Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 973 - 974
31 января - 13 февраля 2023

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

"Независимая газета", "Advance", "Коммерсантъ" и "РБК" о сокращении населения Китая и первенстве Индии
"Независимая газета" о стимулировании рождаемости в Китае и России
"Новые Известия" об этническом составе России по итогам переписи
"Коммерсантъ" о традиционных семейных ценностях
"Независимая газета" о возможных санкциях в отношении уехавших россиян
"Коммерсантъ" о новациях в правилах пребывания иностранцев в Казахстане
"РБК" о росте денежных переводов за рубеж

"Независимая газета" о снятии ковидных ограничений в Китае
"Коммерсантъ" об эффективности призывов "поберечь себя" во время пандемии COVID-19
"Известия" о зарплате медиков
"Новые Известия" о дефиците лекарств и медицинских кадров
"Коммерсантъ" о телемедицине
"Коммерсантъ" о религиозности и вредных привычках
"Коммерсантъ" о бабушках и дедушках

о религиозности и вредных привычках

Объективно божье наказание

В США обнаружена корреляция между посещением церковных служб и опиатной эпидемией
Версия о культурных причинах роста смертности в США из-за употребления опиатов, алкоголя и их последствий находит формальные подтверждения. Три американских экономиста в январе 2022 года показали существование сильных корреляций между сокращением распространенности в США религиозных практик и ростом "смертности от отчаяния". Речь, констатируют ученые, видимо, даже не в идее бога как такового, а в изменении организации общества, которое массово отказывается от участия в религиозных ритуалах вне зависимости от личной веры.
Мнение о том, что широко изучаемая социологами, экономистами и антропологами "эпидемия" употребления опиатов в США с 1980-х годов вызвана скорее культурными, чем экономическими причинами, тривиально - а тезис о связи "развращения общества" и религиозности обычно маркирует правые полемические мнения, нередко выдаваемые за научные исследования. В связи с этим препринт статьи "Опиаты в массы? Смертность от отчаяния и спад американской религиозности" Тайлера Джиля из Уэллсли-колледжа, Тамар Острем из университета Огайо и Дэниэла Хангермана из университета Нотр-Дам интересен формальным подходом к проблеме: экономисты на большом массиве данных исследовали гипотезу о связи между снижением интереса к религии среди белого низкооплачиваемого населения в США и ростом "смертности от отчаяния".
Джиль, Острем и Хангерман обнаружили убедительную корреляцию (необязательно, впрочем, указывающую на причинно-следственную связь) между этими феноменами в США с конца XX века - но выглядит она странно. Есть ряд моментов, которые позволяют осторожно отвергнуть напрашивающуюся в "правой картине мира" для США версию о прямой связи "моральных грехов" и "безбожия" и предположить скорее социологические причины их корреляции.
Джиль и коллеги демонстрируют, что в целом снижение религиозности населения в отдельных штатах США предшествовало "опиатной эпидемии", а не совпадало с ней и не было ее следствием.
Кроме этого, корреляция, что странно, гендерно нейтральна: ведущий к смерти "порок отчаяния" поражает оба пола, но только в среднем возрасте и только среди белых с низким доходом - и вне прямой зависимости от проживания в сельской или городской местности.
Наиболее же интересное в работе Джиля, Острем и Хангермана - собственно, то, что религиозные убеждения, видимо, ни при чем. По соцопросам, корреляция "грехопадения" с личными верованиями респондентов относительно слаба - в отличие от корреляции с формальным их участием в религиозных ритуалах (независимо от того, что говорят опрошенные о вере). Падение формальной религиозности, констатируют авторы, предшествует "опиатной эпидемии" с определенным лагом независимо от того, верят люди или нет: важно именно формальное исполнение ритуалов, в том числе blue laws ("пуританских законов", наследия протестантских общин, ограничивающих неформально, а в ряде случаев и местными законами работу развлекательных заведений по воскресеньям и т. п.).
Как предполагают Джиль и его коллеги, выявленные корреляции, видимо, следует трактовать как влияние распада "социальной ткани" старых общин (из-за трансформации вековых паттернов поведения в основной массе общества) на отдельные социальные группы.
В результате специфической подверженности "грехопадению" в них возникает новая, более либертарианская и свободная субкультура, которая далее развивается, по наблюдениям Джиля, Острем и Хангермана, уже по своим законам: корреляция с распространенностью богослужений после первоначального "шока снижения религиозности" ослабевает. В части штатов инициатором "грехопадения", видимо, служило признание неконституционным в 1960-1970 годах "пуританских законов", но устойчивым процесс стал в 1990-х.
Сложность связи между воскресным богослужением и популярностью оксиконтина в США показывает, насколько неординарным может быть культурное взаимодействие явлений, объясняемых в "научно-популярной" и "религиозной" картинах мира простыми схемами. Достоверное же изучение таких связей подчеркивает слабость претензий политической "социальной инженерии" на управление общественными движениями: да, иногда дело в работающих по воскресеньям барах - но не потому, что это не нравится духовенству, а борьба с опиатным злоупотреблением открытием новых храмов бессмысленна.

Дмитрий БУТРИН. Коммерсантъ, 18 января 2023 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.