За первое полугодие 2015 года в России, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, резко, более чем в два раза, возросла убыль населения. Если за первые шесть месяцев 2014 года она составила более 28 тысяч человек, то за первые полгода 2015 года это число выросло превысило уже 61 тысячу человек.
Напомню, что такая демографическая категория, как естественная убыль (прирост) населения, представляет собой разницу между количеством родившихся и умерших жителей страны или региона. Если количество родившихся преобладает над числом умерших, мы имеем прирост, если умерших больше, чем родившихся, то убыль.
Кстати, есть еще один существенный показатель негативных процессов, идущих в российском обществе. За первую половину текущего года в России заметно сократилось число браков. Связали себя семейными узами на 48 тысяч человек меньше, чем за аналогичный период 2014 года. В нынешнем российском обществе, где преобладают "традиционные ценности", это будет иметь не менее серьезные последствия для демографии, чем, скажем, распространение онкологических заболеваний. Ведь ребенок, рожденный вне брака, в глазах значительной части общества вновь считается "незаконным", а значит, нежеланным. Стало быть, многие женщины теперь не будут, как раньше, "рожать для себя", что станет еще одним существенным фактором убыли населения в стране.
Однако вернемся к цифрам. Для начала отметим, что тот прирост населения, который отмечался официальной статистикой в последние два года, тоже вызывал много вопросов. Собственно, приростом его назвать можно лишь с натяжкой.
По данным Росстата, в 2013 году население России увеличилось на 24 тысячи человек, а в 2014 году немногим более чем на 30 тысяч. С учетом того, что это составляет менее 0,03% от общего числа жителей страны, такой "прирост" не тянет даже на статистическую погрешность. Этими цифрами, которыми публично гордятся руководители страны, строго говоря, можно пренебречь как математически ничтожной величиной. Особенно после того, как мы поймем, откуда они берутся.
Из данных все того же Росстата следует, что и в 2013, и в 2014 годах в России фиксировался отнюдь не прирост населения, а его убыль: число умерших было выше числа родившихся. Но откуда же тогда по итогам этих двух лет взялся прирост? Ответ — в данных все того же Росстата. Как появляются цифры положительной статистики видно по его оперативной информации за первые пять месяцев 2015 года. С одной стороны, эти материалы однозначно свидетельствуют, что рожать в России стали на 16,7% меньше, чем за тот же период прошлого года, а умирать на 14,5% чаще. Общая убыль за прошедшие полгода, как было отмечено, составила 61 тысячу человек. Однако одновременно на сайте Федеральной службы государственной статистики сообщается, что "с начала года (до 1 июня) число жителей России возросло на 13,7 тыс. человек".
Так мы сократились на 61 тысячу человек или выросли на 13,7 тысяч? Разгадка близка. Мы находим ее двумя строками ниже: "миграционный прирост полностью компенсировал численные потери населения и превысил их на 20,8%".
Итак, разобрались: в стране все та же убыль, а никак не прирост населения, но спасибо мигрантам из дружественных стран — они не только строить и жить нам помогают, но и улучшают показатели отечественной демографии.
Теперь попробуем разобраться, в чем причины того, что темпы убыли населения в России за последний год возросли вдвое. Минздрав поспешил объяснить увеличение смертности россиян эпидемией гриппа. Однако по данным все той же статистики, примерно 65% всех смертей в России, как и в прошлые годы, приходится на болезни сердечно-сосудистой системы и рак. Нет какого-то радикального увеличения числа смертей и по другим распространенным причинам, в том числе, из-за алкоголизма.
В интервью РБК заместитель руководителя Федерального неврологического центра экстрапирамидных заболеваний и психического здоровья Эдуард Гаврилов сказал, что в докладе правительства, подготовленном с участием Минздрава в 2014 году, отмечалось снижение потребления алкоголя в РФ. Он также опроверг и версию о резком увеличении смертности из-за гриппа. По его словам, если в первом квартале 2014 года от гриппа в РФ умерли 57 человек, то за тот же период текущего года — всего 54.
Президент Путин выдвинул свою версию увеличения смертности. Из его слов следует, что виной всему… позитив. А именно, увеличение продолжительности жизни населения. Получается, что вдруг в один год в стране сразу стало слишком много стариков, которые, соответственно, и ухудшили статистику. То есть, в 2012 и 2013 годах они еще были бодры и жизнеспособны, а в 2014 году, по неизвестным причинам, вдруг сразу одряхлели и отправились в лучший мир.
Минздрав естественно сразу же подхватил и развил мысль президента. Однако при всей ее плодотворности для чиновного люда, она не объясняет то, почему в стране не только возросло количество смертей, но и резко упала рождаемость (как мы помним, именно из этих двух показателей и складывается либо прирост, либо убыль населения).
Эдуард Гаврилов, помимо прочего, выдвинул гипотезу, согласно которой на увеличение смертности повлияли массовые сокращения медицинского персонала, а также койко-мест в стране. Однако представляется, что этот процесс, который, хоть и более убедительно, чем все предыдущие версии, объясняет происходящее, в полной мере сыграет свою роковую роль только в будущем. И усилит другие, не менее существенные, экономические, социальные и политические причины возвращения роста убыли населения, о которых руководство страны и близкие к нему эксперты стараются не говорить.
Очевидно, что на сокращение рождаемости в стране в первой половине 2015 года повлиял сразу целый ряд экономических и политических факторов. Демография — это вообще такой очень точный индикатор, который, как выясняется, никакими патриотическими заклинаниями не обманешь.
Резкий рост цен на продукты и сокращение реальных доходов людей неизбежно влияют на их самоощущение. Кроме того, у границ страны идет война. Не сомневаюсь, что жестокое вооруженное противостояние на Украине заставило похолодеть многие даже самые патриотичные сердца в России, подтолкнув к решению отложить рождение детей на более отдаленное будущее. Даже самым аполитичным людям, пусть и не на рациональном, а на эмоционально-животном уровне, эта война открыла такие зияющие перспективы, что многие люди решили, что сейчас не время обзаводится потомством. А ужас перед этими перспективами, который, как пел поэт, "режет душу", кого-то свел в могилу раньше срока, а кого-то заставил уехать из страны.
Чтобы понять, насколько глобальные политические процессы влияют на рост или сокращение населения, стоит обратиться к не столь давней истории. В 1986-87 годах, на пике горбачевской перестройки, прирост населения в РСФСР составлял почти миллион человек в год. Примерно то же самое было и в следующем, 1988 году, — около 800 тысяч человек. Однако дальше пошел почти лавинообразный спад. Буквально за два-три года прирост населения в России почти прекратился, упав в 1991 году до 104 тысяч человек.
Я очень хорошо помню собственные ощущения того времени. Если во второй половине 1980-х годов среди них преобладала надежда на лучшее будущее, то на рубеже 1980-90-х появилось чувство надвигающейся лавины, которую уже не остановить.
И все же, в 1991 году был еще прирост населения, причем такой, которым в нынешней России очень бы гордились. Однако уже в 1992 году мы имели убыль почти в 220 тысяч человек, в 1993 году страна потеряла 750 тысяч человек, а 1994 — почти 900 тысяч. И так с небольшими колебаниями (около 700-900 тысяч человек ежегодно) продолжалось почти 12 лет подряд.
С 2006 года убыль населения постепенно сокращалась, однако, как было показано выше, вопреки официальным реляциям, не остановилась насовсем. Сейчас же она вновь стала возрастать.
Важен еще вот какой момент. В 1990 году в экономическом и социальном плане в стране все было почти как всегда. Больше того, в 1988-89 годы страна достигла пика своего экономического развития за предыдущие двадцать лет. Однако сокращение прироста населения в это время вдруг пошло стотысячными темпами. Почему это происходило? Ведь о массовом закрытии школ, больниц, врачей и учителей, о резком сворачивании социальных гарантий в то время речи еще не шло (в отличие, кстати, от текущего момента).
Выскажу гипотезу. Это было вызвано все тем же страхом перед будущим, который охватил народ и сегодня. Ведь ум пропагандой обмануть можно, а ощущения миллионов людей — нет. Они могут сколько угодно выражать верноподданнические чувства, но страх перед будущим, вызванный политическими пертурбациями настоящего, экономическим кризисом, войной, полыхающей у границ, отсутствием позитивных перспектив как для себя, так и для страны в целом, все сильнее будут давить на ощущения, а потом и на сознание людей и точно не даст роста рождаемости.
Александр ЖЕЛЕНИН. «Росбалт», 15 августа 2015 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)