Euromonitor International прогнозирует введение в России акциза на жидкости для электронных сигарет. Закупаться вейперам можно сейчас или ближе к законопроекту — срок годности жидкостей в среднем один-два года.
Вейперов к 2040 году будет больше, чем фанатов тлеющих сигарет, — и вообще западный человек второй половины XXI века может, по сути, бросить курить. Об этом Лайфу рассказал Шейн Мак-Гилл, руководитель табачного направления Euromonitor International. Аналитикой этой международной многопрофильной фирмы пользуются все мировые табачные корпорации и деловые СМИ.
— В следующие десятилетия электронные курительные устройства, включая продукты с нагреваемым табаком, будут наращивать долю в общем потреблении по ряду причин: сниженный риск [заболеваний], большая социальная терпимость и, я бы сказал, технологичная природа, в противовес "аналоговой сути" традиционной сигареты. Этот процесс, разумеется, не будет однородным и равномерным ни в демографическим, ни в географическом плане.
Пока не разработано продуктов с "защитой от дурака", к электронным сигаретам гораздо более привержены молодые и потенциальные курильщики, и темпы миграции наибольшие на развитых рынках, продолжает Мак-Гилл. Он полагает, что в следующие 10 лет в ряде развитых стран доля электронных сигарет может достичь 20% от всего табачного рынка.
"И я думаю, что в районе 2040 года обычная сигарета перестанет быть главным способом потребления никотина в мире"
При всём этом аналитик сомневается, что электронные сигареты — просто следующий этап курения. Возможно, это последняя затяжка человечества.
— В контексте параллелей с лошадями и автомобилями, которые вы помянули, я ещё слышал про аналогию с цифровыми фотоаппаратами, которые вытеснили аналоговые (в свою очередь, цифровые камеры сейчас сами заменяются смартфонами), — говорит Мак-Гилл. — Но если смотреть ещё дальше, то в электронных сигаретах, пожалуй, нет того, что было в лошадях, — жизненной необходимости, то есть потерялась актуальность именно вида транспорта, но не ставилась под вопрос необходимость передвигаться и путешествовать. Мне не очевидно, что у общества в целом есть бессрочное принятие никотина и желание его потреблять, по крайней мере респираторно. Так что большой вопрос, станут ли устройства следующего поколения носителем долгосрочного будущего — или просто последним штрихом в падающей индустрии доставки никотина.
Действительно, ещё более технократичной молодёжи лет через двадцать-тридцать девайсы современных вейперов покажутся замшелыми кирпичами — не факт, что они найдут время дымить, и тогда прощай, homo fumans.
А пока что по итогам 2015 года электронные сигареты занимают лишь 1,1% мирового табачного рынка, то есть $8 млрд против $698,5 млрд оборота обычных сигарет. Крупнейшим в мире рынком по состоянию на начало года были США:
Вред от электронных сигарет отрицать довольно трудно, и на подобные товары правительства разных стран обожают вводить акцизы. Мак-Гилл ожидает, что скоро налогообложение электронных сигарет станет почти повсеместным и окажет давление на спрос.
— На сегодня в мире довольно редко встречаются акцизы на жидкость для электронных сигарет. Некоторые штаты США планируют или уже ввели акцизы, Южная Корея, в Европе — Италия и Португалия. В последней налоги такие неподъёмные, что удвоили розничные цены и привели к обвалу рынка. Об успешном налогообложении устройств не слышал, это чревато правовыми и определительными сложностями. К примеру, литий-ионная батарейка — это просто батарейка и имеет множество применений, как тот же компьютерный чип. Это всё равно что вводить отдельные налоги на зажигалки и спички.
Тем временем российский рынок электронных сигарет замедляется, и это ещё до введения акцизов, говорится в отчёте Euromonitor International от 16 августа (есть у Лайфа).
Если в 2014 году более чем двукратный скачок рынка был связан во многом с антитабачным законом, то в 2015 году он вырос только на 20% из-за снижения реальных доходов населения, а в этом году прибавит всего лишь 4%. Euromonitor International ведёт местную статистику с 2008 года, и к концу прошлого года, по её подсчётам, 1% совершеннолетних россиян, то есть порядка 1 млн человек, курят электронные сигареты, 37% взрослого населения предпочитают традиционный табак (44,5 млн человек). Эти данные ещё нигде не публиковались:
В следующие пять лет, сказано в отчёте, среднегодовой рост российского рынка вейп-продуктов, как ожидается, будет сдержанным — 5% (в ценах 2015 года) против 15% ранее — "из-за ужесточения госконтроля и сильных маркетинговых ограничений". Продажи могут также пострадать из-за введения акциза на эти продукты, что "намного увеличит цены". В итоге к 2021 году вейперами окажутся до 2% взрослых россиян (порядка 2 млн человек).
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)