Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 797 - 798
1 - 27 января 2019

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

«Независимая газета» и «Forbes» о смене главы Росстата
«Русская служба BBC» и «Коммерсантъ» о национальных проектах
«Московский Комсомолец» об отставке главы ГУВМ МВД
«IQ», «Коммерсантъ» и «REGNUM» о соцподдержке рождаемости
«Российская газета» о беременности и родах
«Yle» и «Eesti Ekspress» о бездетности и отсутствии секса
«Вэньхуэй бао», «Liberation» и «Dagens Nyheter» о долголетии и (не)здоровом образе жизни
«Гуаньча» и «The New Yorker» о наркозависимости
«Forbes» о продажах алкоголя
«Новые Известия» о смерти одиноких пожилых
«Вести.ua» о смертности в Украине
«Москвич Mag» и «Новые Известия» о демографическом положении Москвы

«IQ» о неравенстве
«Русская служба BBC» о рейтинге городов
«Helsingin Sanomat» о возрождении норвежских окраин
«Kauppalehti» о туалетах в России
«Комсомольская правда» о детях мигрантов
«The American Conservative» о миграционном кризисе в Америке
«Die Welt» и «The Diplomat» о миграции в странах СНГ
«REGNUM» о нелегальной работе в Киргизии
«Вести.ua» о роботизации
«Forbes» о гендерных ролях
«Вести.ua», «Страна.ua» и «Главред» о законе против насилия
«Suddeutsche Zeitung» и «EurasiaNet» о сексуальном воспитании

… о сексуальном воспитании

Süddeutsche Zeitung (Германия): почему важно сексуальное воспитание в начальной школе

Немецкая газета очень обеспокоена тем, что младшие школьники неприлично ругаются и «пристают» к одноклассникам противоположного пола. Автор статьи взяла комментарии у нескольких экспертов и сделала вывод, что в школах обязательно должны быть уроки сексуального воспитания, на которых детям объяснят, что оскорбительно, а что нет. Но есть и еще один, более важный аспект.

Когда учащиеся младших классов знакомятся с окружающим миром, в число новых знаний входит и сексуальный аспект. Грубые ругательства могут отрицательно влиять на общий процесс обучения. Школам необходимо на это реагировать.
Третьеклассники Том, Айдан и Финн нецензурно выругались в адрес секретаря школы. Восьмилетний Элиас ткнул своей однокласснице куклу между ног — туда, откуда рождаются дети. А Мия и Мерием сказали Лизе на уроке труда: «Фу, крышка твоего клея похожа не презерватив!» В одном из третьих классов мальчишки устраивают друг другу «проверки на смелость», соревнуясь в том, кто ущипнет девочку за грудь или еще как-то «пристанет». Девичьи «банды», в свою очередь, гоняют мальчишек, не стесняясь даже врываться в мужские туалеты. А Рокко из второго класса хвастается, что смотрел порно на смартфоне: «А если сунуть член в задницу, то детей не будет».
Неужели ученики младших классов так себя ведут? Да, такое наблюдалось в трех школах Гамбурга — об этом рассказывали преподаватели и родители школьников. Имена детей изменены, чтобы защитить их. Не будем называть ни номеров школ, ни имен учителей. Но все эти школы расположены в благополучных районах, родители учеников, иммигранты они или нет, активно участвуют в жизни своих детей, ходят на родительские собрания. Но можно ли назвать нормальными их поведение и высказывания на тему секса?
«Это примеры неприличного поведения, — говорит специалист по сексуальному воспитанию Анника Аренс (Annika Arens). — Однако вполне нормально, что дети хотят сориентироваться и в том, что касается сексуальности». По крайней мере с третьего-четвертого класса они начинают интересоваться собственным телом, у них появляются вопросы: что такое беременность, как рождаются дети, как люди противоположных полов общаются друг с другом, пояснила эксперт семейной консультации «Про фамилиа» (Pro Familia) из Гамбурга. По ее словам, шутки на тему секса, а также «сексуализация» языка — часть психосексуального развития. «Иногда мальчики задирают девочек, иногда наоборот, ведь они хотят отличаться друг от друга, но в то же время их притягивает друг к другу».
Как между отдельными детьми, так и между разными классами царит различная динамика отношений. Если в одном классе дети постоянно проводят «эксперименты», связанные с сексуальностью и языком, то в другом этого практически не бывает. По поводу примеров из разных школ Аренс говорит: «Это зависит от того, хочет ли ребенок задеть кого-то своим поведением. Если да, то его необходимо остановить и предупредить о возможных последствиях, чтобы он изменил свое поведение». При этом следует действовать иначе, если ребенок стремится привлечь к себе внимание, демонстрируя своим поведением и языком, что он уже «взрослый». «Однако зачастую они не понимают значения тех или иных слов, и тогда взрослым нужно объяснить, что они значат», — поясняет эксперт.
Ругаясь и используя слова, обозначающие мужские и женские половые органы, дети могут сильно обижать ровесников и приводить в замешательство взрослых. Как в таких ситуациях ведет себя школа? Какие границы она определяет для учеников, проверяющих на прочность ее и самих себя? Проблема в том, что однозначного ответа на этот вопрос нет, потому что у многих школ попросту нет соответствующих концепций. В ситуации, когда школьник грубо обозвал секретаря школы, его родителей срочно вызвали в школу и провели с ними разъяснительную беседу — и это стало сигналом для всех сторон, что ребенок перешел границы дозволенного. Но реакция может быть разной: слишком жесткой, слишком мягкой, слишком односторонней — а может и вовсе не последовать никакой реакции. Как бы то ни было, одних лишь наказаний недостаточно, уверена Аренс. Чтобы дети с уважением относились друг к другу и к взрослым, с ними надо обсуждать те или иные ситуации. Однако учителям часто бывает трудно адекватно реагировать.

В учебном плане сексуальное просвещение не играет больше никакой роли
Анья Хеннингсен (Anja Henningsen), профессор сексологии университета имени Кристиана Альбрехта (Christian-Albrecht-Universität) в Киле, считает, что ответственность за это частично несет и сфера образования. «Во многих вузах сексуальное воспитание — среди второстепенных тем», — констатирует она. Тем не менее лекции Хеннингсен для будущих учителей и педагогов пользуются популярностью. «Это сигнал о том, что студенты считают необходимым разобраться в этой теме», — уверена она.
Но сами учителя зачастую так не считают. Так, сотрудник одной из трех упомянутых школ сказал родителям, что эта тема не является обязательной. При этом Конституционный суд Германии еще в 1977 году подтвердил, что сексуальное воспитание — часть «государственного заказа» в сфере образования.
Еще 50 лет назад на конференции министерства образования были сформулированы рекомендации относительно сексуального воспитания, а еще примерно через 30 лет последняя из федеральных земель включила его в «педагогический план». В Гамбурге он предусматривает, что школьникам начиная со второго класса должны объяснять, что собой представляют «приятные» и «неприятные» прикосновения и как можно говорить на тему секса, не прибегая к ругательствам. «Таким образом показывают, что в рамках сексуального воспитания можно говорить не только на медицинские темы», — объясняет Беате Пролль (Beate Proll), начальник отдела земельного педагогического института Гамбурга. По ее словам, важно, чтобы учителя профессионально относились к темам, связанным с сексуальностью, и адекватно реагировали на поведение школьников.
Впрочем, по-прежнему не совсем понятно, какие, собственно, знания получают школьники. «Мы не знаем, каково качество уроков сексуального воспитания и сколько их», — говорит Анья Хеннингсен. По ее словам, сейчас ощущается нехватка финансовых средств для соответствующих исследований. Впрочем, профессору все же удалось изучить ситуацию в нескольких начальных школах. Ее вывод: «Сексуальное воспитание зависит от степени заинтересованности, компетентности и способностей отдельно взятых преподавателей». Аналогичный вывод сделали и родители: по их словам, иногда классные руководители с готовностью обсуждают с детьми темы, связанные с сексом, и реализуют соответствующие проекты. Но зачастую эта тема вообще никак не отражается в учебном плане. При этом в каждой школе Гамбурга есть специальные консультанты, которым по мере необходимости готовы прийти на помощь эксперты по защите прав детей.
Впрочем, без поддержки со стороны родителей школы могут участвовать в сексуальном воспитании детей лишь в определенных рамках. Поэтому в учебных планах различных земель констатируется, что сексуальное воспитание — совместная задача для родителей и учителей. При условии «сотрудничества на основе взаимного доверия», как это называется в Гамбурге, учителя должны соблюдать определенные правила, в частности, заранее информировать родителей о тех или иных моментах. Так, в одной из школ учительница разослала незадолго до рождественских каникул письма родителям, сообщив им, к примеру, что их дети проявляют большой интерес к теме сексуальности, и объяснив, как на это реагирует школа. По ее словам, в классе предполагается обсуждение подобных вопросов, причем с использованием соответствующей возрасту просветительской литературы. Кроме того, в классе установлен ящик, в который ученики могут анонимно бросать листочки с теми или иными вопросами, которые затем будут совместно обсуждаться. Предполагается проведение родительского собрания, посвященного данной тематике. «Родители имеют право на доступ к материалам и методам, но не должны принимать решение о том, будут или не будут обсуждаться те или иные вопросы», — говорит Беате Пролль.
Тем не менее родители зачастую активно вмешиваются. Один из учителей поведал об оживленных дискуссиях на родительских собраниях. Сексуальное воспитание может быть весьма непростым делом — многое зависит от отдельно взятого случая. По его словам, понравиться всем без исключения родителям просто невозможно. Как правило, когда поднимается вопрос о том, где дети научились такому поведению, родители обычно отвечают: «Не у нас!» Однако Анья Хеннингсен замечает: «Часто дети сызмальства копируют поведение родителей, в том числе и их отношение к собственному телу. Или просто слышат: „Тебе еще рано!"» Но тем самым родители оставляют детей наедине с этой темой, хотя те сталкиваются с ней все чаще и чаще, например, в интернете.
Насколько важно взаимодействие школы и родителей, подчеркивает Аннетт Мёллер (Annette Möller): «Когда становится известно, что у нас в третьем или четвертом классе будет обсуждаться тема сексуальности, дети всегда испытывают волнение — и радость, потому что для многих это хорошая возможность спокойно и без стеснения обсудить важные вопросы», — объясняет заместитель директора одной из начальных школ в районе Ратсмюлендамм Гамбурга. Эта школа не входит в число упомянутых в начале статьи.
Анника Аренс в свою очередь говорит, что многие родители имеют вопросы по поводу того, как им обходиться с темой сексуальности в процессе воспитания детей. Некоторые выступают за просвещение, в частности, что касается многогранности проявлений сексуальности; другие опасаются, что детям знать такие вещи «еще рано», или же настаивают на том, чтобы эту тему поднимали только дома, но не в школе. Однако зачастую возникают ситуации, когда родители в силу собственного мировоззрения или просто из-за нехватки времени не занимаются сексуальным просвещением детей — и вот тогда этим должна заниматься именно школа. Ведь знания о собственном теле и чувствах позволяют поддерживать хорошие отношения с другими людьми и дают чисто физический комфорт. Кроме того, в будущем это защитит детей от венерических заболеваний и нежелательной беременности.
Однако главный мотив — защита от сексуального насилия. Просвещенные дети знают, какое поведение других людей недопустимо, и им будет проще позвать на помощь, ведь для них эта тема не является полным табу. «Основной предпосылкой для этого становится наличие хороших учителей и сексуально-педагогической концепции в каждой школе», — говорит Анья Хеннингсен. Кроме того, это, по ее словам, облегчает взаимодействие с родителями: «Школа может четко изложить свою концепцию и сказать: мы работаем вот так. И точка».
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Кристиане КОЛЬБ (Christiane KOLB) Süddeutsche Zeitung, Германия. 9 января 2018 года
ИноСМИ.RU. 12 января 2018 года

Азербайджан: новая программа по половому воспитанию затрагивает селективные аборты (Eurasianet, США)

Азербайджан готовится к запуску новой учебной программы по половому воспитанию, призванной бороться с проблемой высоких показателей беременности и абортов среди девочек-подростков. Программа в том числе направлена на решение проблемы селективных абортов, т.е. абортов по признаку пола.

Тема секса продолжает оставаться очень деликатной в придерживающемся консервативных взглядов обществе, но власти беспокоит число селективных абортов

В Азербайджане, особенно в консервативных сельских районах, родители часто отдают предпочтение мальчикам и делают аборт, если эмбрион — девочка.
Правительство занимается разработкой новой учебной программы на протяжении уже трех лет. Она станет первой всеобъемлющей программой по половому воспитанию в Азербайджане в постсоветский период. Предыдущие схожие инициативы, часто направленные на профилактику заболеваний, передаваемых половым путем (ЗППП), разрабатывались с помощью ЮНИСЕФ и других международных организаций, но «носили спорадичный и не всеобъемлющий характер», сказал д-р Набиль Сеидов, заместитель директора отдела организации медицинского обслуживания при Министерстве здравоохранения.
Показатели абортов среди девочек-подростков, похоже, растут.
Исследование, проведенное в 2013 году Лондонской школой гигиены и тропической медицины, показало, что в Азербайджане «с 2005 по 2009 год почти 10 процентов потенциальных рождений девочек […] не состоялись из-за селективных абортов».
А исследование, проведенное в 2014 году Европейской конференцией по народонаселению, установило, что в Азербайджане регистрируется 67 беременностей на каждые 1000 подростков женского пола в возрасте от 15 до 19 лет. По этому показателю страна отстает среди охваченных исследованием государств только от Болгарии. В докладе также отмечалось, что «отчетность об абортах [в Азербайджане] является неполной, и поэтому показатели беременности занижены».
Кроме того, число аборты среди девочек-подростков демонстрирует рост: в 2017 году, согласно данным государственной статистики, было 1605 абортов среди подростков в возрасте 15-19 лет по сравнению с 1261 годом ранее. Среди девочек в возрасте 15-17 лет рост был еще больше.
Новая программа «уменьшит число ЗППП и инфекций, а также будет бороться с подростковой беременностью и абортами», — сказал Сеидов. Программа также «направлена на улучшение психического состояния женщин, потому что эти проблемы оказывают психологическое воздействие на женщин, и решением этих вопросов никогда раньше не занимались».
Программа, созданная совместными усилиями Министерства образования и Министерства здравоохранения, прошла «обкатку» в рамках экспериментальной программы с участием около 60 тысяч учащихся седьмых и девятых классов общеобразовательных школ. Она охватывает профилактику ЗППП, но также разъясняет, «что могут и должны делать девочки в случае сексуального насилия», сказал Сеидов.
Тренинги для преподавателей новой учебной программы начались в ноябре в Баку. Уроки полового воспитания будут официально введены во всех школах после утверждения учебной программы Министерством образования, которое ожидается в начале 2019 года, хотя точная дата неизвестна.
Мнения в обществе относительно этой инициативы разделились. Когда азербайджанская служба Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода» провела опрос на эту тему на улицах Баку, большинство респондентов заявили, что Азербайджану нужна хорошая программа полового воспитания, но выразили мнение, что школы — не место для подобных инициатив. Один из респондентов сказал, что «общественное мышление не готово к такого рода программе». Другой сказал: «У меня есть дочь, и только мать может обсуждать с ней [эти вопросы]».
Но активисты, занимающиеся защитой здоровья женщин, приветствовали данную инициативу. «Половое воспитание очень необходимо в Азербайджане. Страна страдает от серьезных пробелов в области сексуального и репродуктивного здоровья и прав», — сказала Eurasianet.org председатель НКО «Женская ассоциация за рациональное развитие» Шахла Исмаил. Но, по ее словам, успех программы будет зависеть от качества ее реализации учителями, которые часто обладают низкой квалификацией и отличаются «предвзятым» отношением к половому воспитанию. «Смогут ли они должным образом преподавать детям данный предмет?»
Это не первая попытка правительства заняться проблемой селективных абортов. В 2013 году власти рассматривали возможность введения запрета на УЗИ с целью определения пола ребенка, но в конечном итоге отказались от подобного подхода. По словам Сеидова, отказавшись от этой идеи, правительство приняло решение, что следует действовать через систему образования, результатом чего стала разработка новой учебной программы.
Селективные аборты чаще делаются в сельских районах Азербайджана, и там решить проблему будет особенно сложно. Хотя в целом по стране на 115 новорожденных мальчиков приходится 100 девочек, что является одним из самых высоких показателей в мире, в сельских районах соотношение еще выше. Согласно статистическим данным Фонда ООН в области народонаселения, в Шекинской и Гянджинской областях на западе страны соотношение составляет 149-100 и 144-100 соответственно.
Сельские женщины часто не хотят принимать противозачаточные средства или не могут позволить себе их купить. «Многие женщины до сих пор уверены, что гормоны — это зло, от них страдает здоровье, но, позвольте, аборты — гораздо большее зло, если выбирать между ними», — сказала акушер-гинеколог Эльнара Гусейнова в беседе с новостным сайтом Эхо.az. Гусейнова добавила, что проблему могут усугублять недобросовестные гинекологи, которые рассматривают аборты как источник дохода и, соответственно, подталкивают женщин к ним.
«В сельских общинах сопротивление половому воспитанию будет более активным», — прогнозирует Исмаил, добавляя, что некоторые родители могут воспользоваться этой программой в качестве предлога не пускать девочек в школу, а в этих районах и так уже велико число девочек, бросающих учебу в возрасте 13-14 лет. «Нужны очень активные и углубленные программы по повышению осведомленности родителей, и нужны сельские «стражники», которые будут объяснять им необходимость и преимущества программы», — добавила она.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Остин КЛЕЙТОН (Austin Clayton) EurasiaNet, США. 11 января 2018 года
ИноСМИ.RU. 14 января 2018 года

 

<<< Назад


 

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.