… о новых взглядах
католической церкви на вопросы семьи и брака
Семейное дело
Католические епископы пытаются ответить на новые общественные
запросы в проблемах семьи и брака
В Ватикане завершил работу Чрезвычайный синод католических
епископов, обсуждавший возможность новых подходов церкви к вопросам
семьи. Комментарии по его итогам сосредоточились на отсутствии главной
сенсации - в документе, принятом синодом, нет тех изменений в позиции
по проблеме гомосексуализма, которые ожидались исходя из результатов
предварительной дискуссии. Однако стоит отвлечься от поисков сенсаций
и попробовать понять, на какой важный шаг решился папа Франциск,
созывая епископов на подобное совещание.
Полномочия синода внутри церкви, скорее, совещательные.
И документ, принятый по его итогам, не имеет окончательного характера
- нынешнее обсуждение планируется продолжить на уже нечрезвычайной
Генеральной ассамблее синода, которая запланирована на октябрь следующего
года. Официальная формулировка темы синода звучит достаточно обтекаемо.
На русский ее можно было бы перевести как "Пасторские вызовы,
связанные с семьей, в контексте евангелизации". Однако за этими
бесстрастными словами скрывается, возможно, наиболее смелая попытка
созвавшего синод папы Франциска и всей католической церкви поговорить
о том, как церкви вести себя в мире, где современные взгляды на
допустимое между людьми критически разошлись с традиционными.
Главные направления этих расхождений давно известны:
отношение католической церкви к разводу, внебрачным союзам, рожденным
вне брака детям, абортам и контрацепции, а также гомосексуализму
уже рефлексировалось на всех возможных уровнях - от философских
трудов и художественных произведений до анекдотов разной степени
остроумности.
Однако предельная драматичность складывающейся ситуации
для церкви - когда реальность, в которой живут люди, вступает в
неразрешимое противоречие с незыблемыми религиозными доктринами
- делает любое приближение к этой теме предельно ответственным шагом.
Как заметил на пресс-конференции один из делегатов собора,
немецкий кардинал Рейнхард Маркс, "папа пригласил нас не для
того, чтобы услышать, как мы повторяем то, что говорим всегда".
Это решительное намерение поговорить о семье "не как всегда"
означает отказ от роли слепого защитника догматов, необходимость
задуматься об их смысле и о главных ценностях веры.
Подготовка к этой важнейшей дискуссии велась тщательно
и ответственно. В ноябре прошлого года католических епископов всего
мира попросили ответить на вопросы анкеты о состоянии семейного
мира в их епархиях и позициях епископов по сложным вопросам. Пастырей
помимо статистической информации просили ответить на вопросы: как
они считают нужным помогать и поддерживать тех, кто не вписывается
в канонические представления о христианской семье, тех, кто не вступил
в брак со своим партнером, разведен или живет в однополом союзе?
Сам вопросник побуждал думать в первую очередь о конкретных людях,
которые живут в этом мире со своими радостями, надеждами и страданиями
и попечения о которых должны нести епископы.
Франциск неоднократно демонстрировал (например, омывая
ноги накануне Пасхи преступникам в тюрьме или целуя на аудиенции
изуродованного болезнью человека), что понимает главный подвиг веры
в прямом и не допускающем никакой снисходительности ответе на страдания.
Не так давно в разговоре с архиепископом Конрадом Краевским,
отвечающим в Курии за раздачу милостыни от имени папы, Франциск
сказал, что тот должен не утешать бедных, а "плакать так же,
как они". Этот же подход, обращенный к человеку, понтифик демонстрировал
и по отношению к проблемам семейных союзов. Он неоднократно делился
своим мнением о том, что мужчин и женщин, переживших развод и живущих
в другом браке, можно допускать к причастию, так как практикуемое
отлучение - несоразмерная кара для и так пребывающих в непростой
ситуации людей. А сказанные в одном из интервью слова о том, что
он не считает себя вправе судить гея, ищущего дорогу к Богу, - в
свое время стали сенсацией (к слову сказать, Франциск - первый Папа
Римский, назвавший гомосексуалистов этим разговорным безоценочным
термином).
Собранный синод епископов - показатель, что за сказанными
словами и сделанными жестами стоит намерение побудить церковь к
мировоззренческим сдвигам. О глубине ожидаемых сдвигов можно было
судить по документу, вынесенному на обсуждение епископов. Его готовила
рабочая группа, возглавляемая венгерским кардиналом Петером Эрдо.
По сути, он предложил применить в подходах к непростым ситуациям
человеческого сожительства принципы, возобладавшие на II Ватиканском
соборе, когда католическая церковь сделала выбор в пользу открытости
миру. Одно из важнейших положений собора определяло, что многие
элементы истины присутствуют и вне католичества (хотя они существуют
в мире благодаря тому, что во всей возможной полноте истина на Земле
присутствует в католической церкви). Именно это положение, требующее
от католических пастырей не отвергать то, что существует вне их
церкви, цитируется в подготовленном Эрдо документе. Католические
священники призываются в нем к тому, чтобы находить в разнообразных
формах, которые принимает современная семья, что-то важное и соответствующее
фундаментальным христианским семейным ценностям (в частности, взаимную
поддержку, несение бремени друг друга). В документе предлагалось
с чуткостью относиться к парам, живущим вне брака, поддерживая в
их жизни то, что может привести их к полноценной христианской семье.
Там же к священникам предъявлялось требование не отвергать тех,
кто пережил развод (поскольку в современном мире для такого шага
бывает много причин, и не все они продиктованы взаимной свободной
волей), а сопровождать переживших крушение семейной жизни, как Христос
незримо сопровождал учеников на их пути в Эммаус. Наконец, в документе
содержалась запись о том, что у гомосексуалистов также есть ценности
и дары, которые они могут предложить христианским сообществам, что
эти люди также часто ищут свой путь к церкви, и им необходимо освободить
дорогу от лишних препятствий, не подвергая, впрочем, сомнению фундаментальные
представления о семье.
Этот документ не подверг сомнению ни одну из догм католической
церкви. Он лишь поставил на первое место нужды и потребности каждого
отдельного человека в его непростой жизненной ситуации и призвал
церковь дать таким людям надежду, поддержать и укрепить то, что
соответствует главным ценностям христианства.
В представленном на обсуждение виде документ не был
принят нынешней Генеральной ассамблеей. Часть положений, прежде
всего касающихся отношения к однополым союзам, была переработана.
Вместо слов о ценностях в окончательной редакции лишь указывалось,
что гомосексуалисты нуждаются в пастырской заботе, однако их союзы
не имеют ничего общего с семьей, и светские власти не имеют права
вынуждать церковь к их освящению. Синод в этом вопросе предпочел
оборонительную риторику.
Впрочем, голосование за окончательную редакцию документа
было постатейным. И статья, посвященная однополым союзам, в первой
редакции получила большинство голосов (за нее проголосовали 118
из 190 делегатов) - однако для принятия требовалось согласие с ее
формулировками двух третей делегатов. В том числе поэтому Франциск
принял беспрецедентное решение опубликовать в качестве приложения
к решению синода и не принятые статьи с указанием результатов голосования
- напоминая граду и миру о том, что сложный разговор не закончен,
мнение иерархов разделилось, а дискуссия продолжится на Ассамблее
синода, намеченной на следующий год.
Стоит сказать, что на синод были приглашены представители
разных христианских церквей - в том числе и Русской православной
церкви. Позицию РПЦ на одном из заседаний представил глава Отдела
внешних церковных сношений Московской патриархии митрополит Илларион.
В его выступлении церковь представлялась скорее как крепость, осажденная
современным миром. Митрополит указал на то, что в мире "все
более агрессивно проповедуются идеи нравственного релятивизма, распространяемые
также и на священный для всего человечества институт семьи",
и призвал "объединить усилия и выступить единым фронтом ради
благой цели защиты семьи перед вызовами секулярного мира".
Что ж, это один из взглядов на вопрос. Он был услышан
и, вероятно, нашел единомышленников и в среде католического епископата,
где, как показали результаты синода, присутствуют разные мнения.
И он показывает, что Московская патриархия видит себя скорее в роли
прокурора, изобличающего отступления от предписанных норм и вводящего
в том числе "в рамках диалога с законодательной и исполнительной
властью" (также цитата из выступления Иллариона) различные
санкции за эти проступки.
Автор - историк.
Станислав КУВАЛДИН. "Новая газета",
24 октября 2014 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)