После того, как автомобиль прочно и бесповоротно вошёл в нашу жизнь, на улицах развернулось противостояние, а может быть даже и настоящая гражданская война между автомобилистами и пешеходами. Да, для многих это может оказаться неожиданностью, но последние — точно такие же участники дорожно-транспортного процесса, которые, даже не имея водительских прав, обязаны соблюдать ПДД, и которым в этих самых правилах даже посвящён целый раздел.
Почему же для определения взаимоотношений автомобилистов и пешеходов часто используется столь страшное слово «война»? Ответ — тысячи смертей и десятки тысяч пострадавших, включая женщин, стариков и детей, которых оставляет после себя негласное противостояние двух категорий граждан, пересекающихся в одном транспортном потоке. Причём зачастую весь процесс сопровождает неявная, подсознательная и взаимная неприязнь, в особо тяжёлых случаях переходящая в неосознанную ненависть.
Тут можно было бы воскликнуть:
«Причём здесь пешеходы? Бьются, в основном, сами водители и людей сбивают тоже они!».
Если брать общую статистику по ДТП, то да, автовладельцы убивают и калечат друг друга, а также окружающих, особенно «тщательно». Но генезис их взаимоотношений другой, в большинстве случаев основанный на безответственности, неопытности, глупости, самоуверенности и прочих человеческих пороках. К гражданскому противостоянию встреча на дороге двух водителей приводит нечасто и, как правило, происходит уже вне автомобилей, когда правота выясняется либо тут же на кулаках, либо чуть позже на влиятельности ближайшего окружения каждого. В любом случае, в подавляющем большинстве инцидентов, за исключением особо привилегированных автомобилистов, спор всё-таки происходит в правовом или страховом поле с гарантированным определением виновника и вынесением соответствующего наказания, которое при несогласии в том же правовом или страховом поле можно оспорить.
А вот если взять статистику отдельно по происшествиям с пешеходами, то обнаружится, что в половине (!) случаев в собственной смерти и смерти родных и близких виноваты они же. Причём повсеместное использование автовладельцами видеорегистраторов показывает тотальное и, что ещё хуже, осознанное игнорирование каких бы то ни было правил со стороны бесколёсых участников движения.
Вину автомобилистов списывать, конечно, не будем. Но, в конце концов, мало кто из автовладельцев, даже по пьяни, садится за руль с намерением отправить на тот свет побольше народу. Статистика неумолима: смертность по вине пешеходов более чем вдвое превосходит случаи, где виновным оказывается водитель.
Попробуем разобраться, что же происходит в головах пеших «экстремалов», готовых рисковать жизнью, лишь бы не соблюдать ПДД?
Наверное, самый распространённый тип отличающихся подобным поведением можно описать фразой «Мне надо!». Именно на таких участников движения приходятся грубейшие нарушения. Плевать на ваши правила и красный сигнал светофора, это ваши проблемы, что вы не построили переход рядом с моим домом, магазином, аптекой и детским садиком — мне надо здесь и сейчас, и в гробу я видал ваши указа... Увы, именно из последнего места подобный тип пешеходов зачастую и договаривает, а точнее, уже не договаривает остатки фразы.
Ещё более удивительно, что, когда дорожная инфраструктура для людей построена, она почти полностью ими игнорируется. Отличный пример — надземные переходы «Краб» и «Креветка» на перекрёстке проспекта Славы и Будапештской улицы в Петербурге, где сложная транспортная обстановка регулярно приводила к ДТП. Беда в том, что сразу после открытия «Краба» и «Креветки» количество происшествий с пешеходами даже увеличилось. Причина оказалась в лени: подниматься на переход и проходить лишних 50 метров граждане отказались, перебегая дорогу на сложнейшем перекрёстке по старинке с грубейшим нарушением ПДД и громадным риском для жизни. Поскольку такой манёвр удавался не всем, городским службам для приведения людей «в сознание», пришлось огораживать проезжую часть на протяжении квартала.
Ещё один распространённый тип пешеходов можно описать фразой «Я прав и мне должны!». Это те, кто бросается под колёса непосредственно на нерегулируемых переходах. Такие граждане в полной уверенности в своей правоте смело идут по «зебре» перед самым носом машины, забывая, что автомобиль массой до нескольких десятков тонн невозможно остановить мгновенно. Помимо игнорирования действий законов физики, оставшись в живых, такие товарищи ещё стараются засудить автомобилистов, и иногда с ужасом узнают, что виноваты сами. Дело в том, что осуществлять переход дороги даже по разметке пешеходы могут только после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен! В ином случае, это прямое нарушение пункта 4.5 ПДД.
На «зебре» зачастую вообще игнорируется существование окружающей действительности: наушники, разговоры по телефону, просмотр смартфона на ходу, остановившийся на той стороне нужный автобус и прочая замкнутость на своих делах отключает мозг людей от реальности. Ещё одна категория граждан, часто оказывающихся в тех же ситуациях — матери с колясками или малолетними детьми, которые вместо того, чтобы постоянно быть в режиме тревоги, прогнозируя каждое действие на пять шагов вперёд, также отключают бдительность с рефреном «Я же с детьми, значит мир должен расступиться и застыть, пока я тут иду».
Увы, последний пример часто оказывается самым трагичным, как, например, случай в Брянске, произошедший в 2011 году, когда 20-летняя неопытная девушка сбила маму с ребёнком, смело шагнувшую под колёса на крайней левой полосе, не убедившись в безопасности своего действия. Виноваты в том случае были абсолютно все действующие лица, начиная от дорожных служб с полицией и заканчивая мамой. Однако на тот свет отправился невинный ребенок, а в тюрьму с поломанной психикой - 20-летняя девушка.
Опытным автомобилистам, столкнувшись с подобным безалаберным отношением, порой чудом удаётся среагировать и направить свою машину, например, на встречную полосу, где его ожидает лобовое столкновение и снова возможная смерть (больница или тюрьма). Привлечь же к ответственности пешехода, из-за которого произошло подобное ДТП, почти невозможно, а сам провокатор аварии, если остаётся нетронут, в 99% случаев скрывается с места происшествия без каких-либо последствий даже для собственной совести.
Если же обратить внимание на то, кто именно оказывается в стане пострадавших пешеходов, то в подавляющем большинстве случаев это социально уязвимые группы граждан: дети, подростки, пенсионеры, молодые мамы, а также часто различный деструктивный элемент в виде страдающих от алкогольной зависимости. Последние — значительная часть статистики смертности.
Часто ли вы слышите о том, что сбили мужчину средних лет в хорошем костюме? Правильно, потому что такой типаж, как правило, и ездит за рулём. И если такие люди и переходят дорогу, они зачастую оказываются самими ответственными пешеходами, потому что обладают автомобильной логикой дорожного восприятия в силу собственного водительского опыта.
Почему же всё происходит так, как происходит? Чуть более глубокий анализ ситуаций приводит к единственному выводу — на дорогах России идёт самая настоящая классовая война, порождённая огромным финансовым расслоением общества. Человек за рулём по определению воспринимается богаче пешехода, он же передвигается в комфорте, пусть и в принудительном порядке обложен страховками, которые компенсируют ему ущерб. А что есть у пешехода? Правильно, часто только его жизнь и здоровье, которые и ставятся на кон против человека в бронекапсуле в виде авто.
Отношение к провинившемуся пешеходу абсолютно всегда снисходительное: его почти никогда не штрафуют, в худшем случае на 500 рублей для отчёта. Мол, что с бедолаги взять, если он даже подержанные «Жигули» себе купить не может.
Водители часто машут на нарушения бесколёсных участников движения рукой, тоже понимая, что ничего, кроме головной боли, они от них не получат. Государство законодательно почти всегда на стороне пешеходов, даже при их 100% вине: водитель, сбивший бросившегося под колёса человека, всё равно обязан возмещать ему материальный и моральный ущерб, а в случае гибели «экстремала», однозначно пойдёт под суд.
Масло в огонь подливают безмозглые, но неприкасаемые мажоры на папиных «Мерседесах», творящие на дорогах настоящий беспредел и дискредитирующие других водителей. После происшествий с ними любая авария с участием пешехода становится резонансной: даже если под колёсами оказался наркоман, прыгнувший на красный свет, люди готовы на месте разорвать ненавистного «буржуя» за рулём иномарки. Никто не пытается определить, что произошло, и кто виноват, главное — выплеснуть классовую ненависть.
Увы, на текущий момент нет абсолютно никаких предпосылок к изменению ситуации ни со стороны водителей, ни со стороны пешеходов, ни со стороны государства. Среди первых по-прежнему тысячи дебилов с купленными правами, у вторых полное отсутствие желания учить ПДД, иметь банальную ответственность за свои действия и контролировать собственное поведение на дороге. Ну а государство, не желая заниматься проблемой и прекрасно понимая, что с «бедных» пеших граждан ему тоже ничего не получить, продолжает собирать штрафы с водителей, оставляя вопрос социальной и правовой защищённости двух громаднейших слоёв населения на разбирательство между собой: счёт по вине водителей и пешеходов схожий, правда, на уменьшении количества трупов это пока никак не сказывается.
Иван ШОЛОХОВ Форпост северо-запад. 5 сентября 2018 года