«Шанс привлечения квалифицированной рабочей силы у России очень небольшой»
На днях Госдума подготовила ряд законодательных поправок с перечнем категорий граждан, которых не будут пускать в нашу страну. Ограничения коснутся и жителей постсоветских республик, с которыми у России взят курс на интеграцию. В том, что большинство гастарбайтеров – нелегалы, виноваты и российские власти, рассказала «НИ» директор научных программ Независимого института социальной политики Лилия ОВЧАРОВА. По ее словам, опасения, что интеграция с соседями снизит уровень жизни россиян и доступность социальных услуг, беспочвенны. Более того, наша собеседница считает, что объединение с постсоветскими республиками может подтолкнуть к развитию многие направления отечественной медицины. – Россия, Белоруссия и Казахстан уже создали Таможенный союз и движутся к созданию единого экономического пространства. В какой мере трем странам следует создавать и единую социальную сферу?
– Социальная сфера во всех трех странах очень схожа. Многие социальные программы, особенно касающиеся взаимоотношений работников и работодателей, остались прежними, они существовали еще в СССР. Прошло слишком мало времени для кардинальных изменений. Хотя Казахстан активно внедряет накопительную пенсионную систему. Это значит, что не обязательно при интеграции использовать непременно российские стандарты и брать их за основу. Реформы в социальных сферах происходили, но в разных направлениях и с разной степенью глубины. Мне кажется, необходимо обобщить опыт всех стран, понять, что из этого будет лучше, и выработать единую систему для образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения и социальной защиты. – Что может предложить наша страна?
– Например, Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Основная цель этой организации – противодействовать социальному сиротству и оказывать помощь семьям. У фонда наработан опыт, существуют собственные социальные программы, механизмы привлечения для организации профилактики социального сиротства. Этот опыт уже изучали представители Киргизии и Белоруссии. Я считаю, что можно создавать подобные межгосударственные фонды для оказания помощи детям или пожилым. Некоторые регионы России в этом преуспели и могут поделиться своим опытом с другими странами Таможенного союза и ЕврАзЭС (Евразийское экономическое сообщество, в которое входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. – «НИ»). – Российская система образования может стать образцом для подражания?
– Россия может предложить свою систему высших учебных заведений. Несмотря на то что у нас есть большие претензии к качеству образования, мы по-прежнему обладаем вузами, выпускники которых пользуются существенным спросом в странах СНГ. Хотя Россия еще не реализовала свой потенциал развития как центр образовательных услуг. Третье интеграционное направление, которое может предложить наша страна, – это создание межгосударственных центров высокотехнологичной медицинской помощи. По ряду заболеваний наша медицина не развивается, так как их лечение требует больших финансовых вложений. Если будет увеличен клиентский корпус, то можно создавать такие направления в медицине, которые сегодня не развиваются из-за небольшого количества пациентов. Интеграция должна в этом помочь. – Наши партнеры по Таможенному союзу и ЕврАзЭС беднее нас. Не приведет ли интеграция с ними к снижению уровня жизни россиян?
– Никакого ухудшения не будет. В интеграции существуют такие механизмы, которые за счет объемов позволяют повышать эффективность использования ресурсов. Поэтому в интеграции есть эффект больших предприятий. За счет этого объединяются юридические лица в целые отрасли. От совместного использования какого-нибудь дорогостоящего ресурса снижаются издержки выпущенной продукции. Интеграция в социальной сфере обладает большим потенциалом повышения эффективности использования ресурсов. Тем более что планируемый проект интеграции еще не предполагает переход на единые стандарты. Эти стандарты еще необходимо определить. – Страны Евросоюза пытались помочь Греции выйти из финансового кризиса, но поддержка пока не принесла результатов. Может ли так произойти, что нам придется постоянно помогать партнерам по ЕврАзЭС?
– Может произойти все, что угодно. Кризис в Греции произошел не из-за интеграционного процесса, а из-за того, как этот процесс происходил. Евросоюз–Греция – это пример непартнерских отношений интеграции. Если в ЕврАзЭС между странами будут не партнерские отношения, то нам не избежать аналогичной ситуации. Необходимо четко определить баланс между выигрышем и проигрышем, и этот показатель должен быть равен у всех участников интеграции. – А как следовало бы отрегулировать миграцию рабочей силы между государствами–участниками сообщества?
– Сегодня Россия испытывает дефицит квалифицированных трудовых ресурсов. Если правильно организовать миграционные процессы, то каждая страна ЕврАзЭС получит выгоду. Есть страны СНГ, которые испытывают избыток трудовых ресурсов, – Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан. Для них российский рынок привлекателен более других, так как на нем отсутствует языковой барьер. России необходимо изменить отношение к мигрантам. Пока что отечественные работодатели предпочитают иметь нелегальных мигрантов, которые официально нигде не оформлены. Также необходима социальная адаптация мигрантов. В нашей стране складывается несимпатичный социокультурный стандарт поведения мигрантов, который неприемлем для коренных жителей. Здесь проблема заключается не только в социокультурных противоречиях. Стандарт жизни, предложенный мигрантам, провоцирует их вести асоциальный образ жизни. Работодатели вместе с государством должны иметь четкое понимание, где приезжие рабочие будут жить, работать, получать медицинское обслуживание, в каких учебных заведениях будут учиться их дети. В дальнейшем должна быть упрощена возможность получения гражданства, если мигрант выполнил необходимые условия. – Как определить, сколько мигрантов нам нужно?
– Количество мигрантов регулируется количеством свободных рабочих мест, а также тем, насколько граждане России соглашаются или отказываются занимать эти места. У нас же мигрантов побуждают становиться нелегалами и превращаться в маргиналов, неспособных даже в перспективе интегрироваться в российское общество. Контроль же за миграцией происходит почти исключительно полицейскими методами. – А что нужно делать?
– В первую очередь осознать, что шанс привлечения квалифицированной рабочей силы у России очень небольшой. Второе, для этой рабочей силы нужно создать приемлемые условия социализации. Эти условия могут быть созданы только совместно государством и бизнесом. Подобные проблемы не случались в Греции, Италии, Португалии, которые принимали большие армии мигрантов. Там изначально существовало социальное жилье. Сейчас бизнес в России не может взять на себя все издержки при создании доступного жилья мигрантам, значит, государство должно разделить эти издержки.
Андрей КАРЕВ. «Новые известия», 16 октября 2012 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)