было менее одной пятой части. Более старшие тоже все чаще предпочитают одиночество. Если в 2006 году секса в течение последнего года не было у 4,5% мужчин в возрасте 25-29 лет, то через десять лет это количество увеличилось втрое.
При этом количество венерических болезней и абортов у несовершеннолетних уменьшается. Если в 1994 году в Эстонии девочки-подростки сделали 1686 абортов, то в 2017 году всего 266.
 «Ко мне все чаще обращаются молодые люди, в течение долгого времени находящиеся в состоянии сексуальной абстиненции. Опыт сексуальной жизни у них имеется, секс испробован, но больше они им не занимаются. Среди них есть как мужчины, так и женщины. У них другие приоритеты — например, образование. Или они имеют печальный опыт и не хотят снова испытать боль», — говорит сексолог Имре Раммул.
В качестве одной из причин эксперт называет «все эти запакованные в полиэтилен бутерброды и бытовые химикаты». «Полиэтиленовая упаковка и все эти полимерные материалы имеют эстрогенное действие! Количество эстрогенов у мужчин уменьшается. Или взять вегетарианцев, предпочитающих соевые продукты, которые также имеют эстрогенное действие!»
Большое влияние оказывает и порнография, которая очень доступна и позволяет не прилагать никаких усилий и не бояться оказаться отвергнутым.
По словам семейного терапевта Пилле Кютт, большое значение имеет и переутомление. Кроме того, жить одному никогда не было так легко, как в современном мире. Скучно — можно посидеть в интернете, не хочется готовить — заказать еду на дом или купить в магазине готовую.
«В советское время людям приходилось подстраиваться под социальные нормы: асексуалы должны были состоять в браке, большинство гомосексуалистов тоже были женаты. Сегодня мы имеем возможность быть теми, кем являемся. Среди моих пациентов были две пары, эти люди были асексуальны и они нашли друг друга. Они живут вместе, сексом занимаются хорошо если раз в год», — рассказывает уролог Маргус Пунаб.
«Общий консерватизм растет, поэтому это и происходит. Молодые все чаще предпочитают моногамию», — отвечает он на вопрос о причинах, по которым все больше молодежи отказывается от секса.
Хелена приходит домой в девять утра. Она подкрепляется бутербродами и идет спать. По правде говоря, семья в ее будни и не вписалась бы. «Благочестивая жизнь защищает меня. Защищает от душевной боли и от обиды», — говорит женщина.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Кюлли-Рийн ТИГАССОН (Külli-Riin TIGASSON). Eesti Ekspress, Эстония. 9 января 2018 года
ИноСМИ.RU. 12 января 2018 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.