1. Начала работу "горячая линия"
по вопросам Всероссийской переписи населения
"Горячая линия" для граждан по вопросам Всероссийской
переписи населения заработала в ночь на 5 сентября. Всю необходимую
информацию о переписи россияне смогут бесплатно получить, набрав
единый номер 8-800-200-14-25, работающий в круглосуточном режиме.
"Горячая линия" работает на технической базе национального
оператора дальней связи "Ростелеком". Как сообщил на пресс-конференции
официальный представитель компании Олег Румянцев, контакт-центр
способен обрабатывать до 20 тысяч минут разговоров ежедневно. "За
счет резервирования мощностей и системы перераспределения вызовов
возможность сбоев сводиться к нулю", - отметил он. В свою очередь
руководитель проекта Анна Швецова сказала, что время ожидания ответа
будет не более 15-20 секунд. По ее словам, в московском контакт-центре
будут работать 88 операторов, а в Костроме - 150 операторов. Она
пояснила, что вызовы будут распределяться между этими двумя центрами
автоматически.
"У каждого оператора на экране будет перечень предполагаемых
вопросов и ответы на них, если будет задан вопрос не из списка,
то оператор перенаправит его в центр переписи, а гражданин сможет
узнать ответ, перезвонив через несколько минут", - рассказала
Швецова. По ее словам, на сегодняшний день на "горячую линию"
поступило 63 звонка, подавляющая их часть - 25 вызовов - из Москвы
и Московской области. "Основной вопрос, который задают граждане,
- зачем нужна перепись, интересуются также возможностью переписаться
по телефону или из-за границы", - сообщила Швецова.
По словам Румянцева, "горячая линия" позволит предотвратить
возможные правонарушения в ходе переписи, устранить страхи и опасения
россиян и отслеживать, какие аспекты информационной политики были
упущены.
Во время переписи населения в 2002 году "Ростелеком" уже
организовывал "горячую линию", тогда было обработано около
30 тысяч звонков.
ИТАР-ТАСС, 6 сентября
2. Итоги переписи населения за 2010
год будут доступны на сайте Росстата
Росстат создаст по итогам переписи 2010 года базу микроданных
на своем официальном сайте, доступ к которой сможет получить любой
желающий, сообщила на пресс-конференции в Москве начальник Управления
статистики населения и здравоохранения Росстата Ирина Збарская.
"В первом квартале 2011 года мы получим первые данные переписи.
Запланирован выпуск итогов переписи в 11-ти томах, а также брошюр
и атласов с результатами. Кроме того, мы предполагаем выпустить
базу микроданных переписи, которая позволит экспертам искать информацию",
- сказала Збарская.
По ее словам, публикация итогов переписи должна быть завершена до
конца 2013 года. "Такая практика доступа пользователя к обезличенным
данным существует в различных странах, например, в США", -
заметила она.
По ее словам, доступ к базе будет осуществляться в определенном
порядке, а именно - человек должен будет сначала получить пароль.
"Мы должны обеспечить конфиденциальность переписи, поэтому
нужен пароль", - сказала она.
По ее словам, все данные в базе будут обезличенными, однако по сочетанию
некоторых признаков пользователь может вычислить конкретное лицо.
"Есть определенные способы защиты и блокировки информации,
которые сейчас разрабатываются, и будут применяться", - добавила
она.
Збарская подчеркнула, что на сайте Росстата будет размещена и база
переписи 2002 года, чтобы пользователи смогли сравнить изменения,
произошедшие в обществе за восемь лет.
Перепись населения пройдет в России с 14 по 25 октября. На ее проведение
в 2010 году правительство РФ выделит 10,5 миллиарда рублей, из которых
около 70% пойдут на оплату труда временных переписных работников.
РИА "Новости",
1 сентября
3. В досрочной переписи населения уже
приняли участие порядка 40 тысяч россиян
Досрочной этап Всероссийской переписи населения уже
охватил порядка 40 тысяч жителей отдаленных и труднодоступных районов.
Об этом сообщила на пресс-конференции начальник управления статистики
населения и здравоохранения Росстата РФ Ирина Збарская.
Специалист напомнила, что досрочная перепись стартовала в начале
апреля на Ямале. В рамках этой работы, которая продлится до декабря,
предстоит охватить жителей 160-ти труднодоступных и отдаленных районов
26-ти субъектов РФ. Основной этап переписи пройдет с 14 по 25 октября.
ИТАР-ТАСС, 1 сентября
4. Российская перепись населения добралась
до космоса
С Байконура стартовал космический корабль, который доставит
на Международную космическую станцию (МКС) бланки переписных листов
для российских космонавтов. Это необходимо, так как в период проведения
Всероссийской переписи населения они будут находиться в космическом
пространстве, сообщает пресс-центр "Перепись".
В составе грузов, которые направляются на МКС, - комплект бланков
переписных листов Всероссийской переписи населения 2010 года и инструкция
о порядке заполнения переписных листов.
Российские космонавты ответят на вопросы переписчиков в одном из
сеансов связи, который проведут в дни опроса жителей России с 14
по 25 октября 2010 года. Им зададут вопросы о дате и месте рождения,
гражданстве и национальной принадлежности, образовании и владении
языками, о занятости и источниках средств к существованию.
Ответив на вопросы переписчиков, космонавты также сами заполнят
переписные листы. Уточняется, что при первой же возможности эти
переписные листы будут отправлены с орбиты обратно на Землю.
Росстат совместно с Роскосмосом и администрацией города Байконур
является ответственным за проведение переписи граждан, проживающих
на территории комплекса "Байконур". Поэтому накануне переписи
на космодроме Байконур будет находиться руководитель Федеральной
службы государственной статистики Александр Суринов.
При проведении переписи очень важно учесть всех граждан, проживающих
на территории страны, и даже тех, кто временно (сроком до 1 года)
находится в отъезде - командировке, за границей, на отдыхе. Главный
принцип предстоящей переписи - "России важен каждый!",
поэтому перепись доберется даже до космоса, подчеркивают в ведомстве.
Росбалт, 8 сентября
5. "Russkie.Org" о предстоящей
переписи
|
Перепись: от русских до хоббитов
|
Одним из самых "деликатных" аспектов мероприятия
является национальный
В октябре в России пройдет очередная перепись населения,
- а досрочная перепись в отдаленных районах уже идет с апреля. Одним
из самых "деликатных" аспектов этого мероприятия является
национальный. Об этом "Росбалту" рассказала начальник
Управления статистики населения и здравоохранения Росстата Ирина
Збарская.
- Да. В переписные листы Всероссийской переписи населения 2010 года,
утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации (от
16 декабря 2009 г. № 1990-р), включен вопрос "Ваша национальная
принадлежность".
- И это единственное упоминание о национальности?
- Единственное. Когда решался вопрос о том, включать ли этот пункт
вообще в перепись - это было накануне предыдущей переписи 2002 года,
- то было много дискуссий. Все же решено было включить.
В нынешней переписи мы сохраняем формулировку 2002 года. Единственная
новация - в переписном листе добавлена метка "отказ от ответа".
Мы включили ее, руководствуясь 26-й статьей Конституции России,
которая гласит: "Никто не может быть принужден к определению
и указанию своей национальной принадлежности".
А в общем, я вам могу сказать, что вся эта "политизация"
национальной графы начинается в Москве и практически там же заканчивается.
Вот, и досрочная перепись, в ходе которой я посетила Ямал, Якутию
и Валаам, свидетельствует: люди совершенно спокойно, без всяких
недовольств отвечают на этот вопрос. Опасения, что они не будут
отвечать, оказались необоснованными.
К тому же, согласно той же статье Конституции, человек имеет право
определять и указывать свою национальность. А ведь реализовать это
право в наше время он может практически только при переписи. В документах,
удостоверяющих личность, графы "национальность" уже давно
нет. И, видимо, это правильно. Но все же в такой многонациональной
стране, как Россия, человек должен иметь возможность свою национальность
где-то обозначить.
- А что это реально дает человеку? И что это дает государству?
- Перепись является фактически единственным источником сведений
о национальном составе населения. Эта информация нужна органам государственного
управления и местного самоуправления. Например, для помощи гражданам
в обеспечении их равноправия.
Здесь вопрос смыкается с тем, что это дает человеку. Самый яркий
пример - малочисленные народы Севера, у которых численность недотягивает
до 50 тыс. человек. Граждане этих национальностей, если они живут
в своих коренных землях и ведут традиционный жизненный уклад, имеют
некоторые "преференции" - в частности, им платят "тундровые".
Еще, в ряде республик Северного Кавказа в зависимости от численности
этнической группы определяется ее представительство в органах власти.
Соответственно, там кто-то может быть заинтересован в том, чтобы
его национальности было побольше.
- Во многих республиках у нас вообще модно представлять "титульную
нацию" - в тех же Татарстане и Башкирии. Насколько это все
хорошо?
- Я понимаю, о чем вы спрашиваете. Действительно, в Татарии и в
Башкирии в период знаменитого "парада суверенитетов" были
призывы со стороны властей "записываться в коренную национальность".
Но по закону никаких преференций это не дает.
Собственно, это уже не по нашей части. Мы - "счетчики",
именно так называли переписчиков в царской России. Наша задача -
посчитать население. Мы вне политики. И свои переписные листы мы
заполняем со слов опрашиваемого. И переписчиков так и обучаем: вы
обязаны записать так, как вам скажут. Даже если гражданин скажет,
что он "хоббит" или "гоблин".
- Даже так?
- Да. Переписчик не вправе усомниться в правдивости ответа: он может
только переспросить. Но опасения, что у нас "толпы гоблинов
по стране загуляют", совершенно неоправданны. Таких экстравагантных
ответов в 2002 году оказалось что-то около десятка случаев на 145
млн. населения.
- А какие вообще бывают "эксцессы"? Много ли отказов?
- Ну, бывали редкие случаи, что кто-то присылал обиженное письмо:
"Жена указала за меня мою национальную принадлежность. Записала
меня в одну национальность, а я другой себя считаю". Что ж,
это мы тоже учли. И теперь у нас, если все остальные данные за семью
может указать член домашнего хозяйства - "жена за мужа или
муж за жену", - то национальность - только родители за детей
до 14 лет. Начиная с этого возраста, человек свою национальность
указывает только сам.
Что касается отказов. В 2002 году перепись зафиксировала около 1,5
млн. человек, которых переписчик не застал дома за весь период проведения
переписи или которые отказались отвечать на вопрос о национальности.
Как видите, немного. Вообще, чем дальше от Москвы и Петербурга,
тем меньше отказов.
Но тут другой вопрос - в крупных городах вообще переписывать труднее.
Мы не знаем своих соседей по дому, мы никому не доверяем. Поэтому
и открываем в крупных городах стационарные переписные участки, чтобы
поучаствовали и те, кто не пускает незнакомых в квартиру.
- А как меняется национальный состав страны? Повлиял ли на эти процессы
1991 год и распад СССР?
- И меняется, и повлиял. За период с 1989 года - то есть, со времени
последней переписи, в которой указывалась национальность, - по 2002
год резко упала численность таких народов как евреи (с 537 тыс.
до 230 тыс. человек) и немцы (с 842 тыс. до 597 тыс. человек). Естественно
это эмиграция.
Как-то у нас был в Петербурге круглый стол на тему "Перепись
и религия". Там один представитель еврейской религиозной общины
заявил, что евреев существенно "недосчитали". С другой
стороны, такой авторитетный демограф, как Марк Тольц, который в
свое время уехал в Израиль, проводил в Иерусалимском университете
исследования на эту тему. Так вот, Тольц считает, что цифры, полученные
после еврейской эмиграции, в общем, близки к истине.
Имела место и "возвратная эмиграция" ряда других национальностей
- скажем, эстонцев в Эстонию - что также привело к падению их численности
в России.
Внутри страны, как в 1989, так и в 2002 году, в Российской Федерации
было семь народов с населением свыше 1 млн. человек. Но из этой
группы выбыли мордва и белорусы, а вошли чеченцы и армяне, - первые
за счет рождаемости, вторые - за счет иммиграции.
Народов с численностью свыше 400 тыс. человек в 1989 году в РСФСР
было 17, в 2002 году их стало 23. В связи с ростом численности,
в эту группу вошли азербайджанцы, кабардинцы, даргинцы, кумыки,
ингуши, лезгины и якуты, а выбыли из-за сокращения численности евреи.
Главным образом за счет миграционного прироста, значительно увеличилась
численность армян (с 532 тыс. до 1 млн. 130 тыс. человек), азербайджанцев
(с 336 тыс. до 622 тыс. человек), таджиков (с 38 тыс. до 120 тыс.человек),
китайцев (с 5 тыс. до 35 тыс. человек).
- Но ведь на самом деле, многих представителей этих народов в РФ
гораздо больше. Уж китайцев-то точно?
- Вы знаете, это непростой вопрос, связанный с закрытостью национальных
диаспор. Мы работаем с диаспорами, стараемся их переписать. Конечно,
китайская диаспора достаточно закрытая и далеко не всегда идет на
контакт. Но с другой стороны, все эти разговоры о "миллионах
китайцев у нас" тоже как-то не подтверждаются.
Я могу поделиться опытом своих поездок на Дальний Восток. Понимаете,
в истории нет примеров интенсивной миграции из страны с более высокими
темпами развития в страну c более низкими темпами. А мы сегодня
для Китая - страна с более низкими темпами развития, увы, это так.
Напротив Благовещенска - город Хайхэ. 10 лет назад это была деревня
с лачугами, вросшими в землю. Сейчас там город небоскребов. К тому
же, вы не слышали о том, что на Дальнем Востоке уже россияне покупают
квартиры в Китае и отправляют детей учиться в китайские университеты?
Для таджиков - да, конечно, мы - страна с очень высоким уровнем
развития. Естественно, миграция оттуда высокая, что в Москве очень
хорошо видно.
- Много ли у нас смешанных семей? Какую национальность там дети
выбирают?
- По прошлой переписи, смешанных браков оказалось что-то около 15%.
Естественно, у их потомков возникает необходимость выбирать национальную
принадлежность. Но это каждая семья внутри себя решает, и тут все
очень индивидуально. На статистике это особенно не отражается: мы
же не ведем поколенческую историю семьи.
- Со времени прошлой переписи - есть примеры каких-то малых народностей,
которых раньше не было, а потом они как-то вдруг "возникли"?
- Такие примеры есть - они связаны с тем, что в прошлой переписи
не было соответствующей графы. Например, волжские булгары: в 2002
году у них не было своего кода. Тех, кто так себя называл, записали
в "другие национальности". А потом ученые-этнографы, с
которыми мы очень плотно работаем, обнаружили, что у нас в стране
имеется вполне достаточное представительство волжских булгар. И
теперь мы такой код включили. Есть несколько таких национальностей
- финны-ингерманландцы, например.
Вообще, у нас в 2002 году было около 800 "самоназваний",
а теперь нам этнографы насчитали уже под две тысячи. Бывают случаи,
что некоторые русские себя записывают иным самоназванием, которое
на самом тоже означает "русский". Например, кто-то пожелал
назваться "мезенцем".
- А, скажем, казаки - они кто?
- Казаки, с моей точки зрения, - это уклад, образ жизни. Есть казаки
- русские, украинцы, буряты. Мы их национальность определяем в соответствии
с родным языком. Но когда человек говорит, что он казак, переписчик
это обязательно отмечает. Вы знаете, лидеры казачества порой заявляют,
что их тоже недосчитали.
- А не было ли такого, чтобы какие-то народы "исчезли"?
- Нет, совсем пока никто не исчезал.
Леонид СМИРНОВ. ИП "Russkie.Org", 6
сентября 2010 года
6. "Известия" о переписи и
национальном вопросе
|
Перепись: время сверки терминов
|
Россия готовится к переписи населения. Результаты этой
акции могут сыграть важную роль в укреплении нашей государственности.
Мы постоянно сталкиваемся с межэтническими проблемами, с национализмом,
сепаратизмом и экстремизмом на национальной почве. И хотя сегодня
дела обстоят не так катастрофически, как в 90-е, когда страна стояла
на грани развала, проблема не снимается, и мы постоянно с ней сталкиваемся
- как на Северном Кавказе, так и в русской глубинке, как в больших
городах, так и на селе. Решить проблему этноса отсылкой к толерантности,
космополитизму, правам человека и модернизации не получается, пробуксовывают
и чисто экономические меры: мол, "подтянем" нацреспублики
- и проблемы снимутся сами собой. Всякий, кто знаком с силой этноса,
с могуществом культурной идентификации, понимает несостоятельность
подобных рецептов.
России нужна полноценная этническая политика с учетом наших реалий,
истории и этногеографической и этносоциальной карты.
Тема бескрайняя, и в первую очередь следует разграничить значения
понятий "этнос" и "нация".
В международной практике "нация" понимается исключительно
как политическое явление, связанное с государством. Одно государство,
одна нация - то есть население, имеющее гражданство этого государства.
Это понятие юридическое, фиксируемое законодательно. "Национальность"
- факт принадлежности к нации. Цвет кожи, место рождения, религия
и внешний вид не имеют значения. "Национализм" - в обычном
случае - активное противопоставление своего государства и его населения
другому государству и его гражданам. Он связан обязательно с политическим
проектом и государством. Чаще всего он возникает при конкуренции
между государствами или при военных конфликтах. Тогда вся нация
поднимается в решимости дать отпор реальному (или мнимому) врагу.
Для такого национализма враг - всегда внешний. В некоторых ситуациях
такой национализм (патриотизм) оправдан (особенно в военное время),
в других - неуместен и неприличен (ксенофобия, шовинизм). Понятие
"национализм" может обозначать еще два явления: стремление
превратить в единую политическую нацию (с общими языком, культурой,
образованием) этнические меньшинства (т.н. большой национализм)
и ответный проект этнических меньшинств, направленный на то, чтобы
выйти из состава государства и построить свое - отдельное, национальное
(т.н. малый национализм, сепаратизм, сецессионизм).
"Этнос" же - понятие только и исключительно культурное,
связанное с обычаями, верой в общее происхождение и языком. Рожденный
в культуре заведомо к ней принадлежит, желая сменить культуру, он
должен освоить ее код и добиться признания ее носителей - пройти
"этническую социализацию".
Принадлежность к нации должна подтверждаться юридически. Этнос может
выдвигать лишь культурные требования. Как только перейдена черта
между культурой и политикой, органическим, подразумеваемым и юридически
оформленным статусом - начинается "национализм", и мы
переходим в область политики и сферу компетенции государства. Так
понимают различие между этими явлениями практически все западные
и восточные социологические, политологические и юридические школы.
И если бы мы приняли такую совершенно логичную классификацию, многие
вещи у нас стали бы более ясными.
У нас же вопрос чудовищно запутан. Это связано со сложной догматикой
большевистских фокусов: классический марксизм приходил в противоречие
с реалиями России как самобытной аграрной и евразийской цивилизации.
Термины были многократно смещены, и мы получили невнятные двусмысленности
- "народность", "национальность", "национальная
республика", определение России как "многонациональной
страны". Если есть обращение к "нации", значит, подразумевается
независимая суверенная государственность. Когда какая-то республика
является "национальной", она по определению должна представлять
собой политически самостоятельное государство. И "национальностью"
будет факт принадлежности именно к этой республике, ее гражданство.
В советское время вся эта запутанная схоластика не разваливала Россию
только в силу тоталитарной власти компартии. Стоило угрозе террора
исчезнуть, СССР рухнул, а за ним начала распадаться и Россия. Юридической
и терминологической основой для этого были понятия "нация"
и "национальность", употреблявшиеся нестрого. Заглянувший
в толковый словарь любого иностранного языка человек узнавал, что
наличие нации или национальности предполагает существование самостоятельной
государственности. Остальных этому вполне могли научить представители
многочисленных западных фондов и НПО.
Сегодня активный сепаратизм нам не угрожает, хотя нельзя закрывать
глаза на то, что на Северном Кавказе идет противостояние с экстремистскими
силами, постоянно уносящее жизни наших людей. Федеральная власть
укрепилась, но идеологическая мина, подведенная под российскую политическую
систему, осталась. Стоит власти ослабнуть, и мы снова получим весь
букет большого и малого национализма, справиться с которым будет
непросто.
Что предлагается взамен? Четко и однозначно развести понятия "этнос"
и "нация".
Нация - это россияне. К ней принадлежат все граждане России. Если
гражданам России в массовом порядке не нравятся, например, граждане
стран НАТО, которые движутся на Восток, это легитимная и вполне
допустимая форма национализма, которую корректно называть патриотизмом.
Так не нравится враг, наступающий на наш дом. Его не надо любить,
его надо остановить. А вот "большой национализм", покушающийся
на культурную идентичность этнических меньшинств, и "малый
национализм", настаивающий на создании особой государственности,
должны быть поставлены вне закона.
Россия - полиэтническая страна. В ней живут самые разные этносы,
представители многочисленных языковых групп, носители самых разнообразных
культур. Каждый из этносов - сокровище, и все мы обязаны эти сокровища
хранить, защищать и помогать им сиять внутренним светом. Поэтому
России нужны этническая политика, определяющая алгоритм отношения
к этносам, строгие законодательные меры по охране их прав и условия
для развития. Этнические требования следует признать легитимными
и естественными - как выражение прав этноса на свободу и самобытность.
Попытки же перевести этническую проблематику в национальную следует
пресекать на корню.
Критерием выступает наличие политического измерения. Кроме всенародной
гордости за свою страну и закономерной ненависти к ее врагам, все
остальные проявления национальной принадлежности должны быть запрещены.
Нация - россияне. Этносы - великороссы, малороссы, белорусы, татары,
башкиры, якуты, чеченцы, ингуши, аварцы, даргинцы, мордва, марийцы,
карачаевцы, балкарцы, черкесы, адыги, кабардинцы, карелы, калмыки,
буряты, осетины, лезгины, коми, эвенки, эвены, шорцы, чукчи, ненцы,
нивхи, юкагиры и множество других. Если бы мы успели прояснить такое
нормальное понимание нации и этноса и убрали бы из анкет бессмысленное
большевистское и совершенно неуместное понятие "национальность",
мы бы не только получили более адекватную картину этнической статистики,
но и смогли указать миллионам людей, отвечающим на вопросы переписи,
оптимальные пропорции их собственной коллективной идентификации.
Таким образом, перепись стала бы огромным всенародным уроком гражданского
самосознания.
Александр ДУГИН. "Известия", 6 сентября
2010 года
7. "The New Times" о переписи
на Валааме
|
Монахов сосчитали
|
Я местная! Так и запишите: местная, - втолковывает Любовь
Баранова, наклоняясь к столу переписчика. - Родилась на Валааме,
окончила восьмилетку. Уезжала, потом вернулась - и вот уже 24 года
на острове".
Жителей Валаама переписывают досрочно, хотя Всероссийская перепись
населения намечена только на октябрь этого года. До окончания навигации
вроде должны уложиться. Пока же, как сообщает Росстат, к концу августа
в Валаамском мужском монастыре переписаны более ста монахов плюс
163 человека из числа мирского населения острова.
Переписывают монашествующих все же не так, как мирян. У государства
к ним всего 10 вопросов - из тех 13, которые будут задавать всем
прочим гражданам России. Нет в анкетах монахов пунктов о миграции
и занятости. А самое главное - нет пункта о вероисповедании.
Абсурдно, но о семейном положении людей в рясах все же спрашивают.
"Не женат, русский, владею греческим" - эту стандартную
формулу The New Times довелось услышать почти от каждого из членов
обители. Отличился от братии только наместник епископ Панкратий.
Помимо знания греческого он продемонстрировал высокий уровень сознательности,
заявив The New Times, что к переписи монахи "относятся как
к выполнению гражданского долга".
Дай бог, чтобы с пониманием гражданского долга разобрались и в имущественных
вопросах. Конфликты между Спасо-Преображенским Валаамским монастырем
и мирским населением острова грозят вспыхнуть в любой момент - до
тех пор, пока монастырь будет претендовать на земли мирян, а местные
власти всерьез не возьмутся за строительство жилья для тех, кто
приговорен пока к Валааму. По словам и. о. министра по вопросам
национальной политики и связям с религиозными объединениями Карелии
Андрея Манина, желающих переехать хоть отбавляй: отопление в домах
здесь по-прежнему, как и столетия назад, печное. Так что не исключено,
что следующую перепись Любовь Баранова будет встречать уже совсем
в другом месте.
Анна ФРОЛОВА, Петрозаводск. "The New Times",
6 сентября 2010 года
8. "Сибирское Агентство Новостей"
о частушках про перепись
|
В Красноярске подвели итоги конкурса на лучшую
частушку про перепись населения
|
В преддверии Всероссийской переписи населения в Красноярскстате
подвели итоги конкурса на лучшую частушку "Поем про перепись".
Конкурс проводился с 15 июля по 16 августа текущего года. За это
время в Красноярскстат прислали более 500 частушек из 32 городов
и районов края. В конкурсе участвовали жители Красноярска, Ачинска,
Зеленогорска и Канска, а также Шарыповского, Каратузского и других
районов края.
Большинство частушек (82%) пришло от женщин, остальные 18% - от
мужчин. В основном частушки присылали жители края, достигшие 50-летнего
возраста. Самой молодой конкурсантке 16 лет, самой старшей - 87
лет.
Победители номинаций получат памятные сувениры с символиокой переписи
населения - футболки, кружки, ручки и т. д. "Мы также будем
связываться с местными телекомпаниями, чтобы победителей сделали
героями телесюжетов новостей", - пояснили в Красстате.
Рассмотрев множество присланных работ, жюри определило следующих
победителей:
- в номинации "За веру в перепись!" - Геннадий Егошин,
58 лет, Казачинский район, с.Кемское
За деревнею река,
Через речку жёрдочка,
Переписчик будет там,
Где людей хоть горсточка.
- в номинации "За душевность" - Валентина Тарасова, Красноярск
Паренек пришел с анкетой,
С симпатичным личиком.
Мне теперь покоя нету-
Люблю переписчика!
- в номинации "За тонкий юмор" - Виктор Зарубин, 65 лет,
Лесосибирск
Переписываться рада я при солнце, при луне! -
Пусть считают, что нам надо, экономике, стране!
***
Жду я переписи сроков, чтоб в анкете написать:
Пусть нагонят эфиопов - будем Пушкиных рожать!
- в номинации "За частушечный сказ" - Олеся Шиндорикова,
26 лет, Лесосибирск
***
Я про перепись пою
В целях агитации:
Обладает всякий пусть
Важной информацией.
***
Россиянам в этот год
Не грозит забвение, -
Перепись уже грядет
Народонаселения.
***
В синем шарфе переписчик
В дом зайдет к вам невзначай,
Будь любезен, не стесняйся -
На вопросы отвечай!
***
Для отчизны важен каждый -
От учета не таись.
Шаг, бесспорно, очень важный:
Всей России перепись!
***
Скоро перепись приступит
К сбору информации
На обширной территории
Русской Федерации!
Дорогие россияне,
Очень важен результат;
Пусть нам перепись поможет
Информировать Росстат.
***
Резво выйдет переписчик
Пересчитывать народ:
Знает он уже насколько
Значим массовый учет.
***
Переписчик, ты не вздумай
Не прилечь и не присесть,
Пока твердо не уверен,
Что смог каждого учесть.
***
Респонденты, не волнуйтесь!
Никакой скандальности;
Обещаем сто процентов
Конфиденциальности.
***
От Камчатки до Урала
Переписан будет каждый
Всех должны учесть в итоге -
Даже иностранных граждан.
***
Респондент, прими участье,
Русский ты или грузин,
Перепись идет с девизом:
Важен каждый гражданин!
- в номинации "За оригинальность" - Татьяна Мосунова,
43 года, Минусинский район, с. Быстрая
Специальные номинации:
"Самая девичья частушка" - Татьяна Каскевич, 33 года,
Красноярск
Плач девчонок-переписчиц
***
Ох, сгораю я, ей богу,
На работе. Как же быть?
От меня ведь скоро смогут,
Как от спички, прикурить.
***
Я, девчата, на беду
В девках засиделася.
В переписчицы пойду -
Мужа захотелося.
"Самая мужичья частушка" - Николай Канаев, 78 лет, Рыбинский
район, Заозерный.
Перепись не за горами
Она начнется в сентябре
Я задумался сегодня
Что придется сделать мне.
Я подкрасил номер дома
Тротуары подновил
Инициалы на аншлаге
К воротам я прикрепил.
Для того, что переписчик
Знал о том, кто здесь живет
Занесет меня он в списки
В дом другой скорей пойдет.
Переписчик парень бравый
Я с ним познакомился
И в помощники ему
Быстро я подстроился.
Рассказал, кто здесь живет
По соседству у меня,
Кто из них корову держит
Кто имеет и коня.
ИА "Сибирское Агентство Новостей",
3 сентября 2010 года
|