Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 961 - 962
18 октября - 31 октября 2022

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

"The Bell", "Forbes", "Коммерсантъ" и "Новые Известия" о влиянии мобилизации на рынок труда
"Если быть точным" о демографических последствиях мобилизации
"Независимая газета" о кризисе рождаемости
"Коммерсантъ" о невозможности устроиться на работу без вакцинации от коронавируса

"Известия" об изменении финансирования нацпроектов
"Lidovky" и "The Sun" о миграционном кризисе в Европе
"РБК" о нехватке лекарства для лечения ВИЧ-инфекции
"RE:RUSSIA" об итогах ВПН-2020 в региональном измерении

о изменении финансирования нацпроектов

Суммы эффект: финансирование нацпроектов сократят на 240 млрд рублей

Какие из них в следующем году недосчитаются средств, а где денег прибавится
Финансирование нацпроектов в 2023 году сократится на 240 млрд рублей, говорится в пояснительной записке к проекту федерального бюджета, которую проанализировали "Известия". Всего в следующем году на достижение наццелей направят 2,86 трлн рублей. Сильнее всего - в четыре раза - урежут расходы на проект модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ) - с 414,9 млрд в этом году до 129,4 млрд рублей в следующем. Самые большие траты ожидает в новом году нацпроект "Демография" - на 115,3 млрд рублей больше по сравнению с 2022-м.
Ни много ни мало
В общей сложности в проекте бюджета на нацпроекты заложили 5,82 трлн рублей на предстоящие два года. В 2023-м - 2,86 трлн рублей, а в 2024-м - 2,96 трлн. В этом году на достижение наццелей было направлено 3,1 трлн рублей.
Согласно проекту бюджета на трехлетку, финансирование отдельных нацпроектов ждет существенное изменение. Так, КПМИ сократят с 414,9 млрд в этом году до 129,4 в 2023-м и до 111,5 млрд в 2024-м. В следующие два года к нулю сведены траты на развитие железнодорожной инфраструктуры и железнодорожных подходов к морским портам Северо-Западного бассейна и Азово-Черноморского бассейна, а также автодороги международного транспортного коридора Европа - Западный Китай. Больше всего будет потрачено на развитие Северного морского пути (110,2 млрд рублей за два года) и региональных аэропортов (всего 69,1 млрд рублей).
Финансирование нацпроекта "Цифровая экономика" снизят в следующем году на 71,6 млрд (до 129,3 млрд рублей) по сравнению с 2022 годом, а в 2024-м оно сократится до 126,9 млрд рублей. В следующем году урежут затраты на кадры для цифровой экономики, а в 2024 году их уведут в ноль.
Больше всего средств в следующем году предусмотрено на нацпроект "Демография" - на 115,3 млрд рублей больше по сравнению с 2022 годом. В 2023-м на проект запланировано 918,1 млрд, в 2024-м - 885,6 млрд рублей. За счет введения с 1 января 2023-го ежемесячного пособия малообеспеченным семьям с детьми от нуля до 17 лет и беременным снизятся траты на поддержку семей при рождении детей.
Рост расходов подразумевается и по направлению "Безопасные и качественные дороги" - до 397,5 млрд рублей в 2023 году и 541,2 млрд в 2024-м. Дополнительное финансирование здесь обусловлено реализацией мероприятий по развитию городского наземного электротранспорта. Планируется снижение финансирования на строительство и реконструкцию автодорог федерального значения и внедрение интеллектуальных транспортных систем.
На нацпроект "Образование" потратят в следующем году 228,7 млрд (плюс 32,7 млрд рублей к этому году). Основные расходы пойдут на строительство и ввод в эксплуатацию в 2023 году пяти школ в Республике Тыва, завершение строительства четырех школ на Алтае и в Мордовии, а также в Псковской области. Предусмотрена и господдержка всероссийского конкурса "Учитель года России", а также создания детских технопарков "Кванториум".
"Известия" обратились в пресс-службу Минфина с вопросом о причинах сокращения общего финансирования нацпроектов, но на момент публикации ведомство не предоставило ответ.
Демография и транспортные артерии - на пользу страны
Рост расходов на демографию и безопасные дороги говорит о приоритетном отношении властей к этим направлениям, полагает председатель совета Ассоциации цифровой трансформации Юрий Мышинский.
- Эти параметры влияют как на долгосрочную стратегию развития государства "больше граждан - сильнее страна", так и на развитие безопасных дорог, которые дают мультипликативный эффект на всю экономику. Здесь и транспорт, и логистика, и строительство, и туризм. Дороги - это артерии страны, - подчеркнул он.
По этому проекту масштабный прирост бюджетных отчислений произойдет за счет увеличения расходов регионов (консолидированные бюджеты субъектов России), отметил эксперт.
В направлении "Цифровая экономика" специалист не видит драматичного снижения. В последние три года наращивание расходов на этот проект составляло около 50% к показателям предыдущих лет, а в 2023-2024 годах расходы возвращаются приблизительно к уровню 2021-го, указал он. Мышинский отметил большую работу Минцифры по формированию реестров российского программного обеспечения (ПО), прежде всего для импортозамещения иностранного: много средств выделяется на цифровые проекты по линии Института развития сектора информационных технологий (РФРИТ), оператора господдержки отечественных цифровых решений данного нацпроекта, а также через "Сколково".
Он предположил, что расходы на кадры для цифровой экономики можно поддержать без прямых бюджетных затрат, так как здесь остался ресурс поддержки за счет предоставления налоговых вычетов организациям и физлицам при получении IT-образования.
Снижение затрат на инфраструктурные проекты связано с ресурсными ограничениями, считает директор ИНП РАН Александр Широв. Он отметил, что в последние годы средства на развитие магистральной инфраструктуры недобираются из-за нехватки строительных мощностей, закупленного оборудования и не всегда получается освоить выделенные деньги за счет уже имеющихся мощностей.
Финансовый аналитик группы компаний CMS Владимир Сагалаев полагает, что сейчас у РФ как минимум три приоритета. Первый - это обеспечение жизнедеятельности страны, куда входит здравоохранение, образование, энергетика. Второй - национальная безопасность государства, в том числе силовые структуры и военно-оборонный сектор. Третий - поддержка и выполнение соцобязательств государства. Также в 2023 году Минфин планирует ослабить курс рубля, потратив на это почти 1 трлн рублей, что тоже урезает часть финансирования нацпроектов, заключил аналитик.

Екатерина РАКИТИНА. Известия, 8 октября 2020 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.