Татьяна Малева о том, кто будет работать в России ближайшего
будущего
В наших представлениях об устройстве рынка труда и влиянии
на него мигрантов больше мифологии, чем реального знания. О том,
какие тренды определяют сейчас состояние рынка рабочей силы и какие
меры его регулирования были бы адекватны ситуации, рассказывает
Татьяна Малева, руководитель Института социального анализа и прогнозирования
РАНХиГС, специалисты которого подготовили аналитический доклад "Миграция
и рынок труда".
- В вашем докладе подтверждается тренд на старение населения
и сокращение численности трудоспособного населения и, соответственно,
сокращение предложения труда. Все это происходит впервые, тем более
в таких масштабах и на столь длительный срок. Отсюда вопрос: возможен
ли экономический рост без рабочей силы, то есть без людей?
- Сегодня риски, связанные со старением, в полной мере
осознаны только пенсионной системой. Потому что здесь все вполне
конкретно: система уже имеет дело с феноменом, когда плательщиков
мало и число их сокращается, а получателей много и число их растет.
Кадровый же дефицит - это эволюционный процесс. И хотя о том, что
он нарастает, известно давно, его опасность и последствия до сих
пор никем до конца не осознаны.
Сейчас в возраст экономической активности вступает трагически
малочисленное поколение 1990-х. Выходит же из возраста экономической
активности относительно многочисленное поколение родившихся в 1950-е.
- И этот процесс не будет компенсирован новыми поколениями?
- Не будет. Это надолго, всерьез и глубоко. Такое падение
в нашей демографической истории - впервые (за исключением периодов
войн). В мире таких прецедентов до сих пор тоже не было. По этому
пути предстоит пройти экономикам России, Украины и Белоруссии. И
ответ на вопрос о том, возможен ли экономический рост, даже если
бы не было привходящих, новых политических и макроэкономических
обстоятельств, совершенно неоднозначен. Примеров компенсации такого
глубокого падения объема рабочей силы не было. ВВП даже на прежнем
уровне все труднее поддерживать уменьшающимися объемами трудовых
ресурсов.
Классический ответ известен: такое падение можно было
бы компенсировать ростом производительности труда. Но одномоментные
"взрывы" производительности труда невозможны, этот рост
должен быть подготовлен - технологически, инвестиционно, квалификационно
- логикой предшествовавших этапов развития. Этого у нас не было.
Миграция - не панацея, а лишь один из факторов, который
может снять остроту проблемы трудовых ресурсов. Она не может компенсировать
нарастающий дефицит рабочей силы.
Рисунок 1. Численность постоянного населения РФ на 1
января 2013 года по однолетним возрастным группам, чел.
В неформальном секторе - 13 миллионов человек
- Как следует из доклада, спрос на высококвалифицированную
рабочую силу невысок, зато требуются работники низкой и средней
квалификации…
- Спрос на высококвалифицированную рабочую силу не очень
велик, но он есть. Этот спрос не фиксируется банком вакансий, а
удовлетворяется другими способами.
Рисунок 2. Заявленная работодателями потребность в работниках,
тыс. чел.
Работодатели жалуются на нехватку и неквалифицированных,
и квалифицированных рабочих в реальном секторе. Сегодня у нас уже
нет уверенности, что они искусственно "придерживают" рабочую
силу - феномен 1990-х годов. В 1990-е "придерживание"
происходило в основном потому, что не верили в то, что спрос на
продукцию предприятий упадет надолго, готовились к выходу на прежние
траектории, для которых должна была понадобиться рабочая сила.
- Какие способы адаптации сейчас существуют на рынке
труда? Отходничество, неформальный сектор?
- Представим себе рынок в виде пирамиды, которая состоит
их трех сегментов. Крупные и средние предприятия: их около половины,
считается, что это хорошие рабочие места. Но хорошие они скорее
для нас, исследователей: мы знаем, сколько их, где они, кто они.
Второй сегмент - малые предприятия, доля колеблется в разные периоды
от 8 до 15%. Но даже если мы чисто статистически посмотрим на эту
картину, мы не можем с точностью сказать, сколько их и кто они,
потому что речь идет не о регулярных обследованиях. И мы не всегда
понимаем связь этой рабочей силы с показателем ВВП.
И есть третий сегмент. Он называется "прочие".
Там все: и самозанятые, и фермеры, и временно незанятые, которые
не перешли в состав безработных. Причем там есть и полезные рабочие
места, и совершенно невнятные, и высокооплачиваемые, и низкооплачиваемые.
И наконец, есть чисто неформальный сектор: работник и работодатель
договариваются устно о работе и оплате.
Этот сектор составляет гигантскую цифру - 13 млн человек.
У нас сокращается верхняя часть пирамиды, пульсирует
середина в зависимости от мер поддержки или неподдержки малого бизнеса,
а "прочие" - это свалка, где не видна связь с ВВП и отраслями.
А неформальный сектор не сокращается, а растет.
- Какие кадры может получить наша страна за счет миграции?
- Почему-то считается, что миграция высококвалифицированных
специалистов - это хорошо, а остальная миграция - это плохо. В отношении
первых сделаны серьезные шаги, в отношении вторых - только декларации.
Кто такие высококвалифицированные специалисты? Это возможности для
ведущих университетов страны и для Сколково. В массовом же порядке
страна нуждается в просто квалифицированных специалистах - хороших
инженерах, техниках, рабочих и т.д. Кстати, традиции технического
и инженерного образования сохранились не только в России, но и в
СНГ. И за приемлемые деньги мы могли бы привлечь оттуда хороших
адаптивных профессионалов.
Рисунок 3. Удельный вес потребности в работниках для
замещения вакантных рабочих мест в численности работников, %
- А мы сами не производим в нужных количествах такие
кадры или они "съедаются", опять же согласно вашему исследованию,
в основном Москвой и нефтедобывающими регионами?
- Москва, например, производит даже авиаторов и агрономов.
Но эти авиаторы и агрономы Москву не покидают, хотя здесь нет ни
авиазаводов, ни полей. Это уже вопрос, в том числе, искаженной структуры
регионального образования. Почти половина студентов-бюджетников
после выпуска из вуза работают не по специальности.
Но надо понимать, что иногда интересы рынка труда и
социального развития не совпадают. Для рынка труда образование эффективно
тогда, когда есть соответствие полученной специальности работе.
Несколько лет назад даже обсуждалась такая мера: если человек работает
не по специальности, пусть вернет государству деньги, потраченные
на его обучение. Но на мой взгляд, это стратегически ошибочно. С
точки зрения социального развития наличие высшего образования лучше,
чем его отсутствие, даже если это невыгодно рынку труда. Это и есть
наращивание человеческого и социального капитала.
- Есть еще тема региональных различий, когда по центрам
притяжения мигрантов видно, где в стране есть жизнь.
- Это гравитационная модель в чистом виде: центры притяжения
совпадают что для внутренних мигрантов, что для внешних. И те и
другие едут туда, где есть работа и зарплата.
В стране ведется спор между сторонниками миграционной
политики открытых дверей и сторонниками протекционизма по отношению
к национальной рабочей силе.
Первые говорят, что конкуренции между иностранцами и
россиянами нет. В Москве дворники - либо киргизы (или представители
какой-либо другой национальности), либо никто. Это очень близко
к истине. Но наше исследование показало, что конкуренция все же
есть - между внешними иностранными и внутренними российскими мигрантами
- и она наблюдается за низкоквалифицированные рабочие места. Кстати,
действующая законодательная парадигма, как ни странно, отдает преимущество
именно внешним мигрантам. Иностранный работник более выгоден работодателю,
чем российский…
- …который дорог в эксплуатации.
- Да, в силу асимметрии в платежах во внебюджетные социальные
фонды иностранный мигрант для работодателя дешевле. Кроме того,
оседлость российского населения подпитывается социальными механизмами.
Хотя российское население и в самом деле не очень подвижно. Даже
если оставить в стороне проблему рынка жилья и его аренды, отсутствие
эффективных социальных институтов компенсируется неформальными связями.
А все эти неформальные связи, позволяющие выживать, - "свои"
учитель, врач, продавец, полицейский и проч. - они формируются в
месте проживания.
И в случае переезда адаптация в новом российском регионе
нелегка, это вам не Соединенные Штаты Америки, где во всех штатах
социальная инфраструктура развита почти одинаково, работают одни
и те же социальные институты… Отсюда и оседлость.
- При том что люди привыкли и к неформальной работе
тоже.
- Да. Кстати, мы все пытаемся вывести все эти неформальные
практики из тени в свет, и вроде бы всем, например, неформальные
платежи не нравятся, но в действительности никто не хочет никаких
изменений и реформ.
"Матрица" конкуренции на рынке труда в связи
с миграцией сложная. Это не просто конкуренция между иностранными
и внутренними мигрантами. Есть еще одна конкуренция - между формальным
и неформальным секторами. И конкуренция идет между всеми типами
мигрантов. Внутренний мигрант, например, дороже внешнего, но всегда
есть возможность перевести его в неформальный сектор. И идет рост
неформальной занятости.
Оценивая перспективы привлечения иностранных мигрантов,
надо понимать, что потенциал стран-доноров, которые традиционно
питали наш рынок труда (за исключением Узбекистана), близок к исчерпанию.
В большей или меньшей степени можно сказать, что все,
кто хотел бы и мог приехать, они уже все здесь. Поэтому новый мощный
приток мигрантов маловероятен и, тем самым, внешние мигранты не
могут решить проблемы замещения сокращающегося трудоспособного населения
России.
Рисунок 4. Основные страны - поставщики рабочей силы
в Россию (% числа выданных разрешений на работу), 2012 год
Как избежать мигрантофобии и социальной миграции?
- По данным, которые вы приводите, примерно 60% общего
числа трудовых мигрантов - это неквалифицированные рабочие. Национальный
состав понятен. Это провоцирует националистические настроения разной
степени радикальности и массовости. Что с этим делать?
- Ксенофобия и мигрантофобия, конечно, не только российская
черта. И сейчас мы, отставая в миграционной политике от европейских
стран, имеем шанс оценить риски и объективно проанализировать то,
что происходит на Западе. (Исключив при этом из анализа США, потому
что это государство другого типа, оно изначально создано иммигрантами.)
В Европе те же тренды с рабочей силой, что и у нас,
- старение и выбытие. Но есть серьезные негативные сигналы, связанные
с миграцией. Беспорядки в пригородах Парижа, напряжение в Германии.
На мой взгляд, самым серьезным социальным событием 2013 года стали
поджоги мигрантами Стокгольма - столицы страны чрезвычайно толерантной,
столицы шведской модели государства благосостояния, "сердца"
социал-демократической социальной доктрины. И главная особенность
состояла в том, что мигранты требовали не повышения зарплаты и работы,
а повышения размера социальных пособий. Они в большинстве своем
не работают и не собираются работать.
В этом смысле многие страны Европы сейчас уже имеют
дело не с трудовой, а с социальной миграцией - это поиск доступа
к источникам социального благосостояния.
- У нас пока миграция в основном трудовая.
- Пока да. Но нам скоро тоже придется определяться.
Если мы хотим в перспективе получить хороших работников, мы должны
стимулировать их переезд на ПМЖ, и тогда мы должны делиться с ними
социальными ресурсами. Они должны иметь доступ к здравоохранению,
образованию, пенсионной системе. Это дорого. Но в основании такой
политики лежит логика, согласно которой следующее поколение адаптировавшихся
в России работников будет очень приближено к российскому населению,
в том числе и по образованию, и по культуре. Это мигранты второго
поколения.
- Какова механика возникновения мигрантофобии?
- Мигранты, внешние или внутренние, прибывают не туда,
куда хотят, а куда притягивает рынок труда. И как мы уже говорили,
прибывают не поодиночке, а массово. А там, где высокая концентрация
мигрантов, возникают конфликты и напряжение.
Например, мигрантов много в столице, они видны, видимо,
у жителей некоторых районов, где сконцентрированы мигранты, возникает
некоторое напряжение. Но Москва имеет мощные политические и информационные
ресурсы, чтобы транслировать эту столичную мигрантофобию по всей
стране. Одновременно парадокс в том, что многие российские регионы
борются за квоты на мигрантов и даже готовы привлекать их на неформальной
основе.
- Какие из ваших рекомендаций по итогам подготовки доклада
вы считаете ключевыми?
- Нам нужно научиться сочетать краткосрочные и долгосрочные
интересы, стимулировать краткосрочную и долгосрочную миграцию: не
просто приглашать работников, но и пополнять за счет мигрантов численность
российских граждан. И это разный набор инструментов регулирования.
К восполнению демографического провала, с которым мы имеем дело
в последние десятилетия, краткосрочная миграция не имеет никакого
отношения. Для поддержки долгосрочной миграции надо снижать социальные
барьеры миграции: создавать механизмы доступа к медицинским услугам,
к дошкольным учреждениям и школьному образованию и т.д.
Но при этом с учетом печального опыта Европы надо не
допустить, чтобы трудовая миграция переросла в социальную: нам нужны
не реципиенты социальных пособий, а рабочая сила.
С точки зрения рекомендаций ясно, что квоты на мигрантов
надо отменять - это иллюзия регулирования.
Нужно исключить различия в правовом статусе между внутренними
и иностранными мигрантами: внутренний мигрант не должен заведомо
оказываться в более невыгодных условиях в глазах работодателя, как
это происходит сегодня.
И есть очевидные перекосы. Например, запреты на въезд
в страну после двух правонарушений - эту меру надо отменить или
смягчить. У нас сегодня таким правонарушением становится даже курение
в неположенном месте, нарушение правил пешеходного перехода. И двух
таких эпизодов достаточно, чтобы выдворить мигранта из страны.
Беседовал Андрей КОЛЕСНИКОВ. "Газета.ru",
20 октября 2014 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)