Валерий Выжутович: Спрос на рабочую силу в России
растет. В этих обстоятельствах трудовые мигранты - серьезный
ресурс
Частичная мобилизация обострила дефицит кадров. В связи
с этим правительство изменило порядок реализации пилотного проекта
по привлечению на российский рынок труда граждан Узбекистана. Если
до сих пор их количество не должно было превышать 11 тысяч человек
в строительстве и АПК, то теперь ограничения сняты. Снижаются и
медицинские требования к въезжающим. Они освобождаются от обязательного
теста на коронавирус или вакцинации, им теперь достаточно пройти
медосмотр.
На дефицит кадров отреагировало и МВД. Оно предложило по-новому
оформлять трудовые договоры с мигрантами. "В трудовом договоре
с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства,
указываются сведения о едином документе, удостоверяющем личность
иностранного гражданина на территории РФ, с электронным носителем
информации <...>, действительной учетной записи в реестре
иностранных работников", - говорится в опубликованном документе.
Предлагается также включать в трудовые договоры мигрантов реквизиты
полисов ОМС и ДМС со сроком действия не менее года.
А ранее МВД опубликовало законопроект "Об условиях въезда (выезда)
и пребывания (проживания) в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства".
В нем предлагается кардинально изменить схему легализации трудовых
мигрантов. Одна из ключевых новаций - отмена разрешения на временное
проживание. Вместо него предполагается установить три разных миграционных
режима. Краткосрочный - ограничивает пребывание в России 90 днями
в течение календарного года, долгосрочный - позволяет находиться
на территории страны свыше 90 дней, а режим постоянного пребывания
- бессрочно. Сменить цель пребывания теперь можно, не выезжая из
России. Правительство изменило порядок реализации пилотного проекта по
привлечению на российский рынок труда граждан Узбекистана
Иностранные граждане, пребывающие в России дольше 90 дней в году,
должны будут получить единый цифровой документ, удостоверяющий личность
(ID-карту с электронным носителем). Для этого человеку нужно будет
обратиться в местное отделение МВД, сдать отпечатки пальцев, пройти
медицинское освидетельствование. Врач должен зафиксировать, что
иностранец не наркоман, у него нет ВИЧ или инфекционных заболеваний,
которые представляют опасность для окружающих. Тем, кто собирается
постоянно жить и работать в РФ, необходимо зарегистрироваться на
госуслугах, получить медицинский полис, а также подать заявление
на включение в электронный реестр иностранных работников.
Кроме того, каждого мигранта обяжут подписать соглашение о лояльности,
содержащее обещание не участвовать в деятельности экстремистских,
террористических или других запрещенных организаций, несанкционированных
собраниях, митингах, демонстрациях. В случае нарушения соглашения
иностранца ожидает выдворение на родину за его счет.
Существенно ужесточаются требования к работодателям, пользующимся
услугами иностранных работников. В специальном электронном реестре
работодатели будут обязаны регистрировать иностранных работников,
указывать требуемое число мигрантов и регулярно отчитываться о принятии
их на работу либо увольнении. Мигранты смогут работать в России
только в тех компаниях, которые зарегистрировались в этом реестре.
За предоставление ложных сведений фирмы исключат из реестра и лишат
права нанимать иностранцев. Самих иностранцев, работающих вне электронного
реестра, будут высылать без решения суда.
С момента публикации этого документа в стране произошли серьезные
изменения. Представители азербайджанской, таджикской, узбекской
и казахской диаспор утверждают, что в конце февраля начался отток
мигрантов из России. "Те суммы, которые мигранты зарабатывали
и отправляли домой, сократились в два раза. Если раньше он отправлял
100 тысяч и там получали 100 тысяч, то теперь он отправляет 100
тысяч, а там получают 50 тысяч", - говорит представитель Центра
правовой поддержки мигрантов Рахмутулло Хушвахтов. Эксперты, однако,
не видят оттока. По данным Центра аналитических и практических исследований
миграционных процессов, за первый квартал 2022 года оформлено трудовых
патентов в два раза больше (516 916), чем за тот же период прошлого
года (228 555), действительных патентов на конец отчетного периода
- 2 миллиона 110 тысяч (в прошлом году была 961 тысяча). "А
куда им ехать? Возвращаться на родину - там вообще работы нет. Или
ее очень мало, и они там в пять раз меньше, чем у нас, зарабатывают,
- говорит руководитель Центра аналитических и практических исследований
миграционных процессов Вячеслав Поставнин. - Если - представим гипотетически
- таджики вернутся в Таджикистан, там появится огромное количество
безработных, которым надо что-то есть, чем-то семьи кормить, а семьи
там большие. Это вызовет серьезную социальную напряженность". Спрос на рабочую силу в России растет. В этих обстоятельствах
трудовые мигранты - серьезный ресурс
Но, может, не стоить связывать мигрантов только с Россией. Разве
они не могут уехать в другие страны? "Как они поедут? Чтобы
перенаправить миграционный поток в какую-то третью страну, требуются
годы, - говорит Поставнин. - Кто их там ждет? Чтобы им туда приехать,
кто-то должен их ждать. Кто-то их должен встретить, обеспечить жильем,
найти им работу. Это массовый въезд. Надо знать язык. Надо получать
визы. Какое-то государство должно их принять. Турция? Там своих
три миллиона мигрантов. Так что места заняты".
Спрос на рабочую силу в России растет и, по прогнозам экспертов,
расти будет дальше. В этих обстоятельствах трудовые мигранты - серьезный
ресурс.
Валерий ВЫЖУТОВИЧ. Российская газета, 18 ноября
2022 года
Кто-то должен работать
МВД реорганизует процесс оформления трудовых мигрантов
Правительство внесло в Госдуму законопроект о реорганизации миграционного
учета. Он расширяет использование МВД услуг ведомственного ФГУП
"Паспортно-визовый сервис" и профильного московского "миграционного"
МФЦ для оформления документов трудовых мигрантов и регистрации граждан
по месту жительства. Предполагается, что это упростит предоставление
госуслуг и снимет часть нагрузки с министерства - ранее его глава
Владимир Колокольцев объяснял недоверие граждан к миграционному
управлению ведомства низкими зарплатами и кадровым голодом. Реорганизация
коснется в первую очередь въезда мигрантов из безвизовых стран для
работы (порядка 1,5 млн в год) - Белый дом намерен таким образом
компенсировать дефицит на рынке труда, вызванный мобилизацией и
сокращением въезда работников из визовых стран.
Правительственный законопроект №242428-8 с поправками к документам,
регулирующим миграционный учет в РФ, зарегистрирован Госдумой 25
ноября. Суть вносимых в закон о миграционном учете, профильные постановления
правительства и ведомственные документы МВД изменений - в фактической
передаче "бюрократической" составляющей оформления такого
учета ведомственному ФГУП "Паспортно-визовый сервис" (ФГУП
ПВС; работает в 67 регионах) и уполномоченным МВД региональным структурам,
которые уже работают с министерством по линии оформления приезжающих
на работу в РФ трудовых мигрантов.
Всего МВД в год оказывает более 65 млн госуслуг в сфере миграции,
из них 27 млн - иностранным гражданам и лицам без гражданства. На
ФГУП ПВС приходится, в частности, около 2 млн выдаваемых патентов,
крупнейшей из региональных структур со схожими функциями является
московский Многофункциональный миграционный центр, на который приходится
около четверти всей этой работы - 460 тыс. патентов в год.
Поправки к законодательству должны позволить передачу ПВС и региональным
организациям широкого спектра функций миграционного управления МВД
- от приема заявлений на выдачу виз, приглашений, разрешений на
временное проживание, выдачу или замену видов на жительство, разрешений
на работу, переоформление патентов для иностранцев, загранпаспортов
граждан РФ, включая фотографирование и проведение обязательной государственной
дактилоскопической регистрации, до "оказания содействия"
в оформлении и выдаче патентов (сервис "Оплата патента на работу
для иностранцев" недавно реализован Минцифры на портале госуслуг),
в приеме заявлений о регистрации иностранного гражданина по месту
жительства и выдаче уведомлений о прибытии.
При этом ФГУП и региональные организации останутся вне системы органов
миграционного учета МВД - ведомственная подчиненность "позволяет
регулировать и контролировать все аспекты" их деятельности,
говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Не обошел стороной эти перемены и тренд на всеобщую цифровизацию
госуслуг. Еще одним "удобством для мигрантов", проектируемым
МВД, Минцифры и Минтрудом, должно стать мобильное приложение для
въезжающих в Россию граждан ЕАЭС, с помощью которого можно будет
найти работу и узнать, открыт ли въезд, сообщила 24 ноября глава
главного управления по вопросам миграции МВД Валентина Казакова.
Напомним, ЕАЭС официально единый рынок труда, и постковидный период
неслучайно выбран для внедрения цифровых сервисов для мигрантов:
хотя РФ (и тем более ЕАЭС в целом) как импортер труда относительно
мало конкурирует с другими странами за приток рабочей силы, внедрение
цифровых сервисов для временных рабочих и мигрантов в странах-импортерах
сейчас переживает настоящий бум, и во многом инициативы РФ выглядят
как способ "не отставать", например, от стран Персидского
залива. В целом же опережение Россией цифровым сервисом в госуслугах
других юрисдикций, отмечавшееся несколько лет назад, постепенно
исчезает, а рынок труда для мигрантов - одно из чувствительных к
цифровому прогрессу направлений: для многих мигрантов понятные и
открытые, в идеале максимально дистанционные и помогающие преодолевать
языковые барьеры услуги принимающего государства критичны и могут
влиять на объемы миграционных потоков.
Для РФ как импортирующей труд юрисдикции именно сейчас улучшения
сервисов для мигрантов очень актуальны. Из-за дефицита кадров на
рынке труда, возникшего из-за частичной мобилизации граждан РФ для
участия в военной операции на Украине, Белый дом вынужден снимать
ограничения на наем иностранных работников. В основном это касается
трудовых мигрантов из "безвизовых" стран: в частности,
правительство недавно отказалось от количественных и отраслевых
ограничений при найме граждан Узбекистана (см. "Ъ" от
14 ноября). При этом въезд работников из "визовых" государств
падает - так, к концу 2022 года Минтруд, регулирующий квоты на выдачу
"рабочих" виз, по результатам анализа региональных заявок
предложил сократить их число с изначально заявленных 100 тыс. до
78 тыс. Сейчас сложно сказать, в какой мере на динамику миграции
повлияла сама военная операция: напомним, миграционные потоки между
РФ и Украиной традиционно были очень велики, но неизвестно, в какой
степени отсутствующая сейчас (по крайней мере, в прямом маршруте
при закрытых границах) трудовая миграция с Украины в РФ, очень влиятельная
в 2010-х, перекрывается потоком беженцев с Украины на российскую
сторону, поскольку какая-то часть их получает гражданство РФ; в
целом этот аспект миграции остается в статистике загадкой.
Рост же нагрузки на миграционное управление МВД, которое занимается
вопросами учета иностранцев в РФ, вероятно, создает риски мини-коллапса
в этой сфере или, по крайней мере, существенного отставания от потребностей
в импорте труда из-за дефицита "пропускных способностей"
регистрирующих структур.
Так, выступая с докладом в Госдуме 19 октября, глава ведомства Владимир
Колокольцев, отвечая на критику работы управления (в частности,
у него один из самых низких рейтингов доверия граждан), отмечал,
что "на эти должности у нас не стоит очередь из желающих трудоустроиться",
кадровый голод составляет 20%, а виной всему - низкие зарплаты в
ведомстве (см. "Ъ" от 20 октября). "Вывод" части
бюрократической работы по учету мигрантов за пределы ведомства должен
позволить поднять зарплаты таких специалистов - на них не распространяется
министерская тарифная сетка; средств на это из бюджета министерство
также не просит. Наконец, корпоративная культура в вынесенном за
периметр МВД сервисном ФГУПе, генетически связанном с системой МФЦ,
может быть сформирована проще, быстрее и бесконфликтнее, чем внутри
самой системы МВД: решение выглядит в какой-то степени вынужденным.
Отметим, что вместе с упрощением легального въезда мигрантов для
работы в России МВД разрабатывает и законопроект, позволяющий использовать
информационные системы для розыска незаконных мигрантов. Для этого
30 сентября министерство внесло в правительство законопроект "Об
условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в РФ иностранных
граждан и лиц без гражданства". Он предусматривает введение
соглашений о лояльности, реестров недобросовестных работодателей,
а также приглашающих и принимающих иностранцев лиц. Тогда в ведомстве
сообщали, что при подготовке корреспондирующих изменений в связи
с принятием данного закона будет рассмотрен вопрос о введении в
законодательство возможности назначения высылки не только за правонарушения
в сфере миграции, но и за другие, характеризующиеся повышенным общественным
вредом.
Всего, по оценкам Владимира Колокольцева, в РФ находится около 6
млн иностранных граждан, из них 9% не имеют для этого законных оснований.
Неочевидно, в какой мере реорганизация системы учета (обычно критичной
для восприятия мигрантами принимающей страны и во многом - мигрантов
такой страной) в перспективе повлияет на характер принятия мигрантов
в обществе в РФ. Сами по себе масштабы миграционных потоков с "антимигрантскими"
настроениями в обществе, которые, видимо, ослабли в последние годы,
связаны нелинейно - и не менее важны представления о правовом статусе
мигрантов в обществе, на которые дизайн системы их регистрации и
учета, по опыту других стран, влияет.
Олег САПОЖКОВ, Дмитрий БУТРИН. Коммерсантъ,
28 ноября 2022 года