В России выросло число довольных бесплатной медициной
Число россиян, которые довольны бесплатной медициной,
выросло почти на 5%
Доля россиян, полностью довольных качеством бесплатной медицины,
выросла за последний год, но лишь 4,5% готовы лечиться исключительно
по программе ОМС, показало исследование "Социальной Механики"
и Всероссийского союза пациентов. Почему выросло число удовлетворенных программой ОМС
Только 12,1% россиян полностью удовлетворены качеством оказания
медицинских услуг в рамках обязательного медицинского страхования
(ОМС), показало исследование Центра гуманитарных технологий и исследований
"Социальная Механика" и Всероссийского союза пациентов,
данные которого 24 ноября привел вице-президент Всероссийского союза
страховщиков Дмитрий Кузнецов на конференции "Система ОМС.
Достижения, проблемы и перспективы" (РБК ознакомился с документом).
Год назад этот показатель был еще меньше - 7,2%.
Исследование проводилось с 1 октября по 15 ноября этого года, в
нем принимали участие 1,5 тыс. респондентов в 78 регионах России.
29,5% респондентов ответили, что "скорее удовлетворены"
бесплатными медуслугами (год назад - 18,6%), 35,2% были частично
удовлетворены (35,8%), около 23% в совокупности - "скорее не
удовлетворены" и "совершенно не удовлетворены" (37%
годом ранее). Таким образом, общий уровень удовлетворенности вырос
на 14,5%. Кузнецов полагает, что это результат информационной работы
страховщиков с пациентами, а также снижения числа проблем с оказанием
медпомощи в федеральных центрах.
Число россиян, которые однозначно бы обратились за медпомощью только
по программе ОМС, невелико - 4,5%. (показатель за прошлый год в
исследовании не приводится). Вероятнее всего, причина в том, что
бесплатная медицина в России предполагает четкий протокол и маршрутизацию
лечения, и, кроме того, на фоне кадрового дефицита в государственных
клиниках поиск нужного специалиста распространяется на частные медицинские
организации, говорит Кузнецов.
"С одной стороны, показатель в 4,5% не очень хороший, но в
последние 30-40 лет в России формировалось общество потребления,
и к медицине люди тоже привыкли относиться как потребители. Многие
частные клиники могут предложить гораздо лучшие условия пребывания,
что не гарантирует качество самого лечения", - сказал РБК председатель
координационного совета пациентской организации "Движение против
рака" Николай Дронов.
Исследование "Социальной Механики" проводится не первый
год, его результаты коррелируют с данными исследований ВЦИОМ, обращает
внимание Кузнецов. В августе этого года ВЦИОМ сообщал о том, что
44% россиян "заметили повышенное внимание государства к качеству
медуслуг" (в декабре прошлого года - 40%), 17% полагают, что
регулятор стал обращать на них меньше внимания (против 27% в декабре).
По тем же данным, доля тех, кто заметил рост доступа к медпомощи,
составила 29% против 19% в конце прошлого года. Что не устраивает обращающихся за бесплатной медпомощью
При этом только половина (48%) пациентов удовлетворены в той или
иной степени отношением со стороны врачей в государственных клиниках,
что, по мнению авторов исследования, свидетельствует о том, что
многие составляющие бюджетного сегмента медицины являются недостаточными.
Амбулаторных пациентов более всего не устраивало длительное ожидание
приема, невозможность получения всех необходимых услуг в одном медучреждении
и невозможность записаться к определенному специалисту. На взимание
дополнительной платы без договора, отказ в выдаче направления в
медучреждение вышестоящего уровня (районное, городское, региональное
или федеральное) и отказ в выписке льготного рецепта пожаловалось
наименьшее число опрошенных (последние две проблемы в прошлом году
входили в топ-10 причин неудовлетворенностью медобслуживанием по
ОМС).
В топ-5 проблем стационарных больных за последние три года вошли
приобретение лекарств, назначенных врачом, за свой счет (сталкивались
47,4% респондентов), некорректное поведение медработников (39,2%),
направление на платные анализы и обследования перед госпитализацией
(39,1%), дополнительные расходы на платные услуги в стационаре (34,7%)
и самостоятельное приобретение расходных материалов (33%).
"Люди хотят ясной и понятной программы помощи, и поскольку
потребительское отношение не располагает к самостоятельному поиску
информации о порядке ее оказания, это требует работы по разъяснению
механизма действия программы госгарантий. В первую очередь со стороны
регулятора, ФФОМС и органов управления здравоохранением, во-вторую
- со стороны страховщиков", - говорит Дронов, отмечая, что
значительную часть этой работы уже сейчас взяли на себя пациентские
организации.
В Федеральном фонде ОМС вопрос мониторинга удовлетворенности качеством
бесплатных медуслуг и информационной работы с их потребителями не
прокомментировали. РБК направил запрос в "СОГАЗ-Мед",
"Ингосстрах-М" и "СМК РЕСО-Мед", которые работают
по программе ОМС.