Решение президента Трампа о запрете на въезд в США граждан семи ближневосточных стран вызвало протесты в стране и за ее пределами. Однако «антиисламский» характер указа обусловлен решениями, принятыми еще администрацией Обамы.
В пятницу, 27 января, президент США Дональд Трамп подписал указ «О защите страны от въезда иностранных террористов», ужесточающий миграционные правила в стране. Согласно тексту документа, на 120 дней приостанавливается американская программа приема беженцев, на 90 дней запрещается въезд в США гражданам определенных стран, за исключением дипломатов. Бессрочно, то есть до особого президентского распоряжения, запрещается въезд беженцам из Сирии.
В субботу неназванный представитель Госдепартамента США пояснил The Wall Street Journal, что трехмесячный запрет на въезд в Штаты касается граждан семи стран: Сирии, Ирака, Ирана, Судана, Ливии, Сомали и Йемена. Все эти страны населены преимущественно мусульманами и, кроме Ирана, находятся сейчас в состоянии гражданской войны. По меньшей мере в трех из этих стран одной из сторон конфликта является «Исламское государство» (ИГИЛ, запрещенная в России террористическая группировка).
В указе Трампа говорится лишь о нескольких исключениях для подпадающих под запрет граждан. Это дипломатическая виза, виза по линии ООН или НАТО и прочие визы типа G, связанные с работой в международных организациях. Как отметила позднее представитель Министерства национальной безопасности США (DHS) Джиллиан Кристенсен, исключения не сделано даже для обладателей грин-карт, разрешающих иностранцам проживать в Штатах. Граждан США этот указ не затронул.
Волна возмущения
С момента принятия президентского указа вечером в пятницу сотни человек оказались задержаны на пограничном контроле по прилету в аэропорты США. По данным CNN, только за первые сутки после издания указа, к вечеру субботы, в доступе на американскую территорию было отказано 109 иностранцам, уже прилетевшим по действующей визе. С другой стороны, министерство DHS подчеркивает, что отказано было менее 1% от 325 тыс. человек, ежедневно прибывающих в США на международных рейсах.
В целом, по данным ведомства, за первые сутки запрета указ так или иначе затронул 375 путешествующих. Помимо 109 человек, застрявших в аэропортах США, еще 173 человека были сняты с рейсов до их отправки в США, для 81 человека было сделано исключение из-за наличия у них статуса обладателей ПМЖ.
Наибольшее число задержанных — как минимум 12 человек — оказались в крупнейшем американском аэропорту имени Джона Кеннеди в Нью-Йорке. В субботу там начались протесты против «антиисламской» политики Трампа, впоследствии перекинувшиеся на другие аэропорты страны. Издание The Verge отмечает, что среди протестующих в Международном аэропорту Сан-Франциско был замечен сооснователь Google, миллиардер Сергей Брин, вместе с родителями переехавший в США в 1979 году.
Американский союз защиты гражданских свобод (ACLA) оспорил указ президента. Федеральный суд в Бруклине (район Нью-Йорка, где располагается аэропорт имени Кеннеди) в субботу частично приостановил действие указа. Суд не смог разрешить задержанным попасть на территорию США, но дозволил им временное пребывание, чтобы исключить возможность их депортации.
Подозрительная семерка
Критики ужесточения миграционных требований отмечали, что семь стран, попавших в стоп-лист по новому указу, являются как раз теми ближневосточными странами, где сам Трамп, будучи бизнесменом, не имел никаких деловых интересов. Об этом, например, пишет The Washington Post: «В список не включены некоторые страны с мусульманским большинством, которые имели ранее проблемы с террористической угрозой, но в которых Trump Organisation ведет бизнес». Среди таких стран издание называет Египет, Турцию и ОАЭ.
В самом указе Трампа нет упоминания конкретных мусульманских стран, для граждан которых введены ограничения на въезд в Штаты. Документ лишь отсылает к странам, обозначенным в ст. 217 Закона об иммиграции и гражданстве 1965 года (эта же статья кодифицирована позднее как §1187 раздела 8 Кодекса США).
В этой статье описываются условия для облегченного визового режима. Одно из условий: соискатель не должен быть гражданином Сирии, Ирака и других «вызывающих беспокойство государств» либо, не обладая гражданством этих стран, не должен был находиться там с 1 марта 2011 года. Определением того, какая страна «вызывает беспокойство», занимается министерство внутренней безопасности США (Department of Homeland Security, DHS).
Семь указанных стран входили в стоп-лист Вашингтона еще до инаугурации Трампа. Как свидетельствует разъяснение на сайте Пограничной службы США при DHS, помимо указанных Сирии и Ирака изначально список «вызывающих беспокойство стран» составляли Иран и Судан.
В феврале 2016 года, через два месяца после принятия Закона о пресечении передвижений террористов, ведомство DHS расширило список, добавив туда Ливию, Сомали и Йемен. Это обусловлено тем, что указанный закон давал министру национальной безопасности 60 дней на то, чтобы определить, какие еще государства должны быть лишены визовых льгот путем включения в список «вызывающих беспокойство».
Пока что трудно сказать, скольких человек коснется данный указ президента США. По данным DHS, в 2014 году грин-карту получили 1,02 млн иностранцев, из них 19,2 тыс. были гражданами Ирака, еще 11,6 тыс. — иранцами. По остальным пяти «неблагонадежным» государствам показатели настолько малы, что ведомство не вынесло их в отдельную строку.
С другой стороны, в указе Трампа подчеркивается, что в будущем президент по представлению госсекретаря или министра национальной безопасности вправе в любой момент расширить стоп-лист подобных государств.
Георгий МАКАРЕНКО. «РБК», 29 января 2017 года
Закрыть Америку: сколько стоит миграционная политика Трампа
Полное избавление от «нежелательных» иммигрантов обойдется почти в $200 млрд, а ужесточение визовой политики в конечном итоге приведет к прямым потерям для экономики и рынка труда США
Приостановка программ по приему беженцев, запрет въезда на территорию США гражданам Ирака, Ирана, Сирии, Судана, Сомали, Йемена, Ливии в целях «защитить жителей Америки от террористических атак», обещания депортации миллионов нелегалов и возведения стены на границе США с Мексикой — президент Трамп пошагово реализует то, что им было обещано во время предвыборной кампании и за что проголосовали его избиратели. При этом ни сам избранный президент, ни его электорат не представляют истинной цены намеченных изменений.
Цена депортации
США — страна иммигрантов, и расходы на регулирование миграционных потоков уже давно составляют весомую статью бюджета. Персонал служб, тем или иным образом связанных с проведением миграционного менеджмента, насчитывал 10 тыс. человек в 2003 году и 17 тыс. человек в 2008 году, из которых 2700 были сотрудниками Федеральной службы иммиграции и таможенного контроля (ICE) в 2003 году и более 5 тыс. человек — в 2008-м. В течение 2017 года будет произведен дополнительный набор более 23 тыс. офицеров службы таможенного и пограничного контроля (CBP) и более 21 тыс. сотрудников иных иммиграционных служб. На эти цели дополнительно заложены $7 млрд. Однако это самая малая статья расходов по усилению миграционного менеджмента.
Высылка из страны нежелательных иммигрантов — весьма дорогостоящий процесс. За все время президентства Билла Клинтона иммиграционными службами были задержаны 12,2 млн человек и 12,3 млн были депортированы (не все задержанные депортируются немедленно); во времена Буша-младшего — 9,2 млн человек были задержаны и 10,3 млн человек депортированы; при Бараке Обаме — 5,4 млн человек задержаны и 5,3 млн человек депортированы. Понятно, что число задержанных и депортируемых за время президентства Трампа может в разы превзойти статистику времен его предшественников.
Стоимость содержания иностранного гражданина, подлежащего депортации, составляет $165 в день. По самым оптимистичным прогнозам, только содержание лиц, подлежащих депортации в связи с анонсируемыми заявлениями президента Трампа, обойдется американским налогоплательщикам в $902 млн в год. Полный цикл депортации одного иностранца обходится американским налогоплательщикам более чем в $23 тыс. Это позволяет рассчитать цену депортации в перспективе пяти лет, исходя при этом из достаточно консервативной оценки количества нелегалов в США — примерно 11 млн человек. По расчетам Центра за американский прогресс, только расходы на задержание иностранцев составят $158 млрд; еще $29 млрд придется потратить на содержание указанных лиц под стражей по меньшей мере в течение одного месяца; $7 млрд — расходы на правовое сопровождение депортации и более $6 млрд — транспортные расходы.
Отдельная история — это расходы на строительство стены на границе США с Мексикой. История строительства подобных оборонительных сооружений ведет свой отсчет с эпохи Буша-младшего, во время правления которого расходы на безопасность границ возросли более чем в два раза — с $4,6 млрд в 2001 году до $10,4 млрд в 2008 году. В 2006 году президент подписал закон о «безопасном заборе» (The Secure Fence Act), и на границе США с Мексикой началось строительство оборонительных сооружений. Каждая миля (1,6 км) забора стоила казне $2,8 млн, что в итоге составило $3 млрд федеральных расходов. Запланированная президентом Трампом бетонная стена на всей протяженности границы США с Мексикой (более 3 тыс. км) будет стоить, по разным оценкам, от $10 млрд до $12 млрд, причем пока никто не может просчитать экологический урон, который нанесет региону подобное сооружение.
Нужны ли новые американцы?
Для поддержания уровня жизни и доходов любой стране нужен приток рабочей силы и обновляемый человеческий капитал. До сих пор США наравне с Германией и Россией привлекали самое большое количество мигрантов — 27% от всех миграционных потоков в мире и 23% от всех потоков рабочей миграции. Население Америки стремительно стареет. В 2010 году американцев старше 65 лет было 40,2 млн человек, а к 2050 году их численность возрастет до 88,5 млн человек. Число жителей страны старше 85 лет вырастет до 8,7 млн к 2030 году и 19 млн к 2050 году. США, как и другим странам — реципиентам иммигрантов, будут нужны как квалифицированные, так и неквалифицированные работники.
Нужно понимать, что при всей сложности и спорности визовой системы Америки каждые 100 выданных виз типа H1-B для квалифицированных работников способствовали созданию в стране 183 новых рабочих мест, а 100 виз типа H2-B для малоквалифицированных работников стимулировали появление на территории США 464 новых рабочих места. 40% компаний в США были основаны иммигрантами или детьми иммигрантов. К 2018 году более 230 тыс. позиций в сфере науки и высоких технологий на территории США окажутся вакантными и стране будут нужны новые иммигранты.
Нет никакого сомнения, что иммиграционный менеджмент в США должен быть реформирован. В стране действительно более 11 млн недокументированных мигрантов, и их несанкционированный доступ на рынок труда причиняет экономике США немалый ущерб. Однако каждая реформа требует осторожного подхода, детальных финансовых расчетов и правильного соотнесения всех возможных рисков. Антииммиграционные указы президента Трампа не соответствуют ни одному из этих критериев.
Ольга ГУЛИНА, эксперт Института миграционной политики (Берлин). «РБК», 3 февраля 2017 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)