Полит.ру публикует первую часть статьи известного антрополога и востоковеда Андрея Коротаева (НИУ ВШЭ и Институт научно-общественной экспертизы – ИНОЭ) о факторах роста смертности.
Среди современных российских интеллектуалов широко распространено убеждение, что сильные финансово-экономические кризисы должны сопровождаться значительным ростом смертности (а его отсутствие в подобных случаях является чем-то исключительным и должно объясняться какими-то особенно удачными антикризисными действиями властей). Таким образом, в наблюдающемся в этом году значительном росте смертности в нашей стране вроде ничего особого и нет. Что поделаешь? Кризис…
Посмотрим – так ли это на самом деле.
Рассмотрим, например, как повлиял на динамику смертности в разных странах мира последний масштабный глобальный финансово-экономический кризис 2008-2009 годов.
Амплитуда падения ВВП в России в 2015 году разными экспертами оценивается в 3-5% [1]. И это, конечно, очень много. Однако во время финансово-экономического кризиса 2008–2009 годов десятки стран мира испытали экономический спад, сопоставимый с этим показателем или даже значительно превышающий его. Скажем, в США в 2007–2009 годах падение производства составило 4,8%, в среднем по Еврозоне – 4,9%, в Великобритании – 6,1%, в Японии и Турции – 6,5%, в Швеции – 7,2%, в Италии – 7,5%, в Финляндии – 8,5%, в Ирландии и на Украине – 12%, в Зимбабве – 14%, в Латвии – 15%, а в Эстонии – даже 19%.
Рисунок 1. Падение производства [2]в некоторых странах мира в 2007–2009 годах (в результате глобального финансово-экономического кризиса) [3]
Кризис вроде должен оказывать особо сильное влияние на рост смертности через рост безработицы, ведущей к обнищанию широких слоёв населения, стрессам, отчаяниям и прочим «прелестям».
По самым худшим прогнозам, безработица в России должна вырасти с 5,6 до 6,5% [4], т.е. где-то на один процентный пункт. В 2007-2009 годах значительно бóльший рост безработицы наблюдался в половине из тех стран мира, по которым база данных Всемирного банка содержит необходимую информацию. При этом, согласно данным Всемирного банка, в России безработица в 2007–2009 гг. выросла заметно больше, чем сейчас – на 2,3 процентных пункта (с 6 до 8,3%). А, скажем, в целом по странам ОЭСР безработица выросла на два с половиной процентных пункта, в Турции – на 3,7 пункта (с 10,3 до 14%), в США – на 4,7 пункта (с 4,6 до 9,3%), в Нигерии – на 7 пунктов (с 12,7 до 19,7%), в Ирландии – на 7,4 (с 4,6 до 12%), в Испании – на 9,7 (с 8,2 до 17,9%,), а в Латвии – даже на одиннадцать с половиной пунктов (с 6 до 17,5%) (см. Рис. 2):
Рисунок 2. Рост безработицы в некоторых странах мира в 2007–2009 годах, процентные пункты [5]
В каком же числе стран в 2007-2009 годах в результате финансово-экономического кризиса выросла смертность? Отметим, что в многих из как раз наиболее развитых стран мира общий коэффициент смертности рос все последние 20-30 лет из-за старения населения. Поэтому для выявления влияния глобального кризиса на глобальную смертность сравнивать надо не общие коэффициенты смертности (слишком сильно зависящие от возрастной структуры), а значения средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении (от возрастной структуры как раз не зависящие). Поэтому сформулированный выше вопрос надо операционализировать следующим образом: в скольких странах мира в 2007-2009 годах в результате глобального финансово-экономического кризиса уменьшилась ожидаемая продолжительность жизни при рождении? Для начала выясним – во скольких странах мира (как испытавших в 2007-2009 годах падение производства, так и его не испытавших) наблюдалось между 2007 и 2009 годами уменьшение ожидаемой продолжительности жизни. Ответ, мы думаем, все-таки многих удивит.
Так вот, из 222 стран и агрегатов, по которым в базе данных Всемирного банка имеется информация по ожидаемой продолжительности жизни за 2007–2009 годы, снижение ожидаемой продолжительности жизни в эти годы было зафиксировано всего лишь в 3 (трех!) странах: в Сирии, Ираке и на Сейшельских Островах (см. Приложение 1). Исключений из правила здесь так мало, что на них стоит остановится поподробнее.
1) Сирия. Снижение ОПЖ в Сирии в 2007–2009 годах было крайне небольшим, в пределах статистической погрешности – с 75,00 до 74,96 лет. Однако не это самое важное. Самое же важное здесь то, что сирийская экономика в эти годы была крайне закрытой и от глобального финансово-экономического кризиса 2008–2009 гг. она пострадала едва ли не меньше, чем кто бы то ни было другой (см. Рис. 3 и 4):
Рисунок 3. Динамика ВВП Сирийской Арабской Республики в 2004–2009 годах, миллиарды постоянных международных долларов 2005 года по паритетам покупательной способности [6]
Рисунок 4. Относительная динамика производства ВВП в Сирии, США и Евросоюзе (2000–2010 гг., уровень 2000 г. = 100)
Таким образом, Сирию 2007–2009 годов никак нельзя рассматривать как пример роста смертности под влиянием финансово-экономического кризиса.
2) По сходным причинам нельзя в таком качестве рассматривать и Ирак, так как и в Ираке в 2007–2009 гг. собственно экономического спада и не было (см. Рис. 5), хотя были, конечно, иного рода кризисы, напрямую с глобальным финансово-экономическим кризисом не связанные.
Рисунок 5. Динамика ВВП на душу населения в Ираке в 2001–2009 годах, в постоянных международных долларах 2005 года по паритетам покупательной способности [7]
3) Итак, остаётся единственное исключение – Сейшельские Острова. И это, по всей видимости, единственная страна, где смертность выросла, а ожидаемая продолжительность жизни сократилась в непосредственной связи с глобальным финансово-экономическим кризисом. Начнём с того, что Сейшельские Острова вполне реально пострадали от спада мирового туризма в глобальный финансово-экономический кризис, и в 2007–2009 годах спад ВВП на душу населения составил вполне заметные 5,73%. Однако почти в тридцати странах мира экономическое падение было заметно более сильным, а ожидаемая продолжительность жизни там не уменьшилась, а выросла (и иногда, как мы увидим это ниже, очень даже заметно). Более существенным представляется то обстоятельство, что в подавляющем большинстве стран, испытавших экономический спад в 2008-2009 годах, не наблюдалось сокращения расходов на здравоохранение, наоборот они заметно выросли. Сейшельским Островам здесь принадлежит печальный антирекорд. Правительство Сейшел решило использовать в качестве одного из основных способов решения возникших в кризис финансовых проблем сокращение расходов на здравоохранение, и в 2007-2009 годах эта страна в некоторых отношениях оказалась печальным мировым лидером по этой части.
Действительно, из 50 стран, наиболее сильно пострадавших от глобального финансово-экономического кризиса [8], долю государственных расходов в ВВП в 2007–2009 годах уменьшило лишь шесть [9]. Остальные её увеличили, при этом 33 из них увеличили эту долю в высшей степени существенно – на половину процентного пункта и более. В эту группу кстати попала и Россия, где в 2007–2009 годах доля государственных расходов в ВВП выросла на 0,7 процентных пунктов, что (наряду с ростом негосударственных расходов на здравоохранение) обеспечило заметное увеличение в реальном выражении подушевых расходов на здравоохранение в эти годы, даже несмотря на заметное сжатие российского ВВП [10]. Представляется, что это обстоятельство сыграло заметную роль в том, что в годы глобального финансово-экономического кризиса 2008–2009 гг. ожидаемая продолжительность жизни россиян очень заметно (более чем на год) выросла [11]. Во многих же других странах, испытавших в 2009-2009 гг. ещё более глубокие финансово-экономические кризисы чем Россия, доля госрасходов на здравоохранение в ВВП выросла еще больше: например, в Ирландии, Эстонии и Дании это доля выросла на 1,3 процентных пункта, в Великобритании – на 1,4, а в Кувейте – даже на 1,7. В большинстве пораженных кризисом стран в кризис выросла и доля в ВВП негосударственных расходов на здравоохранение (их граждане предпочли на здоровье в кризис не экономить). В результате, несмотря на заметное сжатие ВВП, реальные подушевые расходы на здравоохранение в кризис сократились только в 7 из 50 стран, наиболее пострадавших от глобального финансово-экономического кризиса. В 43 же странах они выросли, при этом в 33 – очень заметно (более чем на 10%) [12]. Сейшельские Острова 2007–2009 гг. находятся в резком контрасте с этим трендом. Эта страна оказалась во время финансово-экономического кризиса 2007–2009 годов единственным государством, правительство которого попробовала решить возникшие в ходе кризиса финансовые проблемы за счет существенного сокращения государственных расходов на здравоохранение. Как уже упоминалось выше, здесь в 2007–2009 гг. Сейшелам принадлежал печальный антирекорд.
Действительно, на фоне заметно сократившегося ВВП на Сейшелах очень заметно (с 3,1 до 2,4%) сократилась доля в ВВП государственных расходов на здравоохранение [13]. Таким образом, доля госрасходов на здравоохранение в ВВП на Сейшелах в 2007–2009 годах уменьшилась на 0,7 процентных пункта. Это печальный абсолютный рекорд среди всех стран мира, серьезно затронутых глобальным финансово-экономическим кризисом 2008-2009 годов. И с очень большим отрывом – кроме Сейшел только 5 пораженных кризисом страны сократили долю госрасходов в ВВП; при этом две – менее чем на 0,2 процентных пункта, а еще три – менее чем на 0,1 [14].
Еще сильнее (с 3,7 до 2,6%) сократилась доля в ВВП общих расходов на здравоохранение. Соответственно, и падение годовых подушевых расходов на здравоохранения в 2007–2009 годах на Сейшелах оказалось совершенно рекордным. Эти расходы упали здесь с и так уже мизерных 642 долларов ниже 500 долларов, т.е. на 22,3%. И снова это печальный антирекорд. И снова с большим отрывом. Напомним, что из 50 стран, серьезно пораженных глобальным финансово-экономическим кризисом 2007-2009 годов, реальные подушевые расходы на здравоохранение снизились только в семи (включая Сейшелы). Но на Сейшелах они снизились более чем на 22%, а в остальных шести странах – в среднем менее чем на 5% [15].
Именно с этим обстоятельством, по-видимому, и стоит связать сокращение ожидаемой продолжительности жизни, зафиксированное на Сейшелах в 2007–2009 годах (но ни в одной другой стране, серьёзно затронутой глобальным финансово-экономическим кризисом 2008-2009 годов).
С другой стороны, обращает на себя внимание то обстоятельство, что многие страны (включая Россию), испытавшие значительный экономический спад в 2008-2009 годах, смогли в 2007-2009 годах заметно увеличить ожидаемую продолжительность жизни. Особый интерес представляют здесь прибалтийские страны.
Страны Прибалтики пострадали от глобального финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов едва ли не больше, чем кто бы то ни было ещё. Так, по данным Всемирного банка, падение производства (измерено по ВВП на душу населения в постоянных международных долларах 2011 года по паритетам покупательной способности) в 2007-2009 годах составило в Литве 11,7%, в Латвии - 14,6%, а в Эстонии - даже 18,9%. По глубине падения Литва оказалась на 11-м месте в мире, Латвия - на 4-м, а Эстония - на 2-м (более глубокое падение было зафиксировано только в ОАЭ). Безработица в 2007-2009 годах выросла в Эстонии на 9 процентных пунктов, в Литве - на 9 с половиной процентных пунктов, а в Латвии - даже на 11 с половиной. При этом по масштабу роста безработицы в 2007-2009 годах Эстония оказалась на 4-м месте в мире, Литва - на 3-м, а Латвия - на 1-м (второе место оказалось у Испании, где рост безработицы в кризис был особо сильным).
На этом фоне крайне интересным представляется то обстоятельство, что именно прибалтийским странам удалось в 2007-2009 гг. добиться наибольших в мире успехов в снижении смертности. Согласно данным того же Всемирного банка, ОПЖ в Эстонии и Литве увеличился в 2007-2009 гг. на 2,0 года, а в Латвии - на 2,1 года. В 2007-2009 годах это был лучший результат среди всех высоко- и среднеразвитых стран, среди всех стран Европы, Азии, Америки и Океании (бóльший рост ОПЖ был зафиксирован только в нескольких странах Тропической и Южной Африки, добившихся в те же самые годы серьезных успехов в борьбе с эпидемией СПИД/ВИЧ.
Таким образом проделанный нами анализ социально-экономической динамики стран мира в период глобального финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов позволяет сделать следующие предварительные выводы:
1) В современном мире финансово-экономические кризисы того масштаба, который наблюдается в современной России, практически никогда не сопровождаются сокращением продолжительности жизни (ОПЖ) и ростом независимой от старения населения смертности.
2) Сокращение ОПЖ и заметный рост смертности в кризис может наблюдаться только при совершении грубых ошибок государственной администрацией. Речь идет прежде всего о попытках решить возникающие в кризис финансовые проблемы за счет сокращения расходов на здравоохранение (а как будет показано в следующем разделе этого аналитического исследования к еще большему росту смертности может приводить рост доступности алкоголя).
3) Как показал опыт прибалтийских стран во время глобального финансово-экономического кризиса 2008–2009 годов при грамотной государственной политике даже во время самого глубокого финансово-экономического кризиса можно добиться самого впечатляющего снижения смертности.
Приложение 1
Изменение ожидаемой продолжительности жизни при рождении в разных странах и агрегатах мира в годы глобального финансово-экономического кризиса [16]
№ п/п
Название страны или агрегата
Ожидаемая продолжительность жизни на 2007 г., лет
Ожидаемая продолжительность жизни на 2009 г., лет
Изменение к 2009 году относительно 2007 года, лет
1
Зимбабве
46,75
51,15
+4,40
2
Замбия
50,10
53,11
+3,01
3
Намибия
58,78
61,44
+2,66
4
Руанда
58,65
61,28
+2,63
5
Танзания
55,99
58,18
+2,19
6
Латвия
71,02
73,08
+2,06
7
Кения
56,59
58,62
+2,02
8
Литва
70,90
72,91
+2,01
9
Эстония
72,81
74,82
+2,01
10
Эфиопия
58,65
60,60
+1,95
11
Казахстан
66,50
68,43
+1,92
12
Малави
50,86
52,68
+1,82
13
Уганда
54,72
56,49
+1,77
14
Лесото
44,88
46,63
+1,75
15
Либерия
57,19
58,86
+1,67
16
ЮАР
52,00
53,47
+1,47
17
Камбоджа
68,82
70,15
+1,33
18
Центрально-АфриканскаяРеспублика
46,09
47,40
+1,31
19
Конго
55,28
56,58
+1,31
20
Африка южнее Сахары
53,45
54,75
+1,30
21
Страны с низким уровнем доходов
55,93
57,19
+1,26
22
Киргизия
67,85
69,10
+1,26
23
Люксембург
79,38
80,64
+1,25
24
Бедные страны с высоким уровнем долговой нагрузки
55,54
56,73
+1,19
25
Бутан
65,37
66,51
+1,14
26
Восточный Тимор
64,26
65,39
+1,12
27
Свазиленд
46,77
47,89
+1,12
28
Экваториальная Гвинея
49,85
50,97
+1,12
29
Нигер
55,35
56,47
+1,12
30
Россия
67,50
68,60
+1,11
31
Бурунди
51,02
52,09
+1,07
32
Гаити
60,34
61,38
+1,05
33
Нигерия
49,79
50,83
+1,04
34
Эритрея
59,64
60,66
+1,03
35
Афганистан
58,09
59,11
+1,02
36
Новая Каледония
75,95
76,97
+1,02
37
Мальдивы
75,34
76,35
+1,01
38
Южный Судан
51,92
52,91
+0,99
39
Гвинея
53,94
54,93
+0,99
40
Наименее развитыестраны по классификации ООН
58,84
59,82
+0,99
41
Кот-д'Ивуар
48,27
49,26
+0,98
42
Джибути
58,80
59,78
+0,98
43
Сьерра-Леоне
43,53
44,50
+0,97
44
Украина
68,22
69,19
+0,97
45
Габон
60,90
61,85
+0,95
46
Южная Корея
79,35
80,30
+0,95
47
Лаос
65,49
66,44
+0,94
48
Буркина-Фасо
53,62
54,56
+0,94
49
Непал
65,72
66,65
+0,93
50
Израиль
80,50
81,40
+0,90
51
Мали
52,45
53,34
+0,89
52
Чад
48,43
49,31
+0,88
53
Мадагаскар
62,05
62,91
+0,86
54
Сенегал
61,72
62,56
+0,84
55
Страны с высоким уровнем доходов, не входящие в ОЭСР
71,84
72,67
+0,83
56
Ливан
78,08
78,91
+0,83
57
Ангола
49,44
50,25
+0,82
58
Сингапур
80,44
81,24
+0,80
59
Бангладеш
68,28
69,08
+0,80
60
Кюрасао
75,36
76,16
+0,79
61
Камерун
52,48
53,26
+0,79
62
Кабо-Верде
72,71
73,49
+0,78
63
Малые государства
61,46
62,23
+0,77
64
Венгрия
73,15
73,90
+0,75
65
Болгария
72,66
73,41
+0,75
66
Греция
79,44
80,19
+0,75
67
Румыния
72,57
73,31
+0,74
68
Никарагуа
72,71
73,44
+0,74
69
Гана
59,64
60,35
+0,71
70
Словакия
74,21
74,91
+0,70
71
Турция
73,18
73,88
+0,69
72
Центральная Европа иПрибалтика
74,25
74,93
+0,68
73
Сомали
53,02
53,69
+0,67
74
Кирибати
66,91
67,56
+0,65
75
Иран
72,16
72,81
+0,65
76
Боливия
65,36
66,01
+0,64
77
Оман
75,12
75,75
+0,63
78
Бенин
57,87
58,51
+0,63
79
Индия
64,79
65,41
+0,62
80
Южная Азия
65,23
65,84
+0,61
81
Монголия
66,04
66,64
+0,60
82
Испания
80,87
81,48
+0,60
83
Великобритания
79,45
80,05
+0,60
84
Вануату
69,94
70,55
+0,60
85
Суринам
69,47
70,07
+0,60
86
Перу
73,01
73,60
+0,59
87
Нижний эшелон стран со средним уровнемдоходов
65,01
65,60
+0,59
88
Судан
60,66
61,25
+0,58
89
Гондурас
71,96
72,53
+0,58
90
Того
54,57
55,14
+0,57
91
Таиланда
73,02
73,59
+0,57
92
Мозамбик
48,23
48,80
+0,57
93
Самоа
71,56
72,12
+0,56
94
Гватемала
70,12
70,68
+0,56
95
Французская Полинезия
74,89
75,45
+0,56
96
Соломоновы Острова
66,27
66,83
+0,56
97
Ямайка
72,04
72,59
+0,55
98
Новая Зеландия
80,15
80,70
+0,55
99
Ирландия
79,64
80,19
+0,55
100
Бразилия
72,26
72,80
+0,54
101
Гамбия
57,34
57,88
+0,54
102
Азербайджан
69,76
70,29
+0,54
103
Гуам
77,31
77,84
+0,53
104
Сент-Люсия
73,71
74,23
+0,52
105
Страны с низким исредним уровнемдоходов
67,54
68,05
+0,52
106
Индонезия
69,42
69,93
+0,51
107
Папуа-Новая Гвинея
61,32
61,82
+0,50
108
Гренландия
69,94
70,44
+0,50
109
Сан-Марино
82,51
83,00
+0,49
110
Мир в целом
69,59
70,08
+0,49
111
ДРК
48,21
48,70
+0,48
112
Сан-Томе и Принсипи
65,19
65,67
+0,48
113
Латинская Америка иКарибы
73,43
73,92
+0,48
114
Страны с высокимуровнем доходов
77,71
78,19
+0,48
115
Таджикистан
66,34
66,82
+0,48
116
Белиз
72,56
73,04
+0,48
117
Мексика
75,98
76,46
+0,48
118
Гвинея-Бисау
52,84
53,32
+0,48
119
Европейский союз
78,97
79,44
+0,47
120
Страны со среднимуровнем дохода
68,78
69,25
+0,47
121
Ливия
74,12
74,59
+0,47
122
Хорватия
75,71
76,17
+0,46
123
Коморские Острова
59,52
59,98
+0,46
124
Гайана
65,05
65,51
+0,46
125
Малые карибскиегосударства
70,77
71,22
+0,46
126
Финляндия
79,26
79,72
+0,46
127
Бермудские Острова
78,93
79,39
+0,45
128
Фарерские Острова
79,94
80,39
+0,45
129
Нидерланды
80,10
80,55
+0,45
130
Польша
75,24
75,70
+0,45
131
Косово
69,20
69,65
+0,45
132
Швеция
80,90
81,35
+0,45
133
Марокко
69,49
69,94
+0,45
134
Мальта
79,79
80,24
+0,45
135
Гонконг
82,33
82,78
+0,45
136
Саудовская Аравия
74,41
74,86
+0,45
137
Малые тихоокеанскиеостровные государства
68,61
69,05
+0,45
138
Сальвадор
70,96
71,40
+0,44
139
ДоминиканскаяРеспублика
72,13
72,57
+0,44
140
Колумбия
72,72
73,16
+0,44
141
Япония
82,51
82,93
+0,42
142
Мьянма
63,97
64,39
+0,42
143
Ближний Восток иСеверная Африка
71,14
71,56
+0,42
144
Эквадор
74,98
75,40
+0,42
145
Макао
79,06
79,48
+0,42
146
Египет
69,81
70,23
+0,42
147
Словения
78,56
78,97
+0,41
148
Страны ОЭСР
78,77
79,18
+0,41
149
Португалия
78,32
78,73
+0,40
150
Еврозона
80,10
80,50
+0,40
151
Дания
78,20
78,60
+0,40
152
Норвегия
80,40
80,80
+0,40
153
ОбъединенныеАрабские Эмираты
76,01
76,41
+0,40
154
Верхний эшелон стран со средним уровнем доходов
73,10
73,50
+0,40
155
Куба
78,14
78,53
+0,40
156
Йемен
61,94
62,33
+0,39
157
Страны ОЭСР свысоким уровнемдоходов
79,45
79,84
+0,39
158
Арабский мир
68,99
69,38
+0,39
159
Панама
76,36
76,75
+0,38
160
Бруней
77,42
77,80
+0,38
161
Чили
78,44
78,82
+0,38
162
Пакистан
65,60
65,96
+0,37
163
Багамы
74,06
74,42
+0,36
164
Венесуэла
73,64
74,00
+0,36
165
Палестинская Автономия
72,09
72,45
+0,36
166
Аргентина
75,13
75,49
+0,36
167
Сент-ВинсентиГренадины
71,69
72,05
+0,36
168
Фиджи
68,84
69,20
+0,36
169
Антигуа и Барбуда
74,80
75,16
+0,36
170
Восточная Азия иТихоокеанский регион
73,90
74,26
+0,35
171
Гренада
71,83
72,18
+0,35
172
Черногория
73,92
74,27
+0,35
173
Сербия
73,63
73,99
+0,35
174
Чехия
76,72
77,08
+0,35
175
Коста-Рика
78,73
79,08
+0,35
176
Канада
80,37
80,72
+0,35
177
Уругвай
76,12
76,46
+0,35
178
Барбадос
74,30
74,64
+0,34
179
Албания
76,46
76,80
+0,34
180
Армения
73,76
74,09
+0,33
181
Малайзия
74,00
74,33
+0,33
182
Мавритания
60,54
60,86
+0,32
183
Иордания
72,96
73,28
+0,32
184
Маврикий
72,57
72,88
+0,31
185
Китай
74,42
74,73
+0,31
186
Алжир
70,17
70,47
+0,30
187
Германия
79,53
79,84
+0,30
188
Швейцария
81,74
82,04
+0,30
189
Франция
81,11
81,41
+0,30
190
Филиппины
67,77
68,07
+0,30
191
Бахрейн
75,82
76,12
+0,30
192
Исландия
81,45
81,75
+0,30
193
Тонга
71,74
72,03
+0,29
194
Кипр
78,86
79,15
+0,29
195
Аруба
74,53
74,82
+0,29
196
Грузия
73,25
73,54
+0,29
197
КНДР
68,37
68,66
+0,29
198
Босния и Герцеговина
75,37
75,66
+0,29
199
Катар
77,71
78,00
+0,28
200
Микронезия
68,22
68,50
+0,27
201
Вьетнам
74,90
75,17
+0,27
202
Северная Америка
78,09
78,35
+0,26
203
Македония
74,32
74,58
+0,26
204
Парагвай
71,67
71,93
+0,25
205
Австралия
81,29
81,54
+0,25
206
Соединенные Штаты Америки
77,84
78,09
+0,25
207
Тунис
74,20
74,45
+0,25
208
Туркменистан
64,64
64,88
+0,24
209
Тринидад и Тобаго
69,24
69,48
+0,24
210
Молдова
68,11
68,34
+0,23
211
Узбекистан
67,53
67,74
+0,21
212
Лихтенштейн
81,30
81,50
+0,20
213
Беларусь
70,20
70,41
+0,20
214
Италия
81,43
81,64
+0,20
215
Бельгия
79,78
79,98
+0,20
216
Кувейт
73,90
74,07
+0,17
217
Австрия
80,18
80,33
+0,15
218
Шри-Ланка
73,62
73,66
+0,04
219
Ботсвана
46,30
46,30
0,00
220
Сирия
75,00
74,96
-0,04
221
Ирак
68,86
68,73
-0,13
222
Сейшельские Острова
73,19
73,03
-0,16
Примечания
1. См., например: http://www.finanz.ru/novosti/aktsii/minekonomrazvitiya-ukhudshilo-prognoz-padeniya-vvp-rf-na-2015-god-s-2-8-do-3-3-proc-1000780578 2. Измерено в ВВП на душу населения в постоянных международных долларах 2011 года по паритетам покупательной способности. 3. Источник данных: World Bank. 2015.World Development Indicators Online. Washington DC: World Bank, Electronic version. URL: http://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.PCAP.PP.KD. 4. См., например:http://www.rosbalt.ru/business/2015/06/15/1408713.html 5. Источник данных: World Bank. 2015.World Development Indicators Online. Washington DC: World Bank, Electronic version. URL: http://data.worldbank.org/indicator/SL.UEM.TOTL.NE.ZS. 6. Источник данных: World Bank. 2012.World Development Indicators Online. Washington DC: World Bank, Electronic version. URL: http://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.PP.KD. Дата обращения: 25.01.2012. Отметим, что в текущей (2015 года) версии БД Всемирного банка эти данные уже отсутствуют (в связи, по всей видимости, с их вызывающей «политической некорректностью»). 7. Источник данных: World Bank. 2015.World Development Indicators Online. Washington DC: World Bank, Electronic version. URL: http://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.PCAP.PP.KD. 8. С падением подушевого ВВП в 2007–2009 годах на три и более процента. 9. Источник данных: World Bank. 2015.World Development Indicators Online. Washington DC: World Bank, Electronic version. URL: http://data.worldbank.org/indicator/SH.XPD.PUBL.ZS. 10. Источник данных: World Bank. 2015.World Development Indicators Online. Washington DC: World Bank, Electronic version. URL: http://data.worldbank.org/indicator/SH.XPD.PCAP.PP.KD. 11. Источник данных: World Bank. 2015.World Development Indicators Online. Washington DC: World Bank, Electronic version. URL: http://data.worldbank.org/indicator/SP.DYN.LE00.IN. 12. Источник данных: World Bank. 2015.World Development Indicators Online. Washington DC: World Bank, Electronic version. URL: http://data.worldbank.org/indicator/SH.XPD.PCAP.PP.KD. 13. Источник данных: World Bank. 2015.World Development Indicators Online. Washington DC: World Bank, Electronic version. URL: http://data.worldbank.org/indicator/SH.XPD.PUBL.ZS. 14. Источник данных: World Bank. 2015.World Development Indicators Online. Washington DC: World Bank, Electronic version. URL: http://data.worldbank.org/indicator/SH.XPD.PUBL.ZS. 15. Источник данных: World Bank. 2015.World Development Indicators Online. Washington DC: World Bank, Electronic version. URL: http://data.worldbank.org/indicator/SH.XPD.PCAP.PP.KD. 16. Источник данных: World Bank. 2015.World Development Indicators Online. Washington DC: World Bank, Electronic version. URL: http://data.worldbank.org/indicator/SP.DYN.LE00.IN.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)