В октябре 2013 года Высший суд справедливости отклонил просьбу группы израильтян определить их в судебном решении в качестве представителей израильской национальности, а также обязать Министерство внутренних дел изменить в реестре народонаселения их национальность с «еврейской» на «израильскую».
Судья Ханан Мельцер отметил, что «нет юридических доказательств существования израильской национальности... и нет оснований поддерживать идею создания новой «фрагментарной» национальности».
В начале нынешней недели, полгода спустя после данного судебного постановления, премьер-министр Биньямин Нетаньяху разъяснил, почему он продвигает конституционный законопроект «Национальное государство еврейского народа». «Тот факт, что Израиль является государством еврейского народа, недостаточно отражен в нашем законодательстве». Затем он добавил, что «еврейская составляющая нашего государства постоянно подвергается нападкам – как из-за границы, так и внутри страны».
Постановление Верховного суда, как и постоянные парламентские попытки законодательного определения национальной принадлежности – это очень поверхностная картина израильской идентичности. Той самой идентичности, которая вот уже 66 лет пытается получить признание и добиться независимости, которую постоянно отвергает израильский истеблишмент.
Представители истеблишмента полагают, что израильская идентичность требует «доказательств», что нет оснований считать, что она существует. Никто не предлагает принять конституционный закон, который защитил бы эту национальную идентичность. Вновь и вновь израильская идентичность подвергается унижениям со стороны своего «старшего брата», еврейского государства.
Стремление Нетаньяху принять подобный закон можно объяснить его навязчивым желанием «еврееизировать» государство Израиль, не дать живущим в стране меньшинствам «почувствовать себя дома». Однако сложно понять, чем руководствуется Верховный суд, заявляя, что нет достаточных доказательств существования израильской национальности? Разве недостаточно того факта, что большая группа людей на протяжении десятилетий живет в государстве, которое носит название Израиль – для того, чтобы называть этих людей «израильтянами»?
Разве существование израильской ивритской литературы, израильского искусства, израильской музыки, израильского театра, особого израильского юмора, специфической израильской политики, израильского спорта, израильской кухни, израильских национальных и общественных ритуалов и праздников – разве всего этого недостаточно для того, чтобы вести речь об израильской национальности, израильской национальной идентичности?
Израильская национальная идентичность все еще находится на стадии формирования и включает в себя целую мозаику верований, обычаев, мировоззрений и вкусов. Она не является монолитной и однородной, она погружена в постоянный конфликт, который порой кажется неразрешимым. Но это не означает, что можно оскорблять и ущемлять эту идентичность, сомневаться в самом существовании израильской национальной идентификации.
Напротив: таковы ее характерные составляющие. На 67году существования государства израильтяне имеют право гордиться своей национальной принадлежностью.
Перевод: ИА «Курсор» (Израиль).
"Haaretz", 7 мая 2014 года Опубликовано на ИноСМИ.Ru
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)