"Для многих граждан Армении мужского пола на родине нет никаких перспектив, и они уезжают на заработки в Россию. В результате дома остаются только женщины, старики и дети", - пишет Тигран Петросян в репортаже на страницах Tageszeitung.
Так, визит журналистов сильно напугал Лусинэ Манукян, жительницу армянской деревни Крашен в 18 км от второго по величине города Армении Гюмри. Сюда, по словам женщины, приезжают очень редко. "Я думала, что это опять приехали люди из банка", - сказала 29-летняя Люсинэ.
Официально в деревне проживают 250 жителей, но в действительности тут живет только половина, причем исключительно женщины. Все мужчины - гастарбайтеры в России. "Практически все мужчины уехали", по словам женщины. Ее муж Зограб вместе со своим двоюродным братом работает в Москве асфальтоукладчиком и пересылает часть заработка домой. Раньше он каждый месяц посылал по 200 евро. "Но в этом году из-за падения рубля наш доход уменьшился вдвое", - сообщила Люсинэ. Автор статьи напоминает: если летом 2014 года доллар стоил 35 рублей, то теперь уже 70.
На Новый год Зограб возвращается к семье и несколько месяцев работает таксистом. Для этого несколько лет назад была куплена машина, и это стало началом фиаско для семьи Манукян, пишет журналист. "На деревенской улице Зограб попал в тяжелую аварию. И нам пришлось взять кредит в банке на операцию и ремонт автомобиля", - рассказала Люсинэ. А затем начались трудности с выплатой кредита, и, желая погасить кредит в первом банке, женщина взяла кредит во втором. А потом ей пришлось брать еще один - чтобы обслуживать два первых. "В результате у нас долгов примерно на 7 тыс. евро в пяти банках", - подсчитывает Манукян. На заработки в Россию уехали и другие мужчины из деревни.
"А что им делать здесь в деревнях? Работать в коровниках? Мы и так занимаемся этим и не можем себя прокормить", - сказала 62-летняя мать Зограба Светлана, закончив дойку коров. Утром и вечером ее коровы дают по семь литров молока, и она сдает его молокозоводу. "Но они платят нам слишком мало. В магазине молоко стоит в четыре раза дороже", - выражает свое недовольство Светлана. Ее мечта - поскорее выйти на пенсию. С 63 лет, поясняет автор, ей будут платить пенсию - примерно 30 евро.
Небольшой сложенный из блоков дом, в котором живет семья Манукян, отапливается шишками и навозом. Крыша в нем протекает. "Этот дом был предоставлен в качестве временного жилища после землетрясения в 1988 году, - объясняет Светлана. - Но правительство не решило жилищную проблему до сих пор". В том землетрясении, как напоминает Tageszeitung, погибли по меньшей мере 25 тыс. человек и более миллиона потеряли кров.
Тигран ПЕТРОСЯН. «Tageszeitung», 25 декабря 2015 года
InoPressa
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)