Генеральный секретарь МАСО Ханс-Хорст Конколевски о том, как обеспечить граждан социальной поддержкой в условиях мирового экономического кризиса
Визит главы МАСО Ханса-Хорста Конколевски в Москву совпал с приятным событием – награждением его высшей юридической премией «Фемида», состоявшемся в столичном Доме музыки.
Россия переживает очередной экономический кризис. На этот раз густо заправленный санкциями западных стран. В этих условиях россиянам снова предстоит затянуть пояса и научиться жить в жестких реалиях. К сожалению, многим гражданам придется уповать только на помощь государства и не очень богатое социальное обеспечение. О роли, задачах и методах работы организаций социальной защиты населения, в том числе в условиях экономической нестабильности, в интервью журналисту Владимиру АЛЕКСЕЕВУ рассказал генеральный секретарь Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО) Ханс-Хорст КОНКОЛЕВСКИ.
– Господин Конколевски, какие задачи решает МАСО?
– МАСО, которая родилась в недрах Международной организации труда в 1927 году, изначально создавалась как платформа для сотрудничества между администраторами социального обеспечения. В то время стало абсолютно очевидно, что необходимо заниматься социальной политикой, ее развитием, потому что общественность понимала, что без ясной и открытой социальной политики не может быть социального мира и справедливости. Признавая при этом необходимость развития законодательства социального обеспечения, понимали, что без грамотного управления социальным обеспечением, которое, собственно, и должно заниматься претворением в жизнь социальных законов, не может быть движения общества вперед.
Поэтому одной из основных задач, стоящих перед МАСО, стала как раз поддержка вопросов управления социальным обеспечением, повышение его стандартов.
– Какие вызовы считаете наиболее острыми для систем социального обеспечения в мире?
– На сегодняшний день основным вызовом остается тот, что существовал и в момент зарождения нашей организации, – отсутствие доступа большей части населения мира к социальному обеспечению. При этом отрадно отметить, что современный уровень социального обеспечения демонстрирует в последние годы значительный прогресс в решении этой сложной задачи. Особенно ярко тенденция растущего охвата населения социальным обеспечением проявляется в странах БРИКС. Например, в Китае за очень короткое время смогли создать две базовые программы здравоохранения и пенсий по старости. Другой вызов, который наиболее остро стоит сегодня перед индустриальными странами, – это чрезмерная демографическая нагрузка на программы социального обеспечения. В этих государствах население продолжает стремительно стареть, тогда как фонды социального обеспечения остро нуждаются в новых дополнительных ресурсах для поддержания уровня пособий и услуг, предоставляемых пожилым людям как в рамках пенсионных, так и медицинских программ.
Другим серьезным вызовом стал мировой финансово-экономический кризис, который разразился в 2008 году. В результате в мире стала расти безработица, с последствиями которой приходится бороться правительствам и в конечном счете органам социальной защиты. В странах, где уже существует надежная система соцобеспечения, смогли своевременно отреагировать и разработать достаточно гибкий план мер борьбы с растущей безработицей. В тех странах, где есть понимание, что социальное обеспечение – это не затраты, а инвестиции в человеческий капитал, правительства смогли наиболее эффективно противостоять мировому кризису.
И последний из самых серьезных вызовов – это растущая миграция, прежде всего в ее неформальной форме. Неконтролируемый рост этого явления оказывает постоянное давление на общество, так как в большинстве стран соцобеспечение строится на принципах социального страхования, то есть существует за счет тех взносов, которые уплачиваются в систему. В этой части МАСО поддерживает Рекомендацию № 202 Международной организации труда, которая была принята в 2012 году. Этот международный инструмент призывает страны создать минимальный, базовый уровень социальной защиты для всех. Надо признать, что только там, где правительства в полной мере осознают важность такого подхода, риск социальной напряженности сводится к минимуму. В качестве позитивного примера надо отметить, что решению проблем, связанных с растущей миграцией, в России уделяют достаточно внимания, прежде всего в части защиты трудящихся-мигрантов и вывода их занятости из теневой экономики. Надеемся, что другие страны используют опыт России применительно к своим национальным условиям.
– В России вроде бы нет проблем с охватом населения соцобеспечением.
– Мы говорили о мировых трендах. Что касается России, то для нее вопрос охвата населения соцпрограммами не является большим вызовом. Это объясняется во многом позитивным советским наследием, когда практически все население страны было охвачено программами соцобеспечения. Для меня очень отрадно, что вопросы удержания универсального охвата населения находятся в центре внимания президента и правительства Российской Федерации. Полагаю, что главным вызовом, как и для многих других стран, для России является стареющее население. Демографическая нагрузка на бюджет и в целом на экономику страны становится все более весомой. С другой стороны, мы с удовлетворением отмечаем, что для поддержки рождаемости правительство России приняло интересную и эффективную программу, в рамках которой выплачивается материнский капитал. Первые результаты показывают, что эта мера эффективно мотивирует рождаемость, а значит, увеличивает долю молодого поколения в демографической структуре России. Результат такой политики – отсутствие в последние годы так называемой отрицательной рождаемости в РФ. Все это в конечном счете позитивным образом отражается не только на благосостоянии молодых семей, но и на рынке труда, где доля молодых работников будет расти и улучшать соотношение между работающим населением и теми, кто вышел на пенсию. Таким образом, программу выплаты материнского капитала можно смело назвать комплексной дальновидной инвестицией в развитие человеческих ресурсов России. Продолжая разговор об обеспечении финансовой устойчивости системы, мировая практика говорит о широком наборе мер, снижающих демографическую нагрузку, а значит и экономическую нагрузку на систему. Важно, что при выполнении этой задачи нельзя жертвовать размером пособий, а всегда стремиться к тому, чтобы пенсии и другие пособия были адекватны социальным стандартам.
Замечу, что одна из самых распространенных во всем мире мер в области финансовой устойчивости пенсионных программ – это увеличение возраста выхода на пенсию. Не исключаю, что такой вопрос рано или поздно будет актуальным и для вашей страны. Насколько мне известно, пенсионный возраст в России не повышался с 1928 года, тогда как средняя продолжительность жизни в стране за это время выросла почти в 1,5 раза. Конечно, принятие таких реформ всегда должно сопровождаться согласием общества. Самые успешные реформы повышения пенсионного возраста проходят в тех странах, в которых это происходит постепенно, в течение достаточно длительного времени.
– При любом раскладе повышение пенсионного возраста – мера весьма непопулярная. Особенно среди людей старшего возраста. Можно ли игнорировать их интересы?
– Конечно, такая проблема существует. Поэтому очень важно проводить открытую дискуссию на этот счет, терпеливо объяснять, почему необходимо поднимать пенсионный возраст. Эти реформы не должны осуществляться в шоковом варианте, но планомерно и длительно по срокам. Обсуждать все детали предстоящих изменений надо со специалистами, в первую очередь с экономистами и профсоюзами. В итоге широкой дискуссии должна вырабатываться общая позиция, которая позволит двигаться вперед и избежать конфронтации в обществе. Именно так, в частности, происходили реформы в скандинавских странах, где население считается самым старым.
– Считаете ли вы, что свертывание социальных программ может привести к разрушению основ социального порядка в обществе?
– С точки зрения МАСО, соцпрограммы не являются нагрузкой – это социальный капитал страны. Эти программы просто необходимы для поддержания социального мира. С другой стороны, важно, чтобы и общество сохраняло соревновательные начала. В таком случае обе стороны диалога вносят свой вклад в социально-экономическое развитие общества. Ведь по большому счету речь идет о перераспределении благ между всеми членами общества. Тогда численность населения страны будет расти вместе с ее экономикой. Хочу заметить, что в экономически развитых странах и программы социального обеспечения наиболее развиты, что является показателем успеха в социально-экономическом развитии страны.
При этом не следует полагать, что государство должно пассивно предоставлять финансовую помощь по безработице, больничным и другим программам соцобеспечения. Например, если произошел несчастный случай на производстве, то следует не только обеспечить пострадавшего пенсией по инвалидности, но и постараться вернуть его на рынок труда. Сегодня программы соцобеспечения должны быть современными, динамичными, отвечающими на все вызовы дня.
– Роль МАСО – наблюдать за миропорядком в социумах?
– Нет, вовсе нет. Мы разрабатываем подходы, рекомендации национальным подразделениям, каким образом реализовывать соцобеспечение наиболее эффективно. Кроме международных стандартов МАСО предлагает технические консультации и программы, связанные с повышением производственного и административного потенциала национальных организаций. В Москве я, например, встречаюсь с нашими российскими членами на предмет развития потенциала организаций применительно к вашей стране, а также к условиям стран Евразии. Надеюсь, что в этом направлении МАСО сможет оказать этим странам качественную поддержку в подготовке кадров и техническую помощь в реализации программ социального обеспечения.
– На помощь каких структур в России вы могли бы рассчитывать?
– В России прежде всего мы рассчитываем на наших членов, каковыми являются Минтруд РФ, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Негосударственный пенсионный фонд «Газфонд», Национальная ассоциация пенсионных фондов (НАПФ) и организация «Социальная безопасность».
– Как вы оцениваете реформы социального обеспечения в Российской Федерации?
– Мы в МАСО удовлетворены тем фактом, что вопросы социального обеспечения в России находятся в центре внимания президента страны и правительства. Мы видим, что вокруг программ соцобеспечения идет серьезная дискуссия на уровне правительства и общества. Понимаем, что необходимо время для проведения реформ в этой чувствительной для населения области. С удовольствием отмечаем, что в России прикладываются серьезные усилия для развития культуры социального обеспечения и отношений, когда все стороны диалога отдают себе отчет, что они не только являются пассивными получателями благ, но и активными игроками, ответственной за состояние дел в обществе стороной. Развитие адекватного социального обеспечения – это не только удел правительства, но всего населения. Тогда будет успех.
– Вернемся к вопросу повышения пенсионного возраста. Как вы относитесь к идее его повышения в России?
– Какой бы непопулярной ни была эта мера, надо понимать, что для любой страны повышение пенсионного возраста неизбежно. Просто общество должно решить для себя, каким именно образом проводить такую реформу и как достичь согласия в части постепенного повышения пенсионного возраста. В этом плане важно вести разговор с людьми в возрасте до 45 лет, которым предстоит выходить на пенсию в достаточно отдаленной перспективе.
Правда, некоторые из экспертов считают, что повышение пенсионного возраста вызывает другую проблему, а именно: увеличение занятых рабочих мест пожилыми работниками, на которые молодые люди уже не смогут претендовать. На мой взгляд, это чистой воды заблуждение, некий миф. Если экономика здоровая, то она сама создает рабочие места, а не люди, освобождающие их в связи с уходом на пенсию. В тех странах, где существует высокий пенсионный возраст, нет связи с незанятостью молодежи. Наоборот, хорошо работающая экономика генерирует новые рабочие места, в том числе для молодежи.
– Во время очередного визита в Москву четыре года назад вы заявили, что Россия очень щедро относится к своим женщинам, позволяя им так рано выходить на пенсию. Не изменили своего отношения к нашему слабому полу?
– Журналисты все-таки злопамятный народ. Я действительно так говорил, другое дело, в каком контексте. Во многих странах есть различие в пенсионном возрасте для мужчин и женщин. Они, как правило, продиктованы исторически сложившимися особенностями той или иной страны. В большинстве других стран нет возрастной разницы между уходящими на пенсию мужчинами и женщинами. Ведь надо иметь в виду, что более ранний выход на пенсию для женщины предполагает меньший объем финансирования этой пенсии из-за более короткого периода уплаты взносов, которые поступали за нее в систему социального обеспечения страны, и зачастую с заработной платы, которая меньше, чем у мужчин. Поэтому размер пенсии для женщин будет ниже размера пенсии мужчины, за которого взносы в систему уплачиваются дольше и с большей заработной платы. А если женщина еще и не замужем, например, то она автоматически попадает в категорию бедного населения. Если семья полная, то никаких проблем не возникает. Напротив, женщина имеет возможность уделять больше внимания семье и детям. К сожалению, приходится признавать, что традиционные семейные структуры исчезают. Растет количество разводов, одинокие родители становятся общим правилом нашей жизни. Я считаю, что женщина, работающая дольше, имеет возможность обеспечивать себя и детей лучше даже после выхода на пенсию. Так, выходит, что четыре года назад я не только не обидел российских женщин, наоборот – им посочувствовал.
– И все-таки есть разница между работающей женщиной где-нибудь на юге Европы и нашей работницей, скажем, на Крайнем Севере. А если она одинока, то выходит, что она должна еще и работать больше?
– Да, но работа – это не наказание. Потому что работа – это источник дохода и процветания. Но я согласен с тем, что каждая страна свободна в своем выборе устанавливать сроки выхода своих граждан на пенсию с учетом климатических и национальных особенностей. При этом хочу отметить, что мы позитивно относимся к тому, что российская пенсионная система принимает в расчет для назначения пенсии щедрые по своей продолжительности периоды по рождению и уходу за ребенком. Это уникальная практика в мире…
– На ваш взгляд, можно ли считать оправданным предложение некоторых наших структур приостановить выплату пенсий работающим россиянам с годовым доходом более 1 миллиона рублей, что составляет около 14 тысяч евро?
– Международные организации – Международна организация труда и МАСО – никогда не предписывают, как следует действовать национальному законодателю, если это, конечно, не касается соблюдения минимальных стандартов обеспечения. Вопрос о выплате пенсий работающим пенсионерам не относится к числу таких стандартов. Поэтому национальный законодатель обладает в данном вопросе широкой свободой усмотрения и вправе принять решение с учетом целого ряда конкретных факторов (состояния занятости, демографии, уровня доходов населения и т.д.).
Ханс-Хорст Конколевски
Генеральным секретарем Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО) Ханса-Хорста Конколевски избрали в 2005 году члены МАСО, представляющие организации социального обеспечения из 145 стран. В его обязанности входит общее руководство деятельностью МАСО, которая носит всемирный характер и проводит крупные международные конференции, встречи по важнейшим вопросам социального обеспечения. Кроме того, в сферу деятельности генерального секретаря входят вопросы сотрудничества с другими ведущими международными организациями, занимающимися проблемами социально-экономического развития.
До своего избрания генеральным секретарем МАСО Конколевски 10 лет занимал пост директора Европейского агентства по охране труда – трехсторонней организации Европейского союза, базирующейся в Бильбао (Испания). Ранее Конколевски, будучи подданным Дании, занимал несколько ключевых постов в датском Министерстве занятости, а также работал заместителем генерального директора Национального управления условий труда Дании. Конколевски окончил университет в городе Аальборге, а затем аспирантуру.
Международная ассоциация социального обеспечения (МАСО)
Ассоциация основана в 1927 году и является универсальной международной организацией, ставящей своей целью осуществление единой мировой политики в сфере социальной защиты населения. Кроме того, МАСО принимает активное участие в мероприятиях других международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ, МОТ, ВОЗ, ЕС), направленных на совершенствование системы социальной защиты населения.
Главным руководящим органом МАСО является Бюро МАСО. Генеральный Секретариат МАСО представляет собой главный административный центр МАСО, расположенный в Женеве (Швейцария).
Основные цели МАСО: внедрение мировой политики социальной защиты населения и ее адаптация в национальной, региональной и международной экономике; совершенствование систем социального обеспечения; внедрение и поддержка административных институтов социальной защиты населения в различных странах в целях глобализации международных методов социальной защиты: установление связей между национальными и региональными институтами социальной защиты населения и другие вопросы
Владимир АЛЕКСЕЕВ. «Независимая газета», 25 февраля 2015 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)