Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 765 - 766
26 марта - 8 апреля 2018

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

«Dagens Nyheter», «Русская служба BBC», «Новые Известия», «Парламентская газета», «Respekt», «REGNUM», «InoPressa» о трагедии в Кемерово
«Новые Известия» о защитниках детей
«МБХ медиа», «EurasiaNet» о манипуляции статистикой смертности
«Российская газета» о деревне
«Новые Известия» о переселенцах
«Российская газета» об ускорении процесса получения гражданства
«REGNUM» о внутрироссийской миграции
«Новые Известия» о жизни в регионах
«iq.hse.ru» об адаптации детей мигрантов
«Delfi.lt» об эмиграции из Литвы
«Одесская жизнь» и «Русская служба BBC» о миграции в Украине
«Новые Известия» о детских самоубийствах
«Известия» о смертях на уроках физкультуры
«Известия» о заболеваемости туберкулезом
«Известия» и «Life» о заболеваемости и смертности от ВИЧ
«Российская газета» о лечении рака
«Life» о праве лечиться бесплатно

«Российская газета» об оценке больниц
«Российская газета» об информатизации здравоохранения
«Вести.ua» о продолжительности жизни в Украине
«Российская газета», «Вести.Медицина» о долголетии и долгожителях
«Известия» о маркировке полезных товаров
«REGIONS.RU» об отказе приравнять сожительство к браку
«Экономика сегодня» о маткапитале
«Известия» и «Коммерсантъ» о вторых детях
«The Village» о том, как говорить с детьми о сексе
«Jyllands-Posten» о насилии в российской семье
«Медуза» о трудных подростках
«Эхо Москвы» об американском марше против оружия
«N+1» о синдроме Дауна
«EurasiaNet» о мягкой силе диаспоры
«Svenska Dagbladet» о сомнениях в необходимости образования
«Комсомольская правда» об уровне потребления продуктов в разные годы
«Helsingin Sanomat» о культуре пития в Швеции
«Le Figaro» о расизме против белых

… о праве лечиться бесплатно

Кошелёк или жизнь. Что делать, если в больнице отказываются лечить бесплатно?

На прошлой неделе медики Лотошинской ЦРБ в Подмосковье написали докладную главврачу о том, что им нечем лечить пациентов. Лайф ознакомился с результатами проверок Росздравнадзора по другим подмосковным больницам — там тоже часто нет лекарств и оборудования. Такая ситуация во многих регионах. Поэтому пациентов часто заставляют платить за лекарства, протезы и процедуры. Лайф составил лайфхак, как в такой ситуации добиться качественной и бесплатной медицинской помощи.
Жительница Ялты отсудила у госпиталя Бурденко 100 тысяч рублей. У её сына была опухоль в головном мозге. В больнице часть лечения провели бесплатно, а часть — платно (за 95 тысяч рублей).
Что такое для среднестатистического жителя Ялты 95 тысяч рублей? Там средняя зарплата сейчас — 22 тысячи рублей. То есть это весь доход за 4–5 месяцев. А когда тяжело болеет ребёнок, родителям часто приходится увольняться, чтобы за ним ухаживать, и денег в семье вообще нет. Плюс нужно оплачивать дорогу в Москву и т. д.
Деньги родители (наверняка невероятными усилиями) достали, ведь медицинская помощь была очень нужна, причём немедленно. А когда вернулись домой, то обратились в суд. В итоге проверку в госпитале Бурденко провёл, как сказано в материалах суда, Московский городской фонд ОМС. Фонд подтвердил, что было "нарушение права на получение бесплатной медицинской помощи".
Те процедуры, которые ребёнку были проведены за деньги, на самом деле были положены ему абсолютно бесплатно. Суду представители больницы объяснили: люди знали, что могут получить помощь бесплатно, но сами выбрали платный вариант.
Больница пошла на типичную уловку: в договоре было прописано, что семье пациента была предоставлена "информация о возможности получения бесплатной медицинской помощи".
Суд не посчитал эту версию убедительной, и вот почему. "Неясно, какая именно информация была представлена пациенту, предоставлялась ли информация о том, что конкретный вид медицинского лечения, за который пациент уплатил 95 000 рублей, мог быть произведён бесплатно", — говорится в решении. И эта неопределённость не даёт ответа на вопрос, был ли у пациента "в его положении, обусловленном тяжёлой болезнью, вариант отказаться от платной услуги в пользу бесплатного варианта".
Суд пришёл к выводу, что "получение медицинской услуги на платной основе фактически навязано" госпиталем. И обязал больницу вернуть семье 95 тысяч рублей, а также выплатить пять тысяч как компенсацию морального вреда.
Система здравоохранения нередко, как разбойник, ставит перед пациентами выбор — кошелёк или жизнь. Больной знает: его должны лечить бесплатно, он же налоги платит и его деньги идут в том числе в систему ОМС. Но в больнице говорят, что вот именно эту нужную ему процедуру могут сделать только за деньги. И лекарства необходимого в больнице нет, придётся покупать за свой счёт. Протеза для операции тоже нет. А оборудование старое, правда, есть и новое — за плату.
Масштабы этой беды огромны. Обычно врачи стараются говорить такие вещи тихо. Хоть они сами обычно не виноваты (ну не поставили в больницу лекарства, что здесь может сделать обычный медик?), но всё-таки речь идёт о нарушении закона. На прошлой неделе неожиданно подмосковные медики начали публично говорить об этом кошмаре.
Как сообщалось, четыре врача Лотошинской центральной районной больницы Подмосковья написали докладную на имя главного врача. Там было сказано, что в отделении анестезиологии и реанимации больницы нет нескольких важных лекарств, которые там быть должны. О ситуации узнали в "Лиге защитников пациентов", и её президент Александр Саверский направил обращение на имя генерального прокурора России Юрия Чайки.
Впрочем, ситуацию тут же замяли. Подмосковный Минздрав провёл проверку в больнице и заявил, что все лекарства там есть.
Правда, когда весной 2017 года проверку в этой больнице проводил Росздравнадзор, он выявил, что оборудования и лекарств не хватает. Он нашёл "нарушение в стандарте оснащения неврологического отделения", "нарушение в стандарте оснащения кардиологического отделения", "нарушение в части необеспечения льготными лекарственными препаратами".
Причём, по данным Росздравнадзора, в Подмосковье это ещё не самая бедная больница. Есть много других медучреждений, где таких нарушений гораздо больше.
Например, в марте 2017 года Росздравнадзор проверил Шаховскую ЦРБ в Подмосковье. Среди нарушений — "в оснащении терапевтического отделения отсутствует дефибриллятор бифазный с функцией синхронизации, инфузомат, матрацы противопролежневые по числу коек", "в оснащении хирургического отделения отсутствует монитор прикроватный, три противопролежневых матраца".
С лекарствами там тоже не очень. "Рецепты на бесплатное получение назначенных лекарственных препаратов не оформлялись", — говорится в материалах проверки.
А теперь — Раменская ЦРБ в Подмосковье. Росздравнадзор проверил её в мае 2017 года. "Пациенты, находясь на лечении в стационаре, не обеспечиваются необходимыми лекарственными препаратами в рамках программы государственных гарантий", — сказано в материалах ведомства. Техники тоже не хватает — "в дневном терапевтическом стационаре отсутствует необходимое медицинское оборудование".
Учитывая, что Подмосковье — далеко не самый бедный регион в России, можно представить, как плохо дело в глубинке. Лайф составил лайфхак, как вести себя, если больница должна, но отказывается лечить бесплатно.

Расспросите врачей подробно
Нередко выясняется, что на самом деле лекарство или медицинское изделие у больницы есть. Но в маленьком количестве, так что на всех не хватит. Или просто администрация хочет собрать побольше денег за счёт платных услуг. Поэтому выдают только самым упрямым пациентам — тем, кто точно знает свои права.
Для начала нужно подробно узнать, какие варианты — платные и бесплатные— вам может предложить больница. Задавайте прямые вопросы о том, есть ли бесплатная альтернатива в вашем случае. Тогда у персонала не будет возможности просто умолчать о ней, как это нередко бывает.
Вот пример. В феврале этого года суд рассмотрел иск жительницы Карачаево-Черкессии к местной больнице. Девушка, переходя через мост, находившийся в аварийном состоянии, сломала плечевую кость. Ей нужен был дорогостоящий набор для остеосинтеза (то есть для соединения отломков костей). В итоге девушка заплатила за него 60 тысяч рублей.
Как говорится в материалах дела, после разговора с врачом девушка "поняла, что бесплатного варианта не было". При этом "она, может, выбрала бы бесплатное лечение, если бы ей разъяснили наличие такой возможности".
А представитель больницы в суде пыталась доказать, что просто, "когда касается здоровья, пациенты не задумываются о деньгах, переплатах и выбирают самое лучшее". Но доказать эту версию ей не удалось. И больнице пришлось вернуть девушке 60 тысяч рублей.

Покажите знание закона
— Всё, что выписано врачом, согласно стандартам оказания медпомощи, должно быть предоставлено бесплатно, — сказал сопредседатель Всероссийского общества пациентов Ян Власов.
Но есть нюансы. Больницы работают по стандартам, и в них прописано, что должно быть в учреждении из лекарств и оборудования. Но стандарты по некоторым заболеваниям устарели. Например, как рассказал Ян Власов, по бронхиальной астме. Появилось множество новых препаратов, а медучреждения вынуждены ориентироваться на старые (потому что лечение новыми больнице не оплатят из фонда ОМС).
В таком случае врач может предложить вам купить более новое и эффективное лекарство за свой счёт и будет прав (ни он, ни больница тут не виноваты, ответственность — на Минздраве, который вовремя не обновил стандарты).
Во всё этом пациенту неплохо бы разбираться, чтобы уметь себя защитить. Нужно знать хотя бы основные юридические моменты. Стоит почитать информацию, которая есть на сайтах общественных организаций именно по вашему заболеванию. Вы поймёте, на что имеете право, а на что нет.
Если в больнице вам отказывают в том, на что право у вас точно есть, скажите об этом, сославшись на конкретный нормативный акт. Персонал поймёт, что вы человек грамотный и вас не проведёшь просто так. Ведь потом вы и в суд можете обратиться.

Звоните в страховую компанию
Как рассказал Ян Власов, врач обязан дать пациенту исчерпывающую информацию о его лечении.
— Если пациент не доверяет своему врачу и сам не может разобраться в юридических вопросах, пусть обращается в страховую компанию. Её номер указан на страховом полисе. Там есть консультанты. Кроме того, там появились страховые представители, которые как раз должны брать на себя информационную работу по лечению пациента в рамках стандарта.

Откажитесь покупать что-либо
Этот способ подходит только в тех ситуациях, когда день или два промедления не нанесут вреда здоровью. Допустим, пациенту в больнице говорят, что нужного ему лекарства сейчас в учреждении нет, но его можно купить за свой счёт. И большинство пациентов, конечно, покупают, ведь выбора им и не оставляют. И тут один больной говорит: "Я не буду ничего покупать, вы обязаны меня лечить, вот и лечите".
Что будут делать врачи в таком случае? Если у них есть хоть какая-то возможность достать лекарство, они его достанут (как говорилось выше, нередко бывает, что препарат на самом деле есть, просто его мало). Не исключено даже, что главврач купит за свой счёт. Потому что, если этого упрямого пациента не лечить, ему ведь может стать хуже — не дай бог он умрёт, а отвечать придётся больнице. И это нарушение уже гораздо серьёзнее просьбы выложить деньги за лекарство.

Покупайте за свой счёт, а потом идите в суд
— Самый верный способ решить проблему — идти в прокуратуру. Перед этим можно попробовать написать жалобу главному врачу, но если он никак не отреагирует, то смело идите к прокурору и в суд, — сказал Александр Саверский.
Как рассказал Ян Власов, сейчас судебных процессов по качеству лечения стало гораздо больше, потому что пациенты стали лучше знать свои права. А размытые формулировки, с помощью которых в договорах больницы пытаются скрыть свои нарушения, перестали им помогать.

Екатерина СЕМЕНОВА, Александра РЫКОВА Life. 19 марта 2018 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.