Rambler's Top100

№ 883 - 884
21 - 31 декабря 2020

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание

читальный зал

приложения

объявления

поиск

архив

Обратная связь 2018 


Гостевая книга Демоскопа Weekly - 2018 год

Имя:  Дмитрий  
Город: 
C.-Петербург  
E-Mail: 
s.dm@mail.ru  
Home Page: 
http://www.demoscope.ru/weekly/ssp/rus_pop_39_2.ph
Комментарий: 
Добрый день!
У Вас в разделе Приложения, в материалах переписи за 1939 г., на странице Численность наличного населения СССР по районам и городам содержится 6 разделов с одинаковым заголовком "Ленинградский гс" и с разными количественными данными.
Видимо, имелась в виду численность населения разных городов, входивших в Ленинградский горсовет. Если есть возможность, уточните данную информацию.

------------------------------------------------------------------
Ответ Демоскопа: 
Уважаемый Дмитрий! Спасибо за Ваше замечание. Оно совершенно справедливо. Действительно по переписи-1939 в составе Ленинградского горсовета было 5 городов: Ленинград, Колпино, Кронштадт, Петергоф и Пушкин. Но это не было отмечено в указанной таблице, что и явилось источником Вашего вопроса. Сейчас эта ошибка исправлена. Более детальная информация размещена также в таблице: "Численность городского населения СССР по городским поселениям и внутригородским районам".

19 октября 2018 07:42:40

Имя:  Сергей  
Город: 
Красноярск  
E-Mail: 
semeyskiy@bk.ru
Комментарий: 
В публикации "Население Петербурга вырастет до 5,5 миллиона за счет мигрантов" (Росбалт,28 августа) даётся прогноз, что численность населения Петербурга до 2021 года вырастет до 5,4 миллиона человек, а к 2024 году - до 5,5 миллиона. Такие данные озвучил в Смольном председатель комитета по экономической политике и стратегическому планированию Иван Филиппов. И что, по словам чиновника, сейчас в Петербурге проживает порядка 5,3 миллиона человек.
Невозможно согласиться с данными прогнозами. Во-первых, численность населения С.-Петербурга на 1 января 2018 г. составляла уже 5 млн. 352 тыс. человек. Если за основу взять темпы прироста за последние два года: за 2016 год - 55 тыс., за 2017 г. - 70 тыс. человек, - то численность населения С.-Петербурга к 1 января 2019 г. как минимум "перевалит" за отметку 5,4 миллиона человек. В то время как И. Филиппов прогнозирует этот показатель только к 2021 году. Соответственно, не корректен и прогноз по 2024 году.
В связи с этим возникает риторический вопрос: о каком качественном стратегическом планировании может идти речь при подобном демографическом прогнозировании?

------------------------------------------------------------------
Ответ Демоскопа: 
Уважаемый Сергей!
По поводу того, что Ваш вопрос – риторический, Демоскоп склонен согласиться.
Дело состоит в том, что упомянутые Вами прогнозные показатели находятся в соответствии с последними официальными прогнозами численности населения регионов России, выполненными и опубликованными Федеральной службой государственной статистики, в том числе на ее сайте. Приведенные Вами цифры, вызывающие сомнения, и обнаруженные некоторые расхождения находятся в пределах погрешностей, не превышающих 1% от общей численности населения. Эти расхождения ниже других погрешностей и прочих ошибок, которые могут возникать при проведении переписей населения, учете естественного движения (рождаемости и смертности) и миграции, регистрации места проживания, а также в перспективных расчетах и оценках численности населения. Они с точки зрения демографии считаются допустимыми и неизбежными. Если же Вы настаиваете и не желаете согласиться с обсуждаемыми прогнозами, может быть стоит подготовить свои собственные расчеты с описанием их методики. Мы их могли бы обсудить и опубликовать. Критика все-таки должна быть конструктивной…

24 сентября 2018 11:01:25

Имя:  Вячеслав  
Город: 
Новгород  
E-Mail: 
vacheslav84@mail.ru  
Home Page: 
http://www.demoscope.ru/weekly/2018/0779/index.php
Комментарий: 
Есть ли данные о людских потерях России отдельно по областям в результате ВОВ?

18 сентября 2018 08:42:49

Имя:  Дина  
Город: 
Луганск  
E-Mail: 
Dinichka0968@yandex.ru
Комментарий: 
Здравствуйте! Скажите, будьте добры, а почему вы армянский, греческий, персидский и другие ЯЗЫКИ называете в таблицах "прочие наречия"? С каких это пор греческий, например, или армянский языки - это "наречия"? Тем более - "прочие"?
------------------------------------------------------------------
Ответ Демоскопа: 
Уважаемая Дина!
Вы совершенно неправы в претензии к слову «прочие». В Демоскопе, например, http://www.demoscope.ru/weekly/ssp/rus_lan_97.php, четко читается «Остальные индо-европейские наречия». Правда, мы позволили себе «Остальныя» написать по-современному «Остальные». Но смысл от этого не поменялся.
Но я полностью согласен с Вашим негодованием. Сам я с тем же чувством, обратил внимание на такое неравное, или как говорят в начале 21-го века, «неполиткорректное», разделение языков разных народов на «языки» и «наречия» при подготовке к публикации в Демоскопе материалов переписи 1897 г. (Это было в 2004 г.)
Сразу отвечу на обиженный запрос к «Демоскопу»: в своих приложениях мы размещаем данные переписей в том виде, в каком они опубликованы в свое время. Не позволяя себе задним числом корректировать ни словА, ни, тем более, числа.
Так что Ваши претензии следовало бы переадресовать к редакции «Общего свода по Империи результатов разработки данных Первой всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 года» (СПб., 1905).
Ответственным редактором этого издания был Николай Александрович Тройницкий (1842-1913), председатель Статистического совета при Министерстве внутренних дел, руководивший проведением переписи и ко времени издания двух томов «Общего свода» действительный тайный советник (чин, соответствовавший военному генерал-аншефу, ныне генералу армии).
Может быть это он произвел такое, на сегодняшний взгляд имперски-высокомерное деление языков.
А может быть это сделал непосредственный редактор материалов переписи, имеющих отношение к родному языку (табл. XIII-XVI и XXIV во 2-ом томе «Общего свода») – Серафим Керопович Патканов (1860-1918).
О нем, как и о Тройницком, Вы можете прочесть хотя бы в Википедии.
Но мне лично хотелось бы добавить, что Патканов, кстати, этнический армянин, был, кроме других занятий, включающих службу в Центральном статистическом комитете МВД, еще и одним из первых демографов коренных народов Севера.
Его труды:
Опыт географии и статистики тунгусских племен Сибири на основании данных переписи населения 1897 г. и других источников. Ч. 1-2. СПб., 1906;
О приросте инородческого населения Сибири: Статист. материалы для освещения вопроса о вымирании первобытных племен. СПб., 1911;
Статистические данные, показывающие племенной состав населения Сибири, язык и роды инородцев: (На основании данных специальной разработки материала переписи 1897 г.). Т. 1-3 СПб, 1911-1912;
до сего дня остаются интересными и актуальными источниками сведений для всех интересующихся коренными народами российского Севера.
Все это я говорю с тем, чтобы показать, что редактирование «Общего свода» проводилось на хорошем научном уровне и сами редакторы были не просто техническими исполнителями, а профессионалами высокой квалификации. На уровне, который был характерен для науки рубежа XIX и XX столетий. (Мб через сто лет кто-нибудь будет возмущаться и Вашим вопросом к Демоскопу, и моим ответом. Если прочтет, конечно!)
А теперь что касается собственно деления на языки и наречия. Стимулированный Вашим вопросом, я просмотрел еще раз таблицы переписи. Действительно из 104 поименованных в таблице языков, лишь пятая часть (21) удостоены названия «языков», а три четверти (78) несколько уничижительно, по сегодняшним меркам, названы «наречиями». Еще пять названий языков, в т.ч. упомянутые Вами греческий, армянский и персидский, хотя и стоят в рубриках «наречия» (Картвельские наречия; Остальные индо-европейские наречия), но имеют мужской род (окончание, «ский»), что позволяет отнести их все-таки к «языкам». Так что Ваша обида за греков, армян и персов фактически не заслужена. А вот за литовцев, финнов, албанцев или индусов и еще за 74 народа, из ныне существующих или уже не считающихся народами, Вы вполне можете подать в Высший суд на выше помянутых Тройницкого и Патканова.

Дмитрий Богоявленский

25 августа 2018 11:47:19

Имя:  Вячеслав  
Город: 
Новосибирск  
E-Mail: 
vacheslav84@mail.ru  
Home Page: 
http://www.demoscope.ru/weekly/knigi/rashyn/glava0
Комментарий: 
Есть ли данные о числе рождений на брак в России в динамике по годам после 1850 года?

17 августа 2018 16:10:47

Имя:  Anatol T  
Город: 
Moscow  
E-Mail: 
antomi @ bk.ru
Комментарий: 
На статью А.Вишневского о повышении пенсионного возраста.
Для критики идеи автор использовал заведомо неадекватный для пенсионной проблемы показатель демографической нагрузки на работающее население суммарного количества пенсионеров вместе с молодыми до 20 лет(!). Между тем, молодым пенсию-то не платят, на них не нужно мобилизовывать пенсионные ресурсы
Потому приходится признать, что вывод статьи, носит характер некорректный, заранее заданный каким-то посторонними соображениям, ради которых и пришлось подгонять данные.

------------------------------------------------------------------
Ответ Демоскопа: 
Уважаемый Anatol T!
Пенсионные ресурсы – это часть совокупных ресурсов общества. Вопрос в том и заключается, как делить эти совокупные ресурсы на пенсионные и не пенсионные, т.е. какая часть совокупных ресурсов должна расходоваться на пенсии, а какая – на все остальное. Если Вы знаете ответ, Демоскоп с удовольствием опубликует Ваши предложения.

14 августа 2018 21:05:15

Имя:  Вячеслав  
Город: 
Новосибирск  
E-Mail: 
vacheslav84@mail.ru
Комментарий: 
По рождаемости России появился такой вопрос: правомерно ли сравнивать показатель Количество рождений приходящийся на каждый заключенный брак с итоговой рождаемостью реальных поколений или это разные показатели?
------------------------------------------------------------------
Ответ Демоскопа: 
Уважаемый Вячеслав!
Эти показатели – число рождений, приходящихся в среднем на каждый заключенный брак, и итоговая рождаемость реальных поколений – принципиально различные показатели по смыслу и по величине по двум основным причинам:
1) Часть рождений происходит вне зарегистрированного брака.
2) У некоторых женщин часть (один или несколько) детей могут быть рождены в одном браке, а другие дети – в другом. Поэтому значение первого индикатора окажется раза в два меньше второго, а их сравнение представляется некорректным.

25 июля 2018 16:30:12

Имя:  Вячеслав  
Город: 
Новосибирск  
E-Mail: 
vacheslav84@mail.ru
Комментарий: 
К предыдущему письму: тогда почему в длинных рядах указана Англия и Уэльс, а не скажем вся Великобритания? Получается просто странно, что Уэльс считается вместе с Англией, а Шотландия нет.
------------------------------------------------------------------
Ответ Демоскопа: 
Уважаемый Вячеслав!
Раз уж Вы обратились к книге British Historical Statistics, давайте прочтем ее повнимательнее: данные о рождаемости там приведены для Англии с 1539 года, Англии и Уэльсу – с 1838, Шотландии – с 1855, Ирландии – с 1864, что означает, что, например, по Уэльсу в период с 1539 по 1837 гг. такой статистики не велось, то же самое по Шотландии – с 1539 по 1854, по Ирландии – с 1539 по 1863. Таким образом, возможности дать статистику по всей Британии, например, с 1539 по 1837, не было, поскольку она имелась лишь для Англии.
Но Ваш вопрос значительно интереснее, так как он существует, к сожалению, и по сей день. На официальном сайте Office for National Statistics https://www.ons.gov.uk многие демографические показатели приводятся почему-то не по UK, а только по Англии и Уэльсу. Там видимо считают: где Королева не живет, можно сведения и не собирать… :-(

10 июля 2018 17:25:39

Имя:  Вячеслав  
Город: 
Новосибирск  
E-Mail: 
vacheslav84@mail.ru  
Home Page: 
http://www.demoscope.ru/weekly/app/long_cbr.php?co
Комментарий: 
Данные по общему коэффициенту рождаемости Англии и Уэльса в длинных рядах http://www.demoscope.ru/weekly/app/long_cbr.php?cou=1 противоречат данным из https://books.google.ru/books?id=Oyg9AAAAIAAJ&pg=PA1&hl=ru&source=gbs_toc_r&cad=3#v=onepage&q&f=false страница 41. Прошу разобраться и внести уточнения.
------------------------------------------------------------------
Ответ Демоскопа: 
Уважаемый Вячеслав!
Просим Вас уточнить за какой год обнаружено противоречие, поскольку данный показатель на Демоскопе соответствует значениям в указанном Вами издании по Англии и Уэльсу на странице 42. Что же касается с.41, то они относятся только к Англии. :-(

09 июля 2018 15:04:53

Имя:  Сергей  
Город: 
Кagw@yandex.ru  
Home Pae: 
httpиров  
E-Mail: 
spm-://vk.com/huntropos
Комментарий: 
В замечательной статье А.Вишневского http://www.demoscope.ru/weekly/2018/0775/expertise.php
в шапке таблицы 2 описка - 1997 вместо 1897
Еще пожелание: поскольку в ВШЭ два крупных А.Вишневских, обязать их ставить инициал отчества.

30 июня 2018 21:01:17

Имя:  Андрей  
Город: 
Новгород  
E-Mail: 
andryushenka.loginov.1980@mail.ru  
Home Page: 
http://www.demoscope.ru/weekly/2018/0773/index.php
Комментарий: 
Есть ли данные по динамике рождаемости Италии в средние века и в ранее Новое время скажем до 19 века? Есть ли данные о динамике средней рождаемости в Европе в средние века и в Новое время до 19 века?
------------------------------------------------------------------
Ответ Демоскопа: 
Уважаемый Андрей!
Поскольку недавно аналогичный вопрос уже Вами задавался, пожалуйста, прочтите ответ на него чуть ниже (от 6 февраля).

16 июня 2018 10:24:16

Имя:  наталья  
Город: 
хабаровск  
E-Mail: 
demprosvet@mail.ru  
Home Page: 
http://http://www.demoscope.ru/weekly/2017/0711/di
Комментарий: 
Вашу рубрику Демографический дайждест ведет Илья Кашницкий. Недавно опубликовано сообщение о работе Фенге и Шойбель "Пенсии и рождаемость".
У меня есть дополнительная информация по этой теме - нельзя ли как-то связаться с Ильей. По почте, например?

31 мая 2018 11:02:29

Имя:  Евгений  
Город: 
Курск  
E-Mail: 
eraserkry@mail.ru  
Home Page: 
http://www.demoscope.ru/weekly/2018/0765
Комментарий: 
Все не могу найти первоисточник вот этой фразы "По данным Министерства экономического развития РФ в России в разной стадии формирования находится 124 городских агломерации"

Нашел какой-то доклад Рейтинг устойчивого развития городов России за 2016 год.pdf. это упоминалось и там но первоисточника там тоже нет. (некоторые абзацы передраны оттуда один в один)

Жду вашей помощи, ибо пытаюсь нормально дописать статью в Википедии о агломерациях.

------------------------------------------------------------------
Ответ Демоскопа: 
Уважаемый Евгений!
Спасибо за обращение к нашему сайту и Ваш вопрос.
Информация про агломерации, о которой Вы спрашиваете, по данным, которые Демоскопу предоставила Долгих Е.И. - один из авторов Демографического барометра № 765-766, взята из проекта документа под названием: "Концепция стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2030 года" (см. с.42).

23 мая 2018 16:42:46

Имя:  Андрей  
E-Mail: 
andryushenka.loginov.1980@mail.ru  
Home Page: 
http://www.demoscope.ru/weekly/2003/0103/tema02.ph
Комментарий: 
http://www.demoscope.ru/weekly/2003/0103/tema02.php - тут в таблице Таблица 1. Снижение рождаемости в России. 1925-2000 опечатка в "-0,08" - без минуса
------------------------------------------------------------------
Ответ Демоскопа: 
Без минуса - это не по правилам арифметики: 1,97 - 2,05 = -0,08.

04 апреля 2018 17:44:22

Имя:  Светлана  
Город: 
Белгород  
E-Mail: 
Vangorodskaya@bsu.edu.ru
Комментарий: 
Уважаемые коллеги, добрый день! Некоторое время назад обнаружила на страницах вашего издания свою статью "Смерть от старости: результат демографической политики или инструмент имитационной деятельности органов власти?" (выпуск № 721 - 722 от 20 марта - 2 апреля 2017 г.). Для меня это большая честь, и я очень благодарна авторам издания за возможность расширения своей читательской аудитории. Единственное, что меня огорчило - это неправильное написание моей фамилии в заглавной части статьи (Вангорская вместо Вангородская). В связи с этим, обращаюсь к вам с просьбой о внесении соответствующих изменений в текст публикации. Заранее спасибо за понимание!

С уважением и надеждой на дальнейшее сотрудничество, доцент кафедры социальных технологий Белгородского государственного национального исследовательского университета Вангородская С.А.

------------------------------------------------------------------
Ответ Демоскопа: 
Уважаемая Светлана Анатольевна!
Спасибо за Ваше замечание. Оно было учтено, и ошибка исправлена. Приносим извинения за эту опечатку.

12 марта 2018 11:22:55

Имя:  Андрей  
Город: 
Новосибирск  
E-Mail: 
andryushenka.loginov.1980@mail.ru  
Home Page: 
http://demprosvet.far.ru/goncharova-book.htm
Комментарий: 
Не могли бы вы в Демоскопе разместить разбор и критику вот этой теории http://demprosvet.far.ru/goncharova-book.htm ?

05 марта 2018 15:44:52

Имя:  Кирилл  
Город: 
Москва
Комментарий: 
Спасибо Вам за работу!!!

01 марта 2018 16:00:24

Имя:  Андрей  
Город: 
Новосибирск  
E-Mail: 
andryushenka.loginov.1980@mail.ru
Комментарий: 
Не нашел в Демоскопе информации про демографические последствия наполеоновских войн - т.е. сколько французов в результате побед переселилась на ПМЖ в Германию, Испанию, Италию, сколько осталось французов на ПМЖ в России в результате похода французской армии и в свою очередь сколько русских, англичан и немцев осталось жить во Франции после победы над Наполеоном. Есть ли такие данные и может ли демоскоп их разместить?
------------------------------------------------------------------
Ответ Демоскопа: 
Уважаемый Андрей!
Спасибо за обращение к нашему сайту и Ваш вопрос.
К сожалению, Ваш исторический интерес существенно превышает возможности статистики населения того времени. Двести лет назад в большинстве упомянутых Вами стран отсутствовала в современном понимании система статистического учета даже естественного движения населения (рождаемости и смертности). В этом можно убедиться, например, на странице Демоскопа http://www.demoscope.ru/weekly/app/long_cbr.php с максимально доступной в настоящее время исторической динамикой основных демографических процессов. В начале 19 века в России, Италии, Испании, Германии эта статистика на государственном уровне отсутствовала. Еще хуже в то время обстояли дела со статистикой миграции, а это значит, существует большая проблема с получением достоверной информации по интересующим Вас процессам переселения народов. Пожалуйста, учтите также, что связанные с ними понятия, такие как граница, паспорт, виза, гражданство, пограничная служба, переезд на ПМЖ, имеющие сегодня определенный смысл, зафиксированный и в международных соглашениях, в то время либо вообще отсутствовали, либо имели несколько другой или достаточно расплывчатый смысл. Существующая сейчас система регистрации места жительства и учета смены страны проживания в европейских странах сформировалась лишь через сто с лишним лет после интересующей Вас эпохи.

06 февраля 2018 15:07:17

 
 
Вернуться назад
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru
 © Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)