Почти вечная жизнь. Как министр труда всем предрёк долгожительство
Журналист Андрей Бабицкий — о словах Максима Топилина, заявившего, что россияне будут жить до 200 лет.
Бессмертие хотя всё ещё и не придвинулось вплотную, но стало заметно ближе. Произошло это благодаря министру труда и соцзащиты Максиму Топилину, выразившему надежду на торжественном вечере, посвящённом Дню социального работника, что человеческий организм, возможно, обладает скрытыми ресурсами, которые позволят в будущем жить до 150–200 лет. К сожалению, словам чиновника слегка недоставало уверенности, в одной фразе он умудрился три раза употребить словосочетание "может быть", а в конце и вовсе смазал картину тоскливым резюме: "Мы этого не знаем".
И всё же будем надеяться, что своё предположение высокое должностное лицо построило не на чистой фантазии, а исходя из некой доступной ему информации о новейших научных открытиях, которые помогут человечеству взять новые рубежи долгожительства. Ведь даже до нас, простых смертных, доходят сведения о приближающейся эре технологических новшеств в области протезирования и трансплантологии. Довольно скоро люди смогут менять отслужившее своё органы и части тела на искусственные, созданные с помощью нанотехнологий. При этом сам процесс производства трансплантатов обещает стать достаточно простым и быстрым — так, например, кости уже вовсю печатают на 3D-принтере. Пока правда только крысиные, но нет сомнений, что скоро дело дойдёт и до человеческих.
Есть вероятность, что Максим Топилин черпает своё вдохновение из Священного Предания, точнее из Ветхого Завета. Продолжительность жизни перволюдей до сих пор остаётся загадкой, если предполагать, что библейское летоисчисление как-то соотносится с современным. В Книге Бытия рассказано о семи мужчинах, которые жили более 900 лет. Все они родились до потопа и относились к первым десяти поколениям человеческого рода. Это были Адам, Сиф, Енос, Каинан, Иаред, Мафусал и Ной. Мафусал прожил дольше всех — 969 лет.
В Библии упоминаются ещё 25 человек, достигших возраста, который намного превышает продолжительность жизни сегодня. Некоторые из них прожили 300, 400, даже 700 и более лет. Не исходит ли министр труда в своих предположениях из ревностного изучения событий Священной истории? Скорее всего, нет, поскольку приводимые им цифры гораздо скромнее библейских, да и поколение нынешних управленцев принято называть технократическим, то есть ориентированным на достижения науки и технологий.
Будем надеяться, что Топилину известно что-то такое, чего не знаем мы, и его кажущаяся с первого взгляда весьма странной эскапада не является чудачеством, свойственным людям, которые верят во всякие чудесные штуковины — третий глаз, Шамбалу, способности человека к левитации и телепортации, чтению мыслей и поддержанию жизнедеятельности исключительно за счёт солнечного света. Если бы наш герой был тем самым персонажем, что называется, с левой резьбой, то ему едва ли удалось бы добраться до столь высокого и ответственного кресла, хотя в нашем богоспасаемом отечестве возможно всё.
Так что некоторая надежда на то, что мы выслушали основательное предположение, опирающееся на недоступные широкой публике данные, у меня всё ещё остается. Хотя не исключено, что министр, отвечающий за труд и социальную защиту, просто решил повысить уровень социального оптимизма в обществе в преддверии неизбежного увеличения пенсионного возраста. Ведь какая чудесная картина складывается. Если человек будет способен прожить пусть хотя бы только до 150 лет, то он может выходить на пенсию не в 60 и 65 лет, как предполагается, а и в 70, и в 80, чтобы потом в течение нескольких десятилетий наслаждаться жизнью, предаваясь восхитительной праздности.
Если это так, то требуется всего ничего — сначала обеспечить рост продолжительности жизни до значений, заявленных Топилиным, а потом поднимать пенсионный возраст. Это будет эффективно, справедливо и послужит всеобщему благополучию.
Как бы там ни было, я уверен, что подобных душеспасительных и вдохновляющих на подвиги предположений должно быть больше. И в общем не так важно, насколько серьёзен был министр во время произнесения своего неожиданного спича. Даже если он был немного не в себе, он всё равно подарил людям прекрасную мечту, с которой они теперь будут жить. Ведь как заметил классик: "Надежды юношей питают, отраду старцам подают". Есть, правда, и третья строка, которую не все помнят: "Но всё же постепенно тают".