| На вопрос "Удовлетворены 
                                ли Вы учебниками демографии?",
 поставленный в Демоскопе Weekly № 399, за истекшие 
                                2 недели
 ответили 25 человек. Ответы распределились следующим 
                                образом:     
                                 
                                  |  С какими из перечисленных 
                                      учебников и учебных пособий Вы знакомы и 
                                      можете ли рекомендовать их другим?
 Приведены проценты проголосовавших 
                                      за один из пяти вариантов в порядке убывания 
                                      числа ответов 5 и 4.
 |   
                                  |   |     1 
                                      - не слышал о таком2 - слышал, но не читал
 3 
                                      - знаком, но не пользовался
 4 - использовал, но не могу рекомендовать
 5 - использовал и рекомендую другим
 |   
                                  | Учебник | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |   
                                  | Медков. Демография: Учебник. М.: 2007 |  12
 |  8
 |  0
 |  8
 |  72
 |   
                                  | Борисов. Демография. - М.: 2001 |  16
 |  4
 |  8
 |  4
 |  68
 |   
                                  | Введение в демографию / Под ред. Ионцева, 
                                      Саградова - М.: 2002 |  32
 |  4
 |  4
 |  8
 |  52
 |   
                                  | Валентей, Кваша. Основы демографии: Учебник. 
                                      - М.: 1989 |  20
 |  8
 |  16
 |  4
 |  52
 |   
                                  | Денисенко, Калмыкова. Демография. М.: 2007 |  32
 |  8
 |  16
 |  4
 |  40
 |   
                                  | Зверева, Елизаров, Веселкова. Основы демографии: 
                                      Учебное пособие - М.: 2004 |  32
 |  16
 |  8
 |  8
 |  36
 |   
                                  | Кристоф Вандескрик. Демографический анализ 
                                      - М.: 2005 |  32
 |  12
 |  12
 |  12
 |  32
 |   
                                  | Демография и статистика населения: Учебник 
                                      / Под ред.Елисеевой - М.: 2006 |  44
 |  12
 |  12
 |  4
 |  28
 |   
                                  | Демография: Учебник для вузов. Под ред.Волгина, 
                                      Рыбаковского. - М.: 2005 |  36
 |  16
 |  12
 |  12
 |  24
 |   
                                  | Саградов. Экономическая демография. Учебное 
                                      пособие. М.: 2005 |  56
 |  8
 |  16
 |  4
 |  16
 |   
                                  | Архангельский, Иванова, Рыбаковский, Рязанцев. 
                                      Практическая демография: Учебник. - М.: 
                                      2005 |  40
 |  24
 |  12
 |  12
 |  12
 |   
                                  | Бреева.Основы демографии. Учебное пособие. 
                                      М.: 2009 |  60
 |  20
 |  4
 |  8
 |  8
 |   
                                  | Тихомиров. Демография. Методы анализа и 
                                      прогнозирования. М.: 2005 |  52
 |  24
 |  12
 |  4
 |  8
 |   
                                  | Харченко. Демография. Учебное пособие. 
                                      2007 |  52
 |  12
 |  4
 |  28
 |  4
 |   
                                  | Клочкова. Демография: Учебное пособие. 
                                      М.: 2006 |  72
 |  4
 |  4
 |  16
 |  4
 |   
                                  | Демография: электронный учебник / под ред. 
                                      Глушковой, Симагина. - М.: 2009 |  72
 |  8
 |  12
 |  8
 |  0
 |   
                                  | Саак, Тагаев. Демография: Учебное пособие. 
                                      - Таганрог: 2003 |  76
 |  8
 |  12
 |  4
 |  0
 |   
                                  | Газиева. Демография. Учебник. Нижний Новгород: 
                                      2009 |  80
 |  12
 |  8
 |  0
 |  0
 |   
                                  | Кроме того, посетителями были упомянуты 
                                      учебники: |  |  |  |  |  |   
                                  | Боярский А.Я. Курс демографии |  |  |  |  |  |   
                                  | Бойко, Карманов Экономическая демография |  |  |  |  |  |   
                                  | Современная демография, 1995 г. (Ионцев, 
                                      Денисенко и др.) |  |  |  |  |  |  
   
                                 
                                  | Недостатки учебников 
                                      демографииПриведен средний уровень в порядке его 
                                      убывания
 |   
                                  | Слабое освещение состояния современной 
                                      демографической науки за рубежом | 2,72 |   
                                  | Сложность подачи материала | 2,68 |   
                                  | Недостаточное освещение современных методов 
                                      количественного демографического анализа, 
                                      прогнозирования и моделирования | 2,68 |   
                                  | Слабое внимание к вопросам демографического 
                                      прогнозирования | 2,64 |   
                                  | Слабое внимание к вопросам демографической 
                                      политики | 2,52 |   
                                  | Неудовлетворительный учет современных возможностей 
                                      компьютеров и Интернета как источников получения 
                                      и закрепления демографических знаний | 2,48 |   
                                  | Недостаточная ориентированность на закрепление 
                                      знаний, отсутствие или малое количество 
                                      контрольных вопросов, задач, упражнений | 2,40 |   
                                  | Дублирование учебников и отсутствие их 
                                      гаммы, учитывающей разные интересы и уровни 
                                      подготовки | 2,32 |   
                                  | Недостаточное освещение актуальных демографических 
                                      процессов и проблем | 2,32 |   
                                  | Недостаточное внимание к взаимодействию 
                                      демографических процессов с экономическими 
                                      и социальными | 2,32 |   
                                  | Недостаточное освещение современных социальных 
                                      теорий, необходимых для понимания демографических 
                                      процессов | 2,28 |   
                                  | Чрезмерное внимание к количественному анализу 
                                      в ущерб качественному | 2,00 |   
                                  | Слабое освещение истории демографии как 
                                      научной дисциплины | 1,92 |   
                                  | Примитивность подачи материала | 1,88 |   
                                  | Перегруженность второстепенными вопросами | 1,76 |   
                                  | Посетителями были также отмечены следующие 
                                      недостатки   |  |   
                                  | в некоторых учебниках, пособиях много цифр, 
                                      статистики, но нет анализа, выводов |  |   
                                  | недостаток справочных материалов по методам 
                                      статобработки |  |   
                                  | практически нет зарубежного опыта |  |   
                                  | недостаточное внимание к проблеме интерпретации 
                                      статистических данных |  |   
                                  | практически нет материала о репродуктивном 
                                      поведении |  |   
                                  | недостаточность ссылок на источники получения 
                                      демографических, статистических данных: 
                                      требуется описание конкретных действий, 
                                      а не просто - перепись, ЗАГС и пр. |  |  
   
                                 
                                  | Достоинства учебников 
                                      демографииПриведен средний уровень в порядке его 
                                      убывания
 |   
                                  | Живой, ясный язык | 3,2 |   
                                  | Простота подачи материала | 3,0 |   
                                  | Возможность для самостоятельной работы 
                                      с учебником | 2,8 |   
                                  | Тщательный отбор материала, позволяющий 
                                      сосредоточиться на главном | 2,7 |   
                                  | Сбалансированность количественного и качественного 
                                      анализа | 2,6 |   
                                  | Хорошее освещение современных демографических 
                                      проблем, побуждающее к самостоятельному 
                                      размышлению о них | 2,5 |   
                                  | Полнота представлений о современной демографической 
                                      науке, ее достижениях и нерешенных вопросах | 2,5 |   
                                  | Ориентированность на закрепление знаний, 
                                      большое количество интересных контрольных 
                                      вопросов, задач, упражнений | 2,3 |   
                                  | Хороший учет современных возможностей компьютеров 
                                      и Интернета как источников получения и закрепления 
                                      демографических знаний | 2,1 |   
                                  | Богатая информация, позволяющая пополнить 
                                      как демографическую, так и общую эрудицию | 2,0 |   
                                  | Посетители предложили также следующие 
                                      критерии |  |   
                                  | практические примеры и применимость к российской 
                                      действительности |  |   
                                  | комплексность |  |  
 |