| 
               
                |  | Рубрику ведет кандидат экономических наукВиктория Ивановна САКЕВИЧ
 |  Как богатые страны выполняют свои финансовые обязательства, 
              принятые на Каирской конференции В 1994 году на Международной конференции по народонаселению 
              и развитию в Каире (МКНР) международным сообществом было принято, 
              что реализация программ населения в развивающихся странах и странах, 
              осуществляющих переход к рынку, потребует 17 млрд. долл. США в 2000 
              г., 18,5 млрд. - в 2005 г. и почти 22 млрд. - в 2015 г. При этом 
              предполагалось, что две трети средств внесут сами развивающиеся 
              страны и одну треть - страны-доноры (табл. 1). Таблица 1. Финансовые ресурсы, необходимые для реализации 
              программ в области народонаселения, 2000-2015 гг. (млрд. долларов 
              США) 
               
                | Год | Внутренние ресурсы | Внешняя помощь | Всего |   
                | 2000 | 11,3 | 5,7 | 17,0 |   
                | 2005 | 12,4 | 6,1 | 18,5 |   
                | 2010 | 13,7 | 6,8 | 20,5 |   
                | 2015 | 14,5 | 7,2 | 21,7 |   
              Источник: Программа действий Международной конференции 
                по народонаселению и развитию - 1994, п. 13.15, 13.16, 14.11. В первые несколько лет после МКНР прирост финансовых 
              ресурсов, необходимых для реализации Программы действий, принятой 
              на Конференции, был незначительным. В 2000 г. объем помощи развивающимся 
              странам (включая страны с переходной экономикой) со стороны международного 
              сообщества составил всего 46% от запланированного. Затем объем финансовых 
              средств стал медленно, но неуклонно расти (табл. 2). Существенным 
              стимулом для этого роста послужили инициативы Правительства США 
              по борьбе с пандемией ВИЧ/СПИДа.  Таблица 2. Вклад основных доноров в финансирование программ 
              в области народонаселения, 1997-2007 гг. (млн. долларов США) 
               
                |   | 1997 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 (оценка) | 2007 (оценка) |   
                | Правительства стран-членов ОЭСР/КСР* | 1530 | 1598 | 1720 | 2314 | 3738 | 4446 | 6346 | 7031 | 8764 |   
                | Система ООН | 49 | 77 | 96 | 31 | 43 | 61 | 96 | 101 | 106 |   
                | Международные Фонды/НПО | 106 | 299 | 241 | 531 | 380 | 433 | 364 | 382 | 402 |   
                | Банк развития (гранты) | 9 | 1 | 3 | 2 | 28 | 227 | 186 | 195 | 205 |   
                | Всего | 1694 | 1975 | 2060 | 2878 | 4189 | 5166 | 6992 | 7709 | 9477 |   
              *ОЭСР - Организация экономического сотрудничества и развития, 
                КСР - Комитет содействия развитию ОЭСР. Казалось бы, цель, поставленная МКНР, достигнута и финансовый 
              поток со стороны доноров в последние годы даже превысил запланированные 
              объемы. Однако не всё так благополучно, как кажется на первый взгляд. 
              Во-первых, современные потребности значительно возросли по сравнению 
              с тем, как они оценивались в 1994 году. Во-вторых, вызывает серьезную 
              озабоченность тот факт, что средства, направленные на программы 
              планирования семьи, в действительности сократились, а основная часть 
              прироста пришлась на программы борьбы с ВИЧ/СПИД (рис. 1). Так, расходы по компоненту "Планирование семьи"1 
              в 1995 г. составили 723 млн. долл., а в 2007 г. - 382 млн. долл. 
              В то же время расходы по компоненту профилактики заболеваний, передаваемых 
              половым путем (ЗППП), включая ВИЧ/СПИД, возросли в 60 раз: со 118 
              млн. долл. в 1995 г. до 7112 млн. долл. в 2007 г. Около 80% всей 
              финансовой помощи развивающимся странам (и странам с переходной 
              экономикой) в рамках программ населения приходится сегодня на профилактику 
              ЗППП/ВИЧ/СПИД2, и лишь 4% - на планирование 
              семьи. В Программе действий Каирской конференции предусматривалось 
              другое соотношение: порядка 60% помощи - на компонент планирования 
              семьи и менее 10% - ЗППП/ВИЧ/СПИД. Рисунок 1. Объемы финансовой помощи на каждый из компонентов 
              программ населения, 1995-2007 гг., в % от общего объема донорской 
              помощи в области населения Безусловно, в 1994 г. эпидемия ВИЧ/СПИДа еще не имела 
              таких масштабов, как в последующие годы. Однако смена приоритетов 
              в направлениях донорской помощи связана не только с этим. Большую 
              роль сыграла позиция США - крупнейшего поставщика финансовых ресурсов 
              развивающимся странам в сфере охраны репродуктивного здоровья. В 
              годы, когда у власти находятся республиканцы, США проводят так называемую 
              политику "глобального кляпа", которая запрещает финансировать 
              зарубежные организации, предоставляющие услуги по производству абортов 
              (в том числе в странах, где аборт законодательно разрешен) или защищающие 
              право на аборт. Такие организации, как правило, предоставляют и 
              услуги по планированию семьи. Одной из "жертв" этой политики 
              стал даже Фонд ООН по народонаселению. Возможно, со сменой администрации 
              в США в 2009 году ситуация изменится и, не в ущерб программам борьбы 
              со СПИДом, адекватное финансирование получат остальные компоненты 
              программ в области народонаселения. Задача обеспечения не позднее 
              2015 года всеобщего доступа к услугам в области репродуктивного 
              здоровья (п.7.6 Программы действий) еще очень далека от выполнения. Как видно из таблицы 2, наибольший вклад (90%) в международные 
              программы помощи в сфере народонаселения вносят страны-члены ОЭСР, 
              среди которых США несомненно являются самым крупным донором (52%) 
              (табл. 3). Таблица 3. Пять крупнейших стран-доноров, 2007 г. (тыс. 
              долларов). Оценка Resource Flows Project 
               
                |   | Компоненты программ населения | Всего |   
                | Планирование семьи | Репродуктивное здоровье | ЗППП/ВИЧ/СПИД
 | Исследования/Анализ
 | Тыс. долл. | в % от общего объема помощи |   
                | США | 258468 | 62899 | 4555857 | 35632 | 4912857 | 52 |   
                | Великобритания | 0 | 80015 | 709718 | 0 | 848885 | 9 |   
                | Нидерланды | 203 | 62188 | 434411 | 3525 | 541971 | 6 |   
                | Франция | 0 | 12660 | 297321 | 0 | 322671 | 3 |   
                | Япония | 398 | 37650 | 212139 | 2767 | 320118 | 3 |  Помимо стран, указанных в табл. 3, весомый финансовый 
              вклад принадлежит Европейскому Союзу (261 млн. долл.). Что касается компонента "Планирование семьи", 
              то здесь первая пятерка стран выглядит несколько иначе, за исключением 
              лидера (США): по убыванию объема помощи - Германия, Канада, Норвегия, 
              Австралия. Куда же направляются средства доноров? В 2005 г. международную 
              финансовую помощь на цели, связанные с населением и репродуктивным 
              здоровьем, получила 161 страна. Наибольшая часть этого потока осела 
              в Африке к югу от Сахары (61%), далее следуют Азия и Океания (21%), 
              Латинская Америка (9%), Восточная и Южная Европа (5%), Западная 
              и Северная Африка (4%). Страны - самые крупные реципиенты международной помощи 
              в своем географическом регионе представлены на рис. 2: 
 Рисунок 2. Основные реципиенты международной помощи 
              (в своем регионе) в сфере программ населения. 2005 г.
 
              Источник: По материалам проекта Фонда ООН по народонаселению 
                и Нидерландского междисциплинарного демографического института 
                "Resource Flows Project" http://www.resourceflows.org/index.php 
 1 - Описание основных рекомендуемых 
              компонентов программ в области народонаселения и репродуктивного 
              здоровья можно найти в документах МКНР, в частности, п. 13.14 Программы 
              действий (http://demoscope.ru/weekly/knigi/m_doc/m_doc01.html)2 - Расчет расходов на ВИЧ/СПИД основан на определении 
              компонента "ЗППП/ВИЧ/СПИД", данном в документах МКНР, 
              поэтому указанная сумма расходов отличается от суммы, которую приводит 
              UNAIDS, в меньшую сторону.
  
              
             |