Жителям моногородов предлагают воспользоваться новой программой переселения
Ситуация в Тольятти вряд ли выправится в ближайшее время. По крайней мере, власти уже предлагают сотням бывших работников «АвтоВАЗа» переселиться в город Тихвин Ленинградской области. В свою очередь, совет директоров Агентства по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (АРИЖК) одобрил в конце прошлой недели лимит в 500 млн. руб. на реализацию пилотного проекта по запуску ипотечного продукта «Переезд», которым могут первыми воспользоваться тольяттинцы. Его авторы надеются, что проект поможет россиянам, живущим в городах со сложной экономической обстановкой, перебираться в более благополучные места и приобретать там жилье. По словам экспертов, в целом идея заслуживает внимания, но риски в данном случае настолько высоки, что в итоге человек может оказаться в ситуации обмена «шила на мыло».
Проблему приобретения гражданином жилья в новом регионе АРИЖК предполагает решать за счет жилого помещения, имеющегося в собственности человека в том регионе, из которого он уезжает. Схема выглядит так: для начала претендент на смену места жительства должен устроиться на работу там, куда он планирует переехать, и успешно пройти испытательный срок. Одновременно ему следует подобрать для приобретения новое жилье, где он намерен постоянно жить. Дальше нужно обратиться за финансовой помощью в АРИЖК, которое, как подчеркивается, окажет ее «на платной, срочной и возвратной основе».
Самое же главное во всей этой истории состоит в том, что, как отмечают в агентстве, схема не обязывает заемщика ежемесячно выплачивать ни проценты, ни часть долга по займу. Ему разрешается погасить сразу всю задолженность путем реализации имеющегося жилья. АРИЖК, в свою очередь, оценит старую квартиру, поскольку размер займа будет равен ее стоимости, и возьмет с гражданина обязательство потратить деньги только на приобретение нового жилья. А если денег не хватит (что, скорее всего, сплошь и рядом будет происходить), россиянин обратится в банк за ипотечным кредитом.
Напомним, в 2009 году правительство России выбрало 27 моногородов, наиболее нуждающихся в помощи. В первую тройку списка вошли Тольятти, Байкальск и Пикалево. Всего в РФ, по данным АРИЖК, более 350 моногородов (в них проживают около 16 млн. человек), в 17 из которых – кризисная ситуация. Ожидается, что уже в этом году по разработанной программе смогут переехать 450–500 семей.
Первыми же воспользоваться новыми возможностями смогут жители Тольятти. Недавно появилась информация, что высвобождаемым работникам «АвтоВАЗа» предложат переехать в город Тихвин Ленинградской области и трудоустроиться на вагоностроительном заводе.
То, что власти озаботились судьбой тех, кому сейчас особенно плохо, уже само по себе хорошо, отмечают независимые эксперты. Правда, они опасаются, что непродуманность проекта может погубить идею в зародыше. «Сама идея замечательная, поскольку это фактически первый проект по трудовой миграции в масштабах страны, – сообщила «НИ» известный независимый аналитик рынка жилья Ирина Радченко. – Наконец, кто-то озаботился этим. Сейчас у нас трудовые потоки никто не контролирует». Однако риск, который берут на себя граждане, решившие воспользоваться этой программой, неоправданно высок. Во-первых, цены на жилье в моногородах крайне низки – оттуда, где нет работы сейчас и не предвидится в ближайшей перспективе, люди стремятся уехать. Власти, предлагая даже такой вариант переезда, фактически признают: ловить там нечего. А если программа станет более или менее массовой, цены на недвижимость упадут еще больше, и иных вариантов, кроме «ипотеки в нагрузку», у людей вообще не останется. А взваливать не себя такое новое ярмо, едва выбравшись из старого, вряд ли кто-то захочет.
Во-вторых, человек фактически уезжает в неизвестность, и при этом он связывает себя по рукам и ногам огромным количеством обязательств. «Это большой риск, – отмечает г-жа Радченко. – Допустим, человек живет в Тольятти, он уже оброс какими-то связями, ориентируется в ситуации. Потом он переезжает в Тихвин, где сейчас вроде бы заводу требуются сотрудники. Но уже через полгода ситуация может измениться. И что тогда? А человек уже ввязался в новую ипотеку, свою квартиру заложил, новую купил, работы нет ни там, ни здесь. И что? Ладно бы речь шла о сегменте среднего класса, где доходы, по крайней мере, позволяют оправдать затраты на переезд. А так человек у себя в городе получал 6 тыс. и здесь будет получать 5,5 тыс. То есть, получается, поменял шило на мыло».
Выбор Тольятти в качестве «пилота» тоже вызывает у экспертов немалые сомнения. Мало того, что он фактически демонстрирует: несмотря на десятки миллиардов госпомощи, автогигант в обозримом будущем не возродится. Он способен еще и спровоцировать горожан к действиям, о которых потом могут пожалеть. «Не думаю, что правильно начать именно с Тольятти, – сказал «НИ» заместитель председателя Комитета Госдумы по труду и социальной политике Олег Шеин. – Там проживают 500 тыс. человек, этого достаточно для того, чтобы развивать другие производства, вести малый бизнес. А что такое Тихвин? Небольшой городок, находящийся бог весть где в заснеженных полях Ленинградской области, который через какое-то время может оказаться в непростом финансовом положении. Людей приглашают на новое предприятие, и они должны прекрасно понимать, что рискуют. В самой области, кстати, есть очень много городков, в том числе Пикалево, которые отнеслись бы с большей заинтересованностью к наличию рабочих мест в Тихвине».
По словам депутата, чтобы люди потом не пожалели о том, что пошли на такой шаг, проект должен быть полностью прозрачен: граждане должны знать все – объемы платежей, процентные ставки, условия погашения займа. И при этом соотносить все это с будущей зарплатой, что практически невозможно, поскольку никто не гарантирует, какой она будет через полгода-год и будет ли вообще. «Рациональнее было бы вначале предлагать переехавшим гражданам семейные общежития и не обязывать их продавать старое жилье в городах, из которых они уехали. В крайнем случае, если все сложилось для тебя очень плохо – не прижился, не устраивает зарплата, вообще уволили, – ты теряешь комнату в этом общежитии и возвращаешься обратно – туда, откуда приехал. Но хоть что-то у тебя остается, а не только долги по ипотеке за квартиру, в которой и жить уже не хочется», – рассуждает депутат.
Евгения ЗУБЧЕНКО. «Новые известия», 1 февраля 2010 года
Исход из моногорода
Приходящие в упадок индустриальные города в России – это серьезная проблема. Правительство теперь хочет склонить печально знаменитых своей инертностью рабочих к перемене места жительства.
Путь от Тольятти до Тихвина длиннее, чем от Рима до Берлина. Эти два российских города находятся на расстоянии 1600 километров друг от друга. Тольятти – это российский центр по производству автомобилей Лада, который расположен в среднем течении реки Волги, и климатические условия здесь терпимые. Другой город, в котором производятся комплектующие для железнодорожных вагонов, а скоро будут выпускаться и целиком вагоны, находится на мрачном севере.
Чемоданы в Тольятти пока еще не упаковывают. Однако уже в ближайшее время сотни семей будут вынуждены собрать свое нажитое добро и двинуться на север. Это предусмотрено программой по переселению, предложенной российским правительством. Для реализации этих целей Агентство по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (АРИЖК) выделило 500 миллионов рублей (12 миллионов евро).
Жители Тольятти должны попытаться вырваться из моногорода. Так в России называют образованные в советские времена моногорода, которые подключены к капельнице одного единственного градообразующего предприятия или нескольких предприятий, связанных по условиям производства. Что касается Тольятти, то здесь жизнь 750 000 человек связана с крупнейшим предприятием по производству легковых автомобилей АвтоВАЗом. После того как в прошлом году автомобильный рынок страны сократился наполовину, АвтоВАЗ больше не может сохранить места для всех 100 000 рабочих. И в будущем АвтоВАЗ вряд ли сможет вновь принять их всех на работу, даже если будет успешно проведена запоздалая модернизация предприятия.
Экономический кризис не только резко прервал продолжавшийся несколько лет период бурного экономического роста в стране и сократил в прошлом году объем производства на 8,5 процента. Он также предельно обострил тяжелейшие проблемы моногородов.
Наследие советского плана заселения территории страны тяжелым грузом лежит на этих городах, которые, к тому же, частично расположены в суровых с климатической точки зрения регионах. Не всем из них сейчас приходится плохо, и некоторые из них – например, города нефтяников в Западной Сибири - процветают. Всего, по данным АРИЖК, насчитывается 350 моногородов, население которых составляет 16 миллионов человек. В 17 из них ситуация признана критической.
В отличие от моногородов в других странах, инфраструктура и сфера обслуживания за пределами главного предприятия здесь непозволительно слабо развиты, так что дополнительные рабочие места здесь большая редкость. К этому следует добавить, что и природные ресурсы, от которых зависят некоторые из таких городов, также иссякают.
Двум десяткам моногородов правительство в прошлом году пообещало предоставить государственные субвенции и кредиты в размере полумиллиарда евро. Теперь нужно расшнуровывать и другие пакеты помощи. По некоторым данным, государство в отдельных совершенно безнадежных случаях не исключает и возможности полного переселения. Переезд бывших сотрудников автозавода из Тольятти российские управленцы рассматривают как своеобразный тест. Желающим принять участие в программе переселения обещают не только рабочие места на вагоностроительном заводе в Тихвине. В обмен на оставленную под залог собственность они могут получить на выгодных условиях кредит на приобретение жилья у жилищного агентства. По данным газеты «Ведомости», в программе есть некоторые изъяны, так что, судя по всему, лишь немногие согласятся принять в ней участие. Так, к примеру, будет сложно проводить оценку недвижимости в экономически отсталых регионах. Кроме того, выбор у людей ограничен Тихвином, и они, таким образом, вновь окажутся в моногороде.
По крайней мере, логика этой программы правильная, считает сотрудник московского (независимого) института социальной политики Наталья Зубаревич. По ее мнению, надо помочь людям вырваться из депрессивных регионов.
Россиянам, конечно же, необходима эта помощь – сами по себе они с этой задачей вряд ли справятся. «Географическая мобильность населения крайне низка, - подчеркивает ректор Российской экономической школы в Москве Сергей Гуриев. – Российский рынок рабочей силы - самый инертный среди всех восточноевропейских стран». По данным статистики, только два процента россиян в течение всей своей жизни меняют место жительства внутри страны в поисках работы. В США этот показатель составляет почти 20 процентов.
Предыдущая российская программа по переселению, которая проводилась в основном для жителей крайнего севера, закончилась неудачно из-за административных барьеров, и в первую очередь это можно объяснить неразвитостью рынка жилья, а также финансового рынка, подчеркнул Гуриев. По его словам, исследования показывают, что те россияне, которые хотели бы переехать из слабого в экономическом отношении региона в процветающий регион, не смогут этого сделать по причине высокой процентной ставки и низкой заработной платы. Резкое отличие в уровне заработной планы в отдельных регионах не будет таким образом выравниваться. Так образуется порочный круг – люди не могут уехать, а в их регионе отсутствует конкуренция на рынке рабочей силы, поэтому уровень заработной платы продолжает оставаться низким и в ходе кризиса может даже сократиться.
Эдуард ШТАЙНЕР. «Die Welt», 2 февраля 2010 года
Опубликовано на ИноСМИ.Ru
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)