Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 967 - 968
6 декабря - 19 декабря 2022

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

"Собака.ru" о 8 миллиардах жителях Земли
"РИА Новости" о рейтинге городов
"Коммерсантъ" о рынке труда после мобилизации
"Российская газета" и "Коммерсантъ" о спросе на трудовых мигрантов и их регистрации
"РБК" о влиянии эмиграции россиян на экономику Казахстана
"РБК" об увеличении спроса на изучение иностранных языков
"Русская служба BBC" о миграционной политике Канады
"Новые Известия" о едином пособии на детей
"Независимая газета" о домохозяйствах одиночек

"РИА Новости" о смертности от диабета
"Коммерсантъ" о численности лиц, живущих с ВИЧ
"Коммерсантъ" об осведомленности россиян в вопросах ВИЧ
"Новые Известия" о намерении запретить аборты по полису ОМС
"Коммерсантъ" о цене смерти от несчастных случае на производстве
"РБК" об удовлетворенности программы ОМС
"Коммерсантъ" о проблемах в области санитарии
"El Pais" и "РИА Новости" о снижении качества спермы у мужчин

о спросе на трудовых мигрантов и их регистрации

Валерий Выжутович: Спрос на рабочую силу в России растет. В этих обстоятельствах трудовые мигранты - серьезный ресурс

Частичная мобилизация обострила дефицит кадров. В связи с этим правительство изменило порядок реализации пилотного проекта по привлечению на российский рынок труда граждан Узбекистана. Если до сих пор их количество не должно было превышать 11 тысяч человек в строительстве и АПК, то теперь ограничения сняты. Снижаются и медицинские требования к въезжающим. Они освобождаются от обязательного теста на коронавирус или вакцинации, им теперь достаточно пройти медосмотр.
На дефицит кадров отреагировало и МВД. Оно предложило по-новому оформлять трудовые договоры с мигрантами. "В трудовом договоре с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, указываются сведения о едином документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина на территории РФ, с электронным носителем информации <...>, действительной учетной записи в реестре иностранных работников", - говорится в опубликованном документе. Предлагается также включать в трудовые договоры мигрантов реквизиты полисов ОМС и ДМС со сроком действия не менее года.
А ранее МВД опубликовало законопроект "Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства". В нем предлагается кардинально изменить схему легализации трудовых мигрантов. Одна из ключевых новаций - отмена разрешения на временное проживание. Вместо него предполагается установить три разных миграционных режима. Краткосрочный - ограничивает пребывание в России 90 днями в течение календарного года, долгосрочный - позволяет находиться на территории страны свыше 90 дней, а режим постоянного пребывания - бессрочно. Сменить цель пребывания теперь можно, не выезжая из России.
Правительство изменило порядок реализации пилотного проекта по привлечению на российский рынок труда граждан Узбекистана
Иностранные граждане, пребывающие в России дольше 90 дней в году, должны будут получить единый цифровой документ, удостоверяющий личность (ID-карту с электронным носителем). Для этого человеку нужно будет обратиться в местное отделение МВД, сдать отпечатки пальцев, пройти медицинское освидетельствование. Врач должен зафиксировать, что иностранец не наркоман, у него нет ВИЧ или инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Тем, кто собирается постоянно жить и работать в РФ, необходимо зарегистрироваться на госуслугах, получить медицинский полис, а также подать заявление на включение в электронный реестр иностранных работников.
Кроме того, каждого мигранта обяжут подписать соглашение о лояльности, содержащее обещание не участвовать в деятельности экстремистских, террористических или других запрещенных организаций, несанкционированных собраниях, митингах, демонстрациях. В случае нарушения соглашения иностранца ожидает выдворение на родину за его счет.
Существенно ужесточаются требования к работодателям, пользующимся услугами иностранных работников. В специальном электронном реестре работодатели будут обязаны регистрировать иностранных работников, указывать требуемое число мигрантов и регулярно отчитываться о принятии их на работу либо увольнении. Мигранты смогут работать в России только в тех компаниях, которые зарегистрировались в этом реестре. За предоставление ложных сведений фирмы исключат из реестра и лишат права нанимать иностранцев. Самих иностранцев, работающих вне электронного реестра, будут высылать без решения суда.
С момента публикации этого документа в стране произошли серьезные изменения. Представители азербайджанской, таджикской, узбекской и казахской диаспор утверждают, что в конце февраля начался отток мигрантов из России. "Те суммы, которые мигранты зарабатывали и отправляли домой, сократились в два раза. Если раньше он отправлял 100 тысяч и там получали 100 тысяч, то теперь он отправляет 100 тысяч, а там получают 50 тысяч", - говорит представитель Центра правовой поддержки мигрантов Рахмутулло Хушвахтов. Эксперты, однако, не видят оттока. По данным Центра аналитических и практических исследований миграционных процессов, за первый квартал 2022 года оформлено трудовых патентов в два раза больше (516 916), чем за тот же период прошлого года (228 555), действительных патентов на конец отчетного периода - 2 миллиона 110 тысяч (в прошлом году была 961 тысяча). "А куда им ехать? Возвращаться на родину - там вообще работы нет. Или ее очень мало, и они там в пять раз меньше, чем у нас, зарабатывают, - говорит руководитель Центра аналитических и практических исследований миграционных процессов Вячеслав Поставнин. - Если - представим гипотетически - таджики вернутся в Таджикистан, там появится огромное количество безработных, которым надо что-то есть, чем-то семьи кормить, а семьи там большие. Это вызовет серьезную социальную напряженность".
Спрос на рабочую силу в России растет. В этих обстоятельствах трудовые мигранты - серьезный ресурс
Но, может, не стоить связывать мигрантов только с Россией. Разве они не могут уехать в другие страны? "Как они поедут? Чтобы перенаправить миграционный поток в какую-то третью страну, требуются годы, - говорит Поставнин. - Кто их там ждет? Чтобы им туда приехать, кто-то должен их ждать. Кто-то их должен встретить, обеспечить жильем, найти им работу. Это массовый въезд. Надо знать язык. Надо получать визы. Какое-то государство должно их принять. Турция? Там своих три миллиона мигрантов. Так что места заняты".
Спрос на рабочую силу в России растет и, по прогнозам экспертов, расти будет дальше. В этих обстоятельствах трудовые мигранты - серьезный ресурс.

Валерий ВЫЖУТОВИЧ. Российская газета, 18 ноября 2022 года

Кто-то должен работать

МВД реорганизует процесс оформления трудовых мигрантов
Правительство внесло в Госдуму законопроект о реорганизации миграционного учета. Он расширяет использование МВД услуг ведомственного ФГУП "Паспортно-визовый сервис" и профильного московского "миграционного" МФЦ для оформления документов трудовых мигрантов и регистрации граждан по месту жительства. Предполагается, что это упростит предоставление госуслуг и снимет часть нагрузки с министерства - ранее его глава Владимир Колокольцев объяснял недоверие граждан к миграционному управлению ведомства низкими зарплатами и кадровым голодом. Реорганизация коснется в первую очередь въезда мигрантов из безвизовых стран для работы (порядка 1,5 млн в год) - Белый дом намерен таким образом компенсировать дефицит на рынке труда, вызванный мобилизацией и сокращением въезда работников из визовых стран.
Правительственный законопроект №242428-8 с поправками к документам, регулирующим миграционный учет в РФ, зарегистрирован Госдумой 25 ноября. Суть вносимых в закон о миграционном учете, профильные постановления правительства и ведомственные документы МВД изменений - в фактической передаче "бюрократической" составляющей оформления такого учета ведомственному ФГУП "Паспортно-визовый сервис" (ФГУП ПВС; работает в 67 регионах) и уполномоченным МВД региональным структурам, которые уже работают с министерством по линии оформления приезжающих на работу в РФ трудовых мигрантов.
Всего МВД в год оказывает более 65 млн госуслуг в сфере миграции, из них 27 млн - иностранным гражданам и лицам без гражданства. На ФГУП ПВС приходится, в частности, около 2 млн выдаваемых патентов, крупнейшей из региональных структур со схожими функциями является московский Многофункциональный миграционный центр, на который приходится около четверти всей этой работы - 460 тыс. патентов в год.
Поправки к законодательству должны позволить передачу ПВС и региональным организациям широкого спектра функций миграционного управления МВД - от приема заявлений на выдачу виз, приглашений, разрешений на временное проживание, выдачу или замену видов на жительство, разрешений на работу, переоформление патентов для иностранцев, загранпаспортов граждан РФ, включая фотографирование и проведение обязательной государственной дактилоскопической регистрации, до "оказания содействия" в оформлении и выдаче патентов (сервис "Оплата патента на работу для иностранцев" недавно реализован Минцифры на портале госуслуг), в приеме заявлений о регистрации иностранного гражданина по месту жительства и выдаче уведомлений о прибытии.
При этом ФГУП и региональные организации останутся вне системы органов миграционного учета МВД - ведомственная подчиненность "позволяет регулировать и контролировать все аспекты" их деятельности, говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Не обошел стороной эти перемены и тренд на всеобщую цифровизацию госуслуг. Еще одним "удобством для мигрантов", проектируемым МВД, Минцифры и Минтрудом, должно стать мобильное приложение для въезжающих в Россию граждан ЕАЭС, с помощью которого можно будет найти работу и узнать, открыт ли въезд, сообщила 24 ноября глава главного управления по вопросам миграции МВД Валентина Казакова. Напомним, ЕАЭС официально единый рынок труда, и постковидный период неслучайно выбран для внедрения цифровых сервисов для мигрантов: хотя РФ (и тем более ЕАЭС в целом) как импортер труда относительно мало конкурирует с другими странами за приток рабочей силы, внедрение цифровых сервисов для временных рабочих и мигрантов в странах-импортерах сейчас переживает настоящий бум, и во многом инициативы РФ выглядят как способ "не отставать", например, от стран Персидского залива. В целом же опережение Россией цифровым сервисом в госуслугах других юрисдикций, отмечавшееся несколько лет назад, постепенно исчезает, а рынок труда для мигрантов - одно из чувствительных к цифровому прогрессу направлений: для многих мигрантов понятные и открытые, в идеале максимально дистанционные и помогающие преодолевать языковые барьеры услуги принимающего государства критичны и могут влиять на объемы миграционных потоков.
Для РФ как импортирующей труд юрисдикции именно сейчас улучшения сервисов для мигрантов очень актуальны. Из-за дефицита кадров на рынке труда, возникшего из-за частичной мобилизации граждан РФ для участия в военной операции на Украине, Белый дом вынужден снимать ограничения на наем иностранных работников. В основном это касается трудовых мигрантов из "безвизовых" стран: в частности, правительство недавно отказалось от количественных и отраслевых ограничений при найме граждан Узбекистана (см. "Ъ" от 14 ноября). При этом въезд работников из "визовых" государств падает - так, к концу 2022 года Минтруд, регулирующий квоты на выдачу "рабочих" виз, по результатам анализа региональных заявок предложил сократить их число с изначально заявленных 100 тыс. до 78 тыс. Сейчас сложно сказать, в какой мере на динамику миграции повлияла сама военная операция: напомним, миграционные потоки между РФ и Украиной традиционно были очень велики, но неизвестно, в какой степени отсутствующая сейчас (по крайней мере, в прямом маршруте при закрытых границах) трудовая миграция с Украины в РФ, очень влиятельная в 2010-х, перекрывается потоком беженцев с Украины на российскую сторону, поскольку какая-то часть их получает гражданство РФ; в целом этот аспект миграции остается в статистике загадкой.
Рост же нагрузки на миграционное управление МВД, которое занимается вопросами учета иностранцев в РФ, вероятно, создает риски мини-коллапса в этой сфере или, по крайней мере, существенного отставания от потребностей в импорте труда из-за дефицита "пропускных способностей" регистрирующих структур.
Так, выступая с докладом в Госдуме 19 октября, глава ведомства Владимир Колокольцев, отвечая на критику работы управления (в частности, у него один из самых низких рейтингов доверия граждан), отмечал, что "на эти должности у нас не стоит очередь из желающих трудоустроиться", кадровый голод составляет 20%, а виной всему - низкие зарплаты в ведомстве (см. "Ъ" от 20 октября). "Вывод" части бюрократической работы по учету мигрантов за пределы ведомства должен позволить поднять зарплаты таких специалистов - на них не распространяется министерская тарифная сетка; средств на это из бюджета министерство также не просит. Наконец, корпоративная культура в вынесенном за периметр МВД сервисном ФГУПе, генетически связанном с системой МФЦ, может быть сформирована проще, быстрее и бесконфликтнее, чем внутри самой системы МВД: решение выглядит в какой-то степени вынужденным.
Отметим, что вместе с упрощением легального въезда мигрантов для работы в России МВД разрабатывает и законопроект, позволяющий использовать информационные системы для розыска незаконных мигрантов. Для этого 30 сентября министерство внесло в правительство законопроект "Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства". Он предусматривает введение соглашений о лояльности, реестров недобросовестных работодателей, а также приглашающих и принимающих иностранцев лиц. Тогда в ведомстве сообщали, что при подготовке корреспондирующих изменений в связи с принятием данного закона будет рассмотрен вопрос о введении в законодательство возможности назначения высылки не только за правонарушения в сфере миграции, но и за другие, характеризующиеся повышенным общественным вредом.
Всего, по оценкам Владимира Колокольцева, в РФ находится около 6 млн иностранных граждан, из них 9% не имеют для этого законных оснований.
Неочевидно, в какой мере реорганизация системы учета (обычно критичной для восприятия мигрантами принимающей страны и во многом - мигрантов такой страной) в перспективе повлияет на характер принятия мигрантов в обществе в РФ. Сами по себе масштабы миграционных потоков с "антимигрантскими" настроениями в обществе, которые, видимо, ослабли в последние годы, связаны нелинейно - и не менее важны представления о правовом статусе мигрантов в обществе, на которые дизайн системы их регистрации и учета, по опыту других стран, влияет.

Олег САПОЖКОВ, Дмитрий БУТРИН. Коммерсантъ, 28 ноября 2022 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.