Миграция людей существует тысячелетия, но процессы в сегодняшнем мире отличаются от того, что происходило даже столетие назад. А миграция из суверенного Кыргызстана не сравнима с оттоком населения, к примеру, из Африки или Китая. На прошлой неделе в Институте общественной политики состоялось обсуждение экспертами проблем трудовой миграции. Было отмечено, что процесс оттока активных граждан будет продолжаться.
Исход рабочих рук
Президент Института общественной политики Мурат Иманалиев считает, что миграционный процесс идет из–за деградации экономики, особенно сельского хозяйства, поскольку подавляющее большинство мигрантов — из сельских регионов. Исчезли некоторые профессии, и восстановление их вряд ли возможно, так как нет потребности. Миграция будет продолжаться в страны с более высоким уровнем экономического развития.
Четверть населения республики находится за рубежом. Об этом на круглом столе заявила руководитель рабочей группы аппарата президента по разработке новой миграционной политики Айгуль Рыскулова. При этом, по данным Нацстаткома, около 600 тысяч граждан Кыргызстана работают за пределами страны, но их относят к занятым внутри страны.
— Экономически активное население Кыргызстана составляет около 2,5 миллиона человек. Число работающих кыргызстанцев — 2 миллиона 280 тысяч. Официальный уровень безработицы около 10 процентов. При этом молодежь в возрасте от 15 до 30 лет составляет 1 миллион 515 тысяч человек. Из них 70 процентов находятся за пределами страны. О каком равновесии между внешними и внутренними рынками можно говорить?! — недоумевает Айгуль Рыскулова.
Рыскулова отметила, что за 20 лет 400 тысяч граждан Кыргызстана получили российское гражданство. По ее словам, несмотря на ужесточение мер в отношении мигрантов со стороны РФ, люди продолжают выезжать, а Кыргызстан теряет свои трудовые ресурсы. Поэтому стоит вопрос: готов ли Кыргызстан к вступлению в Таможенный союз и готовы ли государственные органы регулировать миграционные процессы? Стоит необходимость выработки концепции миграционной политики с учетом сложившейся ситуации.
Кыргызстан до сих пор не имеет доступа к базе данных Федеральной миграционной службы Российской Федерации о гражданах КР, которым запрещен въезд на территорию России.
— Достигнута договоренность, что в первом квартале 2014 года Россия предоставит нам данные о кыргызстанцах, кому запрещен въезд на территорию РФ. Однако до сих пор вопрос остается открытым, — отметил заместитель начальника управления миграционной политики Министерства труда, миграции и молодежи Бакыт Дарманкул уулу. По его словам, проверить свое нахождение в “черных списках” ФМС РФ можно в миграционных центрах в аэропорту “Манас” и в аэропорту в Оше. Также можно посмотреть списки на официальном сайте ведомства.
Независимый эксперт Нурлан Тынаев отметил, что миграция связана с бедностью. Он обеспокоен рисками, которые несет неконтролируемая миграция в приграничных селениях, особенно в южных областях Кыргызстана. По его словам, происходит оголение границ, так как в селах остаются старики и дети, что несет как угрозу национальной безопасности, так и социальные издержки: растет поколение молодых людей, предоставленных самим себе, без должного воспитания в семье. Кроме того, эксперт обеспокоен тем, что большая доля населения живет в зависимости от денежных переводов от мигрантов:
— Поступления от трудовых мигрантов составляет до 30 процентов ВВП. Если миграцию начнут ограничивать извне, то часть населения останется без средств к существованию.
— Два миллиарда долларов ежегодно от мигрантов — в среднем получается по 400 долларов на семью, но уровень бедности не снижается. Эти средства идут только на поддержку потребления, но не способствуют развитию и росту экономики, — заявил при обсуждении независимый эксперт Улан Рыскельдиев.
По его словам, в Турции был более позитивный опыт, когда после миграции в Германию люди возвращались домой и открывали предприятия малого бизнеса в сфере услуг, к примеру, привозили подержанное оборудование для химчисток. Рыскельдиев считает большой проблемой, что мигранты из Кыргызстана уезжают неподготовленными:
— Нужна профессиональная специализация. К примеру, филиппинцы по всему миру поставляют лучших работников в гостиничный сервис.
Неучтенная отрасль экономики
Алексей Красин, руководитель стратегических проектов “Агентства по развитию местного самоуправления — LGDA” считает, что денежные переводы мигрантов стали одним из ключевых параметров оценки их вклада в экономику страны. Переводы в Кыргызстан с 2009 по 2012 год показали рост с 15 до 31 процента ВВП, или с 800 миллионов до 2,2 миллиарда долларов. Доля денежных переводов из России составляет 96,3 процента от всего объема денежных переводов.
При этом Красин подчеркнул, что точного числа мигрантов в странах Таможенного союза не знает никто, даже ФМС. Все цифры финансовых переводов базируются лишь на данных, учитывающих их передачу по официальным банковским каналам, и не учитывают средства, передаваемые наличными по “серым каналам”:
— По официальным оценкам, в 2012 году в дополнение к ранее озвученным 2,2 миллиарда долларов еще около 700–800 миллионов долларов переводилось в Кыргызстан другими путями. Очень приблизительная оценка денежных вкладов наших мигрантов в экономику Кыргызстана в 2013 году может варьироваться от 3 до 3,5 миллиарда долларов.
Красин резюмировал, что фактически за последнее десятилетие в Кыргызстане сформировалась еще одна отрасль национальной экономики — трудовая внешняя миграция, официальная денежная мощность оценивается как минимум в 30 процентов ВВП.
Однако эксперт посетовал, что в Кыргызстане отсутствует система подготовки кадров взамен утекших за рубеж, а концептуальные представления о миграционной политике только разрабатываются.
Эксперт считает, что изменение миграционной политики России и Казахстана в сторону ужесточения может привести к резкому, но, скорее, временному сокращению количества мигрантов.
— Число наших граждан, угодивших в “черный список” российской ФМС, по состоянию на декабрь 2013 года достигло 43 тысяч, а число мигрантов, которые могут туда еще попасть, — 270 тысяч. Массовое возвращение в этом случае мигрантов в Кыргызстан может в какой–то период дестабилизировать политическую и социальную ситуацию, преимущественно в Бишкеке, — отметил Красин.
По его мнению, торможение экономического роста в России в 2014 году также неизбежно отразится и на Кыргызстане — сократится объем переводов, что в целом скажется на общем уровне жизни в стране и состоянии государственного бюджета.
цифры и факты
По итогам 2013 года численность населения Кыргызстана составила 5 миллионов 758 тысяч человек.
Экономически активное население — 2 миллиона 490 тысяч человек.
Численность занятого населения — 2 миллиона 277,7 тысячи.
По неофициальным данным, 70–80 процентов всех мигрантов, или более 1 миллиона человек, находятся в России. Только в Москве 350–400 тысяч.
В Казахстане от 50 до 80 тысяч. Несколько тысяч наших граждан трудятся в европейских странах, в Южной Корее, ОАЭ, США.
Бермет МАЛИКОВА. «Вечерний Бишкек», 12 февраля 2014 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)