Япония — страна активной роботизации: правительство не поощряет миграцию в страну, в то время как население стареет, рождаемость падает. А ведь работать кому-то надо. Поэтому если в России, чтобы поговорить с роботом, нужно идти на выставку, то в Японии робот в торговом центре или банке совсем не редкость, а если посмотреть на все японские разработки в области робототехники, то получится, что роботы могут сопровождать человека от рождения до самой смерти.
Детские сады К роботам в Японии привыкают с детства, так как нехватка рабочей силы сказывается в том числе на детских садах. Как и во многих других областях, этот пробел заполняют роботами. Например, прошлым летом Global Bridge Holdings, стартап из Токио, представил робота-няню. Небольшой робот с головой игрушечного медведя называется Vevo. Он узнает детей в лицо, приветствует их, когда они приходят в детский сад, и заодно может измерить их температуру. Гостиницы
Работа на ресепшене требует настоящей выдержки: надо отвечать на одни и те же вопросы и выполнять рутинные операции, например регистрировать гостей, не теряя при этом доброжелательности. Заменить человека в этом нелегком деле могут такие роботы, как RecepROID японской компании Kyoei Sangyo или французский Nao, представленные на прошлой неделе на выставке RoboDEX. От человека их выгодно отличает не только неутомимость и стрессоустойчивость, но и владение языками. RecepROID разговаривает на четырех, Nao — на 15. Такие роботы уже используются: два года назад в Нагасаки открылся отель, в котором основной персонал — это роботы. Они встречают гостей, забирают их багаж и принимают заказы на обслуживание в номере. К счастью, не все из них выглядят как ожившие манекены из ночных кошмаров: антропоморфному роботу на ресепшене помогают два симпатичных динозавра.
Заводы Разработки еще одного участника выставки, Kawasaki Heavy Industries, фокусируются на тех областях, где обычно работают люди, поскольку для машин выполняемые операции пока что слишком сложны, так как требуют человеческой экспертизы: туго ли закручена гайка при сборке механизма, как сильно можно надавить на поверхность при ее полировке. Автоматизация такой работы требует непропорциональных расходов: использования большого количества сенсоров и переоборудований линий производства. Система, которую компания разработала для решения этих проблем, называется Successor. Идея такая: сначала человек управляет роботом при помощи пульта, который сделан так, чтобы как можно точнее передавать ощущения при работе. Робот, оснащенный искусственным интеллектом, обучается нужным операциям и в дальнейшем может их воспроизводить.
Госпитали Еще одна тяжелая, как морально так и физически, работа — ухаживать за больными и немощными. В Японии для этого тоже есть роботы. Robobear, разработанный в японском Центре исследования взаимодействия роботов и людей, создан для того, чтобы поднимать лежачих больных, переносить их, помогать усаживаться в инвалидную коляску. А для улучшения психологического состояния пациентов в Японии разработали робота-тюлененка. Оснащенный кучей датчиков, он реагирует на прикосновение, свет, температуру, звуки, откликается на свое имя и может обучаться: если его погладить, он будет повторять те действия, после которых его погладили, а если шлепнуть, то —наоборот.
Похороны Небольшой робот Pepper, разработанный компанией SoftBank Robotics, — мастер на все руки. Он встречает людей в торговых центрах и ресторанах, продает арбузы — в общем, у него много применений. Одно из них — читать молитвы на похоронах. Учитывая, что смерть в Японии — дело дорогое, а услуги живого священника обходятся более чем в 2000 долларов за похороны, робот, которого можно арендовать за 500, выглядит весьма привлекательной альтернативой.