ФМС разработала и представила для обсуждения документ, существенно расширяющий полномочия ведомства и превращающий его в полноценную силовую структуру. Согласно тексту законопроекта "Об иммиграционном контроле", сотрудники службы добиваются права проводить проверки юридических лиц, аннулировать лицензии и изымать разрешения у работодателей. Более того, ФМС намерена возбуждать и расследовать уголовные дела по факту организации незаконной миграции, проверять документы у граждан и даже применять оружие. Правозащитники прогнозируют в связи с этим резкое увеличение жалоб на нарушение прав человека.
Законопроект "Об иммиграционном контроле" Федеральная миграционная служба (ФМС) опубликовала для общественного обсуждения на портале regulation.gov.ru ("Ъ" сообщал об инициативе 26 марта). Документ обобщает действующие нормативные акты, регламентирующие сферу миграционного контроля. Речь, в частности, идет о законах "О гражданстве РФ", "О миграционном учете", "О порядке выезда и въезда в РФ" и др. Сам документ разработан, как говорится в пояснительной записке, в рамках реализации первого этапа (2012-2015 годы) Концепции государственной миграционной политики до 2025 года, утвержденной правительством в августе 2012 года. ФМС планирует существенно расширить свой функционал: по сути, речь идет о создании на ее базе миграционной полиции с широкими возможностями силовой структуры.
Прежде всего речь идет о наделении службы функциями дознания, то есть досудебного расследования уголовных дел, в частности, по факту организации незаконной миграции, подделки документов и незаконной выдачи паспортов. О готовности получить дополнительные функции глава ведомства Константин Ромодановский заявлял "Ъ" в конце 2013 года после погромов в столичном районе Бирюлево: "Если бы инспектор отвечал за качество материалов, которые поступают в суд, эффективность работы была бы намного выше, потому что на нем лежала бы ответственность за конечный результат". Сейчас материалы миграционных проверок ФМС передает в МВД, где решают вопрос о возбуждении уголовного дела. В 2013 года в Госдуму уже был внесен законопроект о предоставлении ФМС функции дознания, подготовленный депутатом Михаилом Старшиновым ("Единая Россия"). Документ господин Старшинов в итоге отозвал.
Сотрудники ФМС, согласно новому законопроекту, смогут беспрепятственно проверять деятельность как частных, так и юридических лиц. К примеру, проверить документы у граждан, "если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске". Кроме того, работники ведомства будут вправе досматривать граждан, их транспортные средства, применять при необходимости физическую силу, спецсредства и даже оружие, проводить аудиозапись, фото- и видеосъемку, патрулировать населенные пункты, а также дактилоскопировать подозреваемых и обвиняемых.
Более того, авторы законопроекта добиваются права для работников иммиграционных органов в случае необходимости беспрепятственно посещать государственные и муниципальные органы, проводить плановые и внеплановые проверки юридических лиц, аннулировать лицензии и изымать разрешения (к примеру, на работу иностранных граждан). Инспекторы будут подвергать приводу граждан и должностных лиц в отделения ФМС и направлять нарушителей в спецприемники для иностранцев (таковых сейчас больше 70). Они получат право беспрепятственно и безвозмездно пользоваться в служебных целях средствами связи, информационными системами, видео- и аудиотехникой, кино- и фотоаппаратурой.
Затраты федерального бюджета на реализацию законопроекта в ФМС определить затруднились. Финансового обоснования документа пока не представлено. В ведомстве лишь заметили, что вопрос о расширении штата в связи с расширением функций службы еще не решен.
Зампред комитета Госдумы по безопасности Александр Хинштейн ("Единая Россия") одобрил инициативу: "ФМС не должна быть отростком МВД, ей необходимо стать самостоятельной силой". "Миграционная полиция нужна,— считает депутат.— Сейчас у ФМС зачастую нет законных прав, чтобы проверять у людей документы". По его словам, МВД должно сконцентрироваться на уголовной составляющей борьбы с нелегальной миграцией, ФМС же нужно предоставить полномочия для "эффективного контроля за трудовой миграцией".
"Если сотрудникам ФМС дадут возможность применять физическую силу и уж тем более оружие, число нарушений прав человека существенно возрастет",— предупреждает глава фонда "Таджикистан" Гавхар Джураева. Она убеждена, что служба должна регулировать потоки трудовой миграции без использования силовых полномочий, "МВД же надо заниматься борьбой с этнической преступностью". "Существующего миграционного законодательства вполне достаточно, чтобы эффективно регулировать миграционные потоки,— соглашается глава юридического бюро "Аванти-консалтинг" Гаяр Ахсянов.— ФМС может штрафовать, выдворять и препятствовать въезду нежелательных мигрантов на территорию России еще до того, как они пересекли границу. Дополнительных полномочий не требуется".
Вячеслав КОЗЛОВ
Какие полномочия имеют миграционные службы за рубежом Мировая практика
В США после терактов 11 сентября 2001 года была упразднена единая служба иммиграции и натурализации. Ее функции передали трем органам в структуре Министерства внутренней безопасности. Служба гражданства и иммиграции США (USCIS) выполняет административные функции, касающиеся въезда в страну иностранцев, продления виз, натурализации и предоставления убежища. Иммиграционная и таможенная полиция США (ICE) занимается розыском, задержанием и выдворением из страны нелегальных иммигрантов. Ее агенты проводят расследование нарушений миграционных законов, получают от других правоохранительных органов и тюрем данные о задержанных иммигрантах, однако сами не могут останавливать людей на улицах для проверки документов. Сотрудники Таможенной и пограничной службы США (CBP) проверяют всех въезжающих на границе, принимая решение о допуске в США.
В компетенцию Федерального ведомства по делам миграции и беженцев ФРГ (BAMF) входят вопросы пребывания иностранцев на территории страны и выдачи им соответствующих документов. Оно также контролирует различные гуманитарные и интеграционные программы. Дознание по делам о нарушении миграционного законодательства осуществляется полицией, как правило, в сотрудничестве с миграционной службой. Права проверять документы на улице сотрудники BAMF не имеют.
В Великобритании иммиграционными вопросами с 2013 года занимаются два ведомства. Агентство по визам и иммиграции Великобритании (UKVI), подчиненное МВД, отвечает за процесс выдачи виз, предоставления убежища и гражданства. Пограничный контроль (Border Force) проверяет документы на границе. Полномочий по ведению дознания или проверке документов на улице они не имеют.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)